Малое предпринимательство. Государственная поддержка малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение темы "Малое предпринимательство. Государственная поддержка малого предпринимательства" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

Для достижения поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:

дать определение предпринимательства;
охарактеризовать основные формы предпринимательства;
изучить права и обязанности предпринимателей;
оценить роль малого бизнеса;
определить сущность, роль, проблемы, развитие малого предприятия;
рассмотреть субъектов малого предпринимательства;
исследовать систему государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства.

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 565.50 Кб (Скачать)

    Введение 

    Формирование  рынка — процесс многоплановый. Требуется          взаимодействие многих составляющих, одной из которых является становление и развитие малого предпринимательства. История существования малых предприятий (МП) в российской экономике насчитывает уже почти десять лет. С началом экономических реформ возникло и малое предпринимательство. Понятие "малое предпринимательство" предполагает предпринимательскую деятельность небольших предприятий в традиционных областях

    На  сегодняшний день малое предпринимательство является одной из важнейших основ устойчивого социально-экономического развития. Развитие малого предпринимательства считается одним из наиболее перспективных направлений рыночных преобразований. Положительные тенденции в развитии малого предпринимательства очевидны и свидетельствуют о том, что производимая ими продукция, выполняемые работы и оказываемые услуги востребованы на потребительском рынке и становятся всё более качественными и следовательно, конкурентоспособными и импортозамещающими. Малый бизнес является одним из главных источников налоговых поступлений, создания новых рабочих мест, рост доходов населения, способствует снижению социальной напряжённости. Такой вид деятельности обычно характеризуется тем, что он более мобилен и легче приспосабливается к изменяющимся условиям, хотя его инвестиционные возможности невелики. В поведении субъектов малого бизнеса отражаются такие характерные его черты, как поиск своей рыночной ниши, наличие “духа” предпринимательства. Это проявляется в чрезвычайно мобильной и диверсифицированной рыночной политике, а в российских переходных условиях - в активном использовании неформальных связей, теневых отношений.

      Поэтому необходимо дать свободу развитию малых предприятий. Они дают России необходимую насыщенность рынка, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.

    Представленная  работа посвящена теме " Малое  предпринимательство. Государственная поддержка малого предпринимательства ". Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует то, что в настоящее время сектор малого пред-принимательства оказывает на развитие экономики достаточно большое влияние. Малые предприятия охватили практически все виды экономической деятельности. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. Она достаточно широко рассматривается в периодических изданиях отечественными и зарубежными авторами. В отечественной и зарубежной статистической литературе вопросы, связанные малым предпринимательством, представлены в трудах: А.И. Агеева, А.С. Булатова, В.Н. Гальперина, В.А. Ермакова, М.С. Белоусова, А.Б. Крутика, К.Р. Макконнелла, А.Ф. Орлова, М.А. Горенбургова, К.Р.Макконнелла, С.Л. Брю, Б.А. Райзберга и других. В данной работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, показаны его преимущества и определенные недостатки, рассматривается роль и место малого предприятия в рыночной экономике. Также приведены фактические данные, характеризующие роль малого предпринимательства в экономике страны, и указаны причины, тормозящие его дальнейшее развитие.

    Объектом  данного исследования является рассмотрение "Малого пред-принимательства. Государственной поддержки малого предпринимательства". При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

   Целью исследования является изучение темы "Малое предпринимательство. Государственная поддержка малого предпринимательства" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

    Для достижения поставленной цели предусмотрено  решение следующих задач:

  1. дать определение предпринимательства;
  2. охарактеризовать основные формы предпринимательства;
  3. изучить права и обязанности предпринимателей;
  4. оценить роль малого бизнеса;
  5. определить сущность, роль, проблемы, развитие малого предприятия;
  6. рассмотреть субъектов малого предпринимательства;
  7. исследовать систему государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства.

    Работа  имеет традиционную структуру и  включает в себя теоретическую часть, включающую введение, основную часть, заключение, а также практическую часть и библиографический список.

    Источниками информации для написания работы по теме "Малое пред-принимательство. Государственная поддержка малого предпринимательства" послужили  базовая учебная литература, фундаментальные  теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, справочная литература, прочие источники информации.

    Все вышесказанное подтверждает актуальность проблемы и послужило основанием для выбора мной темы курсовой работы. 
 
 
 
 
 
 

1. Малое предпринимательство: роль, проблемы, перспективы развития. Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства

    1.1. Понятие предпринимательства, сущность, виды, субъекты 

    На  сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения предпринимательства. Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет "предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя — как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым. [30, с.59]

    В американской учебной и научной литературе дается множество  других определений, характеризующих предпринимательство и предпринимателя с экономической, политэкономической, психологической, управленческой и других точек зрения.

    Предпринимательство — это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

    Ни  за рубежом, ни у нас пока еще не создана общепринятая экономическая теория предпринимательства, хотя потребность в такой теории давно уже стала весьма насущной. "Три волны" развития теории предпринимательской функции — так условно можно охарактеризовать развитие процесса научного осмысления практики предпринимательства.

    "Первая  волна", которая возникла еще в XVIII в., была связана с концентрацией внимания на несении предпринимателем риска. "Вторая волна" в научном осмыслении предпринимательства связана с выделением инновационности как его основной отличительной черты. "Третья волна" отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя (способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей) и на роли предпринимательства как регулирующего начала в уравновешивающей экономической системе.

    Современный этап развития теории предпринимательской  функции можно отнести к "четвертой  волне", появление которой связывается с переносом акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя, а следовательно — с переходом на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства.[21, с.36]

    Малый бизнес является сектором выживания, втягивающим  в реформаторский процесс людей, потерявших работу, военнослужащих, уволенных в запас, молодые и старые семьи, и практически единственным сектором оздоровления серьёзно больных общественных групп. Так называемые «челноки», мелкие собственники, семейный бизнес, малые и средние предприниматели, расширяя среду своей деятельности, могут уменьшить остроту безработицы.

    Возникает вопрос: «Почему только малое предпринимательство?». Крупные фирмы имеют больше оснований  рассчитывать на предпринимательский  успех, поскольку по сравнению с  мелкими имеют ряд преимуществ. Прежде всего, они могут использовать новейшую дорогостоящую высокопроизводительную технику, снижая себестоимость продукции, повышая её качество и завоёвывая тем самым рынки сбыта, приносящие высокий доход. (Новая дорогостоящая техника, как правило, недоступна малому бизнесу).

    Но серьёзным недостатком крупного, да и среднего предпринимательства, является  большая по сравнению с малым предпринимательством сумма первоначального капитала. Недостатком исключительно крупного бизнеса является его «неповоротливость», т.е. невозможность быстрой смены политики предприятия, что в условиях столь быстрой смены экономической и политической ситуации, подчас, может обернуться катастрофой.[10, с.77]

    Малое предпринимательство, как ничто  другое, может способствовать экономической и политической стабильности в обществе, преданию конкуренции цивилизованных черт. Оно может  дать  России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен

    Пройдя  растянутую стадию старта, малые предприниматели одновременно стремятся и к переменам, и к стабильности, но всё же они недостаточно богаты,  чтобы не стремиться к росту. Испытанием стал начавшийся в августе 1998 года кризис банковской системы России, который показал, что, хотя реформы формально создали сектор малого предпринимательства, тем не менее, пока не обеспечено необходимых условий для его стабильного функционирования и высокой хозяйственной и социальной результативности.

    Предпринимательство выступает в качестве особого  вида экономической активности, ибо  его начальный этап связан, как  правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.[19, с.42]

    Предпринимательство характеризуется обязательным наличием иннова-ционного момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий — это тоже инновационные моменты.

    Субъектами  малого предпринимательства могут  быть граждане (физи-ческие) и юридические лица.

    Физические  лица (граждане) могут быть участниками  малого предпринимательства как непосредственно физические лица, участвующие в создании хозяйственных обществ, и как физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, являющиеся учредителями хозяйственных товариществ и обществ.

    Право граждан (физических лиц) заниматься предпринимательской деятельностью установлено Конституцией Российской Федерации, гражданским законодательством. Так, в соответствии со ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

    Индивидуальным  предпринимателем может быть любой дееспособный гражданин Российской Федерации. В соответствии со ст. 21 ГК РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. Чтобы гражданин (физическое лицо) стал по закону индивидуальным предпринимателем, он должен в этом качестве зарегистрироваться и получить соответствующее свидетельство. Для осуществления предпринимательской деятельности индивидуальный предприниматель в любой кредитной организации (банке) может открыть расчетный, текущий, ссудный, депозитный, валютный счет.[30, с.96]

    Индивидуальный  предприниматель обязан представить  для регистрации налоговому органу Книгу учета доходов и расходов, в которой указываются следующие реквизиты: фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя; вид осуществляемой деятельности; местонахождение (адрес постоянного места жительства); номер расчетного и иных счетов, открытых предпринимателем в банковских организациях.

    Основным  субъектом предпринимательской  активности выступает предприниматель. Однако предприниматель — не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера) (рис. 1).

    Рисунок 1

    Субъекты  предпринимательской деятельности

      
 
 
 
 
 

    В Федеральном Законе «О государственной  поддержке малого предпринимательства в РФ» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

     В ряде законодательных актов установлены  ограничения на занятие предпринимательской деятельностью работникам, связанным со службой в других органах государственной власти и управления.

Информация о работе Малое предпринимательство. Государственная поддержка малого предпринимательства