Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 13:03, курсовая работа
Целью исследования является изучение темы "Малое предпринимательство. Государственная поддержка малого предпринимательства" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
Для достижения поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:
дать определение предпринимательства;
охарактеризовать основные формы предпринимательства;
изучить права и обязанности предпринимателей;
оценить роль малого бизнеса;
определить сущность, роль, проблемы, развитие малого предприятия;
рассмотреть субъектов малого предпринимательства;
исследовать систему государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства.
2. Проблемы малого бизнеса и система его государственной поддержки
2.1. Место малого предпринимательства в экономике
промышленно
развитых стран
Малое предпринимательство играет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни развитых стран.
В
последние несколько лет в
Западной Европе, США и Японии большое
значение приобрел малый бизнес, где
он представлен совокупностью
Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы, которые можно поставить и на службу России.
Например, малые и средние фирмы США производят 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора, в том числе: в обрабатывающей промышленности — 21%, строительстве - 80, оптовой торговле — 86, сфере обслуживания — 81%. На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых в частном секторе работников. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса. При этом в среднем на один доллар затрат они внедряют нововведений в 17 раз больше, чем крупные.
В последние годы ускорились
концентрация и централизация
капитала в странах Европы, например,
в стальной промышленности
В отдельных сферах экономики малые предприятия доминируют. Так, на их долю оптовой торговле приходится - 86 % валового продукта частного сектора, в сфере обслуживания - 81 %, в строительстве - 80 %, в финансовой сфере - 60 %, в розничной торговле - 55 %, в обрабатывающей промышленности - 21%.
Особо важную роль малый бизнес играет в решении проблем занятости: в 90-е годы около 80 % всех новых рабочих мест были созданы мелкими фирмами. Более 100 млн. американцев прямо или косвенно зарабатывают средства к существованию благодаря малому предпринимательству. Государство же получает миллиардные суммы доходов в виде налогов на прибыль мелких фирм.
Малые предприятия всегда
Процесс развертывания малых
предприятий тесно связан с
отраслевой спецификой и
Национальные
особенности оказывают
В Германии, более 2 млн. мелких и средних фирм, производят до 50 % ВВП и обеспечивают 46 % занятости. Эти фирмы не уступают крупным в организации менеджмента, подготовки кадров, нововведениях. Государство поощряет частные банки на расширение возможностей финансирования мелких и средних компаний, в целях оказания им поддержки и содействия развитию.
В Италии малые и средние компании, число которых превышает средние показатели по ЕС, образуют основу обновления экономики страны. Они уже доказали свою способность обеспечить высокий уровень конкурентоспособности экспортной продукции.[14, с.69]
Во Франции малые и средние фирмы чаще всего встречаются в аграрно-продовольственном секторе, подрядных работах, в издательском деле, авиа- и судостроении.
Даже в пределах одной страны на отраслевую структуру малого предпринимательства оказывают влияние региональные особенности развития экономики. Таким образом, становление и развитие различных форм предпринимательства во многом - следствие специфических особенностей регионов.
Наряду с этим жизнеспособность малых предприятий обеспечивается в первую очередь социальной и институциональной структурой общества. Как свидетельствует опыт, малое предпринимательство обусловлено социальной организацией общества, поэтому использование лишь экономических мер воздействия для построения системы устойчивого развития малого и среднего бизнеса с помощью недостаточно.
Таблица 2.
Интегрированные показатели, характеризующие состояние малых и средних предприятий (МСП) в разных странах:
Страны | Кол-во МСП (тыс) | Кол-во МСП на 1000 жителей | Занято в МСП (млн.чел) | Доля МСП в общей
численности занятых (%) |
Доля МСП в ВВП (%) |
Великобритания | 2630 | 46 | 13.6 | 49 | 50-53 |
Германия | 2290 | 37 | 18.5 | 46 | 50-52 |
Италия | 3920 | 68 | 16.8 | 73 | 57-60 |
Франция | 1980 | 35 | 15.2 | 54 | 55-62 |
Страны ЕС | 15770 | 45 | 68 | 72 | 63-67 |
США | 19300 | 74.2 | 70.2 | 54 | 50-52 |
Япония | 6450 | 49.6 | 39.5 | 78 | 52-55 |
Россия | 844 | 5.65 | 8.3 | 13 | 10-11 |
Малые предприятия пользуются поддержкой
во всех развитых странах. Этот факт подтверждает,
что малое предпринимательство как новая
форма организации общественно необходимого
труда отвечает социально-экономическим
интересам России. Эта деятельность в
равной степени полезна как для экономики
страны в целом, так и для каждого гражданина
в отдельности, и поэтому заслуженно получила
государственное признание и поддержку.
Малые предприятия включают в процесс
общественного производства дополнительный
труд, который создает новые ценности,
приумножает национальный доход и национальное
богатство. Малое предпринимательство
является таким источником развития, от
которого Россия не может отказаться ни
сейчас, ни в будущем.[26, с.64]
2.2.
Государственная поддержка малого предпринимательства
Как показывает мировая и отечественная практика, малое и среднее предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В первую очередь необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность вообще, так как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой предпринимательской (экономической) деятельности граждан и юридических лиц. Одновременно идет создание инфраструктуры малого предпринимательства и объединения предпри-нимательских организаций в ассоциации (союзы). В системе поддержки малого предпринимательства особое место занимают проблемы финансово-кредитной поддержки, применения налоговых льгот и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малого предпринимательства.
Практически во всех индустриально развитых странах малым предприятиям устанавливаются определенные льготы и оказывается государственная поддержка, поскольку удельные издержки производства и обращения у небольших предприятий, как правило, выше, чем у крупных. Им труднее получить кредит, наладить рекламу, относительно больше требуется затрачивать средств на обучение и переподготовку кадров, изучение рынка, получение необходимой коммерческой и научно-технической информации. Без помощи государства малые предприятия не смогут существовать и конкурировать с монополиями, свободно овладевающими рынками, устанавливающими всеобщий контроль за ценами, качеством продукции в ущерб потребителям.
Для поддержки средних и малых предприятий во Франции, например, по инициативе министерства экономики и финансов создано Французское общество по страхованию капиталов от риска — СОФАРИС, которое берет на себя гарантии-поручительства за кредиты средних и малых предприятий, выдаваемые банками. Если финансовое состояние предприятия внушает доверие Обществу, то оно дает банку гарантию на 50 — 60% риска капитала; если же предприятие, взявшее кредит под гарантию СОФАРИС, разорилось и не в состоянии возвратить полученную сумму, то половину или 60% этой суммы погашает Общество из собственных фондов. Сами фонды СОФАРИС образуются на акционерной основе, с участием частного и в основном государственного (более 1млрд. франков) капитала.
Помимо льгот по налогообложению и кредитам малым предприятиям обычно создаются привилегии в области информации.
В России согласно законодательству налоговые льготы дифференцируются в зависимости от вида деятельности предприятий (за исключением предприятий, которые создаются за счет вычленения из структурных единиц действующих крупных и средних предприятий).
Малые предприятия, которые заняты переработкой сельскохозяйственной продукции, производством товаров народного потребления, ремонтнонтно-строительными работами, в течение первых двух лет могут полностью освобождаться от уплаты налогов. Остальные, как правило, в 1-й год после их образования платят 25%, а во 2-й год - 50% установленной ставки налога на прибыль. Далее налог берется полностью - в соответствии установленным нормативом.[22, с.106]
В США малый бизнес получает поддержку со стороны и государственных, и акционерных коммерческих организаций. Государственная администрация по делам малого бизнеса, имеющая 68 местных отделений по всей стране, помогает предприятиям, гарантируя их кредиты и содействуя повышению квалификации персонала.
Малый бизнес США поддерживает также Национальная ассоциация независимых предпринимателей, в которую входят более 500 тыс. мелких и средних предприятий.
В России по мере развития частного предпринимательства и укрепления рыночных отношений также возникли общественные организации малого и среднего предпринимательства, например Союз предпринимателей России, который распространяет свое влияние и на многие страны бывшего СССР. Существуют также федеральные и местные фонды финансовой помощи, задача которых — прежде всего стимулирование развития приоритетных производственных видов деятельности малых предприятий.
Информация о работе Малое предпринимательство. Государственная поддержка малого предпринимательства