Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 07:55, курсовая работа
Государственное предпринимательство можно определить как участие государства в производстве товаров и услуг, не представляю¬щих собой услуги по государственному управлению, поддержанию правопорядка в обществе и т.п.
Вопрос об оправданности его существования был и остается предметом острых теоретической полемики и политической борьбы.
Введение…………………………………………………………………………………………………...3
1. Масштабы и формы организации……………………………………………………………………..5
2. Юридические формы государственных предприятий……………………………………………….6
3. Причины существования государственного предпринимательства……………………………….12
4. Проблемы низкой эффективности……………………………………………………………………21
5. Механизмы обеспечения эффективного функционирования………………………………………26
6. Предложения по реформированию экономической системы в РБ………………………………...32
6.1 Реформирование промышленности на этапе перехода к рынку……………………………...32
6.2 Основные направления реформирования предприятий легкой промышленности……...…33
6.3 Проблемы акционирования белорусских предприятий……………………………………...36
6.4 Рынок ценных бумаг и приватизация………………………………………………………...40
7. Результаты преобразования предприятий легкой промышленности и его влияние на экономику РБ………………………………………………………………………………………………………….44
Заключение……………………………………………………………………………………………….49
Литература………………………………………………………………………………………………..50
Кроме указанных актов законодательства, на территории Республики Беларусь отношения, связанные с созданием и деятельностью акционерного общества, регламентируются значительным количеством и иных нормативных актов.
В Беларуси в 880 АО доля государства превышает 25% уставного капитала. Более 1255 работников отраслевых министерств, концернов и местных исполнительных органов являются представителями государства в АО.
В бюджет страны в 2000 году поступило 2420 млн.руб. дивидентов. Это в 5,2 больше, чем в 1999. В 2001 году госбюджет должен получить максимальный размер дивидентов на свой пакет акций – 2740 млн.руб.
Пока приватизация воспринимается не как ключ к реструктуризации и оздоровлению промышленности, а как некая ритуальная «обязаловка», спущенная сверху, можно ли удивляться результатам?
В Минпроме планировалось акционировать 22 предприятия. Удалось реформировать только 10 предприятий, 8 акционировались, АП «Инсом» продано по конкурсу, республиканское унитарное научно-производственное предприятие «АСаТ» – на аукционе. Хотя если сравнивать результаты хозяйственной деятельности, то в любом случае приватизированное предприятие выигрывает. Так, в 1 квартале этого года в АП «Инсом» объем продукции увеличился на 35%, численность персонала – на 12%, зарплата – на 30%.
Брестский завод бытовой химии изменил свой статус в числе первых реформированных предприятий, а к акционированию пришел через аренду. В этой ситуации крупные акционеры, несмотря на сопротивление администрации, предприняли активные усилия по консолидации акций. Чтобы получить контроль над предприятием, они начали скупать акции у мелких акционеров. А еще осенью прошлого года были опасения, что московская компания Ost-West Corporation (OWC), активно скупавшее акции ОАО «Брестский завод бытовой химии», попросту «проглотит» это предприятие. Известное в СНГ предприятие начало подниматься с колен. Инвестиции вкладываются только под конкретные производственные программы. На 2/3 сокращен собственный отдел сбыта, зато при заводе создано иностранное предприятие, специально занимающееся рынками сбыта. Полным ходом идет модернизация производства.
По-иному складывается ситуация на старейшем предприятии Беларуси «Красный мозырянин». В конце минувшего года подготовило документы о проведении инвестиционного конкурса по продаже принадлежащих государству 25% акций (государство держит здесь 50,6% акций, юридические лица – 6%, у персонала предприятий – около 16,5%, оставшиеся акции – у физических лиц). Нашелся и потенциальный инвестор – гомельский «Спартак». Однако несмотря на убедительные аргументы в пользу продажи пакета акций расположенного в чернобыльской зоне предприятия, правительство продажу не разрешило. Как и положено, в начале года здесь провели переоценку акций, в результате чего номинальная стоимость одной акции возросла в 10 раз. Захочет ли потенциальный инвестор платить за пакет в 10 раз больше – неизвестно.
В состав концерна «Беллегпром» входят 105 субъектов хозяйствования с численностью работающих свыше 127 тыс. чел. Из 93 промышленных предприятий 74 (80,4%) – негосударственные, в том числе 55 (59,8%) – АО. На сегодня средний процент износа ОФ составляет 80%.
Одна из причин низких темпов акционирования – осторожное отношение к приватизации. На протяжении нескольких поколений в нашей стране культивировалось не только своеобразное по отношению к остальному миру, но во многом и искусственное представление о собственности.
К сожалению, не работает такой способ приватизации, как конкурсная и аукционная продажа объектов республиканской собственности. Этот способ должен стать главенствующим – позволяет быстро привлечь на предприятия инвестиции. Забыт также такой способ, как продажа предприятий, имеющих неудовлетворительную структуру баланса за 1 МЗП (таковых в нашей экономике 58%). Снижаются в последнее время и темпы реформирования коммунальной собственности, хотя это хорошая возможность для отечественных предпринимателей расширить свой бизнес. Недавно Мингосимущество добилось отмены НДС при продаже объектов приватизации, возможно, сейчас процесс пойдет быстрее. Кроме того, министерство ожидает, что возобновится практика проведения голландских аукционов.
Решение о приватизации должен принимать сам собственник, а не трудовой коллектив. Однако, к примеру, республиканские органы власти ни разу не стали инициаторами приватизации.
Подготовлен проект постановления правительства, согласно которому государственные унитарные предприятия должны будут уплачивать до 5% своей прибыли в бюджет. Это в какой-то степени позволит уравнять условия работы АО, которые платят государству дивиденты, и госпредприятий.
Однако при всех трудностях в отдельных отраслях, в частности в легкой промышленности, к настоящему времени практически полностью решены проблемы преобразования государственных предприятий в иные формы собственности.
Есть основания надеяться, что тенденция либерализации хозяйственного законодательства сохранится. И тогда время от времени будут появляться нормативные акты, позволяющие кому-то избавиться от пут ценообразования, кому-то – облегчить налоговое бремя или получить другие льготы.
Статистика сегодня свидетельствует появление большого числа предприятий с российским капиталом. Реально таких предприятий значительно больше, так как часто за немецкими, американскими, английскими фирмами стоит тот же российский капитал, которому по ряду причин выгодно прийти на наш рынок под видом «западного» капитала. Процесс этот естественный и легальный. Существует реальная угроза за короткий период времени попасть под очень сильное экономическое влияние России. Одни предприятия заберут за долги, другие, под шумные речи об экономической интеграции, войдут в состав российских концернов и холдингов. Инициативы таких компаний, как «Итера», «Славнефть», «ЛУКОЙЛ», - убедительное свидетельство тому.
Это еще одна причина, из-за которой нашему правительству необходимо как можно скорей обратить внимание на проблему акционирования в нашем государстве.
Заключение.
В заключении хотелось бы подвести итоги. Однозначно нужно менять многое. В начале стоит решить, каким образом перейти на “чистую” рыночную экономику. Именно на “чистую”, без признаков социалистической командно-административной системы. Второго Китая не получится хотя бы потому, что у Беларуси не такой большой ресурсный потенциал. Как следствие перехода, придёт и либерализация экономики в целом. Стоит обратиться к опыту других стран, чтобы предотвратить ошибки в будущем.
Но, по моему мнению, правительство во главе с президентом не пойдёт на это. Всё за них сделает объединение с Россией.
4
1. Варга В. «Роль государства в рыночном хозяйстве» МЭиМО №10-11 1992
2. Лившиц «Государство в рыночной экономике» Журнал Российская экономика №11-12 1992, №1 1993
3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Пер. с англ. 11-го изд. К., Хагар-Демос, 1993.
4. Максимова В., А.Шишов «Рыночная экономика» Учебник. М. 1992
5. Папава В. «Роль государства в современной экономической системе» Вопросы экономики, №11, 1993
6. Стиглиц “Экономика государственного сектора”, СПб Питер, 2000
7. Функ И.Я., Михалченко В.А., Хвалей В.В., «Акционерные общества: история и теория», М.: «Амалфея», 1999 г.
8. Холланд С. «Планирование и смешанная экономика.» Журнал Вопросы экономики, №1 1993
9. Шумпетер И. Теория экономического развития. -М., 1982 с. 184-194,211-225.
10. Шупыро В.А. «Преобразование государственной собственности в период экономических реформ», М.: «Инфра», 1997
11. «Белорусский рынок» №№ 1-12, 2001 г,
12. «Экономический бюллетень» № 1, 5, 6, 8, 2000 г.
13. Национальный центр правовой информации - www.ncpi.gov.by
14. Электронный архив газеты “Белорусский рынок” – www.br.minsk.by/archive
15. Электронный архив “Белорусской Деловой Газеты” – www.bdg.press.net.by
[1] «Экономический бюллетень» №8/2000