Организация мелкорозничной сети и пути повышения ее эффективности

Автор: Дмитриев Дмитрий, 10 Июня 2010 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Объём работы 38 с., в том числе 1 рис., 9 таблиц, 14 наим. лит.
В курсовом проекте исследуется особенности мелкорозничной торговли.
В результате проведённого анализа сделаны следующие выводы:
Мелкорозничная торговля — разновидность розничной торговли, связанная с реализацией товаров, не требующих особых условий продажи, через объекты мелкорозничной сети.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 363.50 Кб (Скачать)

     В основу формирования ассортимента каждого  павильона должен быть положен обязательный ассортиментный перечень. В каждом павильоне есть обязательный ассортиментный перечень, в котором перечислены товарные группы и указано количество разновидностей, которые постоянно должны быть в павильоне.

     Ассортиментный  перечень разрабатывается с учётом торговой площади и особенности места нахождения.

     Контроль  за соблюдением перечней возложен на товароведов. Материальную и дисциплинарную ответственность за отсутствие в продаже товаров которые имеются в перечне несет менеджер.

     В павильоне сотовых телефонов  организовывают закупку товара следующим образом. На каждую отчетную дату зав. павильонам приносят заявки. Товаровед подсчитывает общее количество товаров по каждой группе и, исходя из этого заказывает товар у поставщика.

     При заключении договоров пользуются следующими документами: «Положение о поставках товаров в РБ», «Положением о порядке заключения договоров», «Положение о порядке согласования заключаемого договора предприятиями БКС».

     Договоры  заключаются путём составления  одного документа подписываемого сторонами в 2-х экземплярах.

     Структура договора: предмет договора, качество, условия поставки, цена, форма расчета, ответственность сторон, реквизиты сторон.

     Содержание  договора поставки. В договоре необходимо указать полное наименование поставщика и покупателя, дату, их почтовые и платёжные реквизиты, Ф.И.О и должности представителей сторон и ссылки на их полномочия, количество подлежащей поставки товаров, ассортимент товара указывается в спецификации, а также общий объём и частные сроки поставки. Обязательными условиями договора поставки являются: ассортимент, количество, качество, цена, сроки и порядок поставки, порядок расчёта.

     Павильон  по продаже сотовых телефонов  использует следующие формы расчета  с поставщиками.

       Предоплата производится платежными  поручениями с банковской гарантией.  Платежные поручения выписываются плательщиком, и ставится отметка банка оплачено.

     Акцептная – после отгрузки товаров покупателю поставщик поручает обслуживаемому его банку взыскать платёж на указанную сумму с покупателя.

     Платёжное поручение – от своего имени выписывается плательщику, указывая кому, сколько и за что платить. Платёжными поручениями плательщик рассчитывается за полученные товары.

     Под формой продажи понимается совокупность приёмов и способов, с помощью  которых рознично - торговое предприятие  осуществляют продажу товаров покупателям. Формы продажи товаров устанавливаются в зависимости от ассортимента реализованных товаров, интенсивности покупательских потоков, объёма архитектурного решения, применяемого современного оборудования.

     Различают следующие формы торговли: павильонная, внепавильонные, активные.

     В павильоне используется продажа  товаров через прилавок. Она требует  высокой активности продавца, затрачивается больше времени, ограничена самостоятельность покупателя при выборе товара.

     Культуру  обслуживания можно охарактеризовать по некоторым показателям: наличие в павильоне широкого и устойчивого ассортимента; применение прогрессивных методов продажи; представление дополнительных услуг; минимальные затраты времени на обслуживание покупателей; точное соблюдение установленного режима работы павильона; широкое использование средств внутрипавильонной информации; высокая профессиональная квалификация работников павильона; вежливое, внимательное отношение торгового персонала к покупателям; хорошее санитарное состояние павильона; соблюдение установленных правил продажи товаров.

     Эффективным средством для представления  потребительских товаров является наружная реклама. Она рассчитана прежде всего на восприятие широкими слоями населения. Среди многообразия видов и разновидностей наружной рекламы павильон использует витрины, элементы внутрипавильонной рекламы (указатели, ценники, информационные табло), вывески, спецодежду обслуживающего персонала, рекламу на транспорте.

     Организация продажи товаров оказывает определенное влияние на развитие товарооборота. Это можно проследить по данным таблицы 3.

     Таблица 3 – Доля каждого месяца в розничном товарообороте за 1 квартал 2006 года, %.

Месяцы Фактически  за прошлый год Отчетный  год Отклонение
план фактически от плана от прошлого года
1 28,999 30,917 30,833 -0,084 1,834
2 33,673 33,157 33,319 0,162 -0,354
3 37,328 35,926 35,848 -0,078 -1,48
Всего за 1 квартал 100 100 100 - -

     Анализ  таблицы показывает, что товарооборот в ИЧУТПП распределялся по месяцам  неравномерно. Наиболее напряженным был третий месяц, наименее напряженным – первый [9].

     Для определения равномерности развития розничного товарооборота целесообразно  также исчислить и проанализировать коэффициенты ритмичности и равномерности  выполнения плана реализации товаров. Коэффициент ритмичности определяют отношением числа периодов, за которые выполнен план, к общему их количеству. Торговым предприятием план товарооборота выполнен в одном месяце из трех. Отсюда коэффициент ритмичности равен 0,33, или ритмичным было его выполнение только на 75% [10].

     Для определения коэффициента равномерности  необходимо по следующим формулам предварительно рассчитать среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации, неравномерности ( ):

       

     

     где Х – процент выполнения плана  по изучаемому показателю за каждый квартал;

       - процент выполнения плана  по анализируемому показателю  за год;

     n- число кварталов изучаемого периода.

     Коэффициент равномерности (Кравн) рассчитывают по формуле:

     Кравн = 100 -  

       

       

     Кравн = 100-0,34 = 99,66 

     Таким образом, выполнение плана товарооборота  было равномерным на 99,66%.

     Далее проанализируем динамику и структуру  розничного товарооборота (таблица 4).

     Розничная реализация товаров в действующих  ценах увеличилась по сравнению  с прошлым годом на 8133 тыс. руб. или на 36,739 [11].  

     Также произошли незначительные изменения в структуре товарооборота. Так доля продажи сотовых телефонов уменьшилась на 0,233% и соответственно возросла доля продажи сопутствующих товаров.

     Таблица 4 – Анализ динамики и структуры розничного товарооборота за 1 квартал 2006 года, тыс. руб.

Товарные  группы Фактически  за 1 квартал 2002 года Фактически  за 1 квартал 2003 года Изменение в динамике Розничный товарообо

рот текущего года в % к прошлому году

сумма удельный вес, % сумма удельный вес, % розничного  товарооборота структуры товарооборота, %
1 2 3 4 5 6 7 8
Сотовые телефоны 21796,9 98,462 29734,3 98,229 7937,4 -0,233 136,415
Сопутствующие товары 340,4 1,538 536 1,771 195,6 0,233 157,462
Всего 22137,3 100 30270,3 100 8133 - 136,739

     Рассмотрим  отпускную цену и торговые надбавки в сравнении с другими предприятиями, торгующими однородными  товарами на примере сотового телефона Нокиа, модель 3100.

     Таблица 5. Сравнительный анализ розничных  предприятий

Показатели Предприятия
Павильон  сотовых телефонов ООО «Трио» «Велком» ТД Ждановичи
Средний уровень цен, руб. 198000 186000 200800 165000
Торговая  надбавка, % 30 15 30 10
Скидки, % --- 5 --- 5
Реклама павильона --- --- + +
Объем реализации продукции за день, шт. 2 4 3 8

     Проведенные исследования показали, что объем  реализации анализируемого товара за день в рассматриваемом павильоне в сравнении с предприятиями, торгующими аналогичными товарами - самый низкий, что вызвано следующими причинами:

  • высокая розничная цена изделия;
  • отсутствие рекламы павильона;
  • высокой уровень закупочных цен;

     В результате чего вместо 4 единиц, павильон реализует лишь 2. Таким образом, ежедневные потери в товарообороте  приблизительно составляют 372000руб.

     Следовательно, при снижении торговой надбавки на 10% в павильоне цена реализации снизиться  до 180 000 тыс. руб., что может увеличить реализацию данного вида товаров и, соответственно, прибыль предприятия.

     Цена  станет меньше, чем в ООО «Трио» и при остальных равных условиях можно предположить, что объем  реализации по анализируемому товару увеличиться на 2 единицы в день. Если дополнительно к этому применить рекламную компанию, то реализация всех видов товаров должна возрасти.

     При сравнении в расчет не принималось  ИЧУТП «Велком», т.к. он обладает удачным  месторасположением, ориентирован на обеспеченного клиента, имеет дополнительные перечень оказываемых услуг, широкую рекламную компанию и соответственно этому самые высокие по городу торговые надбавки. ТД «Ждановичи» также не принимался в расчет т.к. он вынесен за городскую черту – в результате чего низкая арендная плата; большая конкуренция среди торгующих и торгуют в основном индивидуальные предприниматели, которые устанавливают цену на основе спроса и предложения.

     Таким образом, план розничного  товарооборота  выполнен на 99,77% т.е. не выполнение плана  составило 70,8 тыс. руб. По сравнению с 1 кварталом 2002 года рост розничного товарооборота составил 36,74% или 8133 тыс. руб. Товарооборот в ИЧУТПП распределялся по месяцам неравномерно. Наиболее напряженным был третий месяц, наименее напряженным – первый. Выполнение плана товарооборота было равномерным на 99,66% [11].

     Розничная реализация товаров в действующих  ценах увеличилась по сравнению  с прошлым годом на 8133 тыс. руб. или на 36,739. Произошли незначительные изменения в структуре товарооборота. Так доля продажи сотовых телефонов уменьшилась на 0,233% и соответственно возросла доля продажи сопутствующих товаров.

     Проведенные исследования показали, что объем  реализации анализируемого товара за день в рассматриваемом павильоне  в сравнении с предприятиями, торгующими аналогичными товарами  - самый низкий.

2.3 Организация работы  ИЧУТПП «Павильон по продаже сотовых телефонов» и оценка эффективности его деятельности

     Развитие  розничного товарооборота находится  под воздействием множества факторов, как внешнего, так и внутреннего порядка. Однако все факторы не всегда поддаются оценке, поэтому основное внимание должно уделяться изучению воздействия на розничный товарооборот внутренних факторов, среди которых выделяют три группы:

  1. факторы, связанные с товарными ресурсами;
  2. факторы, связанные с использованием трудовых ресурсов;
  3. факторы, связанные с использованием торговых площадей торгового предприятия.

     Розничный товарооборот уменьшился по сравнению с планом на 70,8 тыс. руб. Это обусловлено недовыполнением плана по поступлению товаров и увеличением прочего выбытия товаров, что повлекло снижение товарооборота на 517,5 тыс. руб. Однако в результате влияния остальных факторов, а именно увеличение товарных запасов на начало и снижение товарных запасов на конец отчетного периода, товарооборот увеличился на 446,9 тыс. руб. (184,5+262,4) [12].

Информация о работе Организация мелкорозничной сети и пути повышения ее эффективности