Основы предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 10:02, курс лекций

Описание работы

В условиях рыночных отношений важную роль играет процесс становления и развития предпринимательства в Республике Беларусь. На сегодняшний день самые различные предпринимательства структуры создаются и отдельными гражданами, и государственными органами и различными общественными организациями. При этом сфера деятельности таких организаций практически не ограничены.
Развитие предпринимательства в Республике Беларусь связано, прежде всего с перестройкой идеологии страны, экономики, преодолением структурных диспропорций и сверхконцентрации производства, возникших в период существования административно-командной системы управления.

Содержание

Введение 5
1. Общая характеристика предпринимательства 5
1.1. Основные этапы развития бизнеса в мировой практике 5
1.2. История развития термина «предприниматель», социальные черты предпринимателя 7
1.3. Понятие терминов «бизнес», «бизнесмен», «предпринимательство»,
«предприниматель» 12
1.4. Родовые признаки бизнеса, его стратегия и тактика 15
1.5. Личные характеристики и деловые качества предпринимателя 18
1.6. Стиль работы предпринимателя, его отношения с партнёрами, основные права и обязанности 21
1.7. Этика предпринимателя 27
1.8. Виды предпринимательской деятельности 31
1.9. Первоочередные задачи предпринимательской деятельности 47
Контрольные вопросы по разделу 53
2. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности 56
2.1 Организационно-правовые формы применяемые в мировой практике бизнеса и факторы, влияющие на их выбор 56
2.2. Частные предприятия 58
2.3. Общества капитала 63
2.4. Особые формы обществ 72
Контрольные вопросы по разделу 76
3. Окружающая среда и её влияние на предпринимательскую деятельность 78
3.1 Сущность предпринимательской среды 78
3.2 Внешняя предпринимательская среда 79
3.3 Внутренняя предпринимательская среда 80
3.4 Классификация этапов предпринимательской деятельности 81
Контрольные вопросы по разделу 90
4. Бизнес-планирование в предпринимательстве 89
4.1 Понятие и общие требования к бизнес-плану 89
4.2 Классификация, особенности и структура бизнес-планов 90
4.3 Характеристика разделов бизнес плана 93
4.3.1 Резюме (пояснительная записка) 94
4.3.2 Характеристика предлагаемого продукта 94
4.3.3. Оценка рынков сбыта товаров (услуг) 96
4.3.4 Конкурентоспособность 97
4.3.5 План маркетинга 99
4.3.6. План производства 105
4.3.7. Организационный план 105
4.3.8. Юридический план 107
4.3.9. Оценка риска и страхование 109
4.3.10. Финансовый план 109
4.3.11. Стратегия финансирования 111
Контрольные вопросы по разделу 112

Работа содержит 1 файл

УМК по дисциплине Основы предпринимательства.doc

— 645.50 Кб (Скачать)

Чтобы стать предпринимателем, необходимо, прежде всего, этого очень  хотеть. Почти все преуспевающие  предприниматели отмечают, что они очень сильно желали заниматься бизнесом и думали об этом постоянно. Это позволило им принять решение о выборе профессии предпринимателя и определить сферу деятельности, где можно применить свои способности, свой профессионализм и, где можно заработать деньги.

Но чтобы это желание  претворить в жизнь, необходимо обладать огромной силой воли, трудолюбием и быть уверенным в успехе. К сказанному выше необходимо добавить, что предпринимательской деятельностью может заниматься не просто тот, кто очень хочет, а кто имеет призвание, способности, наклонность к этому, природный талант, интуицию, образование.

Как показывают статистические исследования, около 90 процентов предпринимателей начинают свое дело в знакомой для себя сфере. И, несмотря на это, весьма высока доля неудачников, особенно в начальном периоде. Так на первые пять лет предпринимательской деятельности приходится около 53 % случаев прекращения деловой активности и около 30 % - на последующие 5 лет.

Если в начале 90-х  годов прошлого столетия предпринимательской деятельностью можно было с успехом заниматься практически в любой сфере, т.к. предложение государственного сектора не отвечало потребностям общества, то сегодня практически все направления уже освоены и выгодно реализовать можно только те товары и услуги, которые являются весьма конкурентоспособными или не имеют аналогов.

Успех бизнеса во многом зависит от наличия у предпринимателей определенного набора качеств и специфических способностей, которые в наибольшей степени определяются личными особенностями и средой предпринимательской деятельности. По результатам многих отечественных и зарубежных исследователей, наиболее важными качествами предпринимателей, являются честность, искренность, упорство, готовность к риску, целеустремленность, инициативность, ответственность и порядочность, решительность и настойчивость в достижении поставленных целей, коммуникабельность, трудолюбие, способность убеждать и устанавливать связи, хорошие организаторские способности, стремление быть информированным.

Естественно, все эти  качества немыслимы без получения  минимума знаний по экономике, трудовому  законодательству, менеджменту, праву, бухгалтерскому учету, маркетингу, психологии и др.

Вместе с тем нельзя не сказать и о тех отрицательных чертах, которые, присущи для некоторых предпринимателей и от которых непременно необходимо избавляться. Это консерватизм стиля работы и нежелание пересматривать свои взгляды, тенденция завышать свои оценки достигнутых или ожидаемых результатов деятельности, бюрократизм и бумаготворчество, не сдерживание данного слова, зазнайство, хамство, несправедливость, черствость к людям, монополизм, рвачество и др.

Особенно вредна и  даже опасна в предпринимательстве  зависть, которая, к сожалению, в большей степени присуща славянским народам и которая порождает подлость, коварство, ложь, фальсификации, предательство и др. отрицательные черты человека. Среди некоторой части наших людей, в том числе и предпринимателей все еще живет психология, когда они думают в первую очередь не о том, чтобы самим лучше жить, а о том, чтобы другие не жили лучше. Для них предпочтительнее, чтобы все жили одинаково плохо, чем каждый по-разному хорошо. Это психология «люмпена», которого устраивают принципы уравниловки, гарантированной заработной платы, перераспределения чужих доходов и которые хорошо знакомы нашему обществу с прежних времен.

Каждый человек это  индивидуум и в зависимости от его личных природных способностей (умственных, физических, усердия, таланта  и др.) должно зависеть и его благосостояние. Чем богаче каждый член общества, тем богаче, сильнее, независимо и привлекательно государство, в котором он живет.

Участники конференции  по бизнесу, которую проводил Стакфордский университет (США), пришли к выводу, что ключевую роль для успешной предпринимательской деятельности играет стремление к совершенству, а также такие качества предпринимателя, как нетерпеливость, нежелание перепоручать что-либо кому-то другому, энергичность, стремление усердно работать и также всецело предаваться развлечениям, умение выделять существо проблемы. М. Стори, автор монографии «Самые быстрорастущие компании США. Взгляд изнутри», давая оценку черт удачливых предпринимателей, возглавляющих быстрорастущие фирмы, пишет, что предприниматели работают, когда остальные спят, путешествуют, обедают, планируют, развлекаются. Им трудно заметить разницу между субботней ночью и второй половиной дня во вторник. Общими характерными чертами быстрорастущих предпринимателей являются настойчивость и целеустремленность. Неотъемлемой чертой предпринимателя становится умение пойти на разумный, оправданный риск, но при этом он должен помнить, что деньги не являются основным мотивирующим фактором. Тот человек, который своей целью ставит только большой доход, обязательно доведет свою фирму, свое дело до финансового краха.

На практике, разумеется, редко можно встретить идеальный  тип предпринимателя. Между предъявляемыми ему экономическими и морально-этическими требованиями то и дело возникают трения, однако значительная часть современных предпринимателей являются цивилизованными и законопослушными субъектами хозяйственных отношений.

 

1.6 Стиль работы предпринимателя, его отношения с партнерами,

основные права и обязанности

 

Стиль работы – это, прежде всего, сам человек, каков человек, его внутреннее и внешнее содержание, образование, квалификация, способности, этика, мораль, таков и его стиль.

Классические функции  предпринимателя включают в себя оптимальное сочетание факторов производства с целью создания рентабельно функционирующего предприятия, контроль за издержками и внедрение нововведений. В настоящее время к этому перечню добавляется еще одна важная экономическая задача – руководство людьми.

Предпринимательство в  большинстве случаев имеет коллективный характер, и успех деятельности в большей степени зависит от правильно налаженных отношений в коллективе.

Успеха можно достичь  только в том случае, если будет  приниматься во внимание чувство  достоинства всех работающих на предприятии. Поэтому все меньше приверженцев остается у широко распространенного ранее авторитарного стиля руководства, хотя и трудно полностью обойтись без приказов (решения) и подчинения (исполнения). Откровенно авторитарное поведение далеко не всегда приводит к желаемому результату. Поэтому в последнее время все большую популярность приобретает так называемый кооперативный стиль руководства: наряду с профессиональной компетентностью предприниматель должен обладать даром коммуникабельности. Кооперативный стиль руководства с точки зрения нравственности, предполагает уважительное отношение к сотруднику на предприятии с тем, чтобы он ощущал свою сопричастность и ответственность за работу. Главное, чтобы предприниматель своими действиями и своим поведением вызывал доверие у своих сотрудников. Благоразумный и ответственный предприниматель знает, что его экономическое положение зависит не только от машин и техники, но, в первую очередь от работающих на предприятии людей. Такую позицию нельзя ставить на одну доску с сентиментальным социальным настроением предпринимателя. Дело в том, что одного внимательного отношения предпринимателя к сотрудникам слишком мало, чтобы устоять в борьбе с конкурентами. Суть вопроса характеризуется следующими исходными моментами:

  • Информирование сотрудников и их мотивация;
  • Коммуникация руководящих звеньев по горизонтали и вертикали;
  • Делегирование ответственности;
  • Поощрение, как коллективного труда, так и персонального в зависимости от уровня образования, профессиональной подготовки, опыта и т.д.
  • Обучение, повышение квалификации сотрудников.

Отношение предпринимателя с наемными работниками регулируется трудовым кодексом. Реальные же взаимоотношения между собственником и служащим, которые складываются в бизнесе, всегда значительно многограннее, так как непременно включают дополнительные льготы, преимущество и условия, позволяющие наладить высокоэффективную деятельность предприятия (фирмы) и создать настоящий коллектив единомышленников, способный довести любое начинание предпринимателя до успешного завершения.

Предприниматель всегда должен помнить о том, что его  служащие могут быть неудовлетворенны. В высоко конкурентной экономике это не только невыгодно, но и опасно. Неудовлетворенность и недовольство ведут к прогулам, воровству, пьянству, ухудшению качества труда, и продукции, низкой производительности и, что самое главное и опасное, порождает неуважение к руководству: считается, как работник относится к своим руководителям, так он и работает. Казалось бы, что эту проблему можно легко решить посредством увольнения тех, кто нарушает условия трудового договора, и на их место принять новых работников. Но такое решение не всегда бывает лучшим. Во-первых, иногда трудно доказать, что работник недобросовестно выполняет свои обязанности. Во-вторых, нелегко быстро найти равноценную замену уволенному (особенно, если требуется высокая квалификация). При этом вновь принятому работнику необходимо определенное время для адаптации к условиям на новом месте, а это нередко может привести к дополнительным потерям. В-третьих, увольнение может обернуться забастовкой, а это уже новые проблемы и трудности, выходом из которых может стать банкротство.

Принимая любое решение, касающееся персонала, предприниматель  всегда должен спросить себя о том, кого он желает видеть рядом с собой  – партнеров, единомышленников или врагов. Опыт отечественного бизнеса свидетельствует о том, что большинство сегодняшних работодателей своим поведением и отношением к наемным работникам чаще порождает последних, чем первых.

Что интересует наемных  работников? Прежде всего, это хорошие  условия труда, учет их профессиональных интересов, внимательное отношение, высокая заработная плата, возможности продвижения по службе – иначе рано или поздно лучшие уйдут.

Для начинающего предпринимателя  очень важным является формирование вокруг себя партнеров, увлеченных общей идеей и готовых воплотить ее в дело. И здесь следует помнить, что подбирать партнеров надо не столько для эмоциональной поддержки, сколько для совместной плодотворной работы. Каждый партнер должен привносить ценное в развитие фирмы, опыт и определенные навыки.

Особенно тщательно надо подходить, к партнерству, с родственниками и друзьями, помня, о том, что бизнес должен строится не на личных отношениях, а на деловой основе. Для того, чтобы избежать негативных моментов, необходимо с каждым партнером, независимо от степени их родства или близости, заключить договор или контракт, в которых должны быть оговорены все их права и обязанности.

Обязательным условием выхода предпринимателя на рынок  является его государственная регистрация, а также наличие лицензии, если данный вид деятельности подлежит лицензированию.

С одной стороны, регистрируя  предпринимателя, государство тем  самым берет его под свою защиту, принимая на себя обязанность по созданию нормальных условий для его деятельности и поддержки. С другой стороны, это означает, что гражданин, регистрируясь, как предприниматель, согласен осуществлять свою деятельность в рамках установленных Законом, а значит не нарушать прав других лиц, в том числе граждан-потребителей, интересов государства и общества в целом.

Государственная регистрация осуществляется в месячный срок со дня подачи установленного перечня документов (для физических и юридических лиц имеются некоторые отличия) в регистрирующий орган по месту жительства. При принятии решения об отказе в государственной регистрации, об этом в 5-дневный срок в письменном виде сообщается заявителю.

В соответствии с действующим  законодательством предприниматель (как индивидуал, так и коллектив) имеет следующие права и обязанности.

Права:

  • Заниматься любым видом хозяйственной деятельностью не запрещенной законодательством Республики Беларусь;
  • Создавать любые предприятия, организация которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;
  • Иметь в собственности любое имущество, необходимое для осуществления предпринимательской деятельности;
  • Самостоятельно планировать свою деятельность;
  • Получать, неограниченный по размерам, личный доход;
  • Свободно распоряжаться прибылью (доходом) от предпринимательской деятельности;
  • Открывать счета в любых банках;
  • Пользоваться государственной системой социального обеспечения и социального страхования;
  • Заниматься внешнеэкономической, внешнеторговой деятельностью в соответствии с установленным порядком;
  • Самостоятельно устанавливать формы и системы оплаты труда наемных работников, различные дополнительные формы материального поощрения;
  • Выступать истцом и ответчиком в суде, арбитраже и третейском суде.

Информация о работе Основы предпринимательства