Правовой статус судей как особый судоустройственный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:05, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является комплексный анализ норм судоустройственного законодательства, регулирующих правовой статус судей в Российской Федерации.
Задачами дипломного исследования являются:
1. изучение истории развития законодательства о правовом положении судей в Российской Федерации;
2. определение понятия правового статуса судьи как носителя судебной власти;

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 116.58 Кб (Скачать)

   Верховный Суд автономной республики избирался Верховным Советом автономной республики в составе председателя, заместителей председателя, членов Верховного Суда и народных заседателей сроком на пять лет.

   Количественный состав устанавливался Верховным Советом автономной республики. Верховный Суд автономной республики не реже одного раза за период полномочий представлял отчет о своей деятельности Верховному Совету автономной республики и систематически докладывает о ней Президиуму Верховного Совета автономной республики.        

Закреплены положения  о неприкосновенности судей и  их дисциплинарной ответственности11. Судья мог быть привлечен к дисциплинарной ответственности в связи с виновным действием либо бездействием: а) за нарушение законности при рассмотрении судебных дел; б) за совершение  другого  служебного  проступка; в) за совершение  порочащего  поступка.     Отмена  или  изменение судебного  решения  сами  по себе не влекли ответственности судьи, участвовавшего в вынесении этого решения, если при этом им не были допущены  преднамеренное нарушение закона либо недобросовестность, повлекшая существенные последствия. Право возбуждения дисциплинарного производства принадлежало: Председателю Верховного Суда РСФСР -  в отношении судей всех судов РСФСР; Министру  юстиции РСФСР - в отношении судей судов РСФСР, кроме судей Верховного Суда РСФСР; председателям Верховных Судов  автономных  республик,  краевых, областных,  Московского  и  Ленинградского  городских судов, судов автономных областей и автономных округов - в отношении судей судов автономной республики, края, области, городов Москвы и Ленинграда,

автономной   области,    автономного    округа    и    судей    по административному  и исполнительному производству; министрам  юстиции автономных республик, начальникам управлений (отделов) юстиции  исполнительных  комитетов  краевых,  областных, Московского  и Ленинградского городских Советов народных депутатов - в отношении председателей районных (городских)  народных  судов, их  заместителей,  народных  судей  и судей по административному  и исполнительному производству. Судья мог быть  подвергнут  дисциплинарному взысканию не позднее одного  месяца  со  дня обнаружения проступка, не считая времени отсутствия судьи на  работе  по  уважительной  причине и времени   рассмотрения  дисциплинарного  дела  в  дисциплинарной                                                                                                                                                                                                                                                                                         коллегии судей, но не позднее одного года со дня его совершения. О   возбуждении   дисциплинарного   производства   Председатель Верховного Суда РСФСР,  председатели  Верховных Судов автономных республик,   краевых,   областных,  Московского и Ленинградского городских судов, судов автономных  областей,  автономных  округов выносили  постановления,  а Министр юстиции РСФСР, министры юстиции автономных  республик,  начальники  управлений  (отделов)  юстиции исполнительных   комитетов   краевых,   областных,  Московского и Ленинградского  городских Советов   народных   депутатов   издавали приказы.   В   постановлении   и   приказе     указывались установленные предварительной проверкой основания   возбуждения дисциплинарного    производства.    Постановление либо  приказ  о возбуждении дисциплинарного производства могли быть отозваны возбудившим его лицом до  начала рассмотрения дела в дисциплинарной коллегии. Судья,   в   отношении которого  было вынесено постановление  или  приказ  о возбуждении  дисциплинарного   производства   отзывался,   вправе потребовать   рассмотрения   дела  квалификационной  коллегией  по существу.

    Дисциплинарное дело должно было быть рассмотрено не позднее чем в месячный срок со дня его поступления в квалификационную  коллегию, не  считая  времени  отсутствия  по уважительным причинам судьи, в отношении которого возбуждено дело12. Дисциплинарная   коллегия   могла   налагать   следующие дисциплинарные взыскания:  а) замечание;  б) выговор;  в) строгий выговор. При наложении взыскания учитывались характер нарушения и его последствия, тяжесть проступка, личность судьи, степень его вины. Дисциплинарное производство прекращалось ввиду: необоснованности    привлечения    судьи    к    дисциплинарной ответственности; пропуска сроков привлечения к  дисциплинарной  ответственности. В  решении  по  дисциплинарному  делу должны были быть указаны: наименование коллегии, ее состав; место и время рассмотрения дела; фамилия,  имя,  отчество  и  должность  судьи,   привлекаемого   к дисциплинарной   ответственности;   должность   и   фамилия  лица, возбудившего  дисциплинарное  производство;  обстоятельства  дела; объяснения   судьи   и  сведения,  характеризующие  его  личность; мотивировка принятого решения с указанием на доказательства;  мера дисциплинарного     взыскания     или     основания    прекращения дисциплинарного производства, а также порядок обжалования решения.

     Судьи могли быть досрочно лишены своих полномочий за нарушение социалистической  законности или совершение  порочащего  поступка,  несовместимых с их высоким званием,  а также в силу  состоявшегося о них обвинительного приговора суда, вступившего в законную силу.

      Судьи  Верховного  Суда  РСФСР,  судьи краевых, областных, Московского и Ленинградского  городских  судов могли  быть  отозваны  Верховным Советом РСФСР, а судьи Верховных Судов автономных республик, судов автономных областей и автономных округов, народные судьи районных (городских) народных  судов,  судьи  по  административному  и  исполнительному производству - избравшими их Советами народных депутатов. Вопрос  об  отзыве  судей  решался  с учетом  заключений дисциплинарной коллегии судей и Министерства юстиции РСФСР, а  в отношении судей Верховного Суда РСФСР - Министерства юстиции СССР.

    В 1991 г. в РСФСР был образован Конституционный Суд. В его компетенцию не входило рассмотрение вопросов, имеющих политический характер, основное внимание он уделял вопросам законности правоприменительной практики. После октябрьских событий 1993 г. деятельность Конституционного Суда была приостановлена и возобновлена в измененных пределах уже с принятием новой Конституции 1993 г. Было увеличено число его членов (с 15 до 19) и на основе федерального конституционного закона очерчен срок полномочий судей: вместо неограниченного он определялся в 12 лет. В декабре 1990 г. создан Высший Арбитражный Суд СССР, заменивший государственный арбитраж. Летом 1995 г. новый федеральный закон внес изменения в структуру и статус арбитражных судов: все они выходили из ведения местных органов и становились федеральными, что делало их более независимыми в процессе принятия решений. Все судьи арбитражных судов стали назначаться Президентом Российской Федерации, а судьи Высшего Арбитражного Суда .— Советом Федерации по представлению Президента.

     Еще в 1988 г. был изменен порядок формирования общих судов — все судьи стали избираться соответствующими Советами народных депутатов (до этого судьи районных судов избирались самими гражданами района). Срок полномочий судей был увеличен с 5 до 10 лет.

     В соответствии с Конституцией 1993 г. был изменен также порядок формирования судов: судьи федеральных судов назначаются Президентом России, судьи Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Суда — Советом Федерации по представлению Президента. С декабря 1992 г. срок полномочий судей был неограниченным, после принятия Конституции РФ судьи назначаются как на определенный, так и на неограниченный сроки13.

 

1.2 Понятие и элементы современного статуса судей в Российской Федерации.

В юридической энциклопедической  литературе, статус судей – это  «совокупность норм, которые закреплены в федеральном законе и определяет правовое положение судей как  носителей судебной власти. Статус судей включает: порядок наделения  полномочиями, основания приостановления  и прекращения полномочий, принципы их деятельности, материальное обеспечение  судей и меры социальной защиты»14. Есть и иные определения: статус всех судей в Российской Федерации в принципе един, однако существуют определенные различия правового положения отдельных категорий судей (например, судей Конституционного Суда РФ, судей военных судов и т. п.). элементы статуса судей: права и обязанности связанные с формированием судейского корпуса (требования к кандидатам судей, порядок наделения кандидатов судейскими полномочиями); права и обязанности судей, направленные на создание условий для объективного, независимого и беспристрастного осуществления ими своих судейских полномочий (порядок приостановления и прекращения полномочий судей, право на отставку и т. п.); права и обязанности судей, необходимые им для активного участия в деятельности судейского сообщества15.

    В юридической литературе есть и другие  определения понятия «статус судьи». Так, Н. В. Витрук полагает, что статус (применительно к судье конституционного суда) включает права и обязанности, а также правовые принципы, выражающие взаимоотнощения судьи, общества и государства (независимость, неприкосновенность судьи, равенство прав судей и др.). К статусу примыкают гарантии, обеспечивающие использование прав и исполнение обязанностей судьи. В совокупности статус судьи и его гарантии определяют    правовое положение судьи16. К. Ф. Гуценко ограничивается указанием на то, что под статусом судей, их правовым положением принято понимать совокупность их прав и обязанностей, которые появились у них в силу их должностного положения17. О. Н. Бабаева в содержание статуса судьи включает следующие элементы: а) правоспособность и дееспособность судьи; б) закрепленные за ним законодательством права и обязанности; в) гарантии этих прав и обязанностей; г) ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей. При этом указанный автор данное определение считает возможным распространить и на других субъектов — участников конкретных правоотношений18. В. А. Кряжков считает, что статус судьи включает в себя требования, предъявляемые к судьям, их права и обязанности19. Г. Т. Ермошин в статусе судьи выделяет две составляющие: во-первых, процессуальная составляющая статуса судьи, т. е. права и обязанности, судьи как лица, замещающего должность государственной службы, которые определяются процессуальным законодательством (он отмечает, что в учебном процессе эта составляющая статуса судьи изучается в рамках конституционного, гражданского, уголовного и арбитражного судопроизводства, а также в рамках изучения особенностей рассмотрения споров, вытекающих из административных правоотношений); во-вторых, права и обязанности судьи, которые определяют его особое положение в обществе как гражданина. Ведь именно это особое положение, указывает он, по сути дела является гарантией обеспечения тех его прав и обязанностей, которые судья реализует, непосредственно, осуществляя правосудие, свои властные правомочия20. По мнению украинского исследователя Л. М. Москвич, при характеристике правового статуса судьи речь должна идти не о правовом статусе судейской должности, а о правовом статусе человека, который занимает должность носителя судебной власти21. Профессор М.И. Клеандров в понятие «статус судьи» включает правовое положение судьи как носителя судебной власти, должностного лица высокого ранга, его права, обязанности, гарантии и иммунитеты, его место в судебной системе22.

Правовое закрепление в соответствующих официальных правовых документах тех или иных аспектов статуса судьи само по себе является сердцевиной статуса судьи. Ядром же этой сердцевины является Конституция РФ, которая имеет прямое действие. Речь идет о положениях Конституции РФ (прежде всего ст. 10, 119—122 и 124). Конституционный Суд РФ сформулировал несколько правовых позиций о статусе судьи. Так, в постановлении Конституционного Суда РФ от 7 марта 1996 г. № 6-П сказано: «Судья призван осуществлять свои полномочия независимо от чьих-либо пристрастий и посторонних влияний. В этих целях Конституция Российской Федерации закрепляет специальные требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей и порядку их назначения, гарантирует несменяемость, независимость и неприкосновенность судей. Тем самым обеспечивается самостоятельность судебной власти. Наличие такой регламентации на конституционном уровне отличает правовой статус судей от статуса граждан и тех должностных лиц, которые согласно Конституции Российской Федерации (ст. 91, 98) обладают неприкосновенностью». А в постановлении Конституционного Суда РФ от 19 февраля 2002 г. № 5-П указано: «Статус судьи в Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, с тем чтобы гарантировать осуществление правосудия независимым и беспристрастным судом; в этих целях провозглашается несменяемость и неприкосновенность судей, а также предусматривается их надлежащее материальное содержание (статьи 119, 120, 121, 122 и 124 Конституции Российской Федерации). Конституционный статус судьи является не личной привилегией, а средством, призван обеспечивать каждому действительную защиту его прав и свобод правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации). Тем самым статус судьи служит гарантией общего конституционного статуса личности и в качестве таковой подлежит конституционно-правовой защите, уровень которой не должен снижаться по отношению к уже достигнутому»23.

Таким образом, можно говорить не просто о правовом статусе судьи, а о конституционно-правовом статусе судьи как ядре правового статуса. Это первый уровень правового статуса судьи.

Далее, отталкиваясь от положения  ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, в правовой компонент статуса судьи следует включить соответствующие нормы международного права. Так, Европейская хартия о статусе судей (1998) указала, что «целью статуса судей является обеспечение компетентности, независимости и беспристрастности, которых каждый гражданин вправе ожидать от судебных инстанций и от каждого судьи, которому доверена защита его прав. Статус исключает возможность принятия и применения любых нормативных положений или процедур, способных поколебать доверие к их компетентности, независимости и беспристрастности. Настоящая Хартия содержит положения, наилучшим образом гарантирующие достижение ее целей. Эти положения направлены на повышение уровня гарантий в различных европейских странах. Они не могут служить основанием для таких изменений национального статуса в отдельных странах, которые способны привести к снижению уровня уже обеспеченных гарантий.

    В каждом европейском государстве основополагающие принципы статуса судей устанавливаются внутренними правовыми нормами на максимально высоком уровне, а регламентирующие его правила — в соответствующих нормах, принятых, как минимум, на законодательном уровне»24. Эти нормы, не раскрывающие содержание понятия «статус судьи», находятся в разд. 1 «Общие принципы». Самому же содержанию статуса судей посвящена вся указанная  Хартия, в которой в соответствующих разделах закреплены нормы об отборе, зачислении, первоначальной подготовке (разд. 2), назначении, несменяемости (разд. 3), прохождении службы (разд. 4), ответственности (разд. 5), вознаграждении, социальном обеспечении (разд. 6) и прекращении полномочий  (разд. 7)  судей. Таким образом, можно говорить о международно-правовом статусе судьи. Это — второй уровень правового статуса судьи.

Далее наполнение правового компонента статуса судьи обеспечивает федеральное законодательство. В Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» с последующими изменениями (далее — ФКЗ о судебной системе) есть гл. 2 «Основы статуса судей в Российской Федерации», где в ч. 1 ст. 11 определено, кто является судьями («Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе»). В указанной главе сказано также о судьях в отставке, о предоставлении за счет государства материального и социально-бытового обеспечения, соответствующего их высокому статусу, о единстве статуса судей, о порядке наделения полномочиями и сроке полномочий судей, о несменяемости и неприкосновенности судей. В меньшей мере, но и в других федеральных конституционных законах содержатся положения, наполняющие содержание понятия «статус судьи»: от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Есть эти положения и в Федеральном законе от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», а также в законах субъектов РФ о конституционных (уставных) судах субъектов РФ.

Необходимо обратить внимание на важный правовой признак статуса судьи, закрепленный в ФКЗ «О судебной системе РФ» судьей может быть лицо, выполняющее обязанности по осуществлению правосудия на профессиональной основе. Это означает, что закрепленное в ч. 5 ст. 32 Конституции РФ положение, согласно которому граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия, разделяет присяжных и арбитражных заседателей и профессиональных судей, несмотря на то, что судьи и указанные заседатели, привлекаемые в установленном порядке к осуществлению правосудия, и только они (как это закреплено в ч. 1 ст. 1 ФКЗ о судебной системе) осуществляют в Российской Федерации судебную власть. В то же время ясно, что судебные заседатели, не будучи профессиональными судьями, не «вписываются» в понятие «статус судьи», но обладают собственным правовым статусом по осуществлению правосудия25. Не являются профессиональными судьями, не «вписывающимися» по этой причине в понятие «статус судьи», и судьи не государственных, а третейских судов26 (к тому же профессиональным государственным судьям в нашей стране законом запрещено быть третейскими судьями), и это несмотря на то, что п. 1 ст. 11 ГК РФ установил: защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.   А формула, закрепленная в ст. 2 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», согласно которой третейским судьей является физическое лицо, избранное сторонами или назначенное в согласованном сторонами порядке для разрешения спора в третейском суде (что можно, по-видимому, рассматривать как фиксацию правового статуса третейского судьи в нашей стране), подвергается обоснованной критике в юридической литературе27. Ситуация же со статусом судей международных межгосударственных судов намного сложнее28.

Информация о работе Правовой статус судей как особый судоустройственный институт