Лекции по "Предпринимательской деятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 09:55, курс лекций

Описание работы

Лекция 1. Введение в этику и психологию предпринимательства: основные понятия.

Учебные вопросы:
1. Предпринимательство: понятие, сущность, основные характеристики.
2. Психологические основы предпринимательства.
3. Понятие о культуре и этике предпринимательства.
4. Предпринимательская этика и этикет.

Работа содержит 11 файлов

Лекция 1 Введение в пред. деятельность.doc

— 91.50 Кб (Открыть, Скачать)

Психология Лекция 2.Психология_предпринимательства.doc

— 78.00 Кб (Открыть, Скачать)

Психология Лекция 3 Личность предпринимателя.doc

— 56.50 Кб (Скачать)


Тема 2.  ПСИХОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

Лекция 3. Психология личности предпринимателя

 

Учебные вопросы:

1.  Понятие личность в психологии

2. Изучение психологических особенностей личности предпринимателя.

3. Особенности российского предпринимателя.

 

Литература:

1. Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М., 2001.

2. Глущенко Е.В. и др. Основы предпринимательства: Учеб.пособие. М., 2007.

3. Дружинин В.Н. Психология предпринимательства. СПб., 2002.

4. Крупанин А.А. Основы предпринимательства. СПб., 2002.

5. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев, 1981.              

6. Щербатых Ю.В. Психология предпринимательства и бизнеса СПб., 2008.

 

1. Понятие личность в психологии

 

Понятие «личность» относится к наиболее сложным и дискуссионным категориям психологии. В русском языке слово «личность» близко к понятиям «лицо» и «личина» (маска) – то есть, относится скорее к внешним проявлениям психики, чем к внутренним психическим процессам. В английском языке слово «personality» происходит от лат. «persona», обозначавшего маску, которую надевали актеры в античных представлениях. Таким образом, понятие личность отражает внешний социальный образ, который принимает человек, играющий определенные жизненные роли. Однако, каждая психологическая школа по-своему трактовала это понятие. Одни психологи (Г.Олпорт) больше подчеркивали поведенческий аспект личности, определяя личность как динамическую организацию всех психофизических систем человека, определяющую его поведение и мышление. Другие (З. Фрейд) определяли личность как сложную систему непрерывно взаимодействующих сознательных и бессознательных структур психики. Третьи (К.Г. Юнг) подчеркивали связь конкретной личности с коллективным бессознательным, четвертые (Э. Эриксон) рассматривали личность в аспекте ее поэтапного становления, включающего ряд психосоциальных кризисов, и т.д.

Таким образом, можно сказать, что личность есть объединение всех характеристик индивида в единую структуру, которая, сохраняя определенное постоянство, все же изменяется в результате адаптации к меняющейся среде обитания. Человек, как личность, постоянно развивается и совершенствуется в процессе обучения и воспитания. При всем разнообразии трактовок в подавляющем большинстве определений личности можно выявить следующие общие положения:

Личность любого человека представляет собой совокупность индивидуальных и специфичных характеристик человека, отличающих его от других людей.

В то же время, в каждом конкретном обществе личности людей несут общие черты, которые определяются историческими, национальными, политическими или религиозными особенностями.

Личность имеет относительно устойчивую структуру, в которой отдельные черты личности взаимосвязаны между собой в сложную иерархическую систему.

Личность человека не является чем-то застывшим и неизменным, а развивается и меняется в процессе индивидуального развития и воздействия на нее внешних обстоятельств.

Личность каждого предпринимателя уникальна, что определяет способ организации ими бизнес-процессов. Например, один бизнесмен может часто менять направления своей предпринимательской деятельности, в то время, как другой будет постоянен в своих пристрастиях и бизнес-стратегиях. Один будет честен с компаньонами и государством, другой – будет пытаться уклоняться от уплаты налогов и своих обязательств по отношению к деловым партнерам.

Личности всех предпринимателей времен царской России, НЭПа и России конца ХХ века будут иметь много общего внутри каждой исторической группы, но будут отличаться от личностей предпринимателей иной эпохи.

Если предприниматель проявляет высокие моральные качества: верность своему слову и взятым обязательствам, трудолюбие и ответственность, то у него с высокой долей вероятности будут отсутствовать такие качества личности как лень, лживость и непоследовательность.

В процессе своего развития личность может меняться. Например, в личности предпринимателя, которого неоднократно обманывали его партнеры или работники, может со временем возникнуть такие черты, как подозрительность или агрессивность.

Таким образом, мы можем определить личность как формирующуюся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом.

 

2. Изучение психологических особенностей личности предпринимателя.

 

Предпринимательские способности - это талант особого рода. Психологический портрет отечественных предпринимателей указывает на их отличительные от других людей черты: самостоятельность, ответственность, рискованность, инициативность, склонность к новаторству.

Исследования доктора психологических наук В. Русало дополняют личностный портрет предпринимателя такими качествами:

- выражена жажда деятельности;

- постоянное стремление к напряженному труду;

- избыток сил;

- высокая работоспособность;

- широкий круг контактов;

- высокая общительность;

- легко устанавливают новые социальные связи;

- более выражена скорость движения;

- более высокая эмоциональная стабильность;

- высокая уверенность в себе;

- менее ранимы в случае неудач в работе и общении.

Известный индийский исследователь С. Сингх, изучив личностные свойства предпринимателей, влияющие на их профессиональный рост, нарисовал следующий портрет предпринимателей:

- повышенная дисциплинированность;

- радикальность;

- эмоциональная стабильность;

- самостоятельность;

- экстраверсия;

- высокая мотивация достижений;

- более высокая эмоциональная стабильность;

- более высокая работоспособность и выносливость;

- уверенность в себе;

- более высокая готовность к переменам;

- большая старательность и пунктуальность;

- более выражено чувство соревновательности.

Согласно И. Шумпетеру, главное в личности предпринимателя - это замечать и делать то, чего не замечают и не делают другие люди. Предприниматель ломает старый традиционный кругооборот ради становления нового, обеспечивающего динамизм экономической системе, чтобы быть способным к выполнению предпринимательских функций, надо иметь такие черты, как острота видения, умение идти вперед в одиночку непроторенной дорогой. Лучше всего к этому приспособлен тот, кто обладает ограниченным, избирательным интеллектом в сочетании с развитой интуицией, восполняющей недостаток информации.

Следующее важнейшее качество предпринимателя, по мнению И. Шумпетера, сильная воля. Она помогает преодолевать инерцию собственного мышления, а также активное и пассивное сопротивление среды: традиций, правовых и моральных норм. Вера в свои силы, оптимизм выполняют такую важную функцию: с одной стороны придают предпринимателю упорство при решении проблем, а с другой стороны, позволяют ему спокойно бросить трудную задачу, как только он убедится в ее нерешаемости, при этом самооценка предпринимателя не страдает. Это очень важно, поскольку в реальной жизни от предпринимателя требуется умение быстро пересматривать свои планы в зависимости от обстановки и не «застревать» на безнадежных проектах.

А. Чирикова в результате своих наблюдений выявила, что в большинстве случаев при принятии решений предприниматели в большей степени ориентируются на интуицию, нежели на рациональный расчет. К числу личностных черт, обеспечивающих эффективную деятельность, относятся следующие:

- адекватность самооценки;

- спокойное отношение к недостаткам;

- способность быстро принимать неожиданные решения;

- умение рисковать;

- коммуникативные преимущества;

- агрессивность характера;

- интуитивные способности;

- умение работать с людьми;

- страстность;

- устойчивость поведенческих и ценностных стратегий в различных ситуациях;

- амбициозность;

- эгоизм.

Проведенный анализ психологических особенностей личности успешного предпринимателя позволяет составить портрет личности предпринимателя:

1. Успешный предприниматель обладает хорошим природным интеллектом, который дополняется высоким уровнем профессионализма.

2. Необходимая черта успешного предпринимателя - творческий характер, умелое использование конструктивных идей. Это позволяет избегать стереотипных решений и находить выход из ситуации неопределенности.

3. Успешный предприниматель обычно отличается высокой, трезвой самооценкой, что позволяет ему реалистично взвешивать свои возможности, продуктивно оценивать собственный опыт и восполнять пробелы в знаниях.

 

3. Особенности российского предпринимателя.

 

Отличия в процессах возникновения и функционирования предпринимательской деятельности в отечественной и зарубежной экономике налагают отпечаток на сформировавшийся в общественном мнении и в средствах массовой информации России или Зарубежья образ делового человека.

Главное отличие отечественного и зарубежного предпринимателя может состоять в том, что стремление к умножению богатства для российского бизнесмена не является главной конечной целью деятельности. И это можно увидеть, анализируя значимость для российского предпринимателя тех или иных ценностей.

Предприниматель по-западному – это новатор, реформатор и революционер в способах производства. Некоторые авторы указывают на важность такой поведенческой характеристики как агрессия. Агрессивное предпринимательское поведение чаще всего отмечается у западных бизнесменов. Так, определяется, например, «секретный принцип» действий американского бизнесмена: «агрессивность важнее ума, главное произвести неотразимое впечатление. Людей... надо держать..., пока не добьешься своего».

Некоторые зарубежные фирмы делают попытки внедрения своего бизнеса именно с помощью методов психологической атаки, которыми должен владеть бизнесмен. Но эти методы не «вписываются» в российский менталитет.

В условиях развития современного бизнеса западный и отечественный предприниматели обладают схожими чертами. Зарубежные авторы характеризуют их особенности следующим образом, группируя в три совокупности, это:

1. Экономические характеристики:

        стремление к умножению богатства;

        стремление к инновациям и их осуществлению;

        действия по соединению материальных и денежных средств и труда с целью возрастания их совокупной стоимости.

2. Социальные характеристики:

        инициативность;

        организаторский талант.

3. Психологические характеристики:

        присутствие творческого начала, стремление к новизне и самостоятельности;

        желание чего-либо добиться;

        стрессоустойчивость.

Российские предприниматели обращают внимание на важность в процессе деятельности ориентации на субъективный фактор – людей нельзя воспринимать только как источник наживы, так как этот путь конечен. Непрагматические шаги в бизнесе в итоге приносят, как ни парадоксально, большую прибыль, чем жесткое стремление к ней. Следовать этическим принципам, как показывает практика, всегда выгодно в целом, надо только знать и понимать их.

К сожалению, приходится констатировать тот факт, что до сегодняшнего дня, что этично, а что – нет, определяется необходимостью выживания бизнесменов не в конкурентной борьбе, а в борьбе с несовершенством российского законодательства, налоговой политики и политики государства в отношении развития предпринимательства – в этом, по мнению исследователя Голубева А.В., состоит главный «этический парадокс российского бизнеса».

Другое важное отличие российского предпринимательства от зарубежного – важность межличностных отношений и установление личных связей на разных уровнях. Все это является важным фактором успеха предпринимательской деятельности и вызвано, прежде всего, несовершенством правового пространства. Успешность достижений предпринимателя в этом направлении отчасти определяется его коммуникативными способностями, а также, не зависящими от него факторами, такими как: семейные и родственные связи, место рождения, место учебы и тому подобное. Надежные друзья, сила родственных связей – для российского предпринимателя ценность номер один. Это очень характерно для российского общества, поскольку в условиях переходных периодов, когда экономическое положение страны довольно неустойчиво, а как следствие - неустойчивы и общественные связи – укрепляются связи семейные, родственные. Переходное же состояние экономики, настроение неуверенности в завтрашнем дне для России, к сожалению, типично.

Психология Лекция 4. Деловое общение.doc

— 160.50 Кб (Открыть, Скачать)

Психология Лекция 5.Деловые конфликты.doc

— 113.50 Кб (Открыть, Скачать)

Этика Лекция 1.doc

— 131.50 Кб (Открыть, Скачать)

Этика Лекция 2.doc

— 97.50 Кб (Открыть, Скачать)

Этика Лекция 3.doc

— 52.50 Кб (Открыть, Скачать)

Этика Лекция 4. Речевой этикет.doc

— 77.50 Кб (Открыть, Скачать)

Этика Лекция 5.Воздействие на подчиненных.doc

— 109.50 Кб (Открыть, Скачать)

Этика Лекция 6. Телефонный этикет .doc

— 54.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Предпринимательской деятельности"