Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 10:02, курс лекций
В условиях рыночных отношений важную роль играет процесс становления и развития предпринимательства в Республике Беларусь. На сегодняшний день самые различные предпринимательства структуры создаются и отдельными гражданами, и государственными органами и различными общественными организациями. При этом сфера деятельности таких организаций практически не ограничены.
Развитие предпринимательства в Республике Беларусь связано, прежде всего с перестройкой идеологии страны, экономики, преодолением структурных диспропорций и сверхконцентрации производства, возникших в период существования административно-командной системы управления.
Введение 5
1. Общая характеристика предпринимательства 5
1.1. Основные этапы развития бизнеса в мировой практике 5
1.2. История развития термина «предприниматель», социальные черты предпринимателя 7
1.3. Понятие терминов «бизнес», «бизнесмен», «предпринимательство»,
«предприниматель» 12
1.4. Родовые признаки бизнеса, его стратегия и тактика 15
1.5. Личные характеристики и деловые качества предпринимателя 18
1.6. Стиль работы предпринимателя, его отношения с партнёрами, основные права и обязанности 21
1.7. Этика предпринимателя 27
1.8. Виды предпринимательской деятельности 31
1.9. Первоочередные задачи предпринимательской деятельности 47
Контрольные вопросы по разделу 53
2. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности 56
2.1 Организационно-правовые формы применяемые в мировой практике бизнеса и факторы, влияющие на их выбор 56
2.2. Частные предприятия 58
2.3. Общества капитала 63
2.4. Особые формы обществ 72
Контрольные вопросы по разделу 76
3. Окружающая среда и её влияние на предпринимательскую деятельность 78
3.1 Сущность предпринимательской среды 78
3.2 Внешняя предпринимательская среда 79
3.3 Внутренняя предпринимательская среда 80
3.4 Классификация этапов предпринимательской деятельности 81
Контрольные вопросы по разделу 90
4. Бизнес-планирование в предпринимательстве 89
4.1 Понятие и общие требования к бизнес-плану 89
4.2 Классификация, особенности и структура бизнес-планов 90
4.3 Характеристика разделов бизнес плана 93
4.3.1 Резюме (пояснительная записка) 94
4.3.2 Характеристика предлагаемого продукта 94
4.3.3. Оценка рынков сбыта товаров (услуг) 96
4.3.4 Конкурентоспособность 97
4.3.5 План маркетинга 99
4.3.6. План производства 105
4.3.7. Организационный план 105
4.3.8. Юридический план 107
4.3.9. Оценка риска и страхование 109
4.3.10. Финансовый план 109
4.3.11. Стратегия финансирования 111
Контрольные вопросы по разделу 112
Если для западных стран с развитой рыночной экономикой стержнем предпринимательства в основном является законопослушание, то для большинства наших постсоветских стран этого сказать еще нельзя. Трудно определить, где кончается этика и порядочность и начинается жульничество, мошенничество, обход законов. Происходит это в силу того, что пока еще в наших странах нет зрелых рыночных отношений, нет нормальной законодательной базы, нет высокой культуры общества. Если в западных странах все построено так, что человеку выгодно быть законопослушным, то у нас, в силу ряда известных обстоятельств, всегда больше думали и думают не о том, как выполнить законы и жить по ним, а как их обойти.
1.3 Понятие терминов «бизнес», «бизнесмен», «предпринимательство», «предприниматель»
Самое простое определение бизнеса, видимо можно дать отталкиваясь от этимологии самого термина. Бизнес – это дело. Однако бизнес – это не просто дело, это также и деловые отношения между людьми, или, что то же самое, это отношения между участниками дела. Принимая участие в деле, люди становятся деловыми людьми или бизнесменами. В русском языке наиболее близкими по значению к «бизнесу» и «бизнесмену» являются слова «предпринимательство» и «предприниматель». В хозяйственной деятельности субъектов рыночной экономики понятие «предпринимательство» и «бизнес» тесно связаны между собой и также практически взаимозаменяемы. В словаре современного русского литературного языка бизнесмен определяется как предприниматель, делец, а бизнес как деятельность, занятие, приносящее прибыль, выгоду. С понятием «предприниматель» или «бизнесмен» ассоциируется человек, занимающийся производственными, посредническими, торговыми, финансовыми, инновационными и др. операциями с целью получения определенного дохода.
В нашей стране, как и в большинстве бывших социалистических республиках, ранее входивших в состав СССР, чаще применяются понятия «предприниматель» и «предпринимательство», что связано также с более чем 70 летним периодом негативного отношения к бизнесу и его полному неприятию идеологией страны.
Однако понятия «предпринимател
Предпринимательская деятельность
выступает как одна из форм бизнеса
и осуществляется в различных
его сферах. В соответствии с Законом
«О предпринимательстве в
Субъектами предпринимательской деятельности в Республике Беларусь могут быть ее граждане и граждане других суверенных государств, неограниченные в установленном порядке в своей дееспособности, а также объединения граждан коллективные предприниматели (партнеры).
Предпринимательская деятельность основывается на частной, коллективной и смешанной формах собственности. Кроме того, она может осуществляться как без привлечения наемного труда, так и с привлечением.
Предпринимательство – самостоятельное организационно-хозяйственное новаторство на основе использования различных возможностей для выпуска новых товаров, услуг и т. д., что ведет к постоянному обновлению хозяйственной системы или её элементов для получения прибыли и реализации собственных целей предпринимателя.
Опыт промышленно развитых стран свидетельствует, что роль предпринимателя избирают главным образом энергичные, деловые люди с перспективными замыслами, идеями, проектами. Всегда готовые к повышенному коммерческому и финансовому риску, они успешно осваивают новые виды производства, открывают новые рынки. С особой силой это влияние ощущается на периферии национальной экономики, где малый бизнес участвует в решении целого комплекса социально-экономических проблем.
Разумеется, главным стимулом была и есть прибыль – доход, который остается после вычета из выручки всех затрат и оплаты труда наемных работников, является собственностью предпринимателя и может быть израсходован им по своему усмотрению.
Предпринимательская прибыль – особый вид дохода, вознаграждение за предприимчивость, специфическую творческую активность в сфере частного бизнеса, которая проявляется в реализации новых идей, технических и организационных нововведений, приносящих коммерческий успех.
Желание получить прибыль заставляет предпринимателей рисковать своим капиталом, нанимать работников и закупать все необходимое для производства товаров и оказания услуг. Прибыль также является стимулом для того, чтобы улучшать качество и повышать количество производимых продукции и услуг, снижать их себестоимость, а также продавать больше конкурентов.
Важным моментом является
процесс распределения
Однако получение прибыли не является единственной причиной, побуждающей людей заниматься бизнесом. Стимулом к началу собственного дела могут быть также стремление к личной независимости и возможность исполнять любимую работу в удобное для себя время, желание раскрыть свои способности или продолжить семейные традиции.
Вне зависимости от мотивов и сферы деятельности предприниматель реализует свои способности через исполнение следующих функций:
- поиск товара или услуг, на которые существует платежеспособный спрос, путем изучения рынка;
- оценка ресурсов, необходимых
для производства данного
- организация дела
с применением новейших техноло
- реализация товара
и услуг с использованием
- распределение выручки
между фондами потребления, и
накопления, резервным фондом, фондом
оплаты труда, фондом
1.4 Родовые признаки бизнеса, его стратегия и тактика
В какой бы стране не развивался
бизнес всегда можно отметить определенные
черты, которые сопровождают его
и присущи ему это так
К родовым признакам
бизнеса можно отнести
- обмен деятельностью между субъектами экономики;
- стремление каждого участника обмена деятельностью реализовать свои интересы независимо от того, реализуются ли при этом интересы контрагентов или нет;
- стремление к навязыванию своих интересов и даже в том случае, когда контрагенты отказываются принимать не устраивающие их условия делового общения (сделки);
- способность и готовность идти на личный (или коллективный) риск ради проведения сделки на выгодных условиях;
- способность, готовность
и умение проводить различные
приемы делового общения,
- способность предпринимать различные шаги, в различных направлениях с целью обеспечения выгодной позиции для последующего проведения избранных приемов делового общения;
- способность дифференцировать
вероятные и действительные
Бизнес имеет свою стратегию и тактику. Стратегическая цель бизнеса – максимизация прибыли в процессе осуществления различных сделок. Тактическая цель – определение оптимальных путей по реализации стратегической установки в каждом конкретном случае применительно к конкретным условиям, срокам и предмету сделки.
Все названные родовые признаки бизнеса, его стратегия и тактика в полной мере проявляются в современной рыночной экономике. Однако было бы наивным думать, что они могут проявляться только при наличии рыночной экономики. В условиях рыночной экономики они имеют вполне определенные видовые особенности, обусловленные товарно-денежными отношениями. Иные особенности присущи бизнесу в тех формах экономики, где такие отношения отсутствуют в силу исторических обстоятельств, либо они имеют ограниченный характер распространения, либо, наконец, они существуют в извращенном виде, не соответствующим их внутренней природе.
Так в первобытном обществе деловое общение, связанное с обменом деятельности осуществлялось в рамках замкнутых экономических сообществ (родов, племен, стад и т.д.) и именно «деловая» природа этих первобытных экономических контактов, деловой интерес участников первобытного производства и привел в конечном итоге к распаду этих сообществ и к дифференциации населения. Одни преуспевали в своем бизнесе, и именно они стали захватывать ключевые экономические и иные позиции в становящейся рабовладельческой формации, другие претерпели фиаско, постепенно попадая в рабскую или иную зависимость от своих контрагентов.
Родовые признаки несложно обнаружить в недрах рабовладельческого, феодального, азиатского, античного и других способах производства. Классическим примером бизнеса в те периоды были завоевания. Всякая война или военный поход так или иначе имели экономическую подоплеку. Любой завоеватель преследовал экономические цели и вел военные действия прежде всего для своей собственной выгоды. При помощи военной силы он стремился навязывать своим соседям свои интересы, он стремился к занятию выгодной позиции, которая позволила бы ему в перспективе диктовать окружающим или подчиненным ему странам свои условия жизни.
Считать, что в докапиталистической экономике не было бизнеса, - то же самое, что отрицать наличие до капитализма экономики как таковой, хотя само слово «бизнес» действительно вошло в научный и бытовой оборот именно при переходе к капитализму. Столь же наивным было бы считать, что бизнес был полностью изжит в советские времена.
В современной экономике проявление родовых признаков несомненно должно преломляться через историческую специфику нынешнего периода экономического развития. Фигура бизнесмена, способного функционировать в условиях рыночной экономики, должна занять важное место в экономической жизни общества.
1.5 Личные характеристики и
деловые качества предпринимателя
Предпринимательство относится к тем сферам человеческой деятельности, основу которых составляет творчество. Во-первых, оно предоставляет право заниматься тем видом деятельности, который больше всего нравится человеку и в наибольшей степени соответствует его природным склонностям и талантам. Во вторых, предпринимательство непосредственно связано с проектированием будущей деятельности и воплощением в жизнь разработанных проектов, а это прерогатива творческих личностей, наделенных богатым воображением и аналитическими способностями.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь и Законом «О предпринимательстве Республики Беларусь» предпринимателем может быть любое физическое или юридическое лицо, или их объединения, которые владеют, распоряжаются, пользуются имуществом предприятия, (фирмы), управляют и организовывают ее хозяйственно-финансовую деятельность. Это значит, что предпринимательской деятельностью могут заниматься все полностью дееспособные граждане Республики, достигшие 18-ти летнего возраста и не ограниченные в правах, а также любой иностранный гражданин. Закон «О предпринимательстве РБ» (ст.2) запрещает заниматься указанной деятельностью должностным лицам и специалистам государственных органов власти и управления, прокуратуры и суда в функции которых входит решение вопросов, связанных с предпринимательской деятельностью.