Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 09:55, курс лекций
Лекция 1. Введение в этику и психологию предпринимательства: основные понятия.
Учебные вопросы:
1. Предпринимательство: понятие, сущность, основные характеристики.
2. Психологические основы предпринимательства.
3. Понятие о культуре и этике предпринимательства.
4. Предпринимательская этика и этикет.
2. Покорность, боязнь пойти «до конца», рискуя по-крупному. Психология не победителя, а вечно проигрывающего до начала игры.
3. Надежда на почти мгновенное, сказочное улучшение положения, но не опора на собственные силы, настойчивость.
4. Агрессивность, нетерпимость, повышенная конфликтность, нежелание искать компромиссы.
5. Отчетливо выраженная у наших бизнесменов неуверенность в завтрашнем дне.
6. Стремление к ограничению конкуренции, монополизму, опираясь на «блат».
7. Отсутствие имиджа делового человека, предпринимателя, что проявляется в стиле мышления, манере одеваться, вести себя. На Западе много внимания уделяется тому, чтобы произвести хорошее впечатление. С человеком, неопрятно одетым, просто не станут иметь дело.
Самой характерной чертой, отличающей российских предпринимателей (по данным 2006 г.), является уровень их образования. По различным оценкам доля лиц с высшим образованием среди предпринимателей превышает 80%. Среди крупных предпринимателей доля лиц с кандидатской степенью составляет почти 38%, имеющих второе высшее образование - 6,5%. Если сопоставить эти данные с уровнем образования предпринимателей в других странах, то оказывается, что российский предприниматель самый интеллектуальный в мире. Сейчас в России среди предпринимателей преобладает мнение, что главными качествами являются инициативность, находчивость, энергичность и хорошие организаторские способности. Профессионализм отступил на второй план.
В мире бизнес всегда был преимущественно мужским занятием. В России доля мужчин-предпринимателей составляет около 83%. Однако женское предпринимательство в российских регионах растет динамичнее мужского, превышая его в последнее время по темпам роста в 1,3-1,5 раза. Если данная тенденция сохранится, то к 2010-2012 гг. доля женщин в сфере предпринимательства достигнет 30-35 %.
Женское предпринимательство
Женское предпринимательство, наряду с общими характеристиками всего предпринимательства, имеет на современном этапе свои отличительные черты. По происхождению собственности и капиталовложений предпринимателей можно разделить на несколько групп.
Первая группа представлена выходцами из номенклатурной среды, использовавшими свое должностное положение для присвоения государственной собственности. Эта группа имеет наиболее тесные связи с государственным аппаратом.
Вторая группа предпринимателей состоит из представителей «теневой» сферы экономики, в значительной мере сросшихся со структурами организованной преступности и контролирующих часть чиновников государственного аппарата. Источником собственности является юридически незаконное перераспределение государственной собственности через «скрытые» каналы обмена материальных ресурсов.
Третья группа предпринимателей представлена в основном инженерно-технической интеллигенцией, «разночинцами», начавшими заниматься предпринимательством в 1990-1991 гг. Источником их собственности является преобразование государством малых предприятий в товарищества, а также кредиты.
В первой группе женщины не представлены. Во второй они могут встречаться, но чисто номинально, прикрывая кого-либо.
Особый интерес представляет третья группа, включающая женщин-предпринимателей. Однако виды деятельности в этой группе резко различаются: женщины заняты собственно предпринимательством — производительной работой – производством различных товаров, оказанием услуг, обучением, журнально-издательской деятельностью, сельским хозяйством. Начальным капиталом здесь является либо кредит, либо вложение личных средств. Другой вид деятельности – коммерция, посреднические операции, перепродажа. Здесь женщины организаторами дела практически не представлены и являются либо соучредителями, либо наемными работниками.
Большой приток женщин в предпринимательство начался в конце 1991г. Потеря работы для женщин означает не только потерю заработка, но и потерю доступа к жизненно необходимым благам: жилью, медицинскому обслуживанию, детским садам и оздоровительным лагерям, принадлежащим предприятиям, где они работали, семейному отдыху на льготных условиях, различным формам помощи.
Работодатели не скрывают, что женщины – это наименее желанные работники, так как они часто увольняются и в меньшей степени можно распоряжаться их временем, так как у них семья, дети, дом. Таким образом, действующая в прежних экономических условиях сфера социального обеспечения оказалась нефункциональной.
Положение женщин на рынке труда явно менее благоприятно, чем во времена планового хозяйства. Это проявляется в том, что уменьшается число работающих женщин; в случае сокращения числа занятых увольняют с работы в первую очередь женщин; в числе безработных больше всего женщин; меньше предложений о работе для женщин, что приводит к тому, что они преобладают среди людей, которых коснулась длительная безработица; работодатели предъявляют к женщинам более высокие требования, чем к мужчинам.
В трудном положении на рынке труда находятся в равной степени молодые выпускницы школ и женщины в возрасте. Постоянно растет число женщин с дипломами об окончании учебных заведений, которые на сегодняшний день составляют 1/3 безработных. Среди общего числа безработных женщин с высшим образованием 78,2%; со средним специальным 80,1%; с неполным средним - 57,1%.
Основные причины, побудившие женщин открыть свое дело (по мере убывания значимости): увольнение; ощущение себя лишней на работе; чувство неудовлетворенности достигнутым; наличие собственных идей, планов и невозможность их реализации на традиционном месте и др.
Отраслевая структура женского предпринимательства: торговля - 24%, производство одежды и обуви - 20%, бытовые услуги, услуги семье - 13%, образовательные услуги - 11%, информационные технологии - 9%, производство продуктов питания - 8%, юридические и аудиторские услуги - 5%, туризм, отдых -5%, лечебно-оздоровительные услуги - 3%, другое - 2%.
Ограничения, снижающие эффективность женского предпринимательства (по оценкам самих женщин): мягкость характера, трудность применения санкций к сотрудникам за ошибки, эмоциональность, длительное переживание событий, отсутствие авантюризма и сниженный потенциал риска.
Преимущества женщин-предпринимателей: склонны создавать хороший микроклимат в коллективе, в кризисных ситуациях принимают более верные решения, менее расположены брать и давать взятки, заниматься рэкетом. Женщины более тщательно прорабатывают бизнес-план, рачительно тратят деньги.
Среди женщин-предпринимателей преобладают женщины с высшим и средним специальным образованием, высококвалифицированные специалисты среднего и зрелого возраста (группа потенциального риска).
Женщине достаточно трудно подняться по ступенькам карьерной лестницы, поскольку имеется много обстоятельств, препятствующих этому. Следствием вышеизложенных причин является такое явление в российском обществе, как феминизация бедности. Но предпринимательство – именно та область деятельности, где шансы женщины реализовать свой лидерский потенциал, улучшить финансовое состояние семьи довольно высоки. Если на крупных предприятиях мало кому из женщин удается пробиться на руководящие посты, то среди управляющих небольшими фирмами женщин намного больше.
12
Информация о работе Лекции по "Предпринимательской деятельности"