Лекции по "Предпринимательской деятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 09:55, курс лекций

Описание работы

Лекция 1. Введение в этику и психологию предпринимательства: основные понятия.

Учебные вопросы:
1. Предпринимательство: понятие, сущность, основные характеристики.
2. Психологические основы предпринимательства.
3. Понятие о культуре и этике предпринимательства.
4. Предпринимательская этика и этикет.

Работа содержит 11 файлов

Лекция 1 Введение в пред. деятельность.doc

— 91.50 Кб (Открыть, Скачать)

Психология Лекция 2.Психология_предпринимательства.doc

— 78.00 Кб (Скачать)


Тема 2.  ПСИХОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

Лекция 2. Психологические аспекты предпринимательской деятельности.

 

Учебные вопросы:

1. История изучения и становления психологии предпринимательства

2. Психологические характеристики успешного предпринимателя

3. Социально-психологические аспекты предпринимательской деятельности

4. Особенности психологии российского предпринимателя

 

Литература:

1. Акперов, И. Г. Психология предпринимательства : учеб. пособие / И. Г. Акперов. М.: Финансы и статистика, 2007.

2. Беспамятных, Е. В. Исследование личностного смысла предпринимательской деятельности человека как субъекта рыночных отношений: дис. канд. филос. наук. / Е. В. Беспамятных. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2004.

3. Котлер, Ф- Основы маркетинга / Ф. Котлер. М.: Изд-во «Прогресс», 2006.

4. Экономическая психология. Социокультурный подход / под ред. И. В. Андреевой. СПб.: Питер, 2008.

 

 

1. История изучения и становления психологии предпринимательства

 

Людей всегда интересовало, как заработать больше денег, но до XX в. практически никто не пытался научно осмыслить данную проблему. Психология предпринимательства – одна из самых молодых отраслей научного знания, развившаяся на стыке многих наук, прежде всего социальной психологии и экономики. Как самостоятельное направление исследований психология предпринимательства возникает в конце XX в. Следует обратить внимание, что проблемы психологии предпринимательства частично разрабатывались в рамках школ управленческой мысли: школы научного управления (Ф. Тейлор, супруги Гилбреты), административной школы (А. Файоль), школы человеческих отношений (Э. Мэйо, А. Маслоу, Р. Лайкерт и др.) и школы науки управления (количественный подход), а также в психологии управления и организационной психологии. Важно понимать, что психология предпринимательства является логическим следствием в развитии научной мысли об эффективной организации собственной деятельности с целью получения прибыли.

Психология предпринимательства — область психологического знания, наука, изучающая психологические аспекты предпринимательской деятельности.

В процессе научно-психологического осмысления предпринимательской деятельности в зависимости от ключевой проблематики исследований выделяют ряд периодов. Эти периоды условно называют волнами развития.

Первая волна связана с концентрацией внимания на несении предпринимателем риска. Риск рассматривается как основная функциональная характеристика предпринимательства.

Вторая волна – выделение инновационности как основной отличительной черты предпринимательства: в основе экономического развития лежит стремление использовать «новую комбинацию» факторов производства.

Первая и вторая волны развития теории психологии пред­принимательства несколько односторонне рассматривали проблему. Полифункциональная модель связана с появлением третьей волны, где внимание исследователей сосредоточено на особых личностных качествах предпринимателя.

Современный этап развития теории можно отнести к четвертой волне: предпринимательство рассматривается в русле синергетического подхода – как открытая, самоорганизующаяся система, а предприниматель – это регулирующее начало в уравновешивающей экономической системе. В связи с этим исследования психологии предпринимательства переходят на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства.

 

2. Психологические характеристики успешного предпринимателя

 

Важная задача психологии предпринимательства – дать описание личности предпринимателя, составить его психологический портрет, а также ответить на вопросы, насколько он совпадает в различных социокультурных средах и на различных уровнях развития экономики.

Одним из первых создателей психологического портрета предпринимателя является В. Зомбарт, утверждавший, что дух предпринимательства – важнейшая из составляющих капиталистического духа наряду с мещанством и бюрократичностью. Предприниматель должен обладать следующими качествами: завоевателя (духовная свобода, воля и энергия, упорство и постоянство); организатора (способность правильно оценивать людей, заставлять их работать, координировать действия); торговца (способность вербовать людей без принуждения, возбуждать в них интерес к своей продукции, внушать доверие). Мещанину требуются другие качества: хозяйственность, связанная с рациональным ведением дел, разумной экономией и бережливостью; деловая мораль, являемая коммерческой солидностью и благонадежностью, верностью договору, и строгое ведение отчетности. Третья составляющая капиталистического духа - бюрократия. Черты бюрократа: преданность корпорации, работа ради ее прибыли (способ личного карьерного продвижения и благополучия, коллективный интерес, дисциплина, потребность в четкой инструкции, наличие закрепленных функций). Интересно, что при столь разносторонней характеристике капиталистического духа В. Зомбарт поставил предпринимательство на первое место. Если из данной картины устранить предпринимателя, получится другой хозяйственный уклад.

В настоящее время существуют две модели личности предпринимателя: экспериментальная (составлена на основе исследований) и описательная (создана на основе анализа личных документов и биографий предпринимателей).

Экспериментальная модель основана на анализе личностных предпосылок успешности деятельности предпринимателей: открытость новому, позитивная психологическая установка, мотивация достижения, умеренная склонность к риску, нравственность.

По данным Р. Хизрича и М. Питерса, в 50-72 % случаев у основателей компаний хотя бы один из родителей был представителем свободной профессии. Установки, не совместимые с предпринимательскими поступками, сформулировал М. Мольц: это готовность к разочарованию, неуверенность, испытание чувства одиночества, обиды, опустошенности и использование агрессии по полезным каналам приложения. По мнению У. Джеймса, причина уныния предпринимателя - «только отражение субъективного восприятия человека», ибо потеря прибыли — факт, а что предприниматель при этом опозорен или разорен – его личное суждение. Личность успешного предпринимателя отвергает побуждение жить предопределенным образом. Она постоянно учится сталкиваться с новыми ситуациями, открывает новые способы мышления, переживания и реагирования. В результате такое поведение (термины Э. Берна) устраняет противоречие, вызванное понятиями «надо» и «хочу», так как они просто сливаются. Именно сознательное решение быть свободным, несмотря на инстинкты, побуждения, наследственность и окружающее влияние, выделяет предпринимателей из общей социальной структуры.

Живя в обществе, предприниматель знает, что любой его поступок в семье, офисе, на улице оценивается с позиции нравственности, что в свою очередь влияет на основную цель предпринимательства – получение прибыли. Поэтому предпринимательские поступки должны соотноситься как с национальной культурой общества, так и с предпринимательской культурой – созидаемыми и передаваемыми социальной группой предпринимателей системами ценностей, идей и символов.

Западные, а особенно американские, теории мотивации (Т. Элерс) признают в качестве главного стремления предпринимателя тягу к успеху. Успех – это удача в достижении какой-либо цели, общественное признание, хорошие результаты в работе.

Описательная модель основана на анализе условий формирования эффективного предпринимателя. Она предполагает наличие у предпринимателя идеи (идея-цель и идея-средство), веры в успех, специальных знаний, развитого воображения (творческое начало), навыков координации усилий (межличностная эффективность), планирования, принятия решения, а также настойчивости, интеллектуальности и интуиции.

Имеются и другие подходы. Например, важными для психологического портрета предпринимателя являются следующие качества: в интеллектуальном блоке — компетентность, комбинаторный дар, развитое воображение, реальная фантазия, развитая интуиция, перспективное мышление; в коммуникативном блоке – талант координатора усилий сотрудников, способность и готовность к социально лояльному общению с другими людьми и в то же время умение идти против течения; в мотивационно-волевом блоке – склонность к риску, внутренний локус контроля, стремление бороться и побеждать, потребность в самоактуализации и общественном признании, преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудачи. Отмечается, что предприниматель обычно имеет хорошее здоровье, неиссякаемую энергию и оптимизм. Литературные данные и выполненные исследования доказывают лишь обязательное наличие компонентов, приведенных в мотивационно-волевом блоке, ибо предприниматель – прежде всего фигура действующая, активная, ищущая. Эти компоненты присутствуют в его психологическом портрете независимо от формы предпринимательства (производственная, коммерческая, финансовая).

 

3. Социально-психологические аспекты предпринимательской деятельности

 

Предпринимательское поведение является социально-экономическим видом деятельности. Под таким поведением понимается цепь последовательно совершаемых поступков человека, направленных на получение субъективно-оцениваемых преимуществ от разницы между приложенными усилиями и полученным результатом в процессе приобретения, хранения и обмена материальных и духовных ценностей.

Итак, людей, имеющих предпринимательское поведение, объединяет одна субкультура, являющаяся составным элементом общей национальной культуры. Эта субкультура проявляется в явных или неявных правилах поведения, спонтанно возникающих в ходе эволюции предпринимательского социума и группирующихся в определенных культурных традициях, поступках, ритуалах, обычаях, нравах или «кодексах поведения».

Мотивы предпринимательской деятельности:

                  желание быть хозяином своей судьбы;

                  стремление преодолеть отчуждение профессиональной деятельности от остальной, слить работу и жизнь воедино, изменить принцип «работать, чтобы жить» на принцип «жить, чтобы работать»;

                  желание получать достойное вознаграждение за свой труд и значительно улучшить свое материальное положение.

Основные характеристики поведения предпринимателя (Б. Карлофф):

1.  Самостоятельность в принятии решения.

2.  Восприимчивость к новому.

3.  Нацеленность на получение результатов.

4.  Открытость для конструктивной критики и похвал.

5.  Стремление принимать активное участие в бизнесе.

6.  Любовь к быстрому развитию и нововведениям.

7.  Крайняя требовательность к себе и своим компаньонам.

Из определения понятия предпринимателя следует, что он должен иметь представление о рыночной конъюнктуре и уметь ею пользоваться. Говорить о наличии общих для всех предпринимателей черт, задатков, способностей можно только в случае, если сравнение происходит в соответствии с теми или иными формами и направлениями реализации множества моделей предпринимательского поведения. На Западе существуют следующие модели поведения  предпринимателей:

                  инвестиционная – разработка и внедрение «на свой страх и риск» венчурных инвестиционных проектов, что в наше время в России не кажется оправданным;

                  инвентарная – продвижение или продажа «ноу-хау» (собственного или клиента);

                  организационная – организация осуществления каких-либо идей, нестандартных решений, обеспечение проекта нужными видами ресурсов, налаживание коммуникаций и взаимодействия;

                  посредническая – выступление в роли арбитра, посредника с получением комиссионных (на основе уникальной информации о потребностях и возможностях сторон);

                  аквизиционная – аккумуляция и концентрация каких-либо ресурсов для запуска в оборот в благоприятное время;

                  коммерческая – создание новых каналов обмена для товаров, услуг, информации;

                  консалтинговая – обеспечение профессиональной поддержкой по широкому кругу проблем;

                  конъюнктурно-игровая – манипулирование, комбинирование ценовой и иной конфиденциальной информацией.

Личностный смысл предпринимательской деятельности можно проследить на основе этапов развития бизнеса. Этап собственно предпринимательства – анализ личностных конструктов, этап менеджмента – рассмотрение пирамиды менеджерских навыков. Этап инвестирования и этап лидерства рассматриваются через анализ специфики личностных и организационных ресурсов предпринимателя. При характеристике этапов важно обратить внимание на роль предпринимателя.

 

4. Особенности психологии российского предпринимателя

 

Предпринимательство – это особый образ мыслей, поведения, стиль. Предпринимательство – это культура. В России «кодекс предпринимательского поведения» менялся несколько раз. Частая смена предпринимательской субкультуры происходила, в частности, из-за смены политических и экономических режимов.

Вошли в легенду деловые этические нормы российского купечества, когда миллионные сделки заключались лишь кивком головы, купеческое слово было дороже золота, и гарантом этого слова была жизнь, а также меценатство русских предпринимателей. Современные исследования показали, что российские предприниматели малого и среднего бизнеса в большей степени отчуждены от общества и психологически защищены от социального неодобрения, чем, к примеру, немецкие. Это связано с развитием российского предпринимательства в условиях несбалансированного рынка, без реальной и последовательной поддержки со стороны государства, в социокультурной среде неодобрения, демонстрации открытого противопоставления бизнеса государству и крайнего проявления индивидуализма.

Назовем причины, затрудняющие развитие российского предпринимательства:

1. Практически полное отсутствие преемственности традиций и культуры предпринимательской деятельности в нашей стране.

Психология Лекция 3 Личность предпринимателя.doc

— 56.50 Кб (Открыть, Скачать)

Психология Лекция 4. Деловое общение.doc

— 160.50 Кб (Открыть, Скачать)

Психология Лекция 5.Деловые конфликты.doc

— 113.50 Кб (Открыть, Скачать)

Этика Лекция 1.doc

— 131.50 Кб (Открыть, Скачать)

Этика Лекция 2.doc

— 97.50 Кб (Открыть, Скачать)

Этика Лекция 3.doc

— 52.50 Кб (Открыть, Скачать)

Этика Лекция 4. Речевой этикет.doc

— 77.50 Кб (Открыть, Скачать)

Этика Лекция 5.Воздействие на подчиненных.doc

— 109.50 Кб (Открыть, Скачать)

Этика Лекция 6. Телефонный этикет .doc

— 54.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Предпринимательской деятельности"