Особенности стиля мышления и личностных качеств предпринимателей в различных сферах деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является выявление особенностей стиля мышления и личностных качеств предпринимателей в различных сферах деятельности.
Объект исследования – предприниматели г. Ростова-на-Дону из сферы торговли и сферы услуг (техническое обслуживание легковых автомобилей) 100 человек в возрасте 30-45 лет.
Предмет исследования – особенности стиля мышления и психологические особенности личности предпринимателей в различных сферах деятельности.

Содержание

Введение
ГЛАВА I. Проблема изучения стиля мышления и личностных качеств предпринимателей в различных сферах деятельности
1.1. Предпринимательство как объект изучения в психологии и смежных науках
1.2. Стиль мышления как проблема современной психологии
1.3 Стиль мышления предпринимателей в различных сферах деятельности
1.4. Психологические особенности личности предпринимателя, обеспечивающие успех в различных сферах деятельности
1.5. Коммуникативные качества предпринимателей в различных сферах деятельности
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование стиля мышления и личностных качеств предпринимателей в таких сферах деятельности как автосервис и туризм
2.1. Цели, задачи и гипотезы исследования, характеристика выборки
2.2. Различия стиля мышления предпринимателей работающих в различных сферах деятельности
2.3.Анализ психологических черт личности предпринимателей работающих в различных сферах деятельности
2.4.Анализ коммуникативных и организаторских склонностей предпринимателей
2.5. Анализ взаимосвязи стиля мышления и личностных качеств предпринимателей работающих в различных сферах деятельности
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 86.58 Кб (Скачать)

Несмотря  на качественный характер существующих стилевых типологий и их очевидные  взаимопересечения, все они свидетельствуют  о существовании индивидуально-своеобразной познавательной позиции личности, характеризующей  ее эпистемологический статус (в том  числе исходные познавательные мотивы, доминирующие способы получения  информации из окружающего мира, субъективные критерии истинности индивидуальной познавательной «картины мира» и т. д.). В целях  систематизации и обобщения описанных  стилей познавательного отношения  к миру Холодная предлагает ограничиться пятью основными эпистемологическими  стилями, такими, как:

  • эмпирический стиль – ум, ориентированный на наблюдение и анализ непосредственных впечатлений;
  • конструктивно-технический стиль – ум, ориентированный на управление окружающей действительностью и ее моделирование в рамках разного рода экспериментов;
  • рационалистический стиль – ум, ориентированный на поиск сходства, обобщения, оснований и закономерностей;
  • рефлексивно-медитативный стиль – ум, ориентированный на интуитивное переживание происходящего, использование метафор, символов и рефлексии в качестве средств организации индивидуальной «картины мира»;
  • хаотический – ум, ориентированный на реализацию субъективно сверхзначимой цели – идеала, когда предельная концентрация интеллектуальных сил на определенной проблемной области сочетается с проявлениями дезорганизации интеллектуальной деятельности.

      Эпистемологические стили складываются под влиянием стилей постановки и решения проблем или стилей мышления. Так можно предположить, что эмпирический стиль уходит своими корнями в адаптивный стиль постановки и решения проблем, конструктивно-технический стиль – в эвристический, рационалистический стиль – в исследовательский, рефлексивно-медитативный стиль – в инновационный, хаотический стиль – в смыслопорождающий.

Выделение психофизиологических механизмов на основе особенностей свойств нервной  системы и доминирования полушарий, по мнению А.К. Белоусовой, позволяет  исследовать стиль как характеристику всей познавательной деятельности, и  не позволяет в полной мере раскрыть стиль как характеристику мышления.

     Третье направление связано с выделением и изучением собственно стилей мышления. Стили мышления, или стили постановки и решения проблем – это индивидуально-своеобразные способы выявления и формулирования проблемной ситуации, а также способы поиска средств ее разрешения. Как показывает практика, «разные люди в одном и том же проблемном поле видят разные проблемы, определяют их в разных терминах и в разном содержательном контексте, используют различные методы их решения. В отечественной литературе Д.Б. Богоявленская впервые дала описание разных способов решения проблемы и с помощью разработанного ею метода «креативного поля» выделила три качественно разных уровня интеллектуальной деятельности:

  1. Стимульно-продуктивный – человек решает задачу, оставаясь в рамках заданного или первоначально найденного способа решения.
  2. Эвристический – человек ориентируется на поиск новых, отличных от уже найденных способов решения проблемы.
  3. Креативный – человек выходит за пределы заданных условий исходной проблемы, поскольку обнаруженная им закономерность превращается для него в самостоятельную задачу, решение которой для него важнее достижения успеха в эксперименте.

Как отмечает Д.Б. Богоявленская, перечисленные способы  решения проблемы в равной мере могут  проявлять себя на высоком уровне интеллектуального развития.

Р. Бремсон и А. Харрисон одними из первых выделили и описали  пять стилей мышления, а также создали  методику для диагностики данных стилей В основе типологии стилей мышления, предложенной Р. Бремсоном и А. Харрисоном, лежат различные философские системы познания, выделенные методологом теории систем К. Цурхманом:

Синтетический стиль - (типичным представителем данного стиля является Георг Вильгельм Гегель). Основная стратегия синтеза — диалектика. Синтез (от греч. synthesis - соединение, сочетание, составление) - процесс практического или мысленного построения из различных элементов, частей или сторон объекта единого целого (системы). их формой мышления является спекулятивное мышление, мысленный эксперимент. Синтезаторы осознанно и открыто опираются на теорию, поэтому не так важны факты, как их интерпретация

Идеалистический стиль - (представителем является Иммануил Кант). Основная стратегия идеалиста — ассоциирующее мышление.

     Идеалисты - это люди, которые, прежде всего, обладают широким взглядом на вещи. В известном смысле они – холисты (холизм - от греч. holos - целый, весь) - методологический принцип целостности, выражающийся в формуле "целое больше, чем сумма его частей"), склонные к интуитивным, глобальным оценкам и не утруждающие себя детальным анализом проблем с опорой на полное множество фактов и формальную логику. Для такого типа людей характерен широкий взгляд на вещи, у них повышенный интерес к  человеческим ценностям, ориентированы на поиск средств для достижения согласия.

        Прагматический стиль - (представителем является Джон Дьюи). Основная стратегия прагматика — всемерный учет возможностей. Люди с таким складом ума довольно гибкие и адаптивные люди как в плане мышления, так и в плане поведения. Обычно они обладают хорошо развитыми навыками общения; способны поставить себя на место другого человека, т.е. не только рационально вывести, но и ощутить практические и гуманитарные (этические, психологические) последствия предлагаемых решений. Им далеко не безразлично отношение к ним других людей; они хотят, чтобы их любили, одобряли или, по крайней мере, принимали их мысли и поведение. И Прагматики гордятся своей гибкостью и адаптивностью, ибо именно эти качества помогают им завоевать расположение людей. Любят экспериментировать, инновации, склонны к предварительному планированию. При решении проблем не ищут дополнительных средств и ресурсов  чтобы сэкономить время и получить быстрый результа.

     Аналитический стиль - (представителем является Джон Дьюи). Основная стратегия Аналитика — поиск наилучшего пути. Представителей аналитического стиля отличает логическая, методичная, тщательная (с акцентом на детали) и осторожная манера решения проблем. Характерна тщательная, логическая и осторожная манера решения проблем. Разрабатывают подробный план и стараются собрать побольше информации для его решения, они ориентированы на теорию, видят мир реалистичным, предсказуемым и твердо опирающимися на факты, но за этими фактами кроются глубокие теории.

Реалистический  стиль - (представителем является Джон Локк). Основная стратегия Реалиста — эмпирика. Люди с таким складом ума прежде всего эмпирики, а не теоретики. Для них "реальным" является только то, что можно непосредственно почувствовать: ощутить запах, прикоснуться к чему-то, лично увидеть или услышать, самому пережить и т.д. они являются эмпириками,  мышление характеризуется конкретностью и установкой на исправление, коррекцию ситуации в целях установления определенного результата.

 Выделенные Р. Стернбергом стили мышления могут быть сгруппированы вокруг вышеперечисленных основных стилей постановки и решения проблем следующим образом4:

- адаптивный (поиск решения поставленной кем-либо проблемы с использованием ранее освоенных способов деятельности; предпочтение алгоритмических приемов интеллектуальной работы либо - в случае их отсутствия -- методов проб и ошибок);

- эвристический (достижение заданной цели на основе изобретения новых, более эффективных способов решения уже существующей нормативной проблемы);

- исследовательский (самостоятельное формирование целей собственной деятельности с ориентацией на сбор информации по широкому спектру проблемного поля и опорой на различные - в том числе альтернативные - варианты анализа проблемы);

- инновационный (способность к порождению объективно новых идей, выдвижению новых оснований для принятия решений, созданию качественно новых продуктов - организационных, коммуникативных, интеллектуальных и т.д);

- смыслопорождающий (ориентация на работу со смыслами по отношению к существующим понятиям, традиционным подходам и т.п. с последующим радикальным изменением уровня и типа понимания соответствующей проблемной области в режиме смены интеллектуальной или культурной парадигмы).

Стили философского творчества, описанные  Р. Брэмсоном и А. Харрисоном, являются вариациями смыслообразующего стиля постановки и решения проблем, поскольку каждый из представленных в их классификации философов является создателем принципиально новой проблемной области за счет качественного пересмотра смысла традиционных для своего времени философских понятий и теорий.

Большой интерес представляет теория стилей мышления Р.Дж. Стернберга , получившего широкую известность благодаря своим работам в сфере исследований интеллекта. Разрабатывая свою теорию стилей мышления, он дополнил общепринятые в области когнитивной психологии конструкты социального, практического и эмоционального интеллекта оригинальным конструктом стилей мышления, расширяющим наши представления о когнитивном функционировании, и помещая его в социокультурный контекст. Использовав метафору «устройства государства» и предположив, что интеллект представляет собой своего рода «ментальное государство» с определенным режимом ментального самоуправления, при котором главная функция интеллекта заключается в управлении интеллектуальными ресурсами, а основа индивидуальных различий в интеллектуальной деятельности состоит в способах использования людьми своего интеллекта, Р.Дж. Стернберг выделил основные стили постановки и решения проблем, назвав их «стилями мышления».

Различные формы общественного самоуправления, по мнению Р.Дж. Стернберга, представляют собой альтернативные способы организации  мышления человека, и внутреннее самоуправление определяет деятельность людей. Так, в  основу классификации стилей мышления Р.Дж. Стернберга легли пять основных параметров государства с указанием их возможных вариантов, которые были проинтерпретированы, в свою очередь, как способы функционирования интеллекта и как стили мышления в условиях постановки и решения проблем:

Функции: законодательная, исполнительная, судебная (оценочная).

Формы: монархическая, иерархическая, олигархическая, анархическая.

Уровни: глобальный, локальный.

         Сферы: внутренняя, внешняя.

         Ориентации: консервативная, либеральная.

В данной классификации  было выделено 13 стилей мышления, выявлялись они с помощью разработанного Р.Дж. Стернбергом опросника «Стили мышления» (Thinking Styles Inventory – TSI), каждый из представленных стилей мышления характеризуется  с точки зрения интеллектуального  своеобразия их представителей:

  1. Законодательный стиль - предпочитают самостоятельно порождать и формулировать проблемы, планировать собственную деятельность (поэтому болезненно реагируют на любой внешний контроль своего интеллектуального поведения), их отличает развитое воображение;
  2. Исполнительный стиль - склонны внедрять и выполнять задания, придуманные другими;
  3. Оценочный стиль - сравнивают, обосновывают и оценивают существующие подходы к решению проблем;
  4. Монархический стиль - предпочитают решать одну определенную задачу с использованием определенного, наиболее эффективного с их точки зрения, способа ее решения, при этом характерно игнорирование всех прочих альтернатив и полное погружение в актуальную на данный момент проблему;
  5. Иерархический стиль - умеют одновременно работать с множеством задач, устанавливая четкие приоритеты относительно каждой проблемной ситуации;
  6. Олигархический стиль - склонны одновременно работать с несколькими задачами, которые субъективно воспринимаются как равноценные;
  7. Анархический стиль - демонстрируют отсутствие систематичности в интеллектуальной работе (игнорируют план, организацию и порядок в решении проблем);
  8. Глобальный стиль - предпочитают абстрактные задачи, причем интересуются не столько самой проблемой, сколько ее общим контекстом, методологией;
  9. Локальный стиль - решают конкретные задачи с большим количеством деталей в конкретной предметной области;
  10. Внешний стиль - имеют преобладающий интерес к проблемам окружающего мира;
  11. Внутренний стиль - имеют преобладающий интерес к проблематике своей душевной жизни;
  12. Консервативный стиль - отличаются стабильностью и традиционностью при выборе проблем и способов их решения;
  13. Либеральный стиль - отдают предпочтение новым способам решения проблем, изобретательству, характеризуются готовностью к принятию инноваций;

С содержательной точки зрения некоторые стили  «перекрывают» друг друга, поэтому  приписать какой-либо один из 13 стилей конкретному ребенку либо взрослому  можно с достаточной степенью условности. Тем не менее, идея Стернберга о том, что люди используют имеющиеся  у них способности разными  способами, безусловно, интересна. Фактически речь идет о специализации способностей, которая проявляется в формировании индивидуально-своеобразных способов постановки и решения проблем (интеллектуальных стилях).

     Белоусова А.К. выделяет 4 направления в развитии стилей мышления5, связанных с доминированием одной из функций в структуре эмоционально-установочного комплекса человека:

      Инициативный стиль мышления - одну из таких черт составляет отражения противоречия, осознание проблемы и постановка цели; вторую – связь с генерацией различных гипотез,  предположений, вариантов решений. Поэтому инициативный стиль мышления характеризуется направленным поиском противоречий, обнаружением проблем и проявляется в способности выдвигать различные предположения, гипотезы. Самыми характерными для данного стиля являются попытки инициировать мышление, стремление «во всём  дойти до сути», разобраться в проблеме, предварительно её обнаружив и осознав.

     Проблема инициативного мышления разрабатывалась в трудах  Дж.

Стернберга, Д. Халперн, А.К. Белоусовой, А.М. Матюшкина, Д.Б.

Богоявленской, К. Коростелиной, М.А.Холодной. Изучением  проблемы

учебной мотивации  младших школьников занимались   А.К. Маркова, А. Н.

Леонтьев, Л. И. Божович, Ш. А. Амонашвили, Г. И. Щукина

      Критический стиль мышления - связан с доминированием селективной функции. На первый план выходит оценочная деятельность человека, стремление оценивать планы, цели, знания в целом;

      Управленческий стиль мышления - преобладает функция смыслопередачи. Она необходима, чтобы объединить людей вокруг общего дела, выбрав общую цель, характерно стремление координировать деятельность участников;

       Практический стиль мышления - преобладает функция реализации,  основное содержание которой воплощение выработанных идей на практике.

     Во всех  четырех направлениях   стилей  мышления преобладает 

определенная  функция. Их наличие и развитие говорит  о процессе

мышления, выработке  новообразований и  развивается  при любом стиле,

но различается  в динамике и направленности выработки  новообразований. 

Информация о работе Особенности стиля мышления и личностных качеств предпринимателей в различных сферах деятельности