Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:05, курсовая работа
Цель работы – изучение перспектив развития франчайзинга в России.
В ходе достижения данной цели в работе будут решены следующие задачи:
1. Определить понятие и роль франчайзинга;
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основы развития франчайзинга………………………………………….5
1.1. Понятие и роль франчайзинга…………………………………………………5
1.2. Виды франчайзинга…………………………………………………………….8
1.3. Этапы становления франчайзинга……………………………………………11
Глава 2. Развитие франчайзинга в России…………………………………….….15
2.1. Характеристика формирования франчайзинга в России……………………15
2.2. Перспективы и проблемы развития франчайзинга в России…………….…19
2.3. Тенденции развития франчайзинга в РФ…………………………………….29
Заключение………………………………………………………………………....34
Список использованной литературы………………………………………….…..36
Приложение…………………………………………………………………………39
При выборе вида франчайзинга необходимо максимально изучить рынок предлагаемых франшиз, потребности потенциальных покупателей. Франшиза подразумевает длительную работу и должно быть понимание процесса. Перспективные направления в потребительском секторе - мелкая нишевая розница и сфера услуг.
Договор (контракт) является основой
любых взаимоотношений между
франшизером и франчайзи. При
заключении франчайзингового договора
возникает ряд важных вопросов, которые
необходимо учесть в этом договоре.
Особенно важное значение имеет вопрос:
при каких обстоятельствах
Предприниматели должны убедиться в понимании того, что они могут потерять или получить, если примут решение выйти из договора или если франшизер решит аннулировать франшизный договор. Обычно франшизер имеет право аннулировать договор, если франчайзи:
- не получает запланированной прибыли;
- бросает тень на репутацию других торговых точек плохим обслуживанием клиентов;
- не предоставляет франшизеру требуемых месячных или недельных отчетов о состоянии дел.
Прочие, хотя менее точно определенные, причины аннулирования договора с франчайзи включают следующее:
- неспособность долго и упорно работать;
- неспособность стабильно сотрудничать с франшизером;
- злоупотребление именем и оборудованием франшизера.
Взаимоотношения при франчайзинговых
сделках исторически
- индивидуальный франчайзинг;
- районный (региональный) франчайзинг.
Наиболее распространенным является индивидуальный франчайзинг, т.е. приобретение права на занятие каким-то определенным типом бизнеса.
Районный франчайзинг, т.е. предоставление права на занятие на определенной территории может развиваться в соответствии со следующими основными обязательствами, предусмотренными для франчайзи в контракте:
- предварительное согласование
с франчайзером числа и
- предоставление франчайзи
- трехсторонние взаимоотношения,
Франчайзинг - не самый древний способ организации и ведения бизнеса. Нет достоверных свидетельств, что древние греки или римляне продавали друг другу оружие или одежду через сеть франчайзи. Но что-то подобное в примитивной форме вполне могло существовать. В средние века, например, король Англии предоставлял право знати собирать налоги, а в качестве платы за услугу оставлял им часть собранного. Можно было выкупить право на проведение ярмарок, организацию базаров, эксплуатацию паромов и переправ, право на охоту, строительство дорог или производство эля.
С развитием мировой экономики, менялась и концепция франчайзинга.
1840 год. Большинство немецких пивоваров предоставляют франшизы тавернам, разрешая их владельцам продавать пиво определенной марки.
1851 год. Производитель швейных машин, компания «Зингер» в какой-то момент начала испытывать трудности с увеличением объемов продаж - не так легко заставить домохозяйку купить несколько одинаковых швейных машин. Создавать сеть собственных дилеров на других территориях было сложно и требовало серьезных вложений. Поэтому «Зингер» стала продавать права на распространение своей продукции независимым продавцам. Компания «Зингер» начала заключать контракты на франчайзинг, которые явились прообразом современных франчайзинговых соглашений, что дало возможность с большей легкостью осваивать новые территории, до этого недоступные из-за больших затрат и факторов риска.4
1880 год. Города стали предоставлять монопольные франшизы уличным перевозчикам, а также франшизы на эксплуатацию канализационной системы и использование воды, газа и позднее электричества.
1890-е-1900-е года. Нефтеперерабатывающие и автомобильные компании стали развивать дистрибьюторскую сеть. Тогда франчайзингом называлось только распространение прав на торговлю продукцией производителя.
После второй мировой войны в
Америке увеличилась
1950 год. Бурное развитие системы франчайзинга. Рэй Крок, продавец аппаратов для производства молочных коктейлей, посетил паркинг-ресторан быстрого обслуживания «Сан Бернадино», управляемый братьями МакДональдами. Ему так понравилось, что он выкупил права на франшизу их бизнеса. Как показало время, он не прогадал.
1960-1970-ые годы - бизнес успешно развивается, однако в это же время разразилась масса скандалов, которые на некоторое время скомпромитировали саму идею франчайзинга. Причиной явилось появление мошенников - люди создавали франчайзинговые компании с целью собрать деньги и исчезнуть, другая причина - появление нежизнеспособных фирм, которые быстро разорялись, и разоряли массу дочерних фирм. Создание Международной (IFA) и Европейской (EFF) Ассоциаций Франчайзинга послужило правовой защите системы франчайзинга. В России и других странах постепенно появились аналогичные организации.
1997 год. В Америке доля франчайзинговых компаний превышает 40% общего объема торговли американского рынка. Объем розничных продаж предприятий, действующих на основе франчайзинга в США, составил более 1 триллиона долларов.5
В 80-х годах на отечественный рынок пришел американский франчайзер, компания «PepsiCo», которая построила на территории СССР несколько заводов по изготовлению безалкогольных напитков. Можно сказать, что это послужило хорошим учебным пособием для тогдашних бизнесменов. Спустя десять лет один из них приобрел права на развитие ТМ Baskin Robbins и создал кафе-мороженое. Вслед за ним стали появляться другие франчайзинговые компании, которые объединялись в целые сети. Самыми известными из них стали кафе «Русское бистро», прачечные «Синий кристалл», детское питание «Партнер», программное обеспечение «1С».
Из-за дефолта в 1998 году, многие дочерние компании потерпели крах, что выявило плохую адаптацию франчайзинга к условиям российской реальности. Ситуация улучшилась ближе к 2003 году, когда стали проводиться семинары, тренинги, курсы, повышающие профессиональный уровень тех, кто решился заняться новым видом бизнеса. Появилось огромное количество состоятельных людей способных приобрести франшизу.
Сегодня франчайзинговых компаний больше чем когда-либо, что говорит о хорошем росте развития данного сегмента рынка.
В настоящее время франчайзинг занял устойчивые позиции не только в сфере общественного питания или продажи автомобилей. Он становится одной из популярных форм ведения бизнеса в сфере услуг и в производстве. Франшизы существуют в таких различных областях, как риэлтерство, автозапчасти, компьютеры, оздоровительные центры, парикмахерские, супермаркеты, парикмахерские и детские сады.
Глава 2. Развитие франчайзинга в России
2.1. Характеристика формирования франчайзинга в России
В российском законодательстве отношения франчайзинга регулируются договором коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ).6
По договору коммерческой концессии (Приложение) одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).
Договор коммерческой концессии предусматривает
использование комплекса
Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Договор коммерческой концессии должен
быть заключен в письменной форме. Несоблюдение
письменной формы влечет его недействительность.
Такой договор считается
Договор коммерческой концессии регистрируется
органом, осуществляющим государственную
регистрацию юридического лица или
индивидуального
Если правообладатель
В отношениях с третьими лицами стороны
договора коммерческой концессии вправе
ссылаться на договор лишь с момента
его государственной
Договор коммерческой концессии на использование объекта, охраняемого в соответствии с патентным законодательством, подлежит регистрации также в органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков. При несоблюдении этого требования договор считается ничтожным.
Договор коммерческой концессии (франчайзинга)
регистрируется в соответствии с
Российским законодательством
Исходя из сказанного, при заключении договора о концессии необходима его двойная регистрация в регистрационных и патентных органах. Для сравнения, в Европе и США передача франшизы требует только регистрации самого договора о франчайзинге. Сложность бюрократических процедур лишает франчайзинг его потенциальной привлекательности.7
Возможно, целесообразнее создать
структуру (или подструктуру), курирующую
внутреннее взаимодействие Министерства
по налогам и сборам и Федерального
Органа исполнительной власти по интеллектуальной
собственности в части
Необходимо также определить процедуру регистрации договора франчайзинга при заключении международных договоров. Причем должна быть описана процедура регистрации и для случая покупки иностранной франшизы, так и для случая продажи российской франшизы за рубеж.
Вознаграждение по договору коммерческой концессии может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором (ст. 1030 ГК РФ).8
На практике, франчайзи по договору франчайзинга выплачивают франчайзеру фиксированный разовый платеж, являющийся франшизным сбором за пользование франшизой, при заключении договора франчайзинга, и периодические платежи (как правило % от выручки) – роялти – в течение всего срока действия договора франчайзинга. Что само по себе противоречит законодательству.
Почему же франчайзинговая система так хорошо развивается именно в малом сегменте бизнеса? Как показывают опросы игроков рынка, в первую очередь потому, что франчайзинг более эффективно решает основные проблемы любого бизнеса: время, деньги и персонал. Именно франчайзи (физическое или юридическое лицо, которому франчайзор, т. е. главная компания, передала права на продажу товаров или услуг этоу компании) несет стартовые инвестиционные расходы, финансирует открытие новых представительств, закупает оборудование, платит зарплату персоналу и т.д. При этом временные затраты франчайзора минимизируются. Особенно это важно, если принято решение о расширении региональной сети бизнеса. Так, выясняется, что запустить франшизное предприятие в новом для себя регионе проще, нежели открывать там собственное представительство. Ведь жители регионов гораздо лучше приезжих знают особенности ведения бизнеса на «своих землях». Соответственно, они лучше командированных из центра владеют местным административным ресурсом, знают местную специфику, поэтому они и могут запустить бизнес быстрее. Так что франчайзинг — лучший способ освоения новых территорий. Франчайзинг имеет наиболее привлекательные показатели эффективности — хорошую скорость развития бизнеса, невысокие риски, максимальную доходность при минимальном объеме инвестиций. Утверждается, что франчайзи очень хорошие менеджеры. Собственно, теперь из вышесказанного четко видно, что подобные системы хорошо подходят для качественного ведения малого бизнеса.
Информация о работе Перспективы развития франчайзинга в России