Лекции по "Предпринимательской деятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 09:55, курс лекций

Описание работы

Лекция 1. Введение в этику и психологию предпринимательства: основные понятия.

Учебные вопросы:
1. Предпринимательство: понятие, сущность, основные характеристики.
2. Психологические основы предпринимательства.
3. Понятие о культуре и этике предпринимательства.
4. Предпринимательская этика и этикет.

Работа содержит 11 файлов

Лекция 1 Введение в пред. деятельность.doc

— 91.50 Кб (Открыть, Скачать)

Психология Лекция 2.Психология_предпринимательства.doc

— 78.00 Кб (Открыть, Скачать)

Психология Лекция 3 Личность предпринимателя.doc

— 56.50 Кб (Открыть, Скачать)

Психология Лекция 4. Деловое общение.doc

— 160.50 Кб (Открыть, Скачать)

Психология Лекция 5.Деловые конфликты.doc

— 113.50 Кб (Открыть, Скачать)

Этика Лекция 1.doc

— 131.50 Кб (Открыть, Скачать)

Этика Лекция 2.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

7.              Украшения из драгоценных камней и металлов. Они не должны напоминать украшения для бала, т. е. должны быть аккуратными, небольшими по размеру.

8.              Часы — элегантные женские, не следует носить мужские часы. Интересно, что некоторые женщины вообще не носят часов. Это говорит о том, что они не наблюдают за временем, не ценят его, т. е. не могут называться деловыми женщинами.

9.              Сумка — кожаная, дамская, может быть портфель для документов. Внутри сумочки должен быть полный порядок: ужасное впечатление на мужчину производит "бедлам", который он случайно увидит в открываемой женщиной сумочке. Бумажник и кошелек желательны одного цвета без узоров.

Если деловая женщина носит украшения, они должны быть изящными и строгими, а не кричащими, яркими или слишком большими. Украшения у женщин не должны выглядеть как драгоценности для бального платья, которые уместно надеть на праздничный вечер.

Кроме того, обратите внимание на советы специалистов для женщин:

•              цвет обуви не должен быть светлее цвета вашего подола;

•              избегайте изделий с крупным набивным рисунком; используйте насыщенные или яркие тона в деталях, поближе к лицу, чтобы привлечь внимание именно к нему;

•              покупайте самые лучшие туфли и портфели (сумки), которые только можете себе позволить;

•              старайтесь покупать одежду свободного покроя: узкая одежда выглядит дешево.

Хотелось бы посоветовать женщинам использовать аксессуары для создания неповторимого облика. Именно аксессуары и украшения играют доминирующую роль в костюме офисного работника. На вас может быть надет простой черный костюм, но с помощью шелкового платка, палантина или шарфа вы можете придать образу выразительность и сделать акцент на цвете. Цветной платочек, брошь, фигурная заколка, оригинальный поясок, элегантная сумочка — эти и другие нехитрые детали женского туалета придают внешнему виду индивидуальность.

С помощью аксессуаров очень легко изменить деловой стиль на вечерний. А потребность в этом может возникнуть, так как в больших городах женщина не имеет возможности переодеться перед театром или рестораном.

Женщины в одежде допускают несколько главных ошибок:

•              позволяют индустрии мод целиком определять выбор своей одежды;

•              склонны преувеличивать значение собственной привлекательности;

•              позволяют своему социальному происхождению влиять на манеру одеваться;

•              используют чрезмерную парадность в применении к дневной уличной моде;

•              применяют чрезмерно прозрачные ткани нарядов на работе;

•              злоупотребляют атрибутами мужской одежды (темный цвет брючного костюма, сорочка мужского фасона, обувь без каблука, мужская стрижка);

• чрезмерно верны указаниям сезонной моды в летний период.

Завершающий штрих во внешнем облике деловой женщины — умело подобранные духи. Для повседневного употребления более подойдут легкие и простые по составу духи. Однако запах духов не должен быть навязчивым. "Если к вечеру вы все еще ощущаете запах своих духов, знайте, что все остальные уже задохнулись"9.

Для женщин обязательным является макияж, причем неброский: неярко накрашенные губы, ресницы, немного румян, маникюр. Лак для ногтей желательно подбирать в тон губной помаде, и уж во всяком случае он не должен быть кричащим (черным, синим, зеленым и т. п.). Модные в последние годы украшения для ногтей не годятся для рабочей обстановки, так как отвлекают внимание собеседника.

Длина волос деловой женщины может быть любой. Однако запомните правило: волосы до плеч или чуть короче или же соответственно уложенные более длинные придадут вам внешность профессионала.

Строгие требования делового этикета к внешнему облику деловой женщины исходят из того, что деловая одежда не может быть сексуально провоцирующей. Именно поэтому не разрешается узкая и короткая одежда, облегающие платья, кофточки, блузки или платья без рукавов, прозрачные ткани на работе, голые ноги, босоножки с открытым мысом.

 

 

3. Этические аспекты взаимоотношений мужчин и женщин на работе

 

К основным правилам делового этикета относится следующее: правила этикетного поведения одинаковы для мужчин и женщин. Служебный этикет в этом вопросе обращает внимание прежде всего на правила субординации. Вертикаль "женщина — мужчина" уступает место отношениям "руководитель — подчиненный". Вместе с тем поведение мужчины и женщины (равно секретаря или вице-президента) в рабочей обстановке стало одной из самых животрепещущих проблем делового этикета, с которыми приходится сталкиваться в наши дни.

Вся тонкость в том, чтобы демонстрировать галантные манеры, не давая в то же время поводов заподозрить вас в пренебрежительном отношении к другому полу. По мере того как женщин все больше воспринимают в деловом мире как существ, равных мужчинам, а судят о них и продвигают согласно их способностям (а не потому, что они — слабый пол), кое-какие старомодные светские любезности (например, вставать, когда в комнату входит женщина) изживают себя в служебной обстановке.

Вместе с тем воспитанный мужчина и на службе придержит перед женщиной дверь, пропустит ее вперед, воздержится в ее присутствии от употребления грубых слов и выражений, встанет, если женщина стоит. При этом не надо перебарщивать, вежливость не должна мешать ходу работы. Так, мужчина может не отрываться от своего дела для того, чтобы подать женщине пальто, когда она уходит. Но при этом нельзя не помочь ей одеться, если они вместе оказались в гардеробе.

Женщины должны понимать, что вежливость мужчин на работе носит несколько иной характер, не такой полный, как обычно. Женщинам не следует злоупотреблять своим преимуществом в рабочих условиях, особенно хочется предостеречь их от слез при разрешении служебных разногласий.

Представители обоего пола медленно меняют общепринятые нормы поведения в обществе на новый кодекс законов чисто делового этикета.

Деловой этикет не дает преимуществ даме, будь она руководителем, секретарем или, скажем, переводчиком. "Президент фирмы", "генеральный директор", "секретарь" и т. д. — слова мужского рода. Исполняя эти должности о "женских" привилегиях нужно забыть. Даже в сочетании "бизнес-леди" главное — "бизнес", а "леди" вторичное. Поэтому, к слову, на деловых встречах дамам руку не целуют — при приветствии и прощании обмениваются рукопожатием. Единственное исключение: если среди гостей есть женщина, то кофе или чай сначала подают ей, а затем — ее начальнику и всем остальным.

Однако декларируемое равноправие существует скорее в теории, нежели в реальной жизни. Так, на практике и сейчас среди менеджеров высших уровней женщин относительно мало, поскольку мужчины и женщины пока не научились, работая бок о бок в высших эшелонах руководства, чувствовать себя непринужденно.

Отрицать связанные с полом различия в нормах поведения — это значит создавать очень неудобную для работников атмосферу общения и тем самым наносить ущерб основной задаче — выполнению работы. Правила этикета способствуют работе только в том случае, когда они толкуются всеми одинаково и применяются последовательно.

Когда у мужчины начальник — женщина

Это относительно новая ситуация, требует от мужчин усвоить полностью новый кодекс правил и подходов в отношениях с женщинами-начальниками. Мери Де-Фриз, специалист по организации работы офисов, предлагает ряд важнейших принципов для мужчин, работающих под началом женщин, если они хотят исключить или свести к минимуму возможные конфликты и неловкие ситуации:

•              предлагая помощь, никогда не касайтесь разницы между полами, вроде: "Поскольку Вы дама, а дамам нужна мужская поддержка, я всегда к Вашим услугам";

•              дайте начальнице показать вам, будет ли характер ваших отношений чисто официальным или нет;

•              не интерпретируйте ее дружелюбие как флирт или заигрывание;

•              пусть начальница сама установит время и место для исполнения служебных обязанностей;

•              обращайтесь с ней так же почтительно, как делали бы это в отношении начальника-мужчины.

Когда у женщины начальник — женщина

Как ни странно на первый взгляд, в этой ситуации могут возникать свои осложнения, поскольку между двумя женщинами, занимающими неравное положение, могут совсем некстати сложиться неофициальные отношения как раз на почве того, что они существа одного пола. Секретарь может находить удовольствие в непрерывной болтовне с начальницей или в том, чтобы пересказывать ей все свои секреты, на что она никогда бы не отважилась с начальником-мужчиной. На работе никогда не надо ни с кем делиться подробностями своей или чьей-либо личной жизни, особенно с начальством и подчиненными. Не позволяйте, чтобы пол вашего шефа или сотрудника заставлял вас отступать от того, что диктует этикет. Так или иначе, но подобного рода откровенности всегда будут преследовать вас, препятствуя успехам или заставляя вас чувствовать себя неудобно в присутствии того, кому вы поверяли свои тайны.

Лучший способ избежать такой ситуации — общаться с каждым сотрудником строго в рамках этикета и с учетом его служебного положения. Обратите внимание на те правила хорошего тона, что предписывают определенный стиль обращения подчиненного к начальнику или двух служащих одного ранга друг к другу, а не на то, как мужчине следует обходиться с женщиной и т. п.

Дружба между сотрудниками на работе

Менеджеру дружить с подчиненными надо за порогом офиса. На работе такие отношения только вредят делу. Деловые взаимоотношения должны быть уважительными и ровными, но обязательно требовательными, так как бывают ситуации, когда руководителю необходимо потребовать выполнения того или иного задания21.

Офисный этикет в этом случае позволяет отделять личное от профессионального, делая недопустимым на работе поведение или высказывания, возможные в кругу друзей.

Хорошо, если дружеские отношения развиваются у сослуживцев, но только до тех пор, пока эти отношения не станут сказываться на их суждениях и оценках ситуации или качестве повседневной работы. Если дружеское расположение к человеку мешает вам высказаться критически в его адрес или реально оценить его работу, то это уже плохо. Или, рекомендуя фирме своего друга, вы рискуете своей репутацией, если он окажется плохим работником.

Дружба может послужить на благо и во вред компании. Например, ведущий сотрудник фирмы переходит из филиала на работу в головной офис. На освобождающееся место он рекомендует своего старого друга, с которым они когда-то работали вместе. Фирма воспользовалась его рекомендацией и была благодарна за помощь в поисках подходящей кандидатуры.

Может быть и иной вариант развития событий: вы рекомендуете фирме своего друга, его берут на работу, а он не справляется с обязанностями. Такой поворот дела непременно отразится и на вас. В лучшем случае к вам просто не обратятся в другой раз за рекомендацией. Не забывайте и известной пословицы: "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты". Чтобы иметь хорошую репутацию, выбирайте себе в друзья людей уважаемых, особенно если собираетесь рекомендовать их своей фирме или если заводите знакомства на службе.

В деловом мире существуют четкие правила взаимоотношений между друзьями:

1.              Вы должны заводить себе друзей среди лиц своего круга, иначе рискуете прослыть приспособленцем. Писатель должен дружить с писателями, менеджеры кадровых служб — с себе подобными. Многие стремятся подружиться с людьми более могущественными, считая, что это принесет им выгоду. Однако последние считают, что им надоедают, перед ними заискивают.

2.              Дружба должна опираться на взаимный интерес и равенство. Именно здесь коренится причина того, что дружба нередко кончается, когда расходятся пути друзей: один идет на повышение, а другой нет, один меняет род деятельности, а другой нет, так что у них теперь не так много точек соприкосновения, как раньше.

Новый социальный статус первого приносит элементы другого образа жизни, что меняет круг общения. Таким образом, происходит естественный отбор. Это более правильный, в том числе и для сохранения отношений, процесс, чем искусственное перетягивание друзей в свою среду. Например, на новое место работы, что пока еще принято в российском бизнесе и особенно в политике.

Словом, беспроигрышной тактикой будут дружелюбные отношения с теми, на кого вы работаете, а близкую дружбу при этом следует водить с теми, кто работает с вами бок о бок или вообще не связан с вами по работе.

Дружеские связи внутри собственной фирмы или отрасли скорее будут способствовать вашему продвижению, а не препятствовать ему.

Однако не забывайте о возможной опасности: что будет, если дружба прекратится? Если вам покажется, что ваш друг пытается вас использовать? Или вы вдруг узнаете такие подробности о вашем друге, которые несовместимы с работой в этой области?

В некоторых коллективах принято отмечать дни рождения сотрудников. В такой традиции нет ничего плохого. Но надо иметь в виду, что чем меньший размах будет носить торжество, тем лучше. Поздравления принято принимать стоя. Виновник торжества в ответ на поздравления может предложить скромное угощение. Угощать в рабочей обстановке слишком широко — неприлично и неуместно, потому что от следующего "новорожденного" будут ожидать такого же приема. Если именинник получил в подарок конфеты и другие сладости, то ими принято угощать своих гостей. Коробку можно унести домой только в том случае, если именинник предусмотрительно принес конфеты из дома.

Этика Лекция 3.doc

— 52.50 Кб (Открыть, Скачать)

Этика Лекция 4. Речевой этикет.doc

— 77.50 Кб (Открыть, Скачать)

Этика Лекция 5.Воздействие на подчиненных.doc

— 109.50 Кб (Открыть, Скачать)

Этика Лекция 6. Телефонный этикет .doc

— 54.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Предпринимательской деятельности"