Основы предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 10:02, курс лекций

Описание работы

В условиях рыночных отношений важную роль играет процесс становления и развития предпринимательства в Республике Беларусь. На сегодняшний день самые различные предпринимательства структуры создаются и отдельными гражданами, и государственными органами и различными общественными организациями. При этом сфера деятельности таких организаций практически не ограничены.
Развитие предпринимательства в Республике Беларусь связано, прежде всего с перестройкой идеологии страны, экономики, преодолением структурных диспропорций и сверхконцентрации производства, возникших в период существования административно-командной системы управления.

Содержание

Введение 5
1. Общая характеристика предпринимательства 5
1.1. Основные этапы развития бизнеса в мировой практике 5
1.2. История развития термина «предприниматель», социальные черты предпринимателя 7
1.3. Понятие терминов «бизнес», «бизнесмен», «предпринимательство»,
«предприниматель» 12
1.4. Родовые признаки бизнеса, его стратегия и тактика 15
1.5. Личные характеристики и деловые качества предпринимателя 18
1.6. Стиль работы предпринимателя, его отношения с партнёрами, основные права и обязанности 21
1.7. Этика предпринимателя 27
1.8. Виды предпринимательской деятельности 31
1.9. Первоочередные задачи предпринимательской деятельности 47
Контрольные вопросы по разделу 53
2. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности 56
2.1 Организационно-правовые формы применяемые в мировой практике бизнеса и факторы, влияющие на их выбор 56
2.2. Частные предприятия 58
2.3. Общества капитала 63
2.4. Особые формы обществ 72
Контрольные вопросы по разделу 76
3. Окружающая среда и её влияние на предпринимательскую деятельность 78
3.1 Сущность предпринимательской среды 78
3.2 Внешняя предпринимательская среда 79
3.3 Внутренняя предпринимательская среда 80
3.4 Классификация этапов предпринимательской деятельности 81
Контрольные вопросы по разделу 90
4. Бизнес-планирование в предпринимательстве 89
4.1 Понятие и общие требования к бизнес-плану 89
4.2 Классификация, особенности и структура бизнес-планов 90
4.3 Характеристика разделов бизнес плана 93
4.3.1 Резюме (пояснительная записка) 94
4.3.2 Характеристика предлагаемого продукта 94
4.3.3. Оценка рынков сбыта товаров (услуг) 96
4.3.4 Конкурентоспособность 97
4.3.5 План маркетинга 99
4.3.6. План производства 105
4.3.7. Организационный план 105
4.3.8. Юридический план 107
4.3.9. Оценка риска и страхование 109
4.3.10. Финансовый план 109
4.3.11. Стратегия финансирования 111
Контрольные вопросы по разделу 112

Работа содержит 1 файл

УМК по дисциплине Основы предпринимательства.doc

— 645.50 Кб (Скачать)


ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

В.М. Круглик

 

 

 

ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

Учебно-методическое комплекс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2009

УДК 388 22

Рецензенты:

Кудашов В.А., доктор экономических наук, профессор, зав. кафедры “ЭиУП” Минского института управления

 

Забродская Н.Г., кандидат экономических наук, доцент кафедры  “Коммерческая деятельность” Института  предпринимательской деятельности.

Рекомендован к изданию кафедры  “Комерческая деятельность” ИПД (протокол №__ от _________ 2009 г.)

 

Круглик В.М. Основы предпринимательства: учебно-методический комплекс – Минск: изд. ИПД, 2009 г.

 

 

 

Учебно-методический комплекс содержит материалы для изучения дисциплины “Основы предпринимательства”: перечень и содержание тем, краткий курс лекций , методические указания по выполнению практических занятий, материалы для контролируемой самостоятельной работы, вопросы для контрольных работ, зачёта и экзамена, список литературных источников.

 

 

УМК предназначен для студентов  экономических специальностей дневной и заочной форм обучения.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                                                               5

1. Общая характеристика предпринимательства                                                                            5                  

1.1. Основные этапы  развития бизнеса в мировой  практике                                                       5

1.2. История развития  термина «предприниматель», социальные черты предпринимателя     7

1.3. Понятие терминов «бизнес», «бизнесмен»,  «предпринимательство», 

«предприниматель»                                                                                                                          12

1.4. Родовые признаки бизнеса, его стратегия и тактика                                                            15

1.5. Личные характеристики  и деловые  качества предпринимателя                                        18

1.6. Стиль работы предпринимателя, его отношения с партнёрами, основные  права и обязанности                                                                                                                                        21

1.7. Этика предпринимателя                                                                                                             27

1.8. Виды предпринимательской деятельности                                                                              31

1.9. Первоочередные задачи предпринимательской  деятельности                                              47

Контрольные вопросы по разделу                                                                                                   53

2. Организационно-правовые формы  предпринимательской деятельности                               56

2.1 Организационно-правовые формы  применяемые в мировой практике бизнеса и факторы, влияющие на их выбор                                                                                                                     56

2.2. Частные предприятия                                                                                                                58

2.3. Общества капитала                                                                                                                    63

2.4. Особые формы обществ                                                                                                            72

Контрольные вопросы по разделу                                                                                                 76

3. Окружающая среда и её влияние   на предпринимательскую деятельность                           78

3.1 Сущность предпринимательской  среды                                                                                   78

3.2 Внешняя предпринимательская  среда                                                                                      79

3.3 Внутренняя предпринимательская  среда                                                                                 80

3.4 Классификация этапов  предпринимательской деятельности                                                81                  

Контрольные вопросы по разделу                                                                                                  90

4. Бизнес-планирование в предпринимательстве                                                                          89

4.1 Понятие и общие требования  к бизнес-плану                                                                         89

4.2 Классификация, особенности и структура бизнес-планов                                                     90

4.3 Характеристика разделов бизнес  плана                                                                                   93

4.3.1 Резюме (пояснительная записка)                                                                                           94

4.3.2 Характеристика предлагаемого  продукта                                                                            94

4.3.3. Оценка  рынков сбыта товаров  (услуг)                                                                            96

4.3.4 Конкурентоспособность                                                                                                        97

4.3.5 План маркетинга                                                                                                                     99

4.3.6. План производства                                                                                                                105

4.3.7. Организационный план                                                                                                        105

4.3.8. Юридический план                                                                                                               107

4.3.9. Оценка риска и страхование                                                                                               109

4.3.10. Финансовый план                                                                                                            109

4.3.11. Стратегия финансирования                                                                                              111

Контрольные вопросы  по разделу                                                                                               112

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночных отношений важную роль играет процесс становления и развития предпринимательства в Республике Беларусь. На сегодняшний день самые различные предпринимательства структуры создаются  и отдельными гражданами, и государственными  органами и различными общественными организациями. При этом сфера деятельности таких организаций практически не ограничены.

Развитие предпринимательства  в Республике Беларусь связано, прежде всего с перестройкой идеологии страны, экономики, преодолением  структурных диспропорций и сверхконцентрации производства, возникших  в период существования административно-командной системы управления.

Во всех странах  с  развитой рыночной экономикой основная доля ВВП приходится чего нельзя сказать в отношении Республики Беларусь , поэтому становление предпринимательства, развитие его инфраструктуры приобретают исключительную актуальность и ситаются одним из наиболее перспективных направлений рыночных преобразований в нашей республике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

1.1.1.  Цель  преподавания дисциплины 

 

Цель преподавания дисциплины «Основы предпринимательства» –  сформировать у студентов представление о предпринимательской деятельности как об особом роде хозяйственной деятельности, который имеет сою теоретическую и законодательно-правовую базу и мировой опыт практической реализации, а также осознание того факта, что предпринимательской деятельности, помимо врожденных наклонностей и способностей, можно и необходимо обучать, используя весь накопленный опыт; показать роль идеологии государства в формировании личности предпринимателя на основе идеологической концепции, выработанной в «Программе социально-экономического развития Республики Беларусь».

Поставленная цель достигается путем изучения:

    • теоретических основ предпринимательства, которые, в частности, включают раскрытие сущности ключевых понятий предпринимательства, мотивацию и финансовое обеспечение предпринимательской деятельности, вопросы управления коммерческой организацией;
    • форм и методов организации предпринимательской деятельности;
    • практических вопросов осуществления предпринимательской деятельности в сложившихся экономических условиях.

 

1.2. Задачи изучения  дисциплины

 

Основная задача изучения дисциплины «Основы предпринимательства» состоит в том, чтобы обучающиеся на основе полученных знаний более четко понимали механизм рыночных отношений, права, обязанности и возможности субъекта предпринимательской деятельности.

В результате изучения дисциплины студенты должны

знать:

    • сущность основных понятий и механизма бизнеса;
    • основные типы и организационно-правовые формы предпринимательства, их особенности и преимущества;
    • формы партнерства в предпринимательской деятельности;
    • основы бизнес планирования и других аспектов управления коммерческой организации;
    • сущность предпринимательского риска, методы конкурентной борьбы и принципы формирования и сохранения коммерческой тайны;
    • направления и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности.

уметь:

    • выбирать необходимую организационно-правовую форму предпринимательской деятельности;
    • анализировать положение фирмы на рынке, определять коммерческие и некоммерческие цели в конкретных условиях;
    • планировать работу с кадрами;
    • принимать решения по вопросам, связанным с организацией предпринимательского дела, владеть рациональными приемами поиска и использования коммерческой информации.

 

1.3. Связь дисциплины  с другими учебными дисциплинами

 

Изучение дисциплины предусматривает использование  знаний, полученных по таким дисциплинам как, «Основы менеджмента» и «Основы маркетинга».

 

 

 

 

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

2.1 Тематический  план  курса «Основы предпринимательства»

Дневная, заочная  формы обучения

№ п/п

Наименование  темы

Количество  часов

Количество часов

СУСР

Дневное обучение

Заочное

 обучение

Дневное обучение

ЛЗ

ПЗ

ЛЗ

ПЗ

Самостоятельная работа студентов

ЛЗ

ПЗ

1

Введение. Сущность и  роль предпринимательства в обществе. Предмет и задачи курса.

4

2

 

 

2

 

 

2

 

 

8

 

 

2

 

 

-

2

Современный предприниматель. Деловой портрет предпринимателя.

2

2

 

 

 

2

 

 

 

 

2

 

 

-

 

 

-

 

2

3

Виды и правовые положения  предпринимателей.

4

2

 

 

 

16

 

-

 

2

4

Организационно-правовые формы предпринимательства.

6

6

 

2

 

2

 

-

 

2

5

Основные моменты организации  и становления предпринимательства.

2

4

 

 

-

 

 

-

 

8

 

 

2

 

 

-

6

Бизнес-план, его назначение и содержание.

2

4

 

-

 

-

-

 

-

 

2

7

Классификация этапов предпринимательской деятельности.

 

 

4

4

 

 

2

 

 

2

 

 

10

 

 

-

 

 

-

8

Финансирование предпринимательской деятельности.

2

4

 

 

 

2

 

 

 

2

 

 

 

10

 

2

 

-

9

Кредитование предпринимательской деятельности.

2

2

 

-

 

-

10

Предпринимательский риск и его страхование.

4

2

 

-

 

-

 

-

 

-

 

-

11

Налоги и налоговое  регулирование в предпринимательстве.

2

2

 

-

 

-

 

-

 

-

 

-

12

Товарные биржи и  их роль в предпринимательстве.

2

2

 

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

Итого:

36

36

10

10

52

6

8

Информация о работе Основы предпринимательства