Правовой статус судей как особый судоустройственный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:05, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является комплексный анализ норм судоустройственного законодательства, регулирующих правовой статус судей в Российской Федерации.
Задачами дипломного исследования являются:
1. изучение истории развития законодательства о правовом положении судей в Российской Федерации;
2. определение понятия правового статуса судьи как носителя судебной власти;

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 116.58 Кб (Скачать)

Справедливости ради следует отметить, что случаи привлечения судей к административной ответственности очень малочисленны. Более того, в литературе указывается, что практики применения административной ответственности практически нет, поскольку законодатель установил слишком сложный порядок привлечения судей к ней. Кроме того, не определены давностные сроки привлечения к ответственности43, не ясен субъектный состав органов и лиц, возбуждающих производство по проступкам судей, не урегулировано содержание процедур привлечения к административной ответственности, непонятно, как будут соблюдаться гарантии неприкосновенности судей при составлении протоколов44.

Вместе с тем не исключено, что  судьи, совершающие административные проступки, могут наказываться в дисциплинарном порядке. Например, ККС Красноярского края решением от 19 января 2007 г. досрочно прекратила полномочия судьи Ч. «за совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в управлении автомобилем в состоянии алкогольного опьянения с причинением вреда потерпевшим»45.

   За первое полугодие 2009 года по Свердловской области было привлечено к дисциплинарной ответственности – 2 человека, из них одно предупреждение и одно прекращение полномочий по ст.12. Также было дано согласие на возбуждение уголовного дела – 1.

4. Следующей  гарантией  независимости  судьи  является  деятельность органов судейского сообщества, которые создаются и действуют для выражения интересов судей как носителей судебной  власти46.

  Органами судейского сообщества  являются:

- Всероссийский съезд судей,  а в период между съездами - Совет судей Российской Федерации, избираемый Всероссийским съездом судей;

- собрания судей Высшего Арбитражного  Суда РФ и Верховного Суда  РФ;

- съезды (конференции) судей республик  в составе РФ, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных  округов, военных округов, групп  войск и флотов, арбитражных судов,  а в период между съездами - избираемые ими советы судей.

Органы судейского сообщества обсуждают  вопросы судебной практики, проводят общественную экспертизу законов, иных нормативных актов, касающихся деятельности суда и статуса судей, рассматривают проблемы организации судов, их кадрового, ресурсного обеспечения, правового и социального положения судей. Органы судейского сообщества избирают соответствующие квалификационные коллегии судей, представляют интересы судей в государственных органах и общественных объединениях.

По обсуждаемым вопросам органы судейского сообщества принимают решения, а также обращения к государственным  органами, общественным объединениям и должностным лицам, подлежащие рассмотрению в месячный срок47.

5. Независимость судей судов общей юрисдикции обеспечивается также и деятельностью  Судебного  департамента  при  Верховном  Суде  РФ  по организационному  обеспечению деятельности  судов. На Судебный  департамент возложены обязанности по осуществлению мероприятий кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленных на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия (ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ» от 8 января 1998 г.). Организационное обеспечение деятельности  арбитражных судов осуществляется Высшим  Арбитражным Судом РФ.  Обеспечение деятельности  судов высшего звена – Верховного,  Высшего Арбитражного  и Конституционного  Суда  РФ обеспечивается  непосредственно аппаратами  этих  судов.  Передача  функции организационного  обеспечения деятельности  судов от  министерства  юстиции в руки  самих судебных  органов в ходе  судебной  реформы в России  позволила обеспечить  реальную  независимость судебной  системы от  органов исполнительной власти48.

6. Несменяемость  судей.  Судья не  может быть  переведен,  назначен  или избран  на  другую  должность или в другой  суд без его согласия.  В случае упразднения или реорганизации суда судья может быть с его согласия переведен в другой  суд.  За  время,  в течение которого  оформляется перевод,  за  судьей  сохраняется заработная  плата.  Судьям,  переведенным  в другую  местность, расходы по  их  переезду  и переезду  членов  их  семей возмещаются в полном объеме. В случае отказа судьи от перевода он имеет право на выход в отставку на общих основаниях.  Полномочия  судьи могут быть  прекращены  или приостановлены  в порядке,  установленном законом и только  по  решению соответствующей квалификационной коллегии судей49.  Срок полномочий судьи законом не ограничен, за исключением мировых судей. 7. Ответственность за неуважение к суду. В соответствии со статьей 294 Уголовного кодекса РФ любое вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия -наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. Посягательство на жизнь судьи, участвующего в отправлении правосудия,  а равно их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде, производством предварительного расследования либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта, совершенное в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц либо из мести за такую деятельность, - наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.  Угроза убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества в отношении судьи а равно их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет (ст.296УК РФ).

    Неуважение к суду, выразившееся в оскорблении участников судебного разбирательства, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев. То же деяние, выразившееся в оскорблении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

   Клевета в отношении судьи, в связи с рассмотрением дел или материалов в суде - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет (ст.297,298 УК РФ).

8.  Особая  защита  судей,  членов  их  семей  и  их  имущества  со  стороны государства.  Согласно  Закону «О  статусе судей в РФ» органы  внутренних  дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности  судьи, членов его семьи,  сохранности принадлежащего им имущества,  если от  судьи поступит соответствующее заявление.  Судья имеет право на  хранение  и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается  ему органами внутренних дел по  его заявлению в порядке,  предусмотренном Законом РФ «Об оружии». Федеральный  закон «О  государственной  защите  судей,  должностных  лиц правоохранительных  и контролирующих органов» от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ с  последующими  изменениями  и  дополнениями  устанавливает  виды  мер безопасности,  применяемые  для  защиты  судей  и  членов  их  семей  и  условия  их применения.  К  таким  мерам  относятся: 1)  личная  охрана,  охрана  жилища  и имущества; 2)  выдача  оружия,  специальных  средств  индивидуальной  защиты  и оповещения  об  опасности; 3)  временное  помещение  в  безопасное  место; 4) обеспечение конфиденциальности  сведений о  защищаемых лицах; 5) перевод на другую  работу (службу),  изменение  места  работы (службы)  или  учебы; 6) переселение  на  другое  место  жительства; 7)  замена  документов,  изменение внешности50.

       2.2 Особый порядок приостановления и прекращения полномочий судей.

Приостановление полномочий – это временное отстранение судьи от исполнения им своих обязанностей51

Основанием для  приостановления полномочий является:

- признание судьи безвестно  отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

- согласие квалификационной коллегии  судей на привлечение судьи  к уголовной ответственности  или заключение его под стражу;

- участие судьи в предвыборной  кампании в качестве кандидата  в состав органа законодательной  (представительной) власти, а также  его избрание в состав этого  органа.

Решение о возобновлении полномочий судьи принимает та же квалификационная коллегия судей, которая приостановила его полномочия52.

Приостановление полномочий означает лишь то, что судья, о котором состоялось решение, временно отстраняется от исполнения своих обязанностей. Но это не лишает его гарантий неприкосновенности, не снижает уровень материального  обеспечения и, как правило, не препятствует получению заработной платы и  иного вознаграждения за труд (кроме случаев, когда он подвергнут аресту). Судья возобновляет исполнение своих обязанностей после того, как отпали основания для приостановления полномочий (выздоровление, прекращение по реабилитирующему основанию уголовного дела, отказ от занятия деятельностью, несовместимой с судебной должностью и т.д.).

Прекращение полномочий – это полное отстранение судьи от исполнения должностных обязанностей. Установлен исчерпывающий перечень оснований, а именно:

-  письменное заявление судьи  об отставке;

-  неспособность по состоянию  здоровья или по иным уважительным  причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи;

-  письменное  заявление  судьи  о прекращении  его полномочий  в  связи  с переходом  на другую работу или по  иным причинам;

-  истечение срока полномочий  судьи, если они были ограничены  определенным сроком;

-  увольнение  судьи военного  суда  с военной службы  по  достижении  предельного возраста  пребывания  на  военной службе;

-  прекращение гражданства Российской Федерации;

-  занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

-  вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

-  вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо признании его недееспособным;

-  смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

-  отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда53.

Решение о прекращении  полномочий судей гражданских, военных  и арбитражных судов принимается  соответствующей квалификационной коллегией судей. оно может быть обжаловано в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения. Законность решения Высшей квалификационной коллегии судей проверяется Верховным  Судом РФ в тот же срок. При  отмене решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи, отмене состоявшегося о нем обвинительного приговора суда либо судебного решения о применении принудительных мер медицинского характера судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы. Для прекращения полномочий судей Конституционного Суда РФ законом установлены дополнительные основания: 

–   нарушение порядка  назначения на должность;

–   неучастие  судьи  в  заседаниях суда без уважительных причин более двух раз;

_двукратное уклонение судьи от голосования при принятии судом решений по рассматриваемым судом делам54.

По Свердловской области  за первое полугодие 2009 года прекратили полномочия судьи по п.п.1п.1 ст.14 ФЗ «О статусе судей в РФ» - 18, из них  судьи общей юрисдикции – 17, арбитражных судов – 1. Также по п.п.3 п.1 ст.14 Закона – 2 человека, а п.п.4.п1 ст.14 Закона -1 человек.

2.3 Аттестация  судей.

   Аттестация судей регламентируется Положением о квалификационной аттестации судей, утвержденным 13 мая 1993 года. Аттестация проводится для оценки уровня профессиональных знаний судьи и его умения применять эти знания при осуществлении правосудия, а также деловых качеств и соответствия требованиям, предъявляемым по закону к судьям. Поводом для этого могут служить: постановка вопроса о назначении в вышестоящий суд; назначение на очередной срок полномочий, когда судья первоначально был назначен на три года и зарекомендовал себя положительно; утверждение на должность председателя суда, его заместители или председателя судебной коллегии; присвоение квалификационного класса.

Положение предусматривает  возможность присвоения судьями  в зависимости от их стажа работы, уровня квалификации и занимаемой должности  шести квалификационных классов: от пятого до первого и высший. Для  пребывания в каждом из классов установлены свои сроки: для пятого класса – два года, для четвертого – три года, для третьего – четыре года, для второго – пять лет; для первого и высшего классов сроки не установлены. При этом в Положении дается ориентировка на то, какие классы могут быть присвоены судьям конкретных уровней. Например, председателям, их заместителям, судьям районных судов, а также военным судьям судов основного звена допускается присвоение классов с пятого по второй. В виде исключений высококвалифицированным и имеющим большой опыт судебной работы судьям могут быть присвоены более высокие классы.

    Квалификационные  классы имеют двоякое назначение. С одной стороны, они являются  свидетельством уровня квалификации  судьи, профессиональных знаний  и опыта, а с другой –  служат фактором, влияющим на  размер заработной платы судей:  в зависимости от присвоенного  класса заработная плата судьи  увеличивается на 15 – 30%.

     Нужно иметь  в виду, что в судах квалификационной  аттестации подвергаются не только  судьи. Аттестации подлежат также  оперативные работники аппаратов судов (советники, помощники, консультанты, секретари судов и др.). по итогам аттестации им присваиваются классные чины: юрист 1-3-го класса, советник юстиции 1-3-го класса и государственный советник 1-3-го класса. Эти чины, как и квалификационные классы судей, - свидетельство профессионального уровня работника, его знаний и опыта. Она также дают право на получение надбавок к заработной плате в размере от 15 до 27%55.

Информация о работе Правовой статус судей как особый судоустройственный институт