Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 13:38, курсовая работа
Целью исследования является выявление особенностей стиля мышления и личностных качеств предпринимателей в различных сферах деятельности.
Объект исследования – предприниматели г. Ростова-на-Дону из сферы торговли и сферы услуг (техническое обслуживание легковых автомобилей) 100 человек в возрасте 30-45 лет.
Предмет исследования – особенности стиля мышления и психологические особенности личности предпринимателей в различных сферах деятельности.
Введение
ГЛАВА I. Проблема изучения стиля мышления и личностных качеств предпринимателей в различных сферах деятельности
1.1. Предпринимательство как объект изучения в психологии и смежных науках
1.2. Стиль мышления как проблема современной психологии
1.3 Стиль мышления предпринимателей в различных сферах деятельности
1.4. Психологические особенности личности предпринимателя, обеспечивающие успех в различных сферах деятельности
1.5. Коммуникативные качества предпринимателей в различных сферах деятельности
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование стиля мышления и личностных качеств предпринимателей в таких сферах деятельности как автосервис и туризм
2.1. Цели, задачи и гипотезы исследования, характеристика выборки
2.2. Различия стиля мышления предпринимателей работающих в различных сферах деятельности
2.3.Анализ психологических черт личности предпринимателей работающих в различных сферах деятельности
2.4.Анализ коммуникативных и организаторских склонностей предпринимателей
2.5. Анализ взаимосвязи стиля мышления и личностных качеств предпринимателей работающих в различных сферах деятельности
Заключение
Список литературы
Стиль мышления определяет способ постановки проблем и подходы к их решению, а так же проявляется в поступках, и поведении человека. Исходя из выше сказанного, стиль мышления понимается нами как характерное определенное сочетание функций, направленных на производство и развитие новообразований новообразований, которое проявляется в динамике и направленности мыслительной деятельности человека.
1.3. Психологические особенности личности предпринимателя, обеспечивающие успех в различных сферах деятельности
Предпринимательские способности — это талант особого рода. Психологический портрет отечественных предпринимателей указывает на их отличительные от других людей черты: самостоятельность, ответственность, рискованность, инициативность и склонность к новаторству.
Предпринимательство — новаторская деятельность людей, принадлежащих к особой социальной группе, называемой предпринимателями, которые обладают редкими способностями, позволяющими нести бремя не только отличительных черт этой деятельности, но и развивающими экономику функций с целью получения прибыли.
Поскольку
предпринимательская
Психологический
портрет предпринимателя
Определение
предпринимательства
Теории мотивации признают в качестве главного стремления человека тягу к успеху. Успех - это удача в достижении какой-либо цели, общественное признание, хорошие результаты в работе. Современные отечественные социологи отмечают сложность этого явления и многообразие условий успеха предпринимательства. Он, может быть, достигнут вследствие действия одного или нескольких факторов, обстоятельств, причин и быть результатом достаточно разных форм поведения. На достижение предпринимательского успеха могут повлиять:
простое везение (оказался случайно в нужное время в нужном месте и при этом сумел не упустить шанс);
активный поиск «того самого выигрышного варианта» с использованием метода проб и ошибок;
компетентный расчет различных комбинаций и выбор оптимального варианта на основе теоретических изысканий;
получение
и использование в
использование собственных уникальных способностей, опыта, компетентности в качестве товара, дающего доход.
Добавим к этому общую точку зрения российского и американского специалистов в сфере бизнеса на мотивы и набор профессиональных качеств предпринимателя.
Мотивы:
желание быть хозяином своей судьбы;
стремление преодолеть отчуждение профессиональной деятельности от остальной, слить работу и жизнь воедино, изменить принцип «работать, чтобы жить» на «жить, чтобы работать»;
желание получать достойное вознаграждение за свой труд и значительно улучшить свое материальное положение.
Приведем качества предпринимателя, отмеченные Л.И. Катаевой, Т.А. Полозовой [7,86]:
Предпочитает
принимать решения
Восприимчив к новому, нацелен на получение результатов.
Открыт для конструктивной критики и похвал.
Стремится принимать активное участие в бизнесе, а поэтому безмерно счастлив в небольшой организации.
Любит быстрое развитие и нововведения.
В деловом окружении, при расширении бизнеса чувствует себя комфортно.
Крайне требователен к себе и к способностям своих партнеров.
В условиях современного постиндустриального общества, когда каждый является реальным или потенциальным участником процессов, существенно влияющих на жизнь других людей, предприниматели по своему статусу определяют благополучие нанимаемых ими людей и окружающих организаций, входящих в сферу их деятельности.
Предпринимательский риск — это опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, рассчитанным на рациональное их использование. Предпринимательский риск может быть понят как потери: материальные, трудовые (рабочее время, финансы), ущерб здоровью и жизни, престижу, а также морально-психологический ущерб. Чертами предпринимательского риска, по мнению некоторых авторов, являются противоречивость, альтернативность и неопределенность. Таким образом, занятие предпринимательством всегда связано с риском или опасностью.
Любая человеческая деятельность, в том числе и предпринимательская, имеет определенную структуру. Она содержит цели — будущие результаты, на достижение которых направлена деятельность, потребности, мотивы, побуждающие к деятельности, предмет, видоизменение которого возможно для достижения цели, знание об этом предмете, способы и средства достижения цели, а также условия деятельности.
Отличительные черты предпринимательства, направленные на получение прибыли как главную цель, это самостоятельность, ответственность, неопределенность, рискованность, творчество, новаторство, инициативность.
1.5.
Коммуникативные качества
При рассмотрении
качеств человека, способствующих формированию
определенных трудовых навыков и
выполнению определенных служебных
обязанностей, обычно выделяют профессиональные
и индивидуальные (личные) компетенции.
К профессиональным относят, как
правило, те, которые касаются выполнения
им работы, его служебной деятельности,
усиливаются при
Вместе с тем практика показывает, что указанное разделение не только условно, но зачастую не вполне отражает реальную действительность. Дело в том, что эффективность управления и успешность деятельности организации напрямую связаны не только с чисто профессиональными, но и со всеми иными качествами руководителя. В частности, существуют управленческие ситуации, успешное разрешение которых зависит, определяющим образом именно от нравственных качеств руководителя.
Не случайно целый ряд источников среди качеств руководителя, имеющих значение для эффективности управления организацией, не разделяет профессиональные и индивидуальные (личные). Так, среди важнейших качеств лиц, принимающих решения в бизнесе, особое внимание уделяется следующим (рис. 1):
Качества лиц, принимающих решения в бизнесе:
мотивации самооценка
и уровень притязаний
Рис. 1.
В процессе своей деятельности руководитель неизбежно проецирует свой внутренний мир, свои качества, все свои достоинства и недостатки на возникающие управленческие ситуации, на деятельность коллектива и развитие организации. В зависимости от этих качеств ситуации гармонизируются и разрешаются позитивно, способствуют развитию и усилению возглавляемого им коллектива и в целом организации, или наоборот, усугубляются, способствуют возникновению новых проблем и ведут к разложению коллектива, деградации, разрушению и, в конечном счете, к ликвидации организации.
Таким образом, не менее важны для успешности работы предпринимателя общее отношение к жизни и деятельности и его нравственные качества, в том числе уважение к людям, чувство долга, верность слову и делу, честность перед собой и перед другими, энтузиазм по отношению к работе, оптимизм, открытость, любознательность, креативность, самостоятельность суждений, гибкость поведения, беспристрастие, способность к критике и самокритике, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, требовательность, великодушие, скромность, чувство нового.
Трудно переоценить значение для руководства и управления коммуникативных качеств предпринимателя, и, прежде всего, общительность, тактичность, умение слушать и понимать собеседника, умение ладить с людьми, вежливость, умение психологически корректно воздействовать на людей, умение сохранять дистанцию.
Весьма необходимы для руководителя его волевые качества - настойчивость, терпение, самообладание, способность к длительной концентрации внимания.
Большое значение для эффективности работы руководителя имеют также его эмоциональные проявления: естественность поведения, непринужденность, искренность в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональная стабильность, способность к сопереживанию.
Следует отметить и иные качества, нередко забываемые, такие как алертность (расслабленная собранность, мгновенная готовность к адекватному действию без суеты и перенапряжения) и трезвость (подход к жизни и ситуациям в ней, при котором происходит объективная, истинная оценка происходящих событий и действий всех участвующих в них лиц, в том числе самого себя).
С другой стороны, для различных сфер деятельности предпринимателя - научной, практической, консультационной - можно выделить некоторые качества, которые имеют для этих сфер особое значение (рис. 2).
Практический руководитель |
Ученый руководитель |
Руководитель-консультант |
-Лидерские способности; -уверенность в поведении
с подчиненными, партнерами и
клиентами, но эта уверенность
не должна доходить до своих
крайних проявлений – |
-спонтанная любознательность; -способность длительное
время заниматься решением -творческое мышление; -фантазия; -наблюдательность. |
-уверенность в поведении с подчиненными, партнерами и клиентами, но эта уверенность не должна доходить до своих крайних проявлений – самоуверенности и самоутверждения. |
Рис. 2.
Коммуникативные качества имеют исключительно важное значение для деятельности практического руководителя и консультанта в области управления, менее важны они для ученого, специализирующегося на проблемах науки управления.
Следует
иметь в виду, что в профессиональной
деятельности, особенно на первых ее этапах
трудно быть успешным во всем. Не ко всем
видам деятельности, присущим менеджеру,
начинающий руководитель проявляет
одинаковые склонности и способности.
Далеко не все свойственные сфере
управления формы и методы осваиваются
одинаково успешно. В этой связи
начинающему менеджеру важно
целенаправленно формировать
Такого рода знания своих качеств помогают руководителю формировать индивидуальный стиль управления, способствуют повышению эффективности его деятельности, а значит успешности действий возглавляемого им коллектива, стабильному развитию организации.