Правовой статус судей как особый судоустройственный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:05, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является комплексный анализ норм судоустройственного законодательства, регулирующих правовой статус судей в Российской Федерации.
Задачами дипломного исследования являются:
1. изучение истории развития законодательства о правовом положении судей в Российской Федерации;
2. определение понятия правового статуса судьи как носителя судебной власти;

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 116.58 Кб (Скачать)

     В Законе РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» с последующими изменениями все статьи посвящены правовому регулированию и закреплению тех или иных отношений, касающихся судей, т. е. правовое закрепление статуса судей в наиболее полном виде имеет место именно в этом Законе, имеющем четкое целевое предназначение. И здесь уже следует говорить о широкой палитре правовых положений, включаемых в понятие «статус судьи»: о том, что судья есть носитель судебной власти, о единстве статуса судей, о требованиях, предъявляемых к кандидатам на должности судей, об отборе кандидатов на должности судей и порядке наделения судей полномочиями, о полномочиях судей, руководителей судов, о судьях в отставке, о гарантиях независимости и несменяемости судей, о дисциплинарной ответственности судей, о приостановлении и прекращении полномочий судьи, о неприкосновенности судьи, о материальном обеспечении и мерах социальной защиты судьи и членов его семьи, о поддержании уровня квалификации, необходимого для осуществления полномочий судьи, и т. д.

 Наконец, следует назвать и Федеральный закон от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» с последующими изменениями (далее — ФЗ об органах судейского сообщества), в соответствии с положениями которого судейское сообщество в Российской Федерации образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов РФ, составляющих судебную систему РФ, а основными задачами органов судейского сообщества являются: содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; защита прав и законных интересов судей; участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; утверждение авторитета судебной власти; обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

 Таким образом, можно говорить о правовом (в законодательном выражении) статусе судьи. Это третий уровень правового, статуса судьи29.

Требования, предъявляемые  к кандидатам в судьи.

В соответствии со статьей 119 Конституции  РФ судьей может быть гражданин Российской Федерации достигший 25 лет, имеющий  высшее юридическое образование  и стаж работы по юридической профессии  не менее 5 лет. Данные требования предъявляются к мировым судьям, судьям районных судов и арбитражных судов субъектов РФ.

 Судьей  среднего звена системы судов  общей юрисдикции и системы  арбитражных судов может быть  лицо, достигшее 30 лет, а судьей  Верховного Суда РФ и Высшего  Арбитражного Суда РФ - 35 лет. Судьей  Конституционного Суда РФ может  быть лицо, достигшее 40 лет. Более  того,  высокие требования предъявляются  и к профессиональной подготовке. Судьей Верховного Суда РФ и Высшего арбитражного Суда РФ может стать лицо, имеющее стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. Для кандидатов на должность судьи Конституционного Суда РФ установлен стаж работы по юридической профессии 15 лет. Кроме того, он должен обладать признанной высокой квалификацией в области права. Это связано с тем, что Конституционный Суд РФ рассматривает такие дела, которые требуют применения разносторонних и глубочайших знаний, для овладения которыми недостаточно обычного высшего юридического образования30. Также кандидаты в судьи должны пройти медицинское освидетельствование.

Требование  об  отсутствии заболеваний, препятствующих исполнению полномочий судьи, введена  Федеральным  законом от 15  декабря 2001  г. N 169-ФЗ. Перечень заболеваний  утверждается решением Совета судей  РФ на основании представления федерального органа исполнительной власти в области  здравоохранения. В  Перечень  заболеваний,  препятствующих  назначению на  должность судьи,  который утвержден Постановлением Совета судей РФ от 26 декабря 2002 г. N 7831, входят следующие:  заболевания  нервной  системы  с  преимущественным  поражением  экстрапирамидных структур с выраженными двигательными расстройствами; заболевания нервной системы с преимущественным поражением пирамидной и мозжечковой системы; рассеянный склероз; нервно-мышечные заболевания со стойкими нарушениями функции; инсульт,  последствия  со  стойкими  двигательными  и  чувствительными  нарушениями  и расстройствами высших психических функций; крайняя степень ожирения; доброкачественные  новообразования  с  выраженными  нарушениями  функции  центральной нервной системы; хронические заболевания сердца и перикарда с недостаточностью кровообращения 3 ст.; ишемическая болезнь сердца: частые приступы стенокардии (ФК III - IV); гипертоническая болезнь 3 ст; отсутствие зрения; хронические  и  затяжные  психические  расстройства  с  тяжелыми  стойкими  или  часто обостряющимися болезненными проявлениями; алкоголизм, наркомания, токсикомания.

На  основании  данного  положения  Приказом  Минздрава  России  от 21  февраля 2002  г. N 61 "Об  утверждении  формы документа,  свидетельствующего  об  отсутствии  заболеваний, препятствующих  назначению  на должность  судьи"  утверждена  учетная форма N 086-1/у "Медицинское  освидетельствование претендента  на  должность  судьи".  Документ  об  отсутствии заболеваний,  препятствующих  назначению  на  должность  судьи,  подлежит  представлению гражданином  в  ККС  наряду  с  заявлением  о  рекомендации  его  на  вакантную  должность  судьи  и прочими  документами.  Непредставление документа об отсутствии  заболеваний,  препятствующих назначению на должность  судьи,  является  основанием  для  отказа  в  принятии  заявления  о  рекомендации претендента на вакантную должность судьи.

     Закон предъявляет  определенные требования и к  лицам, уже работающим судьями. Во-первых, судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы. Это требование является общим для всех должностных лиц и граждан, но в деятельности судей оно имеет особое значение. Во-вторых, судьи при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должны избегать всего, что может умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности справедливости и беспристрастности. Совершение позорящего поступка может послужить основанием для прекращения полномочий судьи. В-третьих, судья не может быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и другой творческой деятельности. Данное положение относится и к кандидатам на должность судьи, которые предупреждаются об этом. В случае, если они прекращают свое членство в партии, занятия предпринимательской деятельностью, они могут быть рекомендованы к назначению на должность судьи32.

     Судья Конституционного Суда РФ не только не может быть членом политической партии, но и не имеет права поддерживать ее материально, вести политическую пропаганду, присутствовать на съездах. Он не может даже занимать руководящий пост в общественных объединениях, даже если они и не преследуют политические цели.

   Единый правовой статус судей РФ не исключает и некоторых различий правового положения некоторых категорий судей. Закон “О статусе судей РФ” указывает, что особенности правового положения судей определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - также законами субъектов Российской Федерации. Особенности правового положения судьи Конституционного Суда РФ определяются федеральным конституционным законом, специально посвященным этому суду33.

 Порядок назначения на должность судьи включает в себя несколько этапов.

1. Отбор и выдвижение кандидатов. Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Квалификационная коллегия судей (далее — ККС), получив сообщение председателя суда, в котором открылась вакантная должность судьи, объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации34.

2. Сдача квалификационного экзамена. Сдается он экзаменационной комиссии, персональный состав которой утверждается ККС. Экзамен может сдавать гражданин РФ, отвечающий требованиям, предъявляемым Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами к претенденту на должность судьи, представивший в соответствующую экзаменационную комиссию помимо заявления о сдаче экзамена документ, удостоверяющий личность претендента как гражданина РФ; документ, подтверждающий высшее юридическое образование претендента; трудовую книжку или иной документ, подтверждающий наличие у претендента стажа работы по юридической профессии; либо копии указанных документов; анкету, содержащую биографические сведения о претенденте; документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи. Копии указанных документов удостоверяются в установленном законом порядке или членом экзаменационной комиссии. Экзаменационные комиссии состоят при соответствующих квалификационных коллегиях судей и образуются из числа наиболее опытных судей. В состав этих комиссий могут входить ученые-правоведы и преподаватели юридических дисциплин. Численность судей в составе экзаменационной комиссии не должна быть менее трех четвертей состава комиссии. Персональный состав экзаменационной комиссии утверждается соответствующей квалификационной коллегией судей: а) экзаменационной комиссии при Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации - по представлению Председателя Верховного Суда РФ и представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ; б) экзаменационные комиссии при квалификационных коллегиях судей субъектов Российской Федерации - по представлению председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа, по представлению председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации, а в случае действия на территории субъекта Российской Федерации гарнизонного военного суда - также по представлению председателя соответствующего окружного (флотского) военного суда.

     При отклонении внесенной кандидатуры либо в случае прекращения соответствующей квалификационной коллегией судей полномочий члена экзаменационной комиссии на утверждение в том же порядке представляется другая кандидатура.

    Экзамен на должность судьи проводится по экзаменационным билетам, каждый из которых содержит 3 вопроса по различным отраслям права и 2 задачи из судебной практики. По решению экзаменационной комиссии экзамен может быть дополнен письменным заданием по подготовке проекта процессуального документа. По прибытии на экзамен претендент на должность судьи предъявляет секретарю экзаменационной комиссии документ, удостоверяющий личность. Затем он выбирает один из произвольно разложенных на столе экзаменационных билетов и в этом же помещении в пределах установленного экзаменационной комиссией времени готовится к ответу. Номер билета, содержащиеся в нем вопросы и предлагаемые для решения задачи отражаются в протоколе заседания экзаменационной комиссии, который подписывается председателем и секретарем. На подготовку к ответам по вопросам билета, включая решение задач и составление процессуальных документов, отводится не менее двух часов. Во время экзамена кандидат вправе пользоваться сборниками нормативных правовых актов и справочными материалами. По усмотрению экзаменационной комиссии претенденту могут быть заданы дополнительные вопросы в пределах специализированной программы обучения судей. За устные ответы и письменное задание, а также по результатам экзамена выставляются следующие оценки: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно" и "неудовлетворительно". Решение об оценках принимается экзаменационной комиссией в отсутствие претендента и других лиц открытым голосованием простым большинством голосов. Оценки, выставленные по каждому вопросу билета и по письменному заданию, а также по результатам экзамена, отражаются в протоколе заседания экзаменационной комиссии, к которому приобщается письменная работа претендента.         Результаты экзамена объявляются в день завершения экзамена. По итогам экзамена принимается решение о сдаче или несдаче квалификационного экзамена на должность судьи суда соответствующего вида и уровня. Экзаменационная комиссия выдает лицу, сдавшему квалификационный экзамен, удостоверение установленного образца (приложение 1), а также выписку из протокола заседания экзаменационной комиссии с оценками35.

3. Рассмотрение ККС заявления о даче рекомендации для занятия должности судьи. Положительное решение этого вопроса определяется наряду с другими условиями успешной сдачей квалификационного экзамена. Повторное обращение в ККС допускается не ранее чем через год после дачи отрицательного заключения. Поскольку результаты успешно сданного экзамена действительны в течение трех лет, при последующих «попытках» претендент на занятие должности судьи в течение указанного срока недолжен снова сдавать его.

4. Вынесение заключения ККС о даче рекомендации или отказе в нем. При положительном заключении данные о результатах экзамена и другие материалы, характеризующие кандидата, передаются председателю соответствующего вышестоящего суда, который в случае согласия с указанным решением вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. В случае несогласия с указанным решением председатель суда возвращает его для повторного рассмотрения в ту же ККС. Если при повторном рассмотрении ККС двумя третями голосов членов коллегии подтверждает первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. За первое полугодие 2009 года по Свердловской области было рекомендовано на должность судьи 96 человек, из них общая юрисдикция – 91, арбитраж – 5. Назначение на должность судьи. Судьи, председатели, заместители председателей всех федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов (кроме Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ) назначаются на должность Президентом РФ. Особую роль играют Председатель Верховного Суда РФ и Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, в обязанности которых входит представление Президенту РФ кандидатур на должность судей, председателей и заместителей председателей судов. Представления направляются в Администрацию Президента РФ, там они передаются в Комиссию при Президенте РФ по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов. С учетом мнения полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах она готовит свои предложения Президенту РФ по кандидатурам на должности судей (председателей судов, их заместителей) федеральных судов всех уровней. Президент в двухмесячный срок со дня поступления материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ представляет, как отмечено, для назначения Совету Федерации (ст. 128 Конституции) либо отклоняет представленную кандидатуру, о чем сообщает председателю соответствующего суда. Каждый случай назначения судьей, председателем или его заместителем оформляется указом Президента РФ36.

 

 

 

 

 

 

 

Глава II  Независимость  и неприкосновенность судей

2.1 Гарантии независимости судей.

Судейская независимость — одна из важнейших составляющих правового  компонента статуса судей.

Поэтому базовые гарантии независимости  судей нашли закрепление в Конституции РФ. Прежде всего, это ч. 1 ст. 120 Конституции РФ, которая провозглашает: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». Это положение опирается на иные конституционные нормы, в частности на ч. 2 ст. 3, ч. 2 ст. 4, ст. 10, ч. 1 и 2 ст. 11, ч. 1 и 2 ст. 15, п. «е» ст. 83, п. «ж» ч. 1 ст. 102, гл. 7. Кроме того, основы независимости судей сформулированы и закреплены в целом ряде федеральных законодательных актов (федеральных конституционных законах «О судебной системе Российской Федерации», «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О военных судах Российской Федерации», «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Законе о статусе судей и др., а также в процессуальных кодексах). Они закреплены также в соответствующих международно-правовых актах и иных международных документах. Прежде всего это Основные принципы независимости судебных органов (1985); Процедуры эффективного осуществления Основных принципов независимости судебных органов, принятые 24 мая 1989 г. резолюцией Экономического и Социального Совета ООН 1989/60; Европейская хартия о статусе судей и Пояснительный меморандум к ней; Рекомендация № R(94)12 Комитета Министров государствам — членам Совета Европы о независимости, эффективности и роли судей, принятая Комитетом Министров 13 октября 1994 г. Наконец, имеется сложившаяся правоприменительная практика. Все это в совокупности позволяет считать организационно-правовой механизм гарантированно обеспечивающим реализацию в нашей стране фундаментального конституционного принципа независимости судей и подчинения их только Конституции РФ и федеральному закону, в целом сформированным и достаточно действенным.

Информация о работе Правовой статус судей как особый судоустройственный институт