Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 13:38, курсовая работа
Целью исследования является выявление особенностей стиля мышления и личностных качеств предпринимателей в различных сферах деятельности.
Объект исследования – предприниматели г. Ростова-на-Дону из сферы торговли и сферы услуг (техническое обслуживание легковых автомобилей) 100 человек в возрасте 30-45 лет.
Предмет исследования – особенности стиля мышления и психологические особенности личности предпринимателей в различных сферах деятельности.
Введение
ГЛАВА I. Проблема изучения стиля мышления и личностных качеств предпринимателей в различных сферах деятельности
1.1. Предпринимательство как объект изучения в психологии и смежных науках
1.2. Стиль мышления как проблема современной психологии
1.3 Стиль мышления предпринимателей в различных сферах деятельности
1.4. Психологические особенности личности предпринимателя, обеспечивающие успех в различных сферах деятельности
1.5. Коммуникативные качества предпринимателей в различных сферах деятельности
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование стиля мышления и личностных качеств предпринимателей в таких сферах деятельности как автосервис и туризм
2.1. Цели, задачи и гипотезы исследования, характеристика выборки
2.2. Различия стиля мышления предпринимателей работающих в различных сферах деятельности
2.3.Анализ психологических черт личности предпринимателей работающих в различных сферах деятельности
2.4.Анализ коммуникативных и организаторских склонностей предпринимателей
2.5. Анализ взаимосвязи стиля мышления и личностных качеств предпринимателей работающих в различных сферах деятельности
Заключение
Список литературы
Несмотря
на качественный характер существующих
стилевых типологий и их очевидные
взаимопересечения, все они свидетельствуют
о существовании индивидуально-
Эпистемологические стили складываются под влиянием стилей постановки и решения проблем или стилей мышления. Так можно предположить, что эмпирический стиль уходит своими корнями в адаптивный стиль постановки и решения проблем, конструктивно-технический стиль – в эвристический, рационалистический стиль – в исследовательский, рефлексивно-медитативный стиль – в инновационный, хаотический стиль – в смыслопорождающий.
Выделение психофизиологических механизмов
на основе особенностей свойств нервной
системы и доминирования
Третье направление связано с выделением и изучением собственно стилей мышления. Стили мышления, или стили постановки и решения проблем – это индивидуально-своеобразные способы выявления и формулирования проблемной ситуации, а также способы поиска средств ее разрешения. Как показывает практика, «разные люди в одном и том же проблемном поле видят разные проблемы, определяют их в разных терминах и в разном содержательном контексте, используют различные методы их решения. В отечественной литературе Д.Б. Богоявленская впервые дала описание разных способов решения проблемы и с помощью разработанного ею метода «креативного поля» выделила три качественно разных уровня интеллектуальной деятельности:
Как отмечает Д.Б. Богоявленская, перечисленные способы решения проблемы в равной мере могут проявлять себя на высоком уровне интеллектуального развития.
Р. Бремсон и А. Харрисон одними из первых выделили и описали пять стилей мышления, а также создали методику для диагностики данных стилей В основе типологии стилей мышления, предложенной Р. Бремсоном и А. Харрисоном, лежат различные философские системы познания, выделенные методологом теории систем К. Цурхманом:
Идеалисты - это люди, которые, прежде всего, обладают широким взглядом на вещи. В известном смысле они – холисты (холизм - от греч. holos - целый, весь) - методологический принцип целостности, выражающийся в формуле "целое больше, чем сумма его частей"), склонные к интуитивным, глобальным оценкам и не утруждающие себя детальным анализом проблем с опорой на полное множество фактов и формальную логику. Для такого типа людей характерен широкий взгляд на вещи, у них повышенный интерес к человеческим ценностям, ориентированы на поиск средств для достижения согласия.
Прагматический стиль - (представителем является Джон Дьюи). Основная стратегия прагматика — всемерный учет возможностей. Люди с таким складом ума довольно гибкие и адаптивные люди как в плане мышления, так и в плане поведения. Обычно они обладают хорошо развитыми навыками общения; способны поставить себя на место другого человека, т.е. не только рационально вывести, но и ощутить практические и гуманитарные (этические, психологические) последствия предлагаемых решений. Им далеко не безразлично отношение к ним других людей; они хотят, чтобы их любили, одобряли или, по крайней мере, принимали их мысли и поведение. И Прагматики гордятся своей гибкостью и адаптивностью, ибо именно эти качества помогают им завоевать расположение людей. Любят экспериментировать, инновации, склонны к предварительному планированию. При решении проблем не ищут дополнительных средств и ресурсов чтобы сэкономить время и получить быстрый результа.
Аналитический стиль - (представителем является Джон Дьюи). Основная стратегия Аналитика — поиск наилучшего пути. Представителей аналитического стиля отличает логическая, методичная, тщательная (с акцентом на детали) и осторожная манера решения проблем. Характерна тщательная, логическая и осторожная манера решения проблем. Разрабатывают подробный план и стараются собрать побольше информации для его решения, они ориентированы на теорию, видят мир реалистичным, предсказуемым и твердо опирающимися на факты, но за этими фактами кроются глубокие теории.
Выделенные Р. Стернбергом стили мышления могут быть сгруппированы вокруг вышеперечисленных основных стилей постановки и решения проблем следующим образом4:
- адаптивный (поиск решения поставленной кем-либо проблемы с использованием ранее освоенных способов деятельности; предпочтение алгоритмических приемов интеллектуальной работы либо - в случае их отсутствия -- методов проб и ошибок);
- эвристический (достижение заданной цели на основе изобретения новых, более эффективных способов решения уже существующей нормативной проблемы);
- исследовательский (
- инновационный (способность к порождению объективно новых идей, выдвижению новых оснований для принятия решений, созданию качественно новых продуктов - организационных, коммуникативных, интеллектуальных и т.д);
- смыслопорождающий (ориентация на работу со смыслами по отношению к существующим понятиям, традиционным подходам и т.п. с последующим радикальным изменением уровня и типа понимания соответствующей проблемной области в режиме смены интеллектуальной или культурной парадигмы).
Стили философского творчества, описанные Р. Брэмсоном и А. Харрисоном, являются вариациями смыслообразующего стиля постановки и решения проблем, поскольку каждый из представленных в их классификации философов является создателем принципиально новой проблемной области за счет качественного пересмотра смысла традиционных для своего времени философских понятий и теорий.
Большой интерес представляет теория стилей мышления Р.Дж. Стернберга , получившего широкую известность благодаря своим работам в сфере исследований интеллекта. Разрабатывая свою теорию стилей мышления, он дополнил общепринятые в области когнитивной психологии конструкты социального, практического и эмоционального интеллекта оригинальным конструктом стилей мышления, расширяющим наши представления о когнитивном функционировании, и помещая его в социокультурный контекст. Использовав метафору «устройства государства» и предположив, что интеллект представляет собой своего рода «ментальное государство» с определенным режимом ментального самоуправления, при котором главная функция интеллекта заключается в управлении интеллектуальными ресурсами, а основа индивидуальных различий в интеллектуальной деятельности состоит в способах использования людьми своего интеллекта, Р.Дж. Стернберг выделил основные стили постановки и решения проблем, назвав их «стилями мышления».
Различные
формы общественного
Функции: законодательная, исполнительная, судебная (оценочная).
Формы: монархическая, иерархическая, олигархическая, анархическая.
Уровни: глобальный, локальный.
Сферы: внутренняя, внешняя.
Ориентации: консервативная, либеральная.
В данной классификации было выделено 13 стилей мышления, выявлялись они с помощью разработанного Р.Дж. Стернбергом опросника «Стили мышления» (Thinking Styles Inventory – TSI), каждый из представленных стилей мышления характеризуется с точки зрения интеллектуального своеобразия их представителей:
С содержательной
точки зрения некоторые стили
«перекрывают» друг друга, поэтому
приписать какой-либо один из 13 стилей
конкретному ребенку либо взрослому
можно с достаточной степенью
условности. Тем не менее, идея Стернберга
о том, что люди используют имеющиеся
у них способности разными
способами, безусловно, интересна. Фактически
речь идет о специализации способностей,
которая проявляется в
Белоусова А.К. выделяет 4 направления в развитии стилей мышления5, связанных с доминированием одной из функций в структуре эмоционально-установочного комплекса человека:
Инициативный стиль мышления - одну из таких черт составляет отражения противоречия, осознание проблемы и постановка цели; вторую – связь с генерацией различных гипотез, предположений, вариантов решений. Поэтому инициативный стиль мышления характеризуется направленным поиском противоречий, обнаружением проблем и проявляется в способности выдвигать различные предположения, гипотезы. Самыми характерными для данного стиля являются попытки инициировать мышление, стремление «во всём дойти до сути», разобраться в проблеме, предварительно её обнаружив и осознав.
Проблема инициативного мышления разрабатывалась в трудах Дж.
Стернберга, Д. Халперн, А.К. Белоусовой, А.М. Матюшкина, Д.Б.
Богоявленской, К. Коростелиной, М.А.Холодной. Изучением проблемы
учебной мотивации младших школьников занимались А.К. Маркова, А. Н.
Леонтьев, Л. И. Божович, Ш. А. Амонашвили, Г. И. Щукина
Критический стиль мышления - связан с доминированием селективной функции. На первый план выходит оценочная деятельность человека, стремление оценивать планы, цели, знания в целом;
Управленческий стиль мышления - преобладает функция смыслопередачи. Она необходима, чтобы объединить людей вокруг общего дела, выбрав общую цель, характерно стремление координировать деятельность участников;
Практический стиль мышления - преобладает функция реализации, основное содержание которой воплощение выработанных идей на практике.
Во всех четырех направлениях стилей мышления преобладает
определенная функция. Их наличие и развитие говорит о процессе
мышления, выработке новообразований и развивается при любом стиле,
но различается в динамике и направленности выработки новообразований.