Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:05, курсовая работа
Цель работы – изучение перспектив развития франчайзинга в России.
В ходе достижения данной цели в работе будут решены следующие задачи:
1. Определить понятие и роль франчайзинга;
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основы развития франчайзинга………………………………………….5
1.1. Понятие и роль франчайзинга…………………………………………………5
1.2. Виды франчайзинга…………………………………………………………….8
1.3. Этапы становления франчайзинга……………………………………………11
Глава 2. Развитие франчайзинга в России…………………………………….….15
2.1. Характеристика формирования франчайзинга в России……………………15
2.2. Перспективы и проблемы развития франчайзинга в России…………….…19
2.3. Тенденции развития франчайзинга в РФ…………………………………….29
Заключение………………………………………………………………………....34
Список использованной литературы………………………………………….…..36
Приложение…………………………………………………………………………39
Франчайзинг — это, конечно, отличная возможность для развития бизнеса, но если у Вас ещё нет своего предпринимательства, но есть средства и Вы желаете работать на себя, мы можем дать несколько советов, как можно начать свое дело. Если Вы никак не можете решить, какой вид деятельности Вас привлекает, иными словами, у Вас нет четкой идеи, то займитесь необходимым делом — соберите информацию о состоянии тех или иных сегментов рынка, о спросе населения на товар, определите критерии выбора (например, Ваш личный интерес). После того, как Вы выбрали направление бизнеса, которым желаете заняться, тщательно изучите конкурентов, выявите положительные и отрицательные черты деятельности: доработайте их успехи, учтите их «провисания», не допустив подобного у себя. После этого оцените внешние факторы, как то: политику государства (не окажут ли изменения в законах пагубное влияние на Вас); финансовые, социальные факторы.
Далее происходит процесс сбора документов и регистрации, составление бизнес-плана, подбор персонала и проч. Бизнес-план — это основа любого предпринимательства. Бизнес-планирование позволяет вырабатывать цели организации, находить способы их достижения, минимизирует возможные риски бизнеса, определяет способы мотивации команды. Написание бизнес-плана позволит Вам: узнать слабые места бизнеса; вовремя обнаружить отклонения действительных финансовых показателей от запланированных на указанный период времени; правильно вычленить те параметры предприятия, изменение которых, привело к ухудшению финансовых показателей, нахождение причин, вызвавших эти изменения; определит комплекс действий, направленных на стабилизацию сложившегося положения; скорректировать запланированные выше мероприятия
По мнению специалистов, сейчас наиболее перспективным представляется вендинг-бизнес, поскольку он получил широкое распространение по всему миру и начинает активно развиваться у нас. К примеру, на рынке вендинг-автоматов менее всего представлены массажные кресла, хоть они и пользуются немалым спросом. Большее внимание было уделено кофе-машинам и снековым автоматам. А ниша вендинговых массажных кресел остается пока практически незанятой. Это означает, что конкуренция невелика, что возможность развития и выгодного вложения денег — большая.9
2.2.
Перспективы и проблемы
Решение многих экономических проблем современной России требует новых экономических механизмов. Одним из таких механизмов является франчайзинг. Можно утверждать, что франчайзинг в настоящее время - единственный известный инструмент, позволяющий повысить эффективность малого бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса.
История развития франчайзинга за рубежом насчитывает уже полтора века - с тех пор, когда Зингер впервые применил его для сбыта швейных машин. В России интерес к этому экономическому инструменту возродился в 90-х годах прошлого века, когда практически одновременно возникло несколько франчайзинговых систем - отечественных и с участием иностранного капитала. Однако чрезмерные надежды на развитие франчайзинга не оправдались. Сегодня имеет смысл проанализировать возникшие проблемы и причины, которые привели к их возникновению.10
Франчайзинг как экономический инструмент
Анализ проблем франчайзинга в России требует уточнения основных понятий и определений, характеризующих этот экономический инструмент.
Основные проблемы франчайзинга в России и их типология
Как уже говорилось, франчайзинг в России не получил широкого распространения, хотя потенциальные возможности внедрения его достаточно широки.
Основные проблемы сдерживания развития франчайзинга в нашей стране можно классифицировать по причинам их возникновения.
Экономические проблемы. Франчайзинг - экономический инструмент, и для его внедрения необходимы соответствующие экономические предпосылки, которые в России не сформировались либо вообще, либо частично.
К данным проблемам можно отнести:
Организационно-правовые проблемы. Хотя франчайзинг - это экономический инструмент и его проблемы в первую очередь следует искать в сфере экономики, в России сдерживание развития франчайзинга происходит прежде всего в правовой сфере.
Они, эти проблемы, связаны с
практически полным отсутствием
правового обеспечения
Социально-психологические проблемы. К ним можно отнести:
Особое место среди проблем франчайзинга занимает образование как механизм разрешения социально-психологических проблем. Эта проблема вызвана слабой подготовкой представителей малого бизнеса в сфере франчайзинга.
Естественно, что рассмотренные проблемы нельзя анализировать локально, они тесно связаны и оказывают серьезное влияние друг на друга.
Так, экономические проблемы франчайзинга вызваны не только состоянием экономики, но и влиянием других проблем, в первую очередь организационно-правовых.
Отечественное законодательство практически не оперирует понятием «франчайзинг». Коммерческая концессия, которой посвящена глава в Гражданском кодексе РФ, далеко не эквивалентна понятию «франчайзинг». Отсутствие правовой базы существенно сужает возможность развития франчайзинга и в первую очередь значительно усложняет возможность кредитования франчайзи.
Развитие правового
Социально-психологические
Входя во франчайзинговую систему, франчайзи испытывает ряд опасений, вызванных как экономическими, так и правовыми аспектами.
В первую очередь он опасается банкротства, которое может быть вызвано действиями франчайзера. Но именно правовая составляющая должна успокоить франчайзи: он владелец своего предприятия, юридическое лицо, что должно подтверждаться необходимыми юридическими процедурами.
Важнейшим социально-психологическим
аспектом франчайзинга является традиционное
для нашей страны неуважение к
интеллектуальной собственности. Решение
этой проблемы требует сочетания
экономических и правовых воздействий,
которые сделают неэффективным
несанкционированное
Образовательные проблемы франчайзинга, вызванные слабой подготовкой предпринимателей в этой области.
Решение образовательных проблем связано с необходимостью создания сети учебных и консультационных центров по франчайзингу, что требует решения чисто экономических проблем. В то же время образовательные проблемы франчайзинга приведут к расширению познаний франчайзи в области права и экономики.
Как видно из сказанного выше, взаимосвязь
экономических, организационно-правовых,
социально-психологических и
Экономические проблемы франчайзинга
Важнейшей экономической проблемой франчайзинга в России становится отсутствие стабильности. Если вернуться к определению франчайзинга, то это в первую очередь система отношений, закрепленная опять-таки системой договоров. Естественно, что подобная система, к тому же объединяющая экономически независимых предпринимателей, становится инерционной.
Время, в котором началось ускоренное развитие франчайзинга в России, отличается отсутствием стабильности в экономике, постоянными скачками в развитии экономики страны, что приводит к таким же резким колебаниям спроса на все виды товаров, регулярными переделами собственности, что не может не задевать франчайзи. Учитывая, что многие из них вынуждены из-за нехватки собственных средств открывать свои предприятия в арендуемых помещениях, перемена владельца отрицательно влияет на работу как франчайзи, так и франчайзинговой системы в целом. Переделы рынков, причем очень часто нерыночными методами, также могут снижать эффективность франчайзинговых систем.
Франчайзинг, как уже неоднократно
отмечалось, строится на взаимодействии
двух типов самостоятельных
К сожалению, далеко не все отечественные предприниматели обладают подобным капиталом.
Попытка получить стартовый капитал в виде банковского кредита также сталкивается с рядом проблем:
Организационно-правовые проблемы
Основные проблемы франчайзинга в
России в настоящее время
В современной правовой системе России термин «франчайзинг» встречается только один раз, в 54 главе Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), где утверждается: «коммерческая концессия» является синонимом франчайзинга.
Однако самый поверхностный анализ этой главы позволяет утверждать:
Все это затрудняет использование франчайзинга в отечественной экономике.
Повышение эффективности и развитие франчайзинга в России требует внесения изменений в законодательство.
Ими необходимо достичь следующих целей:
Все три цели тесно связаны между собой.
Для реализации поставленных целей необходимо создать систему законодательных актов, в которую должны входить:
В этой системе необходимо разработать и принять новый закон о франчайзинге, а в остальные нормативные акты внести изменения.
В Гражданский кодекс РФ необходимо:
Все эти изменения должны приблизить как законодательство, так и терминологию франчайзинга к мировой практике, что особенно важно для создания франчайзинговых систем с участием иностранного капитала.
Информация о работе Перспективы развития франчайзинга в России