Перспективы развития франчайзинга в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:05, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение перспектив развития франчайзинга в России.
В ходе достижения данной цели в работе будут решены следующие задачи:
1. Определить понятие и роль франчайзинга;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Основы развития франчайзинга………………………………………….5
1.1. Понятие и роль франчайзинга…………………………………………………5
1.2. Виды франчайзинга…………………………………………………………….8
1.3. Этапы становления франчайзинга……………………………………………11

Глава 2. Развитие франчайзинга в России…………………………………….….15
2.1. Характеристика формирования франчайзинга в России……………………15
2.2. Перспективы и проблемы развития франчайзинга в России…………….…19
2.3. Тенденции развития франчайзинга в РФ…………………………………….29

Заключение………………………………………………………………………....34
Список использованной литературы………………………………………….…..36
Приложение…………………………………………………………………………39

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 82.10 Кб (Скачать)

Федеральный закон РФ «О франчайзинге в Российской Федерации» должен развить основные положения ГК РФ и включать:

  • основные понятия и определения (дефиниции), в том числе определение франчайзинга, которое должно совпасть по своему смыслу и содержанию с аналогичным понятием франчайзинга на Западе, типологию основных понятий франчайзинга;
  • понятие роялти (в настоящее время существует в ФЗ РФ «О соглашениях о разделе продукции», но в усеченном и недостаточном для работы системы виде), франчайзинговых (паушальных) платежей, характеристик рекламного фонда (минимальный процент, условия взносов и так далее) и других специфичных понятий;
  • отдельно по разделам закона охарактеризовать особенности работы по каждому виду франчайзинга;
  • порядок уступок товарных знаков, лицензий, авторских прав, патентов, ноу-хау (понятие ноу-хау на основе ГК РФ можно, наверное, расширить);
  • приложения в виде перечня документов, подробно фиксирующих все необходимые действия при создании франчайзинговой системы, включающих образцы договоров и перечень документов (по максимуму), применяемых при различных видах франчайзинга.

В результате у предпринимателей будет  достаточный нормативный материал для заключения договоров, где они  в зависимости от выбранной схемы  работы будут применять те или  иные нормативные документы и  подбирать образцы договоров.

В нормативных актах, регулирующих право интеллектуальной собственности  и ответственность за ее нарушение, обязательно должны учитываться  франчайзинговые схемы, что в  настоящее время просто отсутствует.

Для участников франчайзинговых систем имеет смысл ввести льготный режим  налогообложения.

Это обусловлено тремя причинами:12

  • практическим отсутствием в России широко известных торговых марок и брендов, привлекающих потенциального потребителя. Формирование подобных брендов требует больших затрат, что снижает эффективность франчайзинговых систем;
  • увеличенными издержками франчайзи, для которых очень значительными являются и роялти, и паушальные платежи, а также отчисления в централизованный рекламный фонд;
  • обязательность соответствия внешних форм и принципов работы (униформа, интерьеры и т.д.).

Эти затраты, особенно в период раскрутки  отечественных торговых марок, не позволят франчайзинговым системам конкурировать  с традиционными системами производства и сбыта товаров. Через несколько  лет работы по франчайзинговым схемам качественные и узнаваемые российские товары, вероятно, безболезненно смогут преодолевать эти издержки.

Социально-психологические проблемы франчайзинга

Экономические и организационные  проблемы франчайзинга, естественно, очень  важны, но в не меньшей степени  сдерживают развитие франчайзинга и  социально-психологические проблемы. Первое, с чем сталкиваются организаторы франчайзинговых систем в России, - это отсутствие собственно отечественного опыта франчайзинга и боязнь предпринимателей-потенциальных  франчайзи провала во франчайзинговой  системе в целом. Ссылка на зарубежный опыт воспринимается, как правило, достаточно скептически, и на него следует возражение, что не весь западный опыт работает в России, особенно в современных  условиях. Преодолеть эту проблему можно только путем скрупулезного  сбора и обобщения отечественного опыта франчайзинга как в отечественных  системах, так и с участием иностранного капитала, причем и успешных, и неудачных. Очень серьезной проблемой франчайзинга в нашей стране становится, увы, традиционное пренебрежение к интеллектуальной собственности. У нас ценится  товар, имеющий материальную форму, а франчайзинг предполагает передачу и оплату интеллектуальной собственности, такой как: торговая марка; технология производства; организация бизнес-процессов  и ряда других. Предстоит длительная и систематическая работа, подкрепленная  правовыми и экономическими методами, прежде чем в России начнут уважать  интеллектуальную собственность, а без этого франчайзинг будет недостаточно эффективен. Причем уважение к чужой интеллектуальной собственности должно распространяться независимо от защиты ее правовыми методами. Еще одной очень существенной социально-психологической проблемой франчайзинга является боязнь предпринимателей, потенциальных франчайзи, «потерять свое лицо». Естественно, что вхождение во франчайзинговую систему требует от франчайзи работать по тем стандартам, которые сформулировал франчайзер. Однако работа в крупной франчайзинговой системе дает франчайзи такой опыт, который он за редким исключением не сможет приобрести самостоятельно, и этот опыт компенсирует все прочие потери.

Образование как механизм разрешения социально-психологических проблем

Большая часть проблем франчайзинга, причем не только социально-психологических, связана со слабой подготовкой предпринимателей, которые могли бы выступить организаторами франчайзинговых систем (франчайзерами) и работать в этих системах в качестве франчайзи.

Решение этих проблем достаточно тривиально: необходимо создать образовательную  систему, которая позволила бы значительно  расширить подготовку отечественных  предпринимателей в области франчайзинга.

Эта система должна иметь два  направления:

  • широкое, обеспечивающее пропаганду франчайзинга как экономического инструмента;
  • узкое, обеспечивающее целевое консультирование субъектов франчайзинговых систем (франчайзера и франчайзи) по конкретным экономическим проблемам франчайзинга.

Эти два направления должны дополнять  друг друга.

Широкое образовательное направление  в области франчайзинга можно  построить на системе учебных  центров, которые должны быть расположены  по всей территории России. В этих центрах  будут проходить обучение как  потенциальные франчайзеры, так и потенциальные франчайзи. Причем на начальном этапе создания франчайзинговых систем франчайзеры могут использовать эти центры для целевой подготовки своих франчайзи и их сотрудников.

Для более глубокой и широкой  подготовки предпринимателей в области  франчайзинга имеет смысл включить в вузовские учебные планы  отдельные учебные предметы и  разделы по франчайзингу.

Узкое направление связано с  развитием управленческого консультирования по проблемам франчайзинга. Это консультирование должно охватывать не только общие  проблемы франчайзинга, но и отдельные  разделы. Особенно важны: правовые аспекты  франчайзинга; взаимодействие франчайзера  и франчайзи; организация бухгалтерского учета; подбор и управление персонала.

Это направление можно рассматривать  как образовательное с определенной натяжкой - это управленческое консультирование (бизнес-консалтинг), который должен дополнять образовательное направление.

Организационно обучение и консультирование могут проводиться в учебно-консультационных центрах при объединениях консультантов  либо при объединениях предпринимателей.

 

2.3. Тенденции развития франчайзинга в РФ

 

Одна из основных тенденций мировой  торговли— увеличение оборота крупных  и средних торговых компаний. В  таких условиях малому бизнесу становится все труднее конкурировать с  крупными компаниями. В этой ситуации для поддержания жизнеспособности малого бизнеса одним из самых  эффективных инструментов работы на рынке становится франчайзинг.

Пересмотрены правила ГК РФ о франчайзинге.13

Поправки касаются договора коммерческой концессии (франчайзинга). 
В договоре разрешается предусмотреть следующие обязательства пользователя. Реализовывать (в т. ч. перепродавать) произведенные и (или) закупленные товары, выполнять работы или оказывать услуги по установленным правообладателем ценам. Не реализовывать (не оказывать, не выполнять) аналогичную продукцию (работы, услуги) с использованием товарных знаков или коммерческих обозначений других правообладателей. Продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги только в границах определенной территории.

Некоторые условия договора считаются  ничтожными. Речь идет об обязательстве  продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги только лицам, находящимся или проживающим  на определенной территории. 
Исключаются дискриминационные для правообладателя ограничения на отказ возобновить договор с пользователем на прежних условиях. 
Установлено, какие требования может предъявить пользователь, если контрагент отказался заключить с ним договор на новый срок. Это касается случаев, когда в течение 1 года другому лицу на аналогичных условиях предоставили те же права, какими обладал пользователь. 
Закреплено право каждой из сторон в любое время отказаться от договора, уведомив контрагента не позднее чем за 30 дней, если установлена возможность прекратить его уплатой отступного. 
При определенных нарушениях со стороны пользователя правообладатель вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью или частично.

В таблице, приведённой ниже, представлены некоторые компании, развивающие  франчайзинг в нашей стране:

Таблица 1 - Компании, развивающие франчайзинг в России

Компания

Происхождение, регион

Направление

Benetton

Италия

Сеть бутиков

Coca-cola

США

Предприяти питания

Ecco

Дания

Обувные магазины

English First

Великобритания

Школы иностранных языков

Formoza

Россия, Москва

Сеть компьютерных магазинов

Grillmaster

Германия

Предприятия питания

Ives Rocher

Франция

Салоны парфюмерии

KodakExpress

США

Фотолаборатории

Naf-Naf

Франция

Сеть бутиков

Pizza Hut

США

Предприятия питания

SPAR

Нидерланды

Сеть супермаркетов

Subway

США

Предприятия питания

«Ароматный  мир»

Россия, Москва

Торговля, алкоголь

«Баскин Роббинс»

США

Предприятия питания

«Диана»

Россия, Москва

Сеть химчисток

«Копейка»

Россия,Москва

Сеть универмагов

«Красный  куб»

Россия,Москва

Магазины посуды и подарков

«Крошка-картошка»

Россия, Москва

Предприяти питания

«Куда.ru»

Россия, Москва

Сеть турагенств

«Обувь XXI века»

Россия, Москва

Обувные магазины

«Очаково»

Россия, Москва

Реализация пива

«Сибнефть»

Россия, Омск

АЗС

«ТЕХНОСИЛА»

Россия, Москва

Сеть магазинов электроники  и бытовой техники

ТНК

Россия, Тюмень

АЗС

ЮКОС

Россия, Москва

АЗС


 

По данным Международной ассоциации франчайзинга, из всех создающихся  в мире независимых компаний в  течение 3-х лет в среднем около 90% прекращают свое существование, в то время как для франчайзинговых компаний доля банкротов в первые 3 года составляет менее 10%. В целом, за последние пять лет в мире всего 8% франчайзинговых предприятий оказались нежизнеспособными.

По состоянию на 2010 год в России уже насчитывается около 20731 франчайзинговых  объектов, 485 франчайзеров и 277480 человек, занятых в данной бизнес-сфере.

Международная франчайзинговая ассоциация предсказывает, что в будущем  франчайзинг будет преобладать  в розничной торговле. Он занимает также сильные позиции в сфере  услуг и в меньшей степени  – в производстве. Наиболее активными  франчайзинговыми системами можно  назвать Athlete’s Foot (спортивное оборудование), Avis (прокат автомобилей), Baskin Robbins, Burger King, McDonald’s, Pizza Hut (быстрое питание), ERA (недвижимость), Nail Boxes (почтовые услуги), Midas (автомобильный  сервис), New Horizons (компьютерное обучение), Quality Hotel (гостиницы) и др.

Сегодня в России франчайзинг более  активно развивается не только в  столицах (Москве и Санкт-Петербурге), но и в российских регионах. Например, в Екатеринбурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Омске, Тюмени, Сочи.

Как показывает статистика, франчайзинг  более развит в среде малого и  среднего предпринимательства, где  первоначальные инвестиции составляют от 15 до 100 тыс. рублей. Франчайзинг работает лучше в тех отраслях, которые  не являются дорогостоящими и не характеризуются  высокой степенью риска. Наиболее развиты  франчайзинговые проекты в сфере  розничной торговли (прежде всего  – одежда, обувь, продукты), в сфере  услуг (медицинские, ИТ-услуги, обучение, туризм) и в сфере общественного  питания. 

Франчайзинг в России представлен на рисунке 1.

Где 57% -  сфера розничной торговли (магазины одежды, обуви и другие);

       25%  - сфера услуг;

       16% - сфера общественного питания.

 

Рис. 1. Франчайзинг в России, 2011 год 

Подобную картину мы наблюдаем  и в Пермском крае. Около 20 франшиз  представлено в сфере розничной  торговли, несколько – в сфере  общественного питания и сфере  услуг. Успешно работают такие франчайзинговые  сети, как Subway, Baskin Robbins, Calvin Klein Jeans, Emporio Armani и др.14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Исходя  из вышеизложенного, франчайзинг — система, при которой один экономический объект (напр., фирма или даже государство) предоставляет другому экономическому объекту право действовать на рынке от его имени и часто под его именем (напр., выпуск фирмой, вступающей в рынок, своей продукции под маркой старой и более известной компании). В ряде случаев термин «франчайзинг» означает передачу государством частной фирме права эксплуатации своего имущества и оказания некоторых услуг населению: например, когда муниципалитет передает фирме управление трамвайной сетью или водопроводом в городе с уплатой специального налога из получаемой выручки.

Информация о работе Перспективы развития франчайзинга в России