Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 13:38, курсовая работа
Целью исследования является выявление особенностей стиля мышления и личностных качеств предпринимателей в различных сферах деятельности.
Объект исследования – предприниматели г. Ростова-на-Дону из сферы торговли и сферы услуг (техническое обслуживание легковых автомобилей) 100 человек в возрасте 30-45 лет.
Предмет исследования – особенности стиля мышления и психологические особенности личности предпринимателей в различных сферах деятельности.
Введение
ГЛАВА I. Проблема изучения стиля мышления и личностных качеств предпринимателей в различных сферах деятельности
1.1. Предпринимательство как объект изучения в психологии и смежных науках
1.2. Стиль мышления как проблема современной психологии
1.3 Стиль мышления предпринимателей в различных сферах деятельности
1.4. Психологические особенности личности предпринимателя, обеспечивающие успех в различных сферах деятельности
1.5. Коммуникативные качества предпринимателей в различных сферах деятельности
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование стиля мышления и личностных качеств предпринимателей в таких сферах деятельности как автосервис и туризм
2.1. Цели, задачи и гипотезы исследования, характеристика выборки
2.2. Различия стиля мышления предпринимателей работающих в различных сферах деятельности
2.3.Анализ психологических черт личности предпринимателей работающих в различных сферах деятельности
2.4.Анализ коммуникативных и организаторских склонностей предпринимателей
2.5. Анализ взаимосвязи стиля мышления и личностных качеств предпринимателей работающих в различных сферах деятельности
Заключение
Список литературы
Особенности стиля мышления и личностных качеств предпринимателей в различных сферах деятельности (автосервис и туризм)»
Содержание:
Введение
1.4. Психологические особенности личности предпринимателя, обеспечивающие успех в различных сферах деятельности
1.5. Коммуникативные качества
2.2. Различия стиля мышления предпринимателей работающих в различных сферах деятельности
2.3.Анализ психологических черт личности предпринимателей работающих в различных сферах деятельности
2.4.Анализ коммуникативных и организаторских склонностей предпринимателей
2.5. Анализ взаимосвязи стиля мышления и личностных качеств предпринимателей работающих в различных сферах деятельности
Заключение
Список литературы
Приложение
ПРИЛОЖЕНИЕ А – Бланк методики исследования стиля мышления А.К. Белоусовой;
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Бланк методики 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла (форма С);
ПРИЛОЖЕНИЕ В – Бланк методика
диагностики межличностных
ПРИЛОЖЕНИЕ Г – Бланк методики по определению коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2).
ПРИЛОЖЕНИЕ Д - РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧИЙ ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ РАБОТАЮЩИХ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРИЛОЖЕНИЕ Е - РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
РАЗЛИЧИЙ КОММУНИКАТИВНЫХ И
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж - АНАЛИЗ РАЗЛИЧИЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРИЛОЖЕНИЕ З - АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ И ЛИЧНОСТНЫЙ КАЧЕСТВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Актуальность исследования.
Актуальность проблемы стиля мышления
определяется, что роль мышления в
общении и формировании сознания
является едва ли не самым важным разделом
психологии. Анализ того, как строится
наглядное отражение
Мышление обычно определяется как вид познания действительности. Познание в этом контексте может пониматься как создание модели, или представления, некоторых явлений. Многое зависит от процессуальных характеристик познания, таких, как когнитивные стили.
Термин «когнитивные стили используется,
чтобы обозначить межиндивидуальные
различия в процессах переработки
информации, приемах анализа и
структурирования своего окружения, а
также тип личности в зависимости
от особенностей их когнитивной организации
(М.А. Холодная, 1990).
М.А. Холодная в качестве родового (наиболее
общего) понятия использует термин «познавательные
стили» как типы стилевых свойств интеллекта.
В свою очередь, познавательные стили
делятся на четыре группы: стили кодирования
информации, когнитивные, интеллектуальные
и эпистемологические стили.
Исследования когнитивных стилей выводят
на первый план проблему уникальности
индивидуальных интеллектуальных ресурсов,
а также позволяют объяснить поведение
личности, обратившись к анализу особенностей
организации ее познавательной сферы.
В исследованиях отечественных
и зарубежных психологов проблема соотношения
мыслительных процессов и когнитивных
стилей разработана достаточно слабо,
в связи, с чем мы подняли вопрос
об изучении данных «познавательных»
характеристик личности.
Научная новизна: в данной работе исследуется
взаимосвязь когнитивных стилей с мышлением,
что ранее практически не изучалось и
является еще недостаточно разработанной
областью исследований, находящейся в
стадии становления.
Изучение мышления началось сравнительно
недавно, гораздо позже исследования
восприятия, внимания и памяти. Это
объясняется сложностью данного
психического процесса, недоступностью
его внутренней динамики для внешнего
наблюдения. Долгое время единственным
способом изучения мышления считалось
самонаблюдение (интроспекция). Сейчас
спектр научных средств изучения
мышления значительно расширился: от
наблюдения и самонаблюдения до лабораторного
и естественного эксперимента, от
тестирования мыслительных особенностей,
психофизиологических способов регистрации
мыслительных действий (детектор лжи)
до создания компьютерных программ, способных
моделировать мысли человека (компьютерный
игрок в шахматы). Изучать мышление
очень сложно, но чрезвычайно интересно.
Мышление - глубоко личностное качество,
в котором человек проявляется наиболее
целостно, ярко. Оно как бы определяет
«потолок» человеческих возможностей.
Понять, как человек мыслит, - значит понять,
как он «видит» (представляет, отражает)
окружающий мир, себя и свое место в этом
мире, а также как знания о мире и о себе
используются им для управления собственным
поведением. Поэтому люди и оценивают
другу друга в первую очередь по уровню
умственного развития. Мышление с давних
пор привлекает внимание психологов, которые
пытаются познать механизмы его возникновения
и функционирования. На протяжении многих
столетий мышление понимали очень широко,
отождествляя его с психикой в целом –
«душа всегда мыслит». Позже, как это часто
бывает, понятие сузилось и стало трактоваться
как способность решать задачи. К концу
XX в. накопилось великое множество экспериментальных
данных, а количество теорий просто поражает
воображение. Однако сопоставить результаты
исследований, создать единую теорию,
хотя бы просто разобраться в терминологии
пока не удается.
В настоящее время проведены фундаментальные исследования когнитивных стилей, в рамках которых рассматривались стилевые особенности мышления [Р.В. Гарднер, 1959; Дж. Каган, 1966; Дж.С. Клейн, 1959; В.А. Колга, 1976; Дж.A. Келли, 1955; А.В. Либин, 1996; Г.A. Уиткин, 1974; М.А. Холодной, 2004; П. Хольцмана, 1959; И.П.Шкуратовой, 1994 и др.] Наряду с рассмотрением характеристик мышления в рамках исследования когнитивных стилей собственно стиль мышления становится предметом изучения в работах следующих учёных: А.А. Алексеева и Л.А. Громовой, 1992; Г.А. Берулавы, 1995; А.К. Белоусовой, 2002; А.Ф. Харисона и Р.М. Брэмсона, 1993; Л.Н. Собчик, 1998; Р. Стернберга, 1998; и др. В этих исследованиях определены концептуальные основания теорий стиля мышления [А.К. Белоусова, 2002; Р. Стернберг, 1996; А.Ф. Харисон и Р.М. Брэмсон, 1993; М.А. Холодная, 2004], рассмотрены стили мышления педагогов и учеников [Е.Л.Григоренко, Р. Стернберг, 1997], показана взаимосвязь стиля мышления и образа мира [Г.А. Берулава, 1995].
Исследование зарубежных психологов и педагогов: Р. Стернберга, Дж. Гилфорда, М. Воллаха, Е.П. Торранса, Л. Термена, а так же отечественных: Даниловой В.Л., Шадрикова В.Д., Медника С., Гальперина П.Я., Калмыковой З.И., Хозратовой Н.В., Богоявленский Д.Б., Пономарева Я.А., Алиевой Е.Г., Пушкина В.Н., Тютюнника В.И., Гнатько Н.М., Дружинина В.Н., в области мышления теоретически обоснованы, однако работа над улучшением этого свойства продолжают развиваться.
Целью исследования является выявление особенностей стиля мышления и личностных качеств предпринимателей в различных сферах деятельности.
Объект исследования – предприниматели г. Ростова-на-Дону из сферы торговли и сферы услуг (техническое обслуживание легковых автомобилей) 100 человек в возрасте 30-45 лет.
Предмет исследования – особенности стиля мышления и психологические особенности личности предпринимателей в различных сферах деятельности.
Теоретические задачи:
Методические задачи:
Эмпирические задачи:
Для исследования использовались следующие методики:
- методы статистической обработки данных: U-критерий Манна-Уитни, корреляционного анализа по Спирмену. Компьютерная обработка данных проводилась с использованием прикладной программы SPSS 13.0.
Гипотезы исследования:
2. Существуют различия личностных качеств предпринимателей в различных сферах деятельности.
3. Существует связь между личностными качествами и стилем мышления предпринимателей.
Предпринимательская
деятельность — это особый вид
профессиональной деятельности, предметом
которой является реализация личностного
потенциала предпринимателя в создании
новой прибыльно
Успешность
осуществления
способность видеть образ будущего в ситуациях
неопределённости; работоспособности
как готовности предпринимателя продуктивно
трудиться в стрессовых ситуациях.
Наибольшей
дифференцирующей силой относительно
успешности предпринимательской
В последние
годы многие теоретики и практики
пытаются дать универсальное определение
предпринимательству, которое охватывало
бы все виды предпринимательского поведения.
Например, Роберт Хизрич считает, что
предпринимательство - это процесс
создания чего-то нового, что обладает
стоимостью, а предприниматель - это
человек, который затрачивает
на это все необходимое время и силы, берет
на себя весь финансовый, психологический
и социальный риск, получая в награду деньги
и удовлетворение достигнутым [8, 34]. Б.
Карлоф определяет предпринимателя как
человека, способного понять структуру
потребностей и сочетать это свое понимание
со знаниями в области управления производством
в целях создания благ; способный творчески
решать задачи согласования потребностей
с производственными ресурсами, располагающий
капиталом, энергией и несущий расходы,
необходимые для организации дела [10, 97].
Т. И. Заславская определяет предпринимательство
как «социальный слой, конституирующими
признаками которого служат: инициативная
деятельность в целях получения прибыли;
свобода и автономность экономических
решений; личный риск и личная ответственность
за результаты хозяйствования» [2, 18]. Л.
Ш. Лазовский и Б. А. Райсберг определяют
предпринимательскую деятельность как
самостоятельную, осуществляемую на свой
риск деятельность, направленную на систематическое
получение прибыли от пользования имуществом,
продажи товаров или оказания услуг лицами,
зарегистрированными в этом качестве
[22, 359]; а предпринимателя как лицо, занимающееся
предпринимательской деятельностью.
Предпринимательство
как тип хозяйствования
основан на определённых традициях и принципах,
суть которых раскрывается через новаторство
(поиск новых источников и видов ресурсов,
создание новых товаров и услуг и т.п.),
саморегуляцию, высокую восприимчивость,
гибкость, мобильность, адаптивность к
постоянно меняющимся факторам внешней
среды. Основными признаками предпринимательского
мышления - при рассмотрении предпринимательства
с точки зрения особого типа мышления
— являются оригинальность идеи или способа
её реализации, умение подчинить всё достижению
одной цели, способность найти из множества
вариантов именно тот, который соединяет
имеющиеся ресурсы с максимальной выгодой
и т.д..
Предпринимательство охватывает разнородные признаки, число которых определяется произвольно: экономические (получение прибыли, автономность экономических решений), социокультурные (социальный слой, группа), нравственные (свобода, личная ответственность и т.п.), психологические (творчество, личный риск, удовлетворённость).