Малое предпринимательство. Государственная поддержка малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение темы "Малое предпринимательство. Государственная поддержка малого предпринимательства" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

Для достижения поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:

дать определение предпринимательства;
охарактеризовать основные формы предпринимательства;
изучить права и обязанности предпринимателей;
оценить роль малого бизнеса;
определить сущность, роль, проблемы, развитие малого предприятия;
рассмотреть субъектов малого предпринимательства;
исследовать систему государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства.

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 565.50 Кб (Скачать)

    Формирование  правовой среды малого предпринимательства  является обязательным и непременным  условием, обеспечивающим субъектам  малого предпринимательства экономическую  свободу, права, гарантии, дозволяющие  осознанно заниматься разрешенным законом бизнесом. В то же время законодательными и нормативными актами устанавливаются обязанности и ответственность субъектов малого предпринимательства перед хозяйствующими субъектами, партнерами, потребителями (покупателями), бюджетами разных уровней за выполнение в установленные сроки и в полном объеме обязательств.

    Формирование  правовой среды решает многие проблемы, стоящие на пути развития малого предпринимательства, начиная с момента регистрации  субъектов предпринимательства, лицензирования предмета их деятельности и заканчивая процедурами банкротства и прекращения их существования. [32, с.95]

    Важное  значение для развития предпринимательства  имело принятие и введение в действие закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской  деятельности» от 25 декабря 1990 г., который после введения в действие первой части ГК РФ утратил силу (кроме ст. 34 и 35). В данном законе впервые четко были сформулированы права, изложены обязанности предпринимателей, даны гарантии им со стороны органов государственной власти.

    Основные  элементы механизма поддержки малого предпринимательства в стране были сформулированы в постановлении  Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации» от 11 мая 1993 г. № 446. В данном нормативном акте сформулировано важнейшее положение, имеющее актуальное значение для развития малого предпринимательства. [2]

    Постановлением  Правительства РФ утвержден комплекс первоочередных мер по развитию и  государственной поддержке малого предпринимательства, определены задачи федеральных органов по решению этой актуальной проблемы.

    Постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной  поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» сыграло положительную роль, в эти годы резко увеличилось во всех отраслях экономики число малых предприятий.

    Для развития малого предпринимательства  особое значение имеет безусловная  реализация Федерального закона РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 18 июня 1995 г. № 88ФЗ. Важной является ст. 1 Федерального закона, устанавливающая принципы организации законодательства РФ о государственной поддержке малого предпринимательства. Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» направлен на комплексное решение большинства проблем поддержки малого предпринимательства от установления критериев отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства до создания ими некоммерческих организаций.

    Правовая  база регулирования и поддержки  малого предпринимательства не исчерпывается  вышеназванными законодательными и  нормативными актами. Особое место  в механизме малого предпринимательства занимает налоговое, арбитражное, трудовое, уголовное законодательство.

    Большую роль в поддержке и развитии малого предпринимательства имеет законодательство субъектов РФ и формирование в  стране соответствующей инфраструктуры.

    Создание  развитой инфраструктуры поддержки  и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства имеет, на наш взгляд, важное значение, что подтверждается практикой высокоразвитых стран. Например, в США в 1953 г. создана Администрация по делам малого бизнеса (АМБ), функции которой охватывают весь комплекс мероприятий по поддержке малого бизнеса (финансовая помощь, технические и консультационные услуги, содействие в получении государственных заказов и др.). Структура АМБ включает три Уровня: штаб-квартира в столице США, 10 региональных объединении и более 100 местных отделений, расположенных по всей стране и работающих в тесном контакте с местными органами государственной власти, колледжами, университетами, предприятиями и общественными организациями. Поддержка малого бизнеса в США осуществляется и другими федеральными ведомствами: Министерством внутренних дел. Министерством жилищного строительства и городского развития, Национальным научным фондом. Администрацией по фермерскому хозяйству, институтами и центрами развития мелкого бизнеса, торгово-промышленными палатами, которых насчитывается более 2700, и т. д.[21, с.204]

    В нашей стране, несмотря на относительно небольшой срок осуществления реформ и развития предпринимательства, создана определенная инфраструктура на федеральном уровне и формируется в субъектах РФ инфраструктура развития и поддержки предпринимательства вообще и малого предпринимательства в особенности. На федеральном уровне проблемами развития и поддержки малого предпринимательства в соответствии с возложенными функциями и Положениями о федеральных министерствах и ведомствах занимаются такие министерства и ведомства: Министерство экономики РФ, Министерство финансов РФ, Государственная налоговая служба РФ, Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства и др.

    Определяющее  значение в структуре федеральных  органов регулирования и поддержки  малого предпринимательства занимают высшие законодательные и исполнительные органы страны: Президент РФ, Государственная дума и Совет Федерации, Правительство РФ. Немаловажную роль в подготовке законодательных и нормативных актов играют аппарат Правительства РФ и Администрация Президента. Как видно, одно перечисление федеральных министерств, комитетов, ведомств, оказывающих влияние на развитие малого предпринимательства, весьма велико, поэтому для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ Указом Президента РФ создан Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП России). Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. № 1045 утверждено Положение о ГКРП России, в котором сформулированы основные задачи и механизм деятельности ГКРП России, его права и обязанности, структура ГКРП России и др.

    Так, задачами ГКРП России являются: разработка предложений и реализация государственной  политики и области развития и  поддержки малого предпринимательства, разработка предложении по устранению правовых, административных, экономических и организационных препятствий в вопросах создания и развития субъектов малого предпринимательства, обеспечение формирования инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, защита законных интересов предпринимателей, учет и обобщение мнений субъектов малого предпринимательства и др.

    Важная  роль в инфраструктуре малого предпринимательства принадлежит Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства, который реализует свои функции в соответствии с уставом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1996 г. № 424. Фонд является некоммерческой организацией в форме учреждения, осуществляющий финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства в РФ.

    Основной  целью деятельности Фонда является финансовое обеспечение Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства, участие в финансировании региональных (межрегиональных) программ, а также проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, включая мероприятия, проводимые ГКРП России. [15, с.59]

    К инфраструктуре малого предпринимательства  следует отнести Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Российскую ассоциацию маркетинга, Международный фонд поддержки инновационных предприятий «Инносоюз», Институт малого предпринимательства Высшей школы экономики, общероссийские общественные объединения предпринимателей и др.

    В соответствии с законодательством  финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства осуществляется федеральным Фондом поддержки малого предпринимательства. Финансовое обеспечение фондами государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства организуется ежегодно за счет бюджетов всех уровней, а также средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности фондов, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.

    Фонды поддержки малого предпринимательства  всех уровней осуществляют следующие  мероприятия по финансированию субъектов малого предпринимательства:

  1. предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензии на банковскую деятельность;
  2. предоставление финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе при осуществлении программ демонополизации, перепрофилирования производства в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка в соответствии с действующим законодательством;
  3. выполнение функций залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам малых предприятий;
  4. долевое участие в создании и деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций и информационных систем поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг;
  5. финансирование мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для малых предприятий, поддержке новых экономических структур, защите прав потребителей;
  6. финансирование научных исследований, научно- практических конференций, симпозиумов, совещаний, в том числе международных, связанных с деятельностью фондов.

    Важное  место в механизме поддержки  предпринимательства занимает производственно-технологическая и имущественная поддержка, оказание помощи субъектам малого предпринимательства в предоставлении в аренду (или в собственность) сооружении, оборудования, производственных и служебных помещений, иного имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В решении этой проблемы особая роль отводится субъектам РФ и органам местного самоуправления, которые имеют большую возможность в создании сети технопарков, лизинговых фирм. Так, в Москве уже несколько лет успешно функционирует Московская лизинговая компания, предоставляющая субъектам малого предпринимательства по договорам оборудование в лизинг. [10, с.112]

    Наличие в любом обществе условий для  предпринимательства, существование в таком обществе предпринимательского корпуса — это не только дань моде. Это и показатель уровня экономической свободы граждан, и отражение понимания прогрессивного характера предпринимательства со стороны представителей властных структур, определяющих, разрабатывающих и реализующих экономическую политику, в том числе и в отношении предпринимательства.

    Видимо, было бы неверно соглашаться с  распространенным тезисом о том, что будущее России — за предпринимательством. Будущее России — за всеми нами и во многом будет определяться нашей способностью выработать эффективную концепцию бытоуложения. Но будущее России — и за предпринимателями. Поэтому требуется профессиональный подход каждого, кто решил заняться этой формой экономической деятельности, к исполнению своих предпринимательских функций. 
 

2.3. Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления 

    Малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются c большими трудностями.

    Основная  проблема малых предприятий —  недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании широкого нового сектора народного хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор у нас в сколь-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей “от получки до получки”, не могло образоваться резерва средств, требующегося для того, чтобы начать собственное дело. Эти средства надлежит сейчас отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции.

    В соответствии с такой исходной установкой должны конструироваться механизмы льготного кредитования, налогообложения, различного рода преференций, включая и связанные с внешнеэкономической деятельностью. Смысл в том, чтобы обеспечить лучшее удовлетворение потребностей народа при создании условий для последовательного развертывания предпринимательства.

    Следующая проблема - это та законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Можно назвать немало правовых документов, так или иначе регулирующих малое предпринимательство, но трудность, однако, в том, что, во-первых, нет сводной единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий; во-вторых, имеющиеся раз-розненные, с данной точки зрения, установления претворяются в жизнь далеко не полностью. Проблема правовой основы малого предпринимательства в конечном счете будет убедительно решена тогда, когда удастся избавиться от правового нигилизма. Это, конечно, никак не исключает необходимости специальных законодательных мер регулирования малого бизнеса.[16, с.203]

Информация о работе Малое предпринимательство. Государственная поддержка малого предпринимательства