Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 10:02, курс лекций
В условиях рыночных отношений важную роль играет процесс становления и развития предпринимательства в Республике Беларусь. На сегодняшний день самые различные предпринимательства структуры создаются и отдельными гражданами, и государственными органами и различными общественными организациями. При этом сфера деятельности таких организаций практически не ограничены.
Развитие предпринимательства в Республике Беларусь связано, прежде всего с перестройкой идеологии страны, экономики, преодолением структурных диспропорций и сверхконцентрации производства, возникших в период существования административно-командной системы управления.
Введение 5
1. Общая характеристика предпринимательства 5
1.1. Основные этапы развития бизнеса в мировой практике 5
1.2. История развития термина «предприниматель», социальные черты предпринимателя 7
1.3. Понятие терминов «бизнес», «бизнесмен», «предпринимательство»,
«предприниматель» 12
1.4. Родовые признаки бизнеса, его стратегия и тактика 15
1.5. Личные характеристики и деловые качества предпринимателя 18
1.6. Стиль работы предпринимателя, его отношения с партнёрами, основные права и обязанности 21
1.7. Этика предпринимателя 27
1.8. Виды предпринимательской деятельности 31
1.9. Первоочередные задачи предпринимательской деятельности 47
Контрольные вопросы по разделу 53
2. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности 56
2.1 Организационно-правовые формы применяемые в мировой практике бизнеса и факторы, влияющие на их выбор 56
2.2. Частные предприятия 58
2.3. Общества капитала 63
2.4. Особые формы обществ 72
Контрольные вопросы по разделу 76
3. Окружающая среда и её влияние на предпринимательскую деятельность 78
3.1 Сущность предпринимательской среды 78
3.2 Внешняя предпринимательская среда 79
3.3 Внутренняя предпринимательская среда 80
3.4 Классификация этапов предпринимательской деятельности 81
Контрольные вопросы по разделу 90
4. Бизнес-планирование в предпринимательстве 89
4.1 Понятие и общие требования к бизнес-плану 89
4.2 Классификация, особенности и структура бизнес-планов 90
4.3 Характеристика разделов бизнес плана 93
4.3.1 Резюме (пояснительная записка) 94
4.3.2 Характеристика предлагаемого продукта 94
4.3.3. Оценка рынков сбыта товаров (услуг) 96
4.3.4 Конкурентоспособность 97
4.3.5 План маркетинга 99
4.3.6. План производства 105
4.3.7. Организационный план 105
4.3.8. Юридический план 107
4.3.9. Оценка риска и страхование 109
4.3.10. Финансовый план 109
4.3.11. Стратегия финансирования 111
Контрольные вопросы по разделу 112
Тема 7. Классификация этапов предпринимательской деятельности
Вопросы:
- Влияние внешней и
внутренней среды на
- Классификация этапов по степени совершенства (начальный, учебный, предварительный, пробный, полный).
_ Классификация этапов по функциям (установление целей, планирование, организация предпринимательской деятельности, контроль и ревизия, отчётность, представительство, аналитический этап).
Тема 9. Кредитование
предпринимательской
Вопросы:
- Денежно-кредитное обеспечение предпринимательства.
- Виды кредитов и их обеспечение.
- Инвестиции и их роль в предпринимательстве.
Тема 10. Предпринимательский риск и его страхование
Вопросы:
- Сущность риска.
- Степень риска и методы её оценки.
- Виды потерь, показатели риска.
- Страхование риска и его виды.
- Особенности деятельности предпринимателей в ситуации риска.
Тема 11. Налоги и налоговое регулирование в предпринимательстве
Вопросы:
- Экономическая сущность налогов и их виды.
- Налоговая система и налоговое законодательство в предпринимательстве.
- Налогообложение
- Налогообложение юридических лиц.
- Ответственность
Тема 12. Товарные биржы и их роль в предпринимательстве
Вопросы:
- Сущность, функции и
роль товарных бирж в
- Структура товарных бирж и принципы их работы.
- Экономические показатели работы товарных бирж.
Особенности работы товарных бирж в Республике Беларусь, Закон о товарных биржах.
3. КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИНИ
1.1 Основные этапы развития бизнеса в мировой практике
Вся история человеческого общества так или иначе связана с бизнесом.
Краткий экскурс в историю развития бизнеса позволяет выделить несколько этапов.
История развития народного
хозяйства начинается с ведения
домашнего хозяйства и с
Следующий этап связан с появлением индустрии и техники, что позволило количественно увеличить выпуск продукции, а вместе с тем изменить промышленность, сельское хозяйство, строительство, а также структуру экономики и общества в целом.
На современном этапе происходит не только количественное, но и качественное изменение за счет использования новых технологий (космических, био, микро, наноэлектроники и др.), а также внедрения результатов научных исследований. Вместе с этим меняются предприниматель и предпринимательство.
В советские времена
в сознании наших людей преобладали
негативные оценки бизнеса и бизнесменов.
Весьма популярной и часто используемой
для характеристики мотивов и
способов поведения бизнесменов-
Но как показывает жизнь, эти слова в большей степени можно было отнести к нашему зарождающемуся отечественному бизнесу. В то время как в мировой практике сделка считается приемлемой, если прибыль находится в пределах 3 – 8 %, то наши предприниматели, особенно в начале 90-х годов прошлого столетия, когда в стране практически на все продукты питания, предметы потребления и услуги был тотальный дефицит, накручивали прибыль в 200 – 300 и более процентов. Сейчас с развитием бизнеса и появлением элементов рынка и конкуренции эта картина значительно изменилась, но различные накрутки остаются все еще достаточно высокими.
Между тем криминальный элемент в поведении, действиях и взаимоотношениях бизнесменов отнюдь не исчерпывает содержания явления, именуемого «бизнес». Несомненно, устоявшее в сознании многих людей, соединение бизнеса со стремлением к наживе (прибыли, доходу) верно отражает существующее положение дел. Именно доход является непосредственной целью любого бизнесмена. Но очевидно и другое – любой современный бизнесмен прекрасно понимает, что получить доход он может, лишь оказывая потребителям необходимые им услуги, производя интересующий товар либо полезные работы. Ни один бизнесмен не может получить доход «по плану», как это происходило еще совсем недавно в советские времена. Занимаясь бизнесом, приносящим доход, деловой человек понимает, что осуществляет действия, полезные для других членов общества.
1.2 История развития термина «предприниматель»,
социальные черты предпринимателя
Первым экономистом, употребившим термин «предприниматель», был англичанин Роберт Катильон (начало 18 века). Он говорил, что предприниматель – это человек, действующий в условиях риска, имеющий средства производства и продающий готовые товары с прибылью.
А. Смит, Д. Риккардо, Бодо, Жан-Батист Сэй, К. Маркс и особенно Шумпетер, опираясь на реальность экономической жизни общества в 19 и 20 веках, во многом обогатили катильоновские мысли. Здесь появляются такие понятие, как предпринимательский доход, предпринимательское дело, планирование контроль, организация и др.
Особый интерес вызывают трактовки К. Маркса социальной деятельности предпринимательства. Для него предприниматель – это собственник денег, приобретающий на рынке средства производства, рабочую силу, известным образом их организующий и извлекающий прибавочную стоимость за счет специфического свойства товара рабочей силы – создавать большую стоимость, чем она есть сама. Известная формула К. Маркса – превращения денег в капитал (как возрастающую стоимость) весьма наглядно раскрывает социальную сущность отношений предприниматель (капиталист) – наемный работник. Главное для К. Маркса – указать рабочему, что капиталист незаконно грабит его и присваивает значительную долю созданной стоимости. Отсюда все беды трудящихся – бедность, безработица и т.д. Выход – отобрать у предпринимателей собственность, нажитую эксплуатацией трудящихся.
Поэтому вполне понятно, что этот тезис проходил красной линией в идеологии СССР на протяжении более 70-летней истории страны и отрицал существование в ней свободного предпринимательства. Все, что было связано с понятиями «бизнес» и «прибыль» считалось негативным явлением и несовместимым с идеологией страны. Слово предприниматель в этот период исчезло в положительном его значении и употреблялось только лишь в отношении граждан, проявлявших частнособственническую инициативу, промышлявших в области торговли, ремесла и т.д., т.к. деятельность связывалась с наживой и эксплуатацией чужого труда. Не случайно, поэтому термины «предприниматель» и «предпринимательство» не обозначены даже в Большом энциклопедическом словаре (1989 г.).
Большинство людей, основываясь на конкретных фактах, склонно считать предпринимателя инвестором, который владеет капиталом и вкладывает его в предприятие, чем обеспечивает его деятельность. Между тем такой взгляд несостоятелен, так как решающим для предпринимателя является не то, что он обладает собственным или чужим капиталом, а то, как он этим капиталом распорядился.
Наиболее точное определение понятия «предприниматель» дал И. Шумпетер, как хозяйствующего субъекта, для которого новые комбинации являются главным и определяющем в его деятельности. Он называет пять таких признаков:
Иначе говоря, предприниматель – это новое как с позиции спроса, так и с позиции предложения.
Это понятие перекликается и со значением слова «предприниматель» - затевать, решатся исполнить какое-либо новое дело, приступить к совершенствованию чего-либо значительного, данным российским ученым и писателем В. Далем (1801-1872) в Толковом словаре живого великорусского языка.
Часто утверждают, что важнейшим мотивом предпринимательства является получение максимальной прибыли. На практике же все выглядит несколько иначе. Конечно, без прибыли обойтись трудно, и во многих случаях она является побудительным мотивом. Но она не является главным и единственным побудительным мотивом предпринимателя. Таковым следует считать заинтересованный творческий подход, стремление к обладанию прочными позициями на рынке, а также к общественному признанию, возможность самовыражения, свобода творчества и др.
Предприниматель действительно стремится к получению прибыли, но для подавляющего большинства предпринимателей важнее другое – сохранение начатого дела. Для этого требуется перспективное мышление, а иногда и отказ о сиюминутной максимизации прибыли. Общеизвестно, что максимальная прибыль, полученная от сиюминутных преимуществ конкуренции, привлекает к себе внимание других конкурентов и тем самым подрывает будущие шансы на прибыль.
Разумно мыслящего предпринимателя интересует не сиюминутная максимизация прибыли, а «максимизация ситуации в целом», где прибыль только один из компонентов.
Следует признать существование и неоправданно высоких прибылей. Они возникают, как правило, в том случае, если предприниматели пытаются игнорировать правило конкуренции. Для предотвращения этого государство должно позаботится о принятии действенных законов. Еще один источник неоправданно высоких прибылей возникает тогда, когда государство преднамеренно исключает конкуренцию и путем предоставления лицензий, концессий и квот обеспечивает «избранным» предпринимателям легкие, незаработанные в конкурентной борьбе прибыли. Такая ситуация прежде всего наблюдается в некоторых развивающихся странах. В промышленно развитых странах такие прибыли практически исключены.
Для успешной деятельности
предпринимателю требуется
Даже действующий в сугубо индивидуалистическом ключе предприниматель способен содействовать общему экономическому благу, разумеется, если ему способствует удача, в результате чего умножается материальное состояние общества.
Кто же может быть предпринимателем и заниматься предпринимательской деятельностью? В наше время предпринимателем может стать каждый, кто обладает природными задатками, талантами, квалификацией и управленческими способностями. Немаловажным фактором является и наличие капитала. Однако, если человек не обладает вышеперечисленными способностями, то, даже имея немалый капитал, можно быстро его в пустую растратить и обанкротиться. Поэтому, начиная свое дело каждый предприниматель должен решиться на новое и реализовать свои замыслы, идеи. А это уже не что иное, как творческая природа человека, реализация потенций, самореализация индивида или группы лиц, объединяемых общностью целей и единством действий. Поэтому в предпринимательской деятельности важнейшую роль играют мотивы, побуждающие индивида или группы лиц к определенным действиям и поведению.
Западные исследователи большое внимание уделяют таким мотивам, как максимальная прибыль, заинтересованный творческий подход, самореализация и самоутверждение, обладание прочными позициями на рынке, общественное признание, сохранение и процветание начатого дела. Поэтому класс предпринимателей – это не класс эксплуатирующий, а класс работающий, организующий экономическую жизнь в интересах всех членов общества, удовлетворяющий их потребности во всевозможных благах и услугах и получающий соответствующее вознаграждение за свой труд. Отсюда и прибыль – не просто отобранное у наемных работников а так же как и для последних – вознаграждение за их работу, работу зачастую рискованную, в конкурентной борьбе с другими предпринимателя, работу чрезвычайно напряженную, и не каждому по плечу.
Представление К. Маркса
о предпринимателе как о