Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 10:02, курс лекций
В условиях рыночных отношений важную роль играет процесс становления и развития предпринимательства в Республике Беларусь. На сегодняшний день самые различные предпринимательства структуры создаются и отдельными гражданами, и государственными органами и различными общественными организациями. При этом сфера деятельности таких организаций практически не ограничены.
Развитие предпринимательства в Республике Беларусь связано, прежде всего с перестройкой идеологии страны, экономики, преодолением структурных диспропорций и сверхконцентрации производства, возникших в период существования административно-командной системы управления.
Введение 5
1. Общая характеристика предпринимательства 5
1.1. Основные этапы развития бизнеса в мировой практике 5
1.2. История развития термина «предприниматель», социальные черты предпринимателя 7
1.3. Понятие терминов «бизнес», «бизнесмен», «предпринимательство»,
«предприниматель» 12
1.4. Родовые признаки бизнеса, его стратегия и тактика 15
1.5. Личные характеристики и деловые качества предпринимателя 18
1.6. Стиль работы предпринимателя, его отношения с партнёрами, основные права и обязанности 21
1.7. Этика предпринимателя 27
1.8. Виды предпринимательской деятельности 31
1.9. Первоочередные задачи предпринимательской деятельности 47
Контрольные вопросы по разделу 53
2. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности 56
2.1 Организационно-правовые формы применяемые в мировой практике бизнеса и факторы, влияющие на их выбор 56
2.2. Частные предприятия 58
2.3. Общества капитала 63
2.4. Особые формы обществ 72
Контрольные вопросы по разделу 76
3. Окружающая среда и её влияние на предпринимательскую деятельность 78
3.1 Сущность предпринимательской среды 78
3.2 Внешняя предпринимательская среда 79
3.3 Внутренняя предпринимательская среда 80
3.4 Классификация этапов предпринимательской деятельности 81
Контрольные вопросы по разделу 90
4. Бизнес-планирование в предпринимательстве 89
4.1 Понятие и общие требования к бизнес-плану 89
4.2 Классификация, особенности и структура бизнес-планов 90
4.3 Характеристика разделов бизнес плана 93
4.3.1 Резюме (пояснительная записка) 94
4.3.2 Характеристика предлагаемого продукта 94
4.3.3. Оценка рынков сбыта товаров (услуг) 96
4.3.4 Конкурентоспособность 97
4.3.5 План маркетинга 99
4.3.6. План производства 105
4.3.7. Организационный план 105
4.3.8. Юридический план 107
4.3.9. Оценка риска и страхование 109
4.3.10. Финансовый план 109
4.3.11. Стратегия финансирования 111
Контрольные вопросы по разделу 112
Предприниматели обязаны:
1.7 Этика предпринимателя
Предпринимательская деятельность, как и любая другая, имеет свои этические и правовые критерии и определенные рамки, в которых она существует.
Предпринимательская этика – одна из сложных проблем формирования культуры цивилизованного права, это комплекс общепринятых норм поведения индивидуумов (граждан) в деловой жизни, в соответствии с идеями о должном, о добре и зле, моральных принципов и норм поведения, исключающих нечестное поведение, жульничество, подлоги, обман, махинации, отказ от данного слова и принятых обязательств.
Деловая этика, как часть человеческой культуры, покоится не только на общепринятых правилах в данном обществе, но и на юридических законах государства. Законы, разрабатываемые государством, позволяют обществу проводить свою волю, которая касается нравственных параметров бизнеса, а также следить за соблюдением общепринятых правил поведения, игры деловых людей на рынке. Это снижает риск и облегчает ведение дел. Однако в жизни далеко не всегда бывает так, что, следуя законам, можно одновременно соблюдать все принятые в обществе этические нормы и правила. Поэтому ведение своего бизнеса по закону неравнозначно следованию этическим стандартам. В бизнесе очень часто возникают ситуации, когда, не нарушая закона, логично не соблюдать этические нормы. Поступая таким образом, отдельные предприниматели не только формируют негативные отношения к бизнесу в целом, но и наносят существенный ущерб обществу.
Поэтому деловая этика предпринимателя основана на двух положениях: первое – неписанные правила и нормы их соблюдения, выполнение которых зависит от совести людей, а второе – это хозяйственное законодательство и, прежде всего, гражданский кодекс, в котором определены общие правила экономического поведения.
Бурное развитие предпринимательства в нашей стране после 1990 г. обнажило крайне низкие этические требования и чрезмерно низкую правовую культуру отечественного бизнеса при одновременном отсутствии целого ряда законодательных актов и положений, без которых нормальная предпринимательская деятельность в любой стране не могла бы протекать без осложнений. Особенно обнажились эти дефекты при контактах наших деловых людей с иностранными бизнесменами на фоне их высоких этических и моральных стандартов, а также законопослушания.
В странах с развитой рыночной экономикой предпринимательство в большинстве своем является в первую очередь категорией нравственной. Каждый уважающий себя бизнесмен предпочитает вести дело, соблюдая требования этики и морали. Как свидетельствует опыт, низкие этические нормы какое то время могут способствовать получению высокого дохода предпринимателем, но раньше или позже он обязательно станет объектом пристального внимания государственных органов, партнеров, конкурентов, прессы, а в результате – неизбежная потеря репутации и капитала.
В бизнесе репутация ценится дороже всего и выступает гарантом успеха. Она определяется многими этическими нормами и критериями, которые неразрывно связаны с такими понятиями, как честность, совесть, авторитет, благородство, вежливость, воспитанность, честолюбие, лицемерие, злорадство, зависть, месть, коварство и др. Как видно, одни понятия связаны с позитивными принципами и чертами поведения, а другие – с негативными, что свидетельствует о комплексном понятии предпринимательской этики, которая, как правило, должна базироваться на общечеловеческих, общегуманных принципах, на общих принципах осуществления рискового, новаторского, инновационного, законного, честного предпринимательства в противоположность нечестному рутинному, незаконному, некомпетентному, теневому бизнесу.
Благодаря предпринимательской деятельности производится основная часть продукции во многих странах мира. При этом предприниматели постоянно подвергаются испытаниям на нравственную прочность. Однако несмотря ни на что, честность и порядочность являются неотъемлемыми характеристиками современного бизнеса. Без них цивилизованное предпринимательство, основой которого являются кредитные отношения, было бы невозможно. В мировой практике бизнеса товары на многие миллиарды долларов ежегодно продаются на основе устных сделок и только по истечению определенного срока оформляются в виде контрактов. Работа многих оптовых и розничных фирм очень часто строится на полном доверии с поставщиками товаров. В большинстве своем применяются принципы «доверие на слово» и «гарантированного возращения денег в случае неудовлетворения клиента».
На формировании предпринимательской
этики сказываются формы
В основе нравственного бизнеса лежит деловая этика, которую можно определить как комплекс написанных и неписанных правил поведения в сфере коммерческих операций, направленных на предотвращение тех форм нечестного или мошеннического поведения, которые не могут быть наказаны по закону, но мешают нормальному ведению дел. Статистика свидетельствует, что страны, где деловая этика отсутствует или недостаточно развита, в целом живут плохо. Существует тесная зависимость между уровнем развития экономики и состоянием деловой этики. Деловая этика в той или другой стране может иметь некоторые отличия, определяемые обычаями, нравами и национальными особенностями. Но ее фундаментом, вне зависимости от уровня культуры и воспитания отдельных предпринимателей и сложившейся практики, должны быть общепринятые правила цивилизованного бизнеса, этические кодексы поведения бизнесменов и высокая профессиональная этика.
Бизнес может в значительной степени способствовать укреплению нравственного здоровья общества, если он неукоснительно придерживается высоких этических и моральных норм. Эту задачу сегодня значительно облегчает высокий уровень интернационализации бизнеса. Предприниматели должны стремиться не порождать все новые проблемы для общества, а пытаться успешно разрешить старые, которые годами накапливались в условиях административной системы распределения. В этой связи нашим бизнесменам, использующим в своей деятельности западный опыт предпринимательства, необходимо обратить внимание не только на организационные, финансовые, маркетинговые и другие управленческие аспекты современного бизнеса, а также на культурно-нравственные и этические стандарты, которые давно применяются и высоко ценятся в современном деловом мире. Без этого наше предпринимательство будет представлять собой не более чем неудачную пародию на цивилизованный бизнес.
Исследователи этики предпринимателей сформировали общие этические нормы цивилизованных людей, которые можно свести к следующему:
Предприниматель должен создавать свой имидж, соблюдать этикет. Он должен ясно осознать, что такие черты поведения, как вежливость, тактичность, деликатность абсолютно необходимы не только для его имиджа, но и важны в повседневной жизни. Нельзя забывать о культуре общения, чувстве меры, доброжелательности, нужно полностью управлять своими эмоциями. Необходимо иметь свой цивилизованный стиль поведения, свой благородный образ, которые гарантируют не только половину успеха, но и постоянное удовлетворение от своей деятельности.
Выяснению сущности предпринимательства, а также основных черт, характеристик и качеств предпринимателя мировая экономическая наука уделяет внимание на протяжении нескольких столетий. Тем не менее понятие «предпринимательство» (как и все другие экономические категории) постоянно пополняется новыми элементами содержания, что определяет необходимость его систематического изучения.
Более полная характеристика предпринимательства дана в Законе о предпринимательстве.
Как было сказано выше, основу предпринимательства составляет частная собственность, т.е. собственность, которая может быть использована и для извлечения прибыли.
Предпринимательская деятельность включает:
- поиск или изготовление товаров (услуг), которые предприниматель мог бы выгодно продавать;
- создание необходимых
условий для изготовления
- изготовление товаров (оказание услуг);
- поиск потребителя, созданных товаров и услуг;
- продажа товаров или услуг;
Для того, чтобы предпринимательство приносило прибыль, нужно, чтобы были созданы товары и услуги, необходимые гражданам и обществу, т.е. удовлетворялся реальный и потенциальный спрос. Характерными чертами предпринимательства являются:
- личная инициатива при выборе сферы деятельности;
- личная ответственность за результаты работы;
- зависимость результата от
удовлетворения спроса
Экономическая эффективность предпринимательской деятельности достигается прежде всего за счет:
- продажи товаров (услуг), пользующихся спросом;
- оперативного реагирования на изменение спроса;
- предоставление товаров (услуг)
- оперативного реагирования на
новые возможности и
- минимизации накладных
- личной заинтересованности в результатах труда.
Таким образом, предпринимательство связано с попыткой создать новые товары, услуги, рекламу, технологии, способные снизить издержки, увеличить продажи, а также с внедрением нововведений, достижений, новых приемов и носит чаще всего выраженный инновационный характер.
Предпринимательство позволяет индивиду (предпринимателю) реализовывать свои возможности и удовлетворить свои потребности, принося пользу обществу.
Предпринимательство базируется на деятельности экономически и социально свободного индивида. Следовательно, развитие производства должно вести к демократизации общества. Поэтому совершенно очевидно, что производство несовместимо с командно-административными методами плановой экономики. Предпринимательство означает персональную ответственность производителя за свой труд. Оно не совместимо с разгильдяйством, воровством и, следовательно, ведет к повышению морали общества.
Предпринимательство вытесняет сверхмонополии, приводит к появлению конкуренции производителей и тем самым объективно способствует развитию науки, техники, технологии и организации производства, приводит к снижению издержек производства и повышению качества продукции. Развитие предпринимательства связано с созданием новых рабочих мест и повышением уровня занятости населения, а также возможностью пополнения доходной части государственных бюджетов всех уровней (общегосударственного и местного), что позволяет государству успешно выполнять возложенные на него функции и осуществлять намеченные программы развития экономики. Кроме того, реализация известного принципа –«богатство государства характеризуется уровнем богатства его граждан» - также связана с возрастанием прибыли предприятия, которое обеспечивает рост доходов его владельцев, менеджеров и персонала. Предпринимательство способствует ликвидации иждивенчества, безынициативности, социальной апатии населения. Предпринимательство дает реальную основу для того, чтобы добиться благосостояния и достойного уровня жизни честным трудом, не прибегая к противозаконным действия, не занимаясь деятельностью, связанной с «теневой экономикой», воровством и т. п. В конечном итоге предпринимательство приводит к обогащению самого предпринимателя, наемных работников и всего общества.
К основным принципам предпринимательства относятся:
-свободный выбор направления и масштаба деятельности;
- привлечение к