Перспективы развития франчайзинга в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:05, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение перспектив развития франчайзинга в России.
В ходе достижения данной цели в работе будут решены следующие задачи:
1. Определить понятие и роль франчайзинга;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Основы развития франчайзинга………………………………………….5
1.1. Понятие и роль франчайзинга…………………………………………………5
1.2. Виды франчайзинга…………………………………………………………….8
1.3. Этапы становления франчайзинга……………………………………………11

Глава 2. Развитие франчайзинга в России…………………………………….….15
2.1. Характеристика формирования франчайзинга в России……………………15
2.2. Перспективы и проблемы развития франчайзинга в России…………….…19
2.3. Тенденции развития франчайзинга в РФ…………………………………….29

Заключение………………………………………………………………………....34
Список использованной литературы………………………………………….…..36
Приложение…………………………………………………………………………39

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 82.10 Кб (Скачать)

Франчайзинг — это, конечно, отличная возможность для развития бизнеса, но если у Вас ещё нет своего предпринимательства, но есть средства и Вы желаете работать на себя, мы можем дать несколько советов, как можно начать свое дело. Если Вы никак не можете решить, какой вид деятельности Вас привлекает, иными словами, у Вас нет четкой идеи, то займитесь необходимым делом — соберите информацию о состоянии тех или иных сегментов рынка, о спросе населения на товар, определите критерии выбора (например, Ваш личный интерес). После того, как Вы выбрали направление бизнеса, которым желаете заняться, тщательно изучите конкурентов, выявите положительные и отрицательные черты деятельности: доработайте их успехи, учтите их «провисания», не допустив подобного у себя. После этого оцените внешние факторы, как то: политику государства (не окажут ли изменения в законах пагубное влияние на Вас); финансовые, социальные факторы.

Далее происходит процесс сбора  документов и регистрации, составление бизнес-плана, подбор персонала и проч. Бизнес-план — это основа любого предпринимательства. Бизнес-планирование позволяет вырабатывать цели организации, находить способы их достижения, минимизирует возможные риски бизнеса, определяет способы мотивации команды. Написание бизнес-плана позволит Вам: узнать слабые места бизнеса; вовремя обнаружить отклонения действительных финансовых показателей от запланированных на указанный период времени; правильно вычленить те параметры предприятия, изменение которых, привело к ухудшению финансовых показателей, нахождение причин, вызвавших эти изменения; определит комплекс действий, направленных на стабилизацию сложившегося положения; скорректировать запланированные выше мероприятия

По мнению специалистов, сейчас наиболее перспективным представляется вендинг-бизнес, поскольку он получил широкое распространение по всему миру и начинает активно развиваться у нас. К примеру, на рынке вендинг-автоматов менее всего представлены массажные кресла, хоть они и пользуются немалым спросом. Большее внимание было уделено кофе-машинам и снековым автоматам. А ниша вендинговых массажных кресел остается пока практически незанятой. Это означает, что конкуренция невелика, что возможность развития и выгодного вложения денег — большая.9

 

2.2. Перспективы и проблемы развития  франчайзинга в России

 

Решение многих экономических проблем современной России требует новых экономических механизмов. Одним из таких механизмов является франчайзинг. Можно утверждать, что франчайзинг в настоящее время - единственный известный инструмент, позволяющий повысить эффективность малого бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса.

История развития франчайзинга за рубежом насчитывает уже полтора века - с тех пор, когда Зингер впервые применил его для сбыта швейных машин. В России интерес к этому экономическому инструменту возродился в 90-х годах прошлого века, когда практически одновременно возникло несколько франчайзинговых систем - отечественных и с участием иностранного капитала. Однако чрезмерные надежды на развитие франчайзинга не оправдались. Сегодня имеет смысл проанализировать возникшие проблемы и причины, которые привели к их возникновению.10

Франчайзинг как экономический инструмент

Анализ проблем франчайзинга в России требует уточнения основных понятий и определений, характеризующих этот экономический инструмент.

Основные проблемы франчайзинга в России и их типология

Как уже говорилось, франчайзинг  в России не получил широкого распространения, хотя потенциальные возможности  внедрения его достаточно широки.

Основные проблемы сдерживания  развития франчайзинга в нашей стране можно классифицировать по причинам их возникновения.

Экономические проблемы. Франчайзинг - экономический инструмент, и для его внедрения необходимы соответствующие экономические предпосылки, которые в России не сформировались либо вообще, либо частично.

К данным проблемам можно отнести:

  • нестабильность развития экономики России. Франчайзинговые схемы требуют стабильности и предсказуемости экономики;
  • отсутствие у большинства предпринимателей - потенциальных франчайзи - необходимого стартового капитала для вхождения во франчайзинговую систему;
  • сложность, а порой и невозможность получения кредитов для создания стартового капитала.

Организационно-правовые проблемы. Хотя франчайзинг - это экономический инструмент и его проблемы в первую очередь следует искать в сфере экономики, в России сдерживание развития франчайзинга происходит прежде всего в правовой сфере.

Они, эти проблемы, связаны с  практически полным отсутствием  правового обеспечения франчайзинга в России.

Социально-психологические проблемы. К ним можно отнести:

  • отсутствие отечественного опыта и боязнь провала у субъектов франчайзинговой системы - франчайзера и франчайзи;
  • отсутствие должного уважения к интеллектуальной собственности;
  • боязнь франчайзи потерять самостоятельность и собственное «лицо» предпринимателя и менеджера.

Особое место среди проблем франчайзинга занимает образование как механизм разрешения социально-психологических проблем. Эта проблема вызвана слабой подготовкой представителей малого бизнеса в сфере франчайзинга.

Естественно, что рассмотренные  проблемы нельзя анализировать локально, они тесно связаны и оказывают  серьезное влияние друг на друга.

Так, экономические проблемы франчайзинга вызваны не только состоянием экономики, но и влиянием других проблем, в первую очередь организационно-правовых.

Отечественное законодательство практически  не оперирует понятием «франчайзинг». Коммерческая концессия, которой посвящена глава в Гражданском кодексе РФ, далеко не эквивалентна понятию «франчайзинг». Отсутствие правовой базы существенно сужает возможность развития франчайзинга и в первую очередь значительно усложняет возможность кредитования франчайзи.

Развитие правового обеспечения  франчайзинга требует опять-таки решения  экономических проблем и дополнительных издержек на совершенствование правовой базы и разработку «обходных» правовых схем.

Социально-психологические проблемы связаны как с экономическими проблемами, так и с правовыми.

Входя во франчайзинговую систему, франчайзи испытывает ряд опасений, вызванных как экономическими, так  и правовыми аспектами.

В первую очередь он опасается банкротства, которое может быть вызвано действиями франчайзера. Но именно правовая составляющая должна успокоить франчайзи: он владелец своего предприятия, юридическое лицо, что должно подтверждаться необходимыми юридическими процедурами.

Важнейшим социально-психологическим  аспектом франчайзинга является традиционное для нашей страны неуважение к  интеллектуальной собственности. Решение  этой проблемы требует сочетания  экономических и правовых воздействий, которые сделают неэффективным  несанкционированное использование  чужой интеллектуальной собственности.

Образовательные проблемы франчайзинга, вызванные слабой подготовкой предпринимателей в этой области.

Решение образовательных проблем  связано с необходимостью создания сети учебных и консультационных центров по франчайзингу, что требует  решения чисто экономических  проблем. В то же время образовательные  проблемы франчайзинга приведут к расширению познаний франчайзи в области  права и экономики.

Как видно из сказанного выше, взаимосвязь  экономических, организационно-правовых, социально-психологических и образовательных  проблем франчайзинга возможно только в комплексе, когда решение одной  проблемы связано с необходимостью решения других.

Экономические проблемы франчайзинга

Важнейшей экономической проблемой  франчайзинга в России становится отсутствие стабильности. Если вернуться к определению  франчайзинга, то это в первую очередь  система отношений, закрепленная опять-таки системой договоров. Естественно, что  подобная система, к тому же объединяющая экономически независимых предпринимателей, становится инерционной.

Время, в котором началось ускоренное развитие франчайзинга в России, отличается отсутствием стабильности в экономике, постоянными скачками в развитии экономики страны, что приводит к таким же резким колебаниям спроса на все виды товаров, регулярными переделами собственности, что не может не задевать франчайзи. Учитывая, что многие из них вынуждены из-за нехватки собственных средств открывать свои предприятия в арендуемых помещениях, перемена владельца отрицательно влияет на работу как франчайзи, так и франчайзинговой системы в целом. Переделы рынков, причем очень часто нерыночными методами, также могут снижать эффективность франчайзинговых систем.

Франчайзинг, как уже неоднократно отмечалось, строится на взаимодействии двух типов самостоятельных предпринимателей - франчайзера и франчайзи, каждый из которых является самостоятельным  юридическим лицом. Следовательно, не только франчайзер, но и франчайзи  должны вкладывать в развитие системы  свой стартовый капитал. Если учесть, что франчайзи должен вносить  разовую франшизную плату (паушальный платеж), то стартовый капитал франчайзи  должен быть достаточно большим.11

К сожалению, далеко не все отечественные  предприниматели обладают подобным капиталом.

Попытка получить стартовый капитал  в виде банковского кредита также  сталкивается с рядом проблем:

  • уровень доходности франчайзи, с учетом всех регулярных платежей (роялти, отчисления в централизованный рекламный фонд и другие платежи), может привести к тому, что срок возврата кредита будет достаточно большим, а если учесть действующие ставки кредита, и вовсе невозможным;
  • существующая правовая система еще больше затрудняет кредитование франчайзи.

Организационно-правовые проблемы

Основные проблемы франчайзинга в  России в настоящее время концентрируются  в области права. Это вызвано  тем, что франчайзинг как система  отношений основан на системе  договорных отношений и должен быть подкреплен серьезной правовой базой.

В современной правовой системе  России термин «франчайзинг» встречается только один раз, в 54 главе Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), где утверждается: «коммерческая концессия» является синонимом франчайзинга.

Однако самый поверхностный  анализ этой главы позволяет утверждать:

  • «коммерческая концессия» значительно уже понятия «франчайзинг»;
  • франчайзинг в нашей стране приходится базировать на комплексном договоре, основанном на ряде статей ГК РФ и законодательных актов, то есть на «обходных» правовых схемах.

Все это затрудняет использование  франчайзинга в отечественной экономике.

Повышение эффективности и развитие франчайзинга в России требует внесения изменений в законодательство.

Ими необходимо достичь следующих  целей:

  • Создание условий для реальной конкуренции франчайзинговых систем с традиционно сложившимися механизмами реализации товаров.
  • Обеспечение удобства применения законодательных актов для участников франчайзинговой системы.
  • Создание прозрачности франчайзинговой системы и ее элементов для контролирующих органов.

Все три цели тесно связаны между  собой.

Для реализации поставленных целей необходимо создать систему законодательных актов, в которую должны входить:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации, содержащий основные положения, регулирующие использование франчайзинга в России;
  • Федеральный закон РФ «О франчайзинге в Российской Федерации»;
  • законы, регулирующие права на интеллектуальную собственность и ответственность за ее нарушения;
  • Налоговый кодекс РФ и связанные с ним законы и подзаконные акты.

В этой системе необходимо разработать  и принять новый закон о  франчайзинге, а в остальные нормативные  акты внести изменения.

В Гражданский кодекс РФ необходимо:

  • ввести понятие и определение франчайзинга;
  • сформировать основные понятия и их типологию, такие как товар, объект франчайзинга и субъекты франчайзинга (франчайзер и франчайзи);
  • определить типологию видов франчайзинга и особенности их использования;
  • ввести понятие франшизы (договор франчайзинга).

Все эти изменения должны приблизить как законодательство, так и терминологию франчайзинга к мировой практике, что особенно важно для создания франчайзинговых систем с участием иностранного капитала.

Информация о работе Перспективы развития франчайзинга в России