Правовой статус судей как особый судоустройственный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:05, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является комплексный анализ норм судоустройственного законодательства, регулирующих правовой статус судей в Российской Федерации.
Задачами дипломного исследования являются:
1. изучение истории развития законодательства о правовом положении судей в Российской Федерации;
2. определение понятия правового статуса судьи как носителя судебной власти;

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 116.58 Кб (Скачать)

 

Введение

    В 90-е годы XX веке в Российской Федерации получила законодательное закрепление судебная власть как одна из трех самостоятельных ветвей власти в государстве.

    Одним из основополагающих принципов судебной власти является конституционный принцип независимости суда и судей. Носителями независимой судебной власти являются судьи, чье правовое положение регламентируется рядом нормативно-правовых актов.

    Конституционный законодатель посвятил правовому статусу пять статей (ст. 119 – 122, 128), закрепив положения о требованиях, предъявляемых к кандидатам в судьи, несменяемости, неприкосновенности судей, порядка наделения полномочиями.

    В настоящее время правовой статус судей представляет собой сложный и многогранный межотраслевой институт, закрепляющий независимое и обособленное положение судьи как носителя судебной власти.

    Вопросы правового положения судей не утрачивают своей актуальности. С момента принятия Закона РСФСР «О статусе судей в РСФСР» 26 июня 1992 г. неоднократно вносились изменения в нормы, регулирующие порядок наделения судей полномочиями, сроки их деятельности, привлечение к ответственности.

    Целью данной дипломной работы является комплексный анализ норм судоустройственного законодательства, регулирующих правовой статус судей в Российской Федерации.

  Задачами дипломного исследования являются:

  1. изучение истории развития законодательства о правовом положении судей в Российской Федерации;
  2. определение понятия правового статуса судьи как носителя судебной власти;
  3. анализ отдельных элементов правового статуса судей;
  4. анализ положений о гарантиях судейской независимости;
  5. изучение положений о профессиональной этики судьи.

    Дипломная работа состоит из введения, трех глав, поделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

    В первой главе рассмотрены вопросы исторического развития судебной системы и законодательства о правовом положении судей, а также раскрыто понятие правового статуса судей.

    Во второй главе анализируются положения о независимости судей, особом порядке приостановления и прекращения полномочий судей, особом порядке привлечения судей к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.

  Третья глава посвящены вопросам судейской этики.

  Источниками написания дипломной работы  явились исследования российских ученых, посвященные вопросам статуса судей; нормативно- правовые акты, учебная литература.

  При написании дипломной работы были обобщены некоторые данные об ответственности судей на территории Свердловской области.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.  Правовой статус судей как особый судоустройственный институт.

1.1 История  развития института

     После проведения судебной реформы в 1864 году в России стали существовать такие    принципы судопроизводства как: независимость и отделение суда от администрации;  создание всесословного суда;  равенство всех  перед   судом;   введение   присяжных заседателей;  создание  более четкой системы судебных инстанций.  Реформа также вводила  многие  институты  буржуазного  процесса:  отделение предварительного следствия от суда; устность и гласность  процесса;  участие в процессе обвинения  и  защиты;  равенство  сторон,  презумпция   невиновности;   ликвидацию   формальной   оценки доказательств и  введение  принципа  свободной  оценки  доказательств  самим судом   на   основе   обстоятельств   дела. Главной гордостью судебной системы было создание мирового суда, который предназначался для рассмотрения малозначительных уголовных и гражданских дел. Мировые суды являлись выборными органами. Но выбирало их не население, а уездные земские собрания, а в столицах – городские думы. После избрания состав мировых судей утверждался Сенатом. Мировые судьи избирались на 3 года. Так же как судьи в общих судах, мировые судьи пользовались правом несменяемости в течении трехлетнего срока избрания, т.е. они не могли быть уволены или переведены из одной местности в другую без их согласия; временное отстранение от должности могло иметь место только в случае предания их суду, удалению от должности судьи могли быть подвергнуты только при совершении преступления, установленного приговором уголовного суда, вступившим в законную силу1. Мировой судья имел свой участок. Мировые судьи делились на две категории: участковых и почетных. Участковые судьи являлись основными органами мировой юстиции, осуществляли правосудие на своем участке, где находились их камеры. Участковые мировые судьи в отличие от почетных: получали жалованье и определенные суммы; не имели права занимать должности в государственных и общественных учреждениях, поскольку обязаны были безотлучно пребывать в участке и постоянно выполнять возложенные на них обязанности.  Почетные мировые судьи вводились для облегчения исполнения многочисленных обязанностей участкового мирового судьи. Они не имели своих камер, могли занимать государственные и общественные должности и не получали содержания. Чтобы быть избранным мировым судьей, следовало обладать: образовательным цензом, при котором требовалось наличие высшего или среднего образования либо наличие трехлетнего стажа работы, преимущественно по судебной части; возрастным цензом – не ниже 25 лет; имущественным цензом в размере не менее 400 десятин земли; не состоять под следствием и судом. Участковые и почетные мировые судьи единолично рассматривали подсудные им дела и единолично выносили приговоры и решения.  Судебная реформа создала не  только  новый  суд,  но  и новую систему правоохранительных органов,  более  того,  новое  понимание  и представление о законности и правосудии. Для замещения этих  судебных  должностей судей окружного суда надо  было   отвечать   целому   ряду требований: иметь соответствующее образование, стаж работы,  соответствовать классово-политическим требованиям; как правило,  председателями  и членами окружных судов были представители дворянского сословия. В окружном суде  в большей мере,  нежели  в других  судебных  местах России, соблюдались принципы введенного реформой процесса. Следующей судебной инстанцией была судебная  палата2.  Судебные  палаты утверждались по одной на несколько губерний. Всего их  было  образовано  14, каждая из них направляла деятельность 8-10 окружных судов.  Представители  и члены судебных  палат  назначались  императором  по  представлению  министра юстиции. Это являлось существенным  пережитком феодально-сословной судебной системы. Над всеми судебными органами России стоял Сенат –  орган,  формируемый по указу императора. Сенат являлся верховным кассационным судом для всех  судебных  органов государства, но мог быть и судом первой инстанции по делам  особой  важности (например, по  должностным преступлениям,  совершенным  высокопоставленными сановниками).

В целом становление новых  судов встретилось со значительными  трудностями. Новые принципы их деятельности — гласность, состязательность, несменяемость  судей, их независимость (пусть относительная) от административных властей — не могли не вызвать подозрительности и противодействия со стороны  государственной бюрократии. Первоначально (в апреле 1866 г.) были созданы только два судебных округа (Петербургский  и Московский), в остальных районах  новые суды создавались в течение  долгого времени, постепенно и по частям. Ничем не ограниченное право  министра юстиции назначать судей, не вдаваясь при этом в объяснения, стало одним из главных каналов  давления администрации на судебные органы3.

 Формирование новой судебной системы началось с Декрета о суде № 1, принятого СНК 22 ноября 1917 г. Этим декретом упразднялись все дореволюционные судебные органы, созданные судебной реформой 1864 г.: окружные и судебные палаты, правительствующий сенат, военные, морские и коммерческие суды. Ликвидировались прокуратура, адвокатура, институт судебных следователей. На их месте создавалась новая судебная система. Первым звеном этой системы были местные суды, состоявшие из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Суды действовали на принципах выборности и участия населения в отправлении правосудия. Состав суда избирался местными Советами. Предварительное следствие осуществляли единолично судьи, тем самым нарушался принцип отделения следствия от суда. Местные суды решали дела именем Российской Республики, в своей деятельности они должны были руководствоваться декретами ВЦИК, СНК, положениями политических программ партий большевиков и левых эсеров, а также законами свергнутых правительств, если те не противоречат установленным нормам и принципам. В ноябре 1918 г. декретом СНК ссылки на старые законы были запрещены. 15 февраля 1918г. был принят Декрет о суде № 2. Главные положения этого документа сводились к расширению подсудности  местных судов  и образованию новой судебной инстанции — окружных судов. Окружные суды выносили решения по гражданским делам в составе трех постоянных членов и четырех народных заседателей, приговоры по уголовным делам — в составе двенадцати заседателей под председательством постоянного члена суда. Предварительное следствие проводили состоявшие при окружных судах следственные комиссии из трех человек, избираемые местными Советами. По тем же причинам осенью 1918 г. окружные суды были ликвидированы. Отменялся апелляционный порядок обжалования, по декрету допускался только кассационный порядок. 13 июля 1918 г. СНК был принят Декрет о суде № 3. Этим актом значительно расширялась компетенция местных судов. Кассационные жалобы на решения и приговоры местных народных судов рассматривали Советы местных народных судей, сформированные из постоянных судей нижестоящих судов. Жалобы на решения и приговоры окружных судов рассматривались в кассационном суде в Москве. В ноябре 1918г. ВЦИК утвердил Положение о народном суде РСФСР. Учреждалась единая форма суда — народный суд, состоявший из одного народного судьи и нескольких заседателей. Защита и обвинение были возложены на коллегии при уездных и губернских исполкомах, избираемые Советами. Предварительное следствие осуществляли следственные комиссии, милиция или сами судьи. Декретом о суде № 1 наряду с местными судами учреждались революционные трибуналы. Революционные трибуналы состояли из председателя и шести заседателей, избираемых Советами. В июне 1918 г. при ВЦИК учреждается Кассационный отдел, который рассматривал кассационные жалобы и протесты на приговоры революционных трибуналов. В 1922 г. революционные трибуналы были ликвидированы4.

    В связи с Положением о судоустройстве РСФСР от 31 октября 1922 года  закрепились основные  принципы  организации советской   судебной   системы:   ее   единство,   построение    с    учетом государственного   устройства,    соответствие    новому    административно-территориальному делению. Кадровому составу судей в этот период уделялось большое внимание.  Во главу угла ставился опыт революционной борьбы, а не юридическое образование и знание  законов.  Отсюда  и социальный  состав   судей:   при   избрании предпочтение отдавалось рабочим и крестьянам.  Отмечался постоянный  рост  числа судей-членов партии. В Верховном Суде РСФСР было 32 члена (судьи), что составляло 15,3%  ко всему числу сотрудников суда.  Данные, касающиеся образовательного уровня  народных  судей  в  РСФСР, замалчивались, так как в основной своей массе эти люди не  имели  не  только юридического,  но  и  образования  вообще.  К кандидату на пост народного судьи предъявлялись следующие требования. Им мог стать неопороченный по суду гражданин РСФСР, независимо от пола, расы и национальной принадлежности, который отвечал бы следующим условиям: обладал активным и пассивным избирательным правом; имел двухлетний опыт ответственной политической работы в рабоче-крестьянских, общественных, профессиональных или партийных организациях или трехлетний стаж практической работы в органах советской юстиции на должности не ниже народного следователя. Народные судьи избирались губисполкомами на  один  год и могли быть переизбраны вновь. Отзыв народного судьи производился  по  мотивированному предложению Наркомата юстиции. Такие же  требования  были  установлены и к кандидатам в народные  заседатели.  Особое  внимание  здесь обращалось  на социально-классовый состав5. Использование «старых» кадров к середине 1920-х гг. значительно возросло6. Профессиональные юристы были востребованы в судебной системе, но профессиональный уровень утратил свое значение, так как не заботил партийных и советских руководителей. Они считали, что наилучшим судьей является не юрист, а «рабочий коммунист либо рабочий беспартийный с высоко развитым самосознанием»7. Такие служащие, пройдя подготовку, могли годами работать в органах на должностях, которые требовали профессионального юридического образования.

    В августе 1938 году был принят  Закон СССР «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик», который  устанавливал принципы единого и равного для всех граждан суда независимо от социального, имущественного и служебного положения граждан, их национальной и расовой принадлежности8. Народные заседатели призывались к исполнению своих обязанностей в судах в порядке очередности по списку не более чем на десять дней в году, кроме случаев, когда продление этого срока вызывалось необходимостью участия народных заседателей в рассмотрении судебного дела. Во время исполнения своих обязанностей в суде народные заседатели пользовались всеми правами судьи9. За народными заседателями из числа рабочих и служащих на все время исполнения ими обязанностей в суде сохранялась их заработная плата. Рассмотрение дел во всех судах осуществлялось в составе судьи и двух народных заседателей. Судьи народного суда стали избираться на три  года.  Судьи  остальных судов по-прежнему избирались Советами на пять лет.

   В декабре 1958 г увеличился срок полномочий судей (с трех до пяти лет), предусматривалось образование пленумов и президиумов Верховных судов союзных республик, была декларирована отчетность народных судей перед избирателями, а вышестоящих судов — перед соответствующими Советами10.

   В июле 1981 году  был принят Закон «О судоустройстве  РСФСР» в котором были закреплены  задачи суда и принципы судопроизводства: осуществление правосудия только  судом и в точном соответствии  с законом, равенство граждан  перед законом и судом, независимость  судей и подчинение их только  закону и др. Правосудие в РСФСР  осуществлялось путем коллегиального рассмотрения гражданских и уголовных дел в судах. Все суды РСФСР были образованны на началах выборности судей, которые ответственны перед избравшими их органами и отчитываются перед ними. Судопроизводство ведется на русском языке или на языке автономной республики, автономной области, автономного округа или на языке большинства населения местности. Определены органы, осуществляющие организационное руководство судами, и их полномочия.

   В соответствии с данным законом судьей мог быть избран каждый гражданин РСФСР, достигший ко дню выборов 25 лет. Районные (городские) народные суды избирались в составе народного судьи (народных судей) и народных заседателей. При избрании двух и более народных судей районный, городской, районный в городе Совет народных депутатов утверждает на сессии председателя соответствующего районного (городского) народного суда из числа избранных народных судей. Количество народных судей для каждого районного (городского) народного суда устанавливается Президиумом Верховного Совета автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, городского Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области и автономного округа по представлению министра юстиции автономной республики, начальника отдела юстиции исполнительного комитета краевого, областного, городского Совета народных депутатов. Краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд автономного округа избирается соответствующим Советом народных депутатов в составе председателя, заместителей председателя, членов суда и народных заседателей сроком на пять лет. Количественный состав краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа устанавливается соответствующим Советом народных депутатов по представлению Министра юстиции РСФСР. Этот состав не реже одного раза за период полномочий представлял отчет о своей деятельности и систематически докладывает о ней соответствующему Совету народных депутатов. Верховный Суд автономной республики является высшим судебным органом автономной республики и осуществляет надзор за судебной деятельностью районных (городских) народных судов автономной республики в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР.

Информация о работе Правовой статус судей как особый судоустройственный институт