Малое предпринимательство. Государственная поддержка малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение темы "Малое предпринимательство. Государственная поддержка малого предпринимательства" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

Для достижения поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:

дать определение предпринимательства;
охарактеризовать основные формы предпринимательства;
изучить права и обязанности предпринимателей;
оценить роль малого бизнеса;
определить сущность, роль, проблемы, развитие малого предприятия;
рассмотреть субъектов малого предпринимательства;
исследовать систему государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства.

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 565.50 Кб (Скачать)

    2. Проблемы малого бизнеса и  система его государственной  поддержки

2.1. Место малого предпринимательства в экономике

промышленно развитых стран 

    Малое предпринимательство играет исключительно  важную роль в экономической и  социальной жизни развитых стран.

    В последние несколько лет в  Западной Европе, США и Японии большое  значение приобрел малый бизнес, где  он представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий. Основная масса их — это мельчайшие предприятия, в которых работают не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.

      Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы, которые можно поставить и на службу России.

       Например, малые и средние фирмы  США производят 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора, в том числе: в обрабатывающей промышленности — 21%, строительстве - 80, оптовой торговле — 86, сфере обслуживания — 81%. На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых в частном секторе работников. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса. При этом в среднем на один доллар затрат они внедряют нововведений в 17 раз больше, чем крупные.

       В последние годы ускорились  концентрация и централизация  капитала в странах Европы, например, в стальной промышленности Бельгии,  нефтяных концернах Испании, в  АПК Дании и Голландии, а  также концернах стали, фармацевтики, деревообработки Швеции и в часовой промышленности Швейцарии, но это не привело к исчезновению мелкого бизнеса. Он проявил живучесть, способность к воспроизводству и одновременно вызвал интерес к себе со стороны крупных концернов. Мелкие и средние фирмы отыскивают "специализированные ниши", где они выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве. В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми апробировать новую продукцию, чтобы самим перейти к массовому производству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, так что происходит их воспроизводство. Примечательно, что в кризисные годы занятость в мелком бизнесе не сокращалась.[10, с.39]

    В отдельных сферах экономики малые  предприятия доминируют. Так, на их долю оптовой торговле приходится - 86 % валового продукта частного сектора, в сфере обслуживания - 81 %, в строительстве - 80 %, в финансовой сфере - 60 %, в розничной торговле - 55 %, в обрабатывающей промышленности - 21%.

    Особо важную роль малый бизнес играет в  решении проблем занятости: в 90-е годы около 80 % всех новых рабочих мест были созданы мелкими фирмами. Более 100 млн. американцев прямо или косвенно зарабатывают средства к существованию благодаря малому предпринимательству. Государство же получает миллиардные суммы доходов в виде налогов на прибыль мелких фирм.

      Малые предприятия всегда играли  существенную роль в инновационной  деятельности . В развитых странах  они находятся на острие научно-технического  прогресса. Даже в тех отраслях, где риск и неопределенность  получения результатов максимальны, малый инновационный бизнес, потребляя от 2 до 5% общего объема затрачиваемых на НИОКР средств, обеспечивает примерно половину всех крупнейших технологических нововведений. Так, и в США, и в Западной Европе малый бизнес является лицензиаром почти 50% нововведений на мировом рынке.

      Процесс развертывания малых  предприятий тесно связан с  отраслевой спецификой и экономическими  механизмами, действующими в той  или иной стране.

    Национальные  особенности оказывают значительное влияние на процесс включения малых и средних фирм в производственные структуры. В западноевропейских источниках выделяется несколько видов такого включения.

    В Германии, более  2 млн. мелких и средних  фирм, производят до 50 % ВВП и обеспечивают 46 % занятости. Эти фирмы не уступают крупным в организации менеджмента, подготовки кадров, нововведениях. Государство поощряет частные банки на расширение возможностей финансирования мелких и средних компаний, в целях оказания им поддержки и содействия развитию.

    В Италии малые и средние компании, число которых превышает средние показатели по ЕС, образуют основу обновления экономики страны. Они уже доказали свою способность обеспечить высокий уровень конкурентоспособности экспортной продукции.[14, с.69]

    Во  Франции малые и средние фирмы  чаще всего встречаются в аграрно-продовольственном секторе, подрядных работах, в издательском деле, авиа- и судостроении.

    Даже  в пределах одной страны на отраслевую структуру малого предпринимательства  оказывают влияние региональные особенности развития экономики. Таким образом, становление и развитие различных форм предпринимательства во многом - следствие специфических особенностей регионов.

    Наряду  с этим жизнеспособность малых предприятий  обеспечивается в первую очередь  социальной и институциональной  структурой общества. Как свидетельствует опыт, малое предпринимательство обусловлено социальной организацией общества, поэтому использование лишь экономических мер воздействия для  построения системы устойчивого развития малого и среднего бизнеса с помощью недостаточно.

    Таблица 2.

Интегрированные показатели, характеризующие состояние  малых и средних предприятий (МСП) в разных странах:

Страны Кол-во МСП (тыс) Кол-во МСП на 1000 жителей Занято в МСП (млн.чел) Доля МСП в общей численности 
 
занятых (%)
Доля МСП в ВВП (%)
Великобритания 2630 46 13.6 49 50-53
Германия 2290 37 18.5 46 50-52
Италия 3920 68 16.8 73 57-60
Франция 1980 35 15.2 54 55-62
Страны  ЕС 15770 45 68 72 63-67
США 19300 74.2 70.2 54 50-52
Япония 6450 49.6 39.5 78 52-55
Россия 844 5.65 8.3 13 10-11
 

   Малые предприятия пользуются поддержкой во всех развитых странах. Этот факт подтверждает, что малое предпринимательство как новая форма организации общественно необходимого труда отвечает социально-экономическим интересам России. Эта деятельность в равной степени полезна как для экономики страны в целом, так и для каждого гражданина в отдельности, и поэтому заслуженно получила государственное признание и поддержку. Малые предприятия включают в процесс общественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальный доход и национальное богатство. Малое предпринимательство является таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.[26, с.64] 

    2.2. Государственная поддержка малого предпринимательства 

    Как показывает мировая и отечественная  практика, малое и среднее предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В первую очередь необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность вообще, так как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой предпринимательской (экономической) деятельности граждан и юридических лиц. Одновременно идет создание инфраструктуры малого предпринимательства и объединения предпри-нимательских организаций в ассоциации (союзы). В системе поддержки малого предпринимательства особое место занимают проблемы финансово-кредитной поддержки, применения налоговых льгот и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малого предпринимательства.

    Практически во всех индустриально развитых странах  малым предприятиям устанавливаются определенные льготы и оказывается государственная поддержка, поскольку удельные издержки производства и обращения у небольших предприятий, как правило, выше, чем у крупных. Им труднее получить кредит, наладить рекламу, относительно больше требуется затрачивать средств на обучение и переподготовку кадров, изучение рынка, получение необходимой коммерческой и научно-технической информации. Без помощи государства малые предприятия не смогут существовать и конкурировать с монополиями, свободно овладевающими рынками, устанавливающими всеобщий контроль за ценами, качеством продукции в ущерб потребителям.

    Для поддержки средних и малых  предприятий во Франции, например, по инициативе министерства экономики  и финансов создано Французское общество по страхованию капиталов от риска — СОФАРИС, которое берет на себя гарантии-поручительства за кредиты средних и малых предприятий, выдаваемые банками. Если финансовое состояние предприятия внушает доверие Обществу, то оно дает банку гарантию на 50 — 60% риска капитала; если же предприятие, взявшее кредит под гарантию СОФАРИС, разорилось и не в состоянии возвратить полученную сумму, то половину или 60% этой суммы погашает Общество из собственных фондов. Сами фонды СОФАРИС образуются на акционерной основе, с участием частного и в основном государственного (более 1млрд. франков) капитала.

    Помимо  льгот по налогообложению и кредитам малым предприятиям обычно создаются привилегии в области информации. 

    В России согласно законодательству налоговые  льготы дифференцируются в зависимости от вида деятельности предприятий (за исключением предприятий,  которые создаются за счет вычленения из структурных единиц действующих крупных и средних предприятий).

    Малые предприятия, которые заняты переработкой сельскохозяйственной продукции, производством товаров народного потребления, ремонтнонтно-строительными работами, в течение первых двух лет могут полностью освобождаться от уплаты налогов. Остальные, как правило, в 1-й год после их образования платят 25%, а во 2-й год - 50% установленной ставки налога на прибыль. Далее налог берется полностью - в соответствии установленным нормативом.[22, с.106]

    В США малый бизнес получает поддержку  со стороны и государственных, и  акционерных коммерческих организаций. Государственная администрация по делам малого бизнеса, имеющая 68 местных отделений по всей стране, помогает предприятиям, гарантируя их кредиты и содействуя повышению квалификации персонала.

    Малый бизнес США поддерживает также Национальная ассоциация независимых предпринимателей, в которую входят более 500 тыс. мелких и средних предприятий.

    В России по мере развития частного предпринимательства  и укрепления рыночных отношений  также возникли общественные организации  малого и среднего предпринимательства, например Союз предпринимателей России, который распространяет свое влияние и на многие страны бывшего СССР. Существуют также федеральные и местные фонды финансовой помощи, задача которых — прежде всего стимулирование развития приоритетных производственных видов деятельности малых предприятий.

Информация о работе Малое предпринимательство. Государственная поддержка малого предпринимательства