Особенности стиля мышления и личностных качеств предпринимателей в различных сферах деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является выявление особенностей стиля мышления и личностных качеств предпринимателей в различных сферах деятельности.
Объект исследования – предприниматели г. Ростова-на-Дону из сферы торговли и сферы услуг (техническое обслуживание легковых автомобилей) 100 человек в возрасте 30-45 лет.
Предмет исследования – особенности стиля мышления и психологические особенности личности предпринимателей в различных сферах деятельности.

Содержание

Введение
ГЛАВА I. Проблема изучения стиля мышления и личностных качеств предпринимателей в различных сферах деятельности
1.1. Предпринимательство как объект изучения в психологии и смежных науках
1.2. Стиль мышления как проблема современной психологии
1.3 Стиль мышления предпринимателей в различных сферах деятельности
1.4. Психологические особенности личности предпринимателя, обеспечивающие успех в различных сферах деятельности
1.5. Коммуникативные качества предпринимателей в различных сферах деятельности
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование стиля мышления и личностных качеств предпринимателей в таких сферах деятельности как автосервис и туризм
2.1. Цели, задачи и гипотезы исследования, характеристика выборки
2.2. Различия стиля мышления предпринимателей работающих в различных сферах деятельности
2.3.Анализ психологических черт личности предпринимателей работающих в различных сферах деятельности
2.4.Анализ коммуникативных и организаторских склонностей предпринимателей
2.5. Анализ взаимосвязи стиля мышления и личностных качеств предпринимателей работающих в различных сферах деятельности
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 86.58 Кб (Скачать)

 

Особенности стиля мышления и личностных качеств  предпринимателей в различных сферах деятельности (автосервис и туризм)»

 

Содержание:

 

Введение

ГЛАВА I. Проблема изучения стиля мышления и личностных качеств предпринимателей в различных сферах деятельности

1.1. Предпринимательство как объект изучения в психологии и смежных науках

1.2. Стиль  мышления как проблема современной  психологии

1.3  Стиль  мышления предпринимателей в  различных сферах деятельности

1.4. Психологические особенности личности предпринимателя, обеспечивающие успех в различных сферах деятельности

1.5. Коммуникативные качества предпринимателей  в различных сферах деятельности

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование стиля мышления и личностных качеств предпринимателей в таких  сферах деятельности как автосервис и туризм

2.1. Цели, задачи и гипотезы исследования, характеристика выборки

2.2. Различия стиля мышления предпринимателей работающих в различных сферах деятельности

2.3.Анализ психологических черт личности предпринимателей работающих в различных сферах деятельности

2.4.Анализ коммуникативных и организаторских склонностей предпринимателей

2.5. Анализ взаимосвязи стиля  мышления и личностных  качеств   предпринимателей работающих в различных сферах деятельности

Заключение 

Список литературы

 

Приложение 

ПРИЛОЖЕНИЕ А – Бланк методики исследования стиля мышления А.К. Белоусовой;

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б -   Бланк методики 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла (форма С);

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В –  Бланк методика диагностики межличностных отношений  ДМО Л.Н.Собчик (тест Лири).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г – Бланк  методики по определению коммуникативных  и организаторских склонностей (КОС-2).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Д - РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ  РАЗЛИЧИЙ ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ РАБОТАЮЩИХ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Е - РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ  РАЗЛИЧИЙ КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ  СКЛОННОСТЕЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж - АНАЛИЗ РАЗЛИЧИЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ  ОТНОШЕНИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ З  - АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ  СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ  И ЛИЧНОСТНЫЙ КАЧЕСТВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования.

Актуальность проблемы стиля мышления определяется, что  роль мышления в  общении и формировании сознания является едва ли не самым важным разделом психологии. Анализ того, как строится наглядное отражение действительности, как человек отражает реальный мир, в котором он живет, как он получает субъективный образ объективного мира, составляет значительную часть всего  содержания психологии. Вещи не только воспринимаются наглядно, но отражаются в их связях и отношениях. Человек  может не только воспринимать вещи, используя анализаторы, но может  рассуждать, делать выводы, даже если не имеет непосредственного личного  опыта. То есть, для человека характерно то, что у него есть не только чувственное, но и рациональное познание. Определение понятий в разных сферах науки, в том числе психологической, имеет различное значение. Иногда определение может быть отправной точкой для развития, а иногда оказывается простой формальностью.

Мышление обычно определяется как  вид познания действительности. Познание в этом контексте может пониматься как создание модели, или представления, некоторых явлений. Многое зависит от процессуальных характеристик познания, таких, как когнитивные стили.

Термин «когнитивные стили используется, чтобы обозначить межиндивидуальные  различия в процессах переработки  информации, приемах анализа и  структурирования своего окружения, а  также тип личности в зависимости  от особенностей их когнитивной организации (М.А. Холодная, 1990). 
М.А. Холодная в качестве родового (наиболее общего) понятия использует термин «познавательные стили» как типы стилевых свойств интеллекта. В свою очередь, познавательные стили делятся на четыре группы: стили кодирования информации, когнитивные, интеллектуальные и эпистемологические стили. 
Исследования когнитивных стилей выводят на первый план проблему уникальности индивидуальных интеллектуальных ресурсов, а также позволяют объяснить поведение личности, обратившись к анализу особенностей организации ее познавательной сферы.

В исследованиях отечественных  и зарубежных психологов проблема соотношения  мыслительных процессов и когнитивных  стилей разработана достаточно слабо, в связи, с чем мы подняли вопрос об изучении данных «познавательных» характеристик личности. 
Научная новизна: в данной работе исследуется взаимосвязь когнитивных стилей с мышлением, что ранее практически не изучалось и является еще недостаточно разработанной областью исследований, находящейся в стадии становления.

Изучение мышления началось сравнительно недавно, гораздо позже исследования восприятия, внимания и памяти. Это  объясняется сложностью данного  психического процесса, недоступностью его внутренней динамики для внешнего наблюдения. Долгое время единственным способом изучения мышления считалось  самонаблюдение (интроспекция). Сейчас спектр научных средств изучения мышления значительно расширился: от наблюдения и самонаблюдения до лабораторного  и естественного эксперимента, от тестирования мыслительных особенностей, психофизиологических способов регистрации  мыслительных действий (детектор лжи) до создания компьютерных программ, способных  моделировать мысли человека (компьютерный игрок в шахматы). Изучать мышление очень сложно, но чрезвычайно интересно.  
Мышление - глубоко личностное качество, в котором человек проявляется наиболее целостно, ярко. Оно как бы определяет «потолок» человеческих возможностей. Понять, как человек мыслит, - значит понять, как он «видит» (представляет, отражает) окружающий мир, себя и свое место в этом мире, а также как знания о мире и о себе используются им для управления собственным поведением. Поэтому люди и оценивают другу друга в первую очередь по уровню умственного развития. Мышление с давних пор привлекает внимание психологов, которые пытаются познать механизмы его возникновения и функционирования. На протяжении многих столетий мышление понимали очень широко, отождествляя его с психикой в целом – «душа всегда мыслит». Позже, как это часто бывает, понятие сузилось и стало трактоваться как способность решать задачи. К концу XX в. накопилось великое множество экспериментальных данных, а количество теорий просто поражает воображение. Однако сопоставить результаты исследований, создать единую теорию, хотя бы просто разобраться в терминологии пока не удается.

В настоящее время проведены фундаментальные исследования когнитивных стилей, в рамках которых рассматривались стилевые особенности мышления [Р.В. Гарднер, 1959; Дж. Каган, 1966; Дж.С. Клейн, 1959; В.А. Колга, 1976; Дж.A. Келли, 1955; А.В. Либин, 1996; Г.A. Уиткин, 1974; М.А. Холодной, 2004; П. Хольцмана, 1959; И.П.Шкуратовой, 1994 и др.] Наряду с рассмотрением характеристик мышления в рамках исследования когнитивных стилей собственно стиль мышления становится предметом изучения в работах следующих учёных: А.А. Алексеева и Л.А. Громовой, 1992; Г.А. Берулавы, 1995; А.К. Белоусовой, 2002; А.Ф. Харисона и Р.М. Брэмсона, 1993; Л.Н. Собчик, 1998; Р. Стернберга, 1998; и др. В этих исследованиях определены концептуальные основания теорий стиля мышления [А.К. Белоусова, 2002; Р. Стернберг, 1996; А.Ф. Харисон и Р.М. Брэмсон, 1993; М.А. Холодная, 2004], рассмотрены стили мышления педагогов и учеников [Е.Л.Григоренко, Р. Стернберг, 1997], показана взаимосвязь стиля мышления и образа мира [Г.А. Берулава, 1995].

Исследование зарубежных психологов и педагогов: Р. Стернберга, Дж. Гилфорда, М. Воллаха, Е.П. Торранса, Л. Термена, а  так же отечественных: Даниловой  В.Л., Шадрикова В.Д., Медника С., Гальперина П.Я., Калмыковой З.И., Хозратовой Н.В., Богоявленский  Д.Б., Пономарева Я.А., Алиевой Е.Г., Пушкина  В.Н., Тютюнника В.И., Гнатько Н.М., Дружинина В.Н., в области  мышления теоретически обоснованы, однако работа над улучшением этого свойства продолжают развиваться.

Целью исследования является выявление особенностей стиля мышления и личностных качеств предпринимателей в различных сферах деятельности.

Объект исследования – предприниматели г. Ростова-на-Дону из сферы торговли и сферы услуг (техническое обслуживание легковых автомобилей) 100 человек в возрасте 30-45 лет.

Предмет исследования – особенности стиля мышления и психологические особенности личности предпринимателей в различных сферах деятельности.

Теоретические задачи:

  1. Провести теоретический анализ современных психологических подходов к проблеме стиля мышления.
  2. Изучить работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблеме психологических особенностей стиля мышления предпринимателей.
  3. Изучить работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблеме личностных особенностей предпринимателей, занятых в различных сферах экономики.

Методические задачи:

  1. Подобрать методический инструментарий, адекватный целям, задачам исследования.
  2. Определить эмпирическую выборку исследования для изучения особенностей стиля мышления предпринимателей.

Эмпирические задачи:

  1. Исследовать стиль мышления предпринимателей из сферы торговли и сферы услуг.
  2. Провести эмпирическое исследование психологических черт личности предпринимателей из сферы торговли и сферы услуг.

 

 

Для исследования использовались следующие методики:

  • 16-факторный опросник Кеттела (форма С),
  • методика по определению коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2),
  • методика исследования стиля мышления А.К. Белоусовой,
  • методика диагностики межличностных отношений ДМО Л.Н.Собчик (тест Лири).

-       методы статистической обработки данных: U-критерий Манна-Уитни, корреляционного анализа по Спирмену. Компьютерная обработка данных проводилась с использованием прикладной программы SPSS 13.0.

 

Гипотезы исследования:

  1. Профиль стиля мышления предпринимателей в сфере услуг отличается от профиля стилей мышления предпринимателей в сфере торговли.

2.  Существуют различия личностных качеств предпринимателей в различных сферах деятельности.

3. Существует связь между личностными качествами  и стилем мышления предпринимателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. Проблема изучения стиля мышления и личностных качеств предпринимателей в различных сферах деятельности

1.1 Предпринимательство как объект изучения в психологии и смежных науках

Предпринимательская деятельность — это особый вид  профессиональной деятельности, предметом  которой является реализация личностного  потенциала предпринимателя в создании новой прибыльно функционирующей  структуры или расширении уже  существующей [13, 122]. Основными структурообразующими компонентами предпринимательской деятельности служат: предпринимательские мотивы (стремление к самореализации в предпринимательской деятельности), предпринимательские цели (расширение предприятия, получение удовлетворения от процесса создания продукта деятельности) и психологические ресурсы личности (инициативность, стратегическое мышление и работоспособность).

 Успешность  осуществления предпринимательской  деятельности определяется степенью  присвоения субъектом её основных  структурно-динамических компонентов:  предпринимательских мотивов, целей  и ресурсов. Психологическим критерием  успешности предпринимательской  деятельности по блоку «мотивы»  является степень доминирования  у индивида мотива самореализации  как на этапе вхождения, так  и на этапе освоения этой  деятельности; психологическим критерием  успешности по блоку «цели»  служит степень интериоризации  субъектом целей расширения бизнеса  и получения удовлетворения от  процесса создания продукта предпринимательской  деятельности; психологическим критерием  успешности по блоку «ресурсы»  является степень актуализации  у субъекта предпринимательских  ресурсов: инициативности как личностного  качества, выражающегося во внутреннем  побуждении предпринимателя к  новым формам деятельности; стратегического  мышления, отражающего его  
способность видеть образ будущего в ситуациях неопределённости; работоспособности как готовности предпринимателя продуктивно трудиться в стрессовых ситуациях.

Наибольшей  дифференцирующей силой относительно успешности предпринимательской деятельности обладает критерий «степень согласованности  всех компонентов в структуре  предпринимательской деятельности», отражающий уровень освоения субъектом  предпринимательской деятельности в целом.

В последние  годы многие теоретики и практики пытаются дать универсальное определение  предпринимательству, которое охватывало бы все виды предпринимательского поведения. Например, Роберт Хизрич считает, что  предпринимательство - это процесс  создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель - это  человек, который затрачивает  
на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым [8, 34]. Б. Карлоф определяет предпринимателя как человека, способного понять структуру потребностей и сочетать это свое понимание со знаниями в области управления производством в целях создания благ; способный творчески решать задачи согласования потребностей с производственными ресурсами, располагающий капиталом, энергией и несущий расходы, необходимые для организации дела [10, 97]. Т. И. Заславская определяет предпринимательство как «социальный слой, конституирующими признаками которого служат: инициативная деятельность в целях получения прибыли; свобода и автономность экономических решений; личный риск и личная ответственность за результаты хозяйствования» [2, 18]. Л. Ш. Лазовский и Б. А. Райсберг определяют предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве [22, 359]; а предпринимателя как лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью.

Предпринимательство как тип хозяйствования  
основан на определённых традициях и принципах, суть которых раскрывается через новаторство (поиск новых источников и видов ресурсов, создание новых товаров и услуг и т.п.), саморегуляцию, высокую восприимчивость, гибкость, мобильность, адаптивность к постоянно меняющимся факторам внешней среды. Основными признаками предпринимательского мышления - при рассмотрении предпринимательства с точки зрения особого типа мышления — являются оригинальность идеи или способа её реализации, умение подчинить всё достижению одной цели, способность найти из множества вариантов именно тот, который соединяет имеющиеся ресурсы с максимальной выгодой и т.д..

Предпринимательство охватывает разнородные признаки, число которых определяется произвольно: экономические (получение прибыли, автономность экономических решений), социокультурные (социальный слой, группа), нравственные (свобода, личная ответственность и т.п.), психологические (творчество, личный риск, удовлетворённость).

Информация о работе Особенности стиля мышления и личностных качеств предпринимателей в различных сферах деятельности