Правовой статус судей как особый судоустройственный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:05, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является комплексный анализ норм судоустройственного законодательства, регулирующих правовой статус судей в Российской Федерации.
Задачами дипломного исследования являются:
1. изучение истории развития законодательства о правовом положении судей в Российской Федерации;
2. определение понятия правового статуса судьи как носителя судебной власти;

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 116.58 Кб (Скачать)

     Под гарантиями независимости судей следует понимать меры правового, организационного и материального характера, признанные обеспечивать независимое положение судей при осуществлении ими правосудия37.

Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального  обеспечения, предусмотрены Законом  «О статусе судей в РФ». Они  распространяются на всех судей в  Российской Федерации и не могут  быть отменены или снижены иными  нормативными актами.

К гарантиям независимости судей  относятся:

1. Установленная законом процедура осуществления правосудия, в т.ч. запрет под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия. Ст. 1 Закона «О статусе судей в РФ» устанавливает, что требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных и муниципальных органов, их должностных лиц, общественных объединений, других юридических и физических лиц. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, предоставляются по требованию судей безвозмездно. Неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность. Согласно ст. 10 Закона «О статусе судей в РФ» всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел. Процессуальное законодательство запрещает вышестоящим судебным инстанциям давать такие указания нижестоящим инстанциям, которые противоречат    самостоятельности    суда    и    независимости    судей    при

осуществлении правосудия38. Скажем, областной суд не вправе давать районному суду указания о том, какую меру наказания он должен избрать тому или иному подсудимому, какому свидетелю по конкретному делу верить, а какому - не верить.

Кроме того независимость судей  призвано обеспечивать правило о  принятии судебного решения в  совещательной комнате и соблюдение тайны совещания судей. Во время  постановления решения в совещательной  комнате могут находиться лишь судьи, входящие в состав суда по данному  делу. Нарушение тайны совещания  судей признается процессуальным законодательством  безусловным основанием к отмене судебного решения.

2. Независимость  судьи  обеспечивается  также  его  правом  на  отставку. Отставкой судьи по смыслу Закона «О статусе судей в РФ» признается почетный  уход или почетное удаление судьи с должности. Уход – это добровольный уход в отставку  по  инициативе  судьи.  Каждый  судья  имеет  право  на  отставку  по собственному  желанию  независимо  от  возраста.  Удаление –  это  вынужденная отставка  судьи  в  случае  достижения  им  предельного  срока  полномочий, неспособности  по  состоянию  здоровья  или  по  иным  уважительным  причинам осуществлять  полномочия  судьи.  За  лицом,  пребывающим  в  отставке, сохраняются  звание  судьи,  гарантии  личной  неприкосновенности  и принадлежность к судейскому сообществу.  Ушедшему  или  удаленному  в  отставку  судье  выплачивается  выходное пособие  из  расчета  месячной  заработной  платы  по  последней  должности  за каждый полный год работы судьей, но не менее шестикратного размера месячной  заработной платы по оставляемой должности.  Пребывающему  в  отставке  судье,  имеющему  стаж  работы  в  должности  судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или  не  облагаемое  налогом  ежемесячное  пожизненное  содержание  в  размере восьмидесяти  процентов  заработной  платы  работающего  по  соответствующей должности судьи. В случае если стаж работы у судьи превышает 20 лет, то размер пожизненного  содержания  увеличивается  на 1  процент  за  каждый  год  стажа свыше 20  лет,  но  пожизненное  содержание  не  должно  превышать 85  процентов заработной  платы  занимающего  соответствующую  должность  работающего судьи.  Пребывающему  в  отставке  судье,  имеющему  стаж  работы  в должности судьи  менее 20  лет  и  достигшему  возраста 55 (для  женщин - 50)  лет,  размер ежемесячного  пожизненного  содержания  исчисляется  пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи. Следует отметить, что пребывание судьи в отставке может и прекратиться. Он может вернуться на судейскую работу. Отставка может быть прекращена решением квалификационной коллегии судей по месту прежней работы судьи или по месту его жительства, если он лишился гражданства Российской Федерации, стал депутатом, вошел в какую-либо политическую партию, занялся предпринимательской деятельностью или совершил поступок, его порочащий и тем самым умаляющий авторитет судебной власти39. Прекращена отставка – у двух человек, в связи с п.п.6,7 ст.15 ФЗ «О статусе судей в РФ» по Свердловской области за первое полугодие 2009 года.

3. Одной  из  центральных  гарантий  независимости  судей  является  их неприкосновенность.

Звеньями нынешнего механизма  служат нормы федерального законодательства, устанавливающие, что: судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению. Личный осмотр судьи, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности; других людей, вообще не допускается. Осуществление в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий, следственных действий (если в отношении его не возбуждено уголовное дело либо он не привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу), связанных с ограничением его гражданских прав либо с нарушением его неприкосновенности, допускается не иначе как на основании решения, принимаемого: в отношении судьи любого высшего суда страны, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ; в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа; решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи (как и о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу) принимается: в отношении судьи Конституционного Суда РФ — Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ (до создания Следственного комитета при прокуратуре РФ согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 214-ФЗ эту и нижеперечисленные санкции давал Генеральный прокурор РФ; снижение уровня должностного положения лица, принимающего для любого судьи такое судьбоносное решение, на одну ступень является снижением также на одну ступень уровня гарантированности от неправомерного привлечения судьи к уголовной ответственности) на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей Верховного Суда РФ о наличии в действиях судьи признаков преступления и (это важно) с согласия Конституционного Суда РФ; в отношении судьи Верховного Суда РФ, ВАС РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда — Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей Верховного Суда РФ о наличии в действиях судьи признаков преступления и (это также важно) с согласия ВККС РФ; в отношении судьи иного суда — Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа о наличии в действиях судьи признаков преступления (и здесь это важно) с согласия ККС соответствующего субъекта РФ. Заключение соответствующей судебной коллегии о наличии в действиях судьи признаков преступления принимается в 10-дневный срок после поступления в суд соответствующего представления Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ с участием уполномоченного им прокурора, а также судьи и (или) его адвоката на основании представленных в суд материалов. Мотивированное решение Конституционного Суда РФ либо соответствующей ККС по вопросу о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимается в 10-дневный срок после поступления представления Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ и заключения судебной коллегии о наличии в действиях судьи признаков преступления. Если в ходе расследования уголовного дела необходимо изменить квалификацию состава преступления, могущую повлечь ухудшение положения судьи, делается это не в автоматическом режиме — всю процедуру изложенных согласований необходимо пройти заново.

  Важным также является законодательное закрепление гарантийного положения, аналогичного при принятии решения о привлечении судьи к административной ответственности, согласно которому при рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу, о производстве в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий суд либо ККС, установив, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, отказывают в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий; решение об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается: в отношении судьи любого высшего суда страны, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по ходатайству Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ; в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по ходатайству Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ. Заключение судьи под стражу производится с согласия соответственно Конституционного Суда РФ либо соответствующей ККС, а соответствующее представление в Конституционный Суд РФ или ККС вносит Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ. Мотивированное решение Конституционного Суда РФ (для судей этого суда) либо соответствующей ККС о даче согласия на избрание в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается не позднее чем через пять дней со дня поступления представления Председателя Следственного комитета При прокуратуре РФ и соответствующего судебного решения.

Вопрос о процедуре продления  сроков пребывания судьи под стражей  решен Конституционным Судом  РФ в определении от 7 февраля 2008 г. № 157-0-0, где сказано, что усложненный порядок по сравнению с обычным возбуждением уголовного дела выступает здесь лишь в качестве первоначального элемента процедурного механизма осуществления уголовного преследования в отношении судей и способа обеспечения их неприкосновенности. Последующее участие ККС по вопросу продления срока содержания судьи под стражей означало бы не что иное, как проверку законности и обоснованности такого продления и вмешательство в независимую судебную деятельность и подмену собой суда общей юрисдикции; если судья до начала судебного разбирательства заявит об этом ходатайство, уголовное дело в отношении его будет рассматриваться Верховным Судом РФ; составы судебных коллегий соответствующих судов, принимающие решения по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу, а также об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключение под стражу, как и об осуществлении в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий (когда в отношении судьи не возбуждено уголовное дело либо он не привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу), связанных с ограничением его гражданских прав либо с нарушением его неприкосновенности, ежегодно утверждаются соответствующими ККС. Все решения, принятые данными коллегиями, могут быть обжалованы в установленном федеральным законом порядке40.

Судья не может быть привлечен к  какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если только не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении приговором, вступившим в законную силу.

Неприкосновенностью обладает не только судья, но и его имущество. Проникновение в жилое помещение, служебное помещение судьи, личный или используемый им транспорт, производство там досмотра, выемки, обыска, прослушивание его телефонных переговоров, досмотр, выемка и изъятие корреспонденции, принадлежащего ему имущества и документов осуществляется только в связи с производством по уголовному делу в отношении этого судьи.

Решение о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается:

- в отношении судьи Конституционного Суда РФ — Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей Верховного Суда РФ о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Конституционного Суда РФ;

    - в отношении судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального окружного арбитражного суда — Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей Верховного Суда РФ о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ;

- в отношении судьи иного суда (районного и др.) — Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ41.

   Верховный Суд РФ разъяснил, что под дисциплинарном поступком, влекущим дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий судьи, следует понимать не только нарушение Закона РФ «О статусе судей в РФ» и положений Кодекса судебной этики, но и нарушение общепринятых норм морали, обязанностей при исполнении иных служебных обязанностей и во внеслужебной деятельности. Порядок и основания привлечения судьи к дисциплинарной ответственности распространяются также на судью, полномочия которого прекращены, но который продолжает исполнять обязанности судьи до назначения нового судьи или до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с участием этого судьи. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при отправлении правосудия мнение или принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будут установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудного судебного акта. Верховный Суд РФ перечислил случаи, когда судья может совмещать свою профессиональную деятельность с иной: педагогической, научной, которые могли бы оказать на него влияние в связи с находящимся в производстве суда дела. При этом вознаграждение судьи за внесудебную деятельность должно быть сопоставимо с размером вознаграждения за аналогичную деятельность иными лицами и не вызывать сомнений в порядочности и честности судьи.  Судья не вправе делать публичные заявления, комментировать судебные решения, выступать в органах СМИ по существу дел, находящихся в производстве суда. В тоже время судья не может препятствовать освещению деятельности суда представителями средств массовой информации. Только отлаженная работа аппарата судов может исключить случаи волокиты, грубости и невнимательное отношение к гражданам.

 Административная ответственность судьи была отменена в 1989 г. Законом СССР «О статусе судей в СССР» в целях исключения давления на судей со стороны ведомств, за деятельностью которых стал осуществляться судебный контроль. Несмотря на возражения органов судейского сообщества России (например, в постановлении Совета судей РФ от 15 ноября 2001 г. № 57 указывалось: «...очевидно, что принятие судьей основанного на законе решения, не удовлетворяющего ведомственным интересам соответствующих органов власти, чревато необоснованным преследованием судьи (особенно в регионах Российской Федерации) путем привлечения его к административной ответственности в целях последующего прекращения его полномочий»), Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 169-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе в Российской Федерации» административная ответственность судей была восстановлена. Наверняка принятию положительного решения о восстановлении института административной ответственности всех судей поспособствовал сложившийся к тому времени законодательный диссонанс: судьи арбитражных судов и судов общей юрисдикции не могли привлекаться к административной ответственности, а судьи Конституционного Суда РФ могли. Необходимо было, как отмечал Д. Н. Козак, привести всех судей к единому статусу42.

    Однако восстановление этого вида ответственности современного российского судьи не означает восстановления прежней процедуры привлечения судьи к административной ответственности.

Во-первых, с представлением о таком  привлечении должен обращаться Генеральный  прокурор РФ.

Во-вторых, решение о привлечении  судьи к административной ответственности на основании представления Генерального прокурора РФ и в 10-дневный срок после его поступления принимаются: а) в отношении судей высших судов страны, судей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ; б) в отношении судей иных судов — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.

В-третьих, при рассмотрении вопроса  о привлечении судьи к административной ответственности суд, установив, что  производство по этому привлечению обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, отказывает в таком привлечении.

Таким образом, можно сказать, что  создан эффективный фильтр против случаев  необоснованного привлечения судей  к административной ответственности. Однако странным представляется фактическое устранение законодателем органов судейского сообщества, прежде всего соответствующих ККС, от участия в решении вопросов о привлечении судей к административной ответственности.

Информация о работе Правовой статус судей как особый судоустройственный институт