Особенности стиля мышления и личностных качеств предпринимателей в различных сферах деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является выявление особенностей стиля мышления и личностных качеств предпринимателей в различных сферах деятельности.
Объект исследования – предприниматели г. Ростова-на-Дону из сферы торговли и сферы услуг (техническое обслуживание легковых автомобилей) 100 человек в возрасте 30-45 лет.
Предмет исследования – особенности стиля мышления и психологические особенности личности предпринимателей в различных сферах деятельности.

Содержание

Введение
ГЛАВА I. Проблема изучения стиля мышления и личностных качеств предпринимателей в различных сферах деятельности
1.1. Предпринимательство как объект изучения в психологии и смежных науках
1.2. Стиль мышления как проблема современной психологии
1.3 Стиль мышления предпринимателей в различных сферах деятельности
1.4. Психологические особенности личности предпринимателя, обеспечивающие успех в различных сферах деятельности
1.5. Коммуникативные качества предпринимателей в различных сферах деятельности
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование стиля мышления и личностных качеств предпринимателей в таких сферах деятельности как автосервис и туризм
2.1. Цели, задачи и гипотезы исследования, характеристика выборки
2.2. Различия стиля мышления предпринимателей работающих в различных сферах деятельности
2.3.Анализ психологических черт личности предпринимателей работающих в различных сферах деятельности
2.4.Анализ коммуникативных и организаторских склонностей предпринимателей
2.5. Анализ взаимосвязи стиля мышления и личностных качеств предпринимателей работающих в различных сферах деятельности
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 86.58 Кб (Скачать)

Для самостоятельной  оценки своих качеств, в частности  мышления, менеджерских способностей, волевого фактора, нравственных качеств  руководителя следует учитывать мнение окружающих, использовать самонаблюдение, а также психологические тесты.

Вместе  с тем следует учитывать, что  стремление заниматься организаторской  деятельностью и общаться с людьми во многом зависит от содержания соответствующих  форм активности и от особенностей самого человека. В значительной мере это стремление определяется субъективной ценностью и значимостью для  конкретного человека будущих результатов  его деятельности и отношением к  лицам, с которыми он взаимодействует. Часто склонности появляются в ходе таких видов деятельности и общения, которые вначале человеку безразличны, но по мере его включения в них  становятся значимыми. Здесь весьма важны постановка человеком перед  собой целей собственного развития, а также усилия, прилагаемые человеком  в достижении поставленной цели.

Для эффективного руководства на любом уровне управления имеют значение две группы индивидуальных качеств руководителя:

  1. качества, знания, навыки и умения, определяемые сферой деятельности организации (экономика, наука, культура, военное дело и т.д.). Здесь большое значение имеют образование по профилю деятельности, опыт работы в данной сфере, а также наличие личных связей в сфере деятельности организации;
  2. качества и навыки, относящиеся к области руководства людьми и в своей сути не зависящие от сферы деятельности организации (лидерские качества и навыки, степень развития волевой, интеллектуальной и эмоциональной сферы, нравственные качества человека). В этой связи важным является то обстоятельство, что знания приобретаются в результате возможно весьма интенсивных учебных занятий, полного погружения в служебные ситуации, приобретаются и закрепляются относительно быстро при наличии Учителя и источников информации (книг, документации и т.д.), а также практики работы в конкретных жизненных ситуациях.

В то же время воля, эмоциональная и интеллектуальная сферы, нравственные качества руководителя (как и любого человека) формируются  в течение всей его жизни. Развитие этих качеств требует напряженной  работы над собой, осознания и  нравственной оценки жизненных ситуаций, конкретных событий, своей роли и  места в них. Это длительный процесс, резкие скачки в нем чрезвычайно  редки и маловероятны.

Сущность  большинства проблем в деятельности любой организации, сложных управленческих ситуаций составляют различного рода этические конфликты. Подобного  рода конфликты возникают вследствие различия в интересах различных  подразделений организации, разных работников, интересов отдельного работника  и трудового коллектива или всей организации, интересов организации  и потребителя или общества в  целом и т.д. Для адекватного  реагирования на уникальные управленческие ситуации и успешного, гармоничного разрешения возникающих проблем  в деятельности организации требуются, прежде всего, нравственные качества руководителя, а также развитые эмоциональная, волевая и интеллектуальная сферы.

Таким образом, структура личности предпринимателя проецируется на деятельность управляемой им организации, поэтому для успешности управления важны все качества руководителя. Их нельзя разделить на профессиональные и индивидуальные качества, имеющие значение для эффективности управления.

Некоторые качества человека имеют особое значение для разных сфер деятельности руководителя (практическое руководство, управленческое консультирование, научная деятельность в области социального управления), в их числе: лидерство, организаторские способности, коммуникативные качества.

В условиях современного управления организацией руководитель должен обладать рядом необходимых ему качеств, как личных так и профессиональных.

К профессиональным относят те, которые характеризуют  любого грамотного специалиста. Обладание  ими является лишь предпосылкой успешного  выполнения служебных обязанностей.

Такими  качествами являются:

  1. высокий уровень образования, производственного опыта, компетентности в соответствующей профессии;
  2. широта взглядов, эрудиция, глубокое знание не только своей, но и смежных сфер деятельности;
  3. стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;
  4. поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим в овладении ими, их обучение;
  5. умение рационально использовать время, планировать свою работу.

Личностные  качества руководителя также мало чем должны отличаться от качеств других работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались. Здесь можно упомянуть:

  1. высокие моральные стандарты;
  2. физическое и психологическое здоровье;
  3. внутренняя и внешняя культура, справедливость, честность;
  4. отзывчивость, заботливость, доброжелательность к людям;
  5. оптимизм, уверенность в себе.

Но обладание  ими — тоже всего лишь предпосылка  успешного руководства, ибо руководителем делают человека не профессиональные или личностные, а деловые качества, к которым необходимо отнести:

  1. умение организовать деятельность подчиненных, обеспечить ее всем необходимым, ставить и распределять задания, координировать и контролировать их выполнение;
  2. доминантность, честолюбие, высокий уровень притязаний, стремление к независимости, власти, лидерству в любых обстоятельствах, а порой и любой ценой, смелость, решительность, напористость, воля, бескомпромиссность;
  3. контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения (специалисты полагают, что 80 процентов знаний менеджера должны составлять знания о человеке);
  4. инициативность, оперативность в решении проблем, способность сконцентрироваться на главном;
  5. умение управлять собой, своим поведением, отношениями с окружающими;
  6. стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск и увлекать за собой подчиненных.

На низких уровнях ценятся решительность, коммуникабельность, некоторая агрессивность; на средних - в большей степени  умение общаться, отчасти концептуальные навыки; на высших уровнях на первое место выдвигаются умение стратегически  мыслить, оценивать ситуацию, ставить  новые цели, осуществлять преобразования, организовывать творческий процесс  подчиненных.

Поскольку руководитель не только организует и направляет работу сотрудников, но и при необходимости оказывает влияние на их поведение, в том числе и внеслужебное, он должен быть достаточно хорошо подготовлен педагогически.

 

 

1 Рожина В. А. (г. Киров, ВГГУ) ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Региональный сборник научных трудов. 2 выпуск

2 Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 74-77

' ЛибинА. В. Стиль - это человек? // Стиль человека: психологический анализ. М.: Смысл, 1998. С. 7

4 Григоренко Е., Стернберг Р. Стили мышления в школе // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1996. №3. С. 34 – 42.

5 МОЛОХИНА Г.А., аспирант кафедры общая психология Института педагогики и психологии РГПУ, исследование, Особенности стиля мышления людей с различной гендерной идентичностью, 2006


Информация о работе Особенности стиля мышления и личностных качеств предпринимателей в различных сферах деятельности