Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:05, курсовая работа
Цель работы – изучение перспектив развития франчайзинга в России.
В ходе достижения данной цели в работе будут решены следующие задачи:
1. Определить понятие и роль франчайзинга;
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основы развития франчайзинга………………………………………….5
1.1. Понятие и роль франчайзинга…………………………………………………5
1.2. Виды франчайзинга…………………………………………………………….8
1.3. Этапы становления франчайзинга……………………………………………11
Глава 2. Развитие франчайзинга в России…………………………………….….15
2.1. Характеристика формирования франчайзинга в России……………………15
2.2. Перспективы и проблемы развития франчайзинга в России…………….…19
2.3. Тенденции развития франчайзинга в РФ…………………………………….29
Заключение………………………………………………………………………....34
Список использованной литературы………………………………………….…..36
Приложение…………………………………………………………………………39
Министерство образования и науки РФ
Факультет управления и социологии
Кафедра менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине : «Основы предпринимательства»
на тему: «Перспективы развития франчайзинга в России »
ТВЕРЬ 2011
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Основы развития франчайзинга………………………………………….5
1.1. Понятие и роль франчайзинга………
1.2. Виды франчайзинга…………………………………
1.3. Этапы становления франчайзинга……………………………………………
Глава 2. Развитие франчайзинга в России…………………………………….….15
2.1. Характеристика формирования франчайзинга в России……………………15
2.2. Перспективы и проблемы
2.3. Тенденции развития франчайзинга в РФ…………………………………….29
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………….…..
Приложение……………………………………………………
Введение
Сегодня франчайзинг стал одной из самых важных и актуальных тем для обсуждения профессиональным сообществом. Многие предприимчивые люди на местах и хотели бы стать владельцами собственного бизнеса, но большинству это просто не по силам. Начать свое дело, «раскрутиться» - задача непростая по нынешним временам. Вот почему таким привлекательным и становится франчайзинг – способ развития бизнеса, который позволяет с минимальным, в общем-то, риском успешно заниматься предпринимательской деятельностью, добиваться финансовой состоятельности. Само явление, именуемое франчайзингом, появилось около полутора веков назад.
Учитывая всю сложность
Франчайзинг в настоящее время получает все большее распространение в России и нуждается в выработке комплексного знания о нем.
Цель работы – изучение перспектив развития франчайзинга в России.
В ходе достижения данной цели в работе будут решены следующие задачи:
1. Определить понятие и роль франчайзинга;
2. Выявить виды франчайзинга;
3. Рассмотреть этапы организации франчайзинга;
4. Дать характеристику становления и развития франчайзинга в России;
5. Выявить перспективы и
6. Показать тенденции развития франчайзинга в РФ.
Объект исследования данной курсовой работы – франчайзинг.
Предмет исследования – особенности франчайзинга в малом бизнесе.
Задачи курсовой работы обуславливают ее структуру. Она состоит из двух частей, введения и заключения.
Теоретическая база исследования основана на трудах ведущих экономистов, социологов, юристов и специалистов в исследуемой области. Практическая база исследования основана на выявлении тенденций развития франчайзинга в России.
В конце работы приводится список использованной литературы.
Глава 1. Основы развития франчайзинга
Франчайзинг — система, при которой один экономический объект (напр., фирма или даже государство) предоставляет другому экономическому объекту право действовать на рынке от его имени и часто под его именем (напр., выпуск фирмой, вступающей в рынок, своей продукции под маркой старой и более известной компании). В ряде случаев термин «франчайзинг» означает передачу государством частной фирме права эксплуатации своего имущества и оказания некоторых услуг населению: например, когда муниципалитет передает фирме управление трамвайной сетью или водопроводом в городе с уплатой специального налога из получаемой выручки.1
Система франчайзинга основана на использовании конкретного товара.
Этот товар должен обладать следующими признаками:
Во франчайзинговом процессе принимают участие по меньшей мере две стороны, между которыми заключен договор франчайзинга (франшиза).
Первая сторона - франчайзер.
Это крупная фирма (корпорация), имеющая широко известную торговую марку и высокий имидж на потребительском рынке. Эта фирма предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать на заранее оговоренных условиях и в определенный срок на рынке от имени франчайзера и под его торговой маркой.
Франчайзер в системе всегда один.
Вторая сторона - франчайзи.
Франчайзи является, как правило, малая фирма или предприниматель (юридическое или физическое лицо), приобретающий (на возмездной основе) у франчайзера исключительное право на ведение коммерческой деятельности от его имени под его торговой маркой.
Франчайзи может быть несколько
в одной франчайзинговой
Современные юристы сходятся во мнении, что под термином франчайзинг следует понимать специальную форму маркетинга или так называемого распределения товаров.
При этом
в данном процессе основополагающая
роль относится к той компании,
которая собственно и представляет
индивидуальному
В результате она может построить свой бизнес на основе составленной и утвержденной в письменном виде документа, где указан срок сотрудничества, основные параметры действий каждого из участников данного соглашения о коммерческой деятельности.
В настоящее время франчайзинг считается оригинальным и по всем своим характеристикам уникальным инструментом и правовым средством, обеспечивающим органичное соединение политики коммерческих организаций и предприимчивых руководителей крупнейших компаний.
При этом
и та и другая сторона является
максимально заинтересованной в
продолжении плодотворного
Ведь мощные компании получают прекрасную возможность организовать довольно развитую сеть розничных пунктов продажи своей продукции, занять более выгодные позиции не только на отечественном, но и на мировом рынках, а также избавиться от непредвиденных рисков, сведя их практически к нулю.
Наряду
с этим, небольшие организации, которые
стали участвовать в
В современной России франчайзинг используется практически всеми иностранными компаниями, которые решили представить свою продукцию отечественным потребителям, причем данное направление получило название коммерческой концессии.
Ее главной целью считается активное содействие продвижению товаров, презентации новых видов услуг, производимых и продаваемых на территории целой страны или же отдельного региона законным правообладателем.
Вышеизложенное прописано в п. 2 ст. 1027, ст. 1030, п. 2 ст. 1031, ст. 1032 ГК РФ, чем пользуются практически все современные предприниматели, действующие на территории РФ. Другими словами, можно представить коммерческую концессию в виде специального направления, предназначенного для полноценного обслуживания процесса производства определенных товаров и услуг.
Во время
участия в франшизном сотрудничестве
каждый пользователь получает наряду
с исключительным правом, выступающим
в роли так называемого средства
индивидуализации главного производителя,
получает и конкретные товары, производственный
опыт и умения, которые требуются
для правомерной продажи
Сам же правообладатель
получает уникальную возможность максимально
расширить возможности сбыта
уже готовой продукции, продаваться
которая будет впредь посредством
каналов, наработанных так называемым
представителем и второй стороной,
участвующей в сотрудничестве на
основании франшизного
Согласно российскому законодательству, и в обязательном порядке, должно браться во внимание всеми коммерческими организациями, действующими на его просторах, правообладателем должен быть предприниматель, что прописано в пункте третьем статьи 1027 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В противном случае он не сможет использовать данный товар, как предмет, подлежащий коммерческой реализации и перепродаже с целью извлечения материальной прибыли.
Франчайзинг может рассматриваться как соглашение, при котором производитель или единоличный распространитель продукта или услуги, защищенных торговой маркой, дает эксклюзивные права на распространение на данной территории своей продукции или услуг независимым предпринимателям (розничным торговцам) в обмен на получение от них платежей (роялти) при условии соблюдения технологий производственных и обслуживающих операций.
Существует четыре разновидности франчайзинга:2
- франчайзинг товара;
- производственный франчайзинг;
- сервисный франчайзинг;
- франчайзинг бизнес-формата
Франчайзинг товара представляет собой продажу товаров, производимых франчайзером и каким-либо образом маркированных его товарным знаком. Франчайзи, как правило, осуществляет послепродажное их обслуживание.
Правообладателем (франчайзером) при данном виде франчайзинга обычно выступает производитель. Основным передаваемым правом является право на использование товарного знака франчайзера.
Производственный франчайзинг является наиболее эффективной организацией производства определенного вида продукции. Фирма, обладающая секретом производства сырья и запатентованной технологией изготовления готового продукта, осуществляет обеспечение конечного производителя сырьем и передает право на использование этой технологии.
Сервисный франчайзинг получил широкое распространение и является перспективной технологией ведения бизнеса. Основная направленность сервисного франчайзинга — высокий уровень обслуживания потребителей. Благодаря совместной политике, проводимой франчайзером и франчайзи, потребителю быстро становится известно, какое количество и качество услуг ему может быть гарантировано в определенный промежуток времени на предприятиях определенной торговой марки.
Франчайзинг бизнес-формата является наиболее комплексным. Наряду со всеми перечисленными правами франчайзер передает франчайзи разработанную им технологию организации и ведения бизнеса. Франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и становится частью общей корпоративной системы. Франчайзер при таком франчайзинге может быть предприятием, добывающим сырье, производителем, оптовым или розничным торговцем, предприятием сферы услуг, а может быть только владельцем прав, которые по договору передаются франчайзи на определенных условиях. Но при этом все предприятия, работающие в системе, должны работать по единой методологии, в едином стиле и соблюдать внутрисистемные интересы.
Наиболее распространенный вид франчайзинга – товарный. Товар является основой договора и позволяет строить взаимоотношения на конкретном продукте, чего не происходит, например, в сервисном франчайзинге.
При выборе франшизы основным критерием будущего франчайзи является деятельность, которой он занимался. Если потенциальный покупатель франшизы собирается начать бизнес с нуля, первое на что обращают внимание – это сумма инвестиций, окупаемость и возможности при подборе помещения. Важно происхождение франшизы, является ли правообладателем российская компания или нет. Российских компаний на рынке франчайзинга больше, но все-таки предпочтения отдают иностранным, хотя есть опасение, что руководство компании находится далеко и будет ли в этом случае полноценная поддержка.
Информация о работе Перспективы развития франчайзинга в России