Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 07:55, курсовая работа
Государственное предпринимательство можно определить как участие государства в производстве товаров и услуг, не представляю¬щих собой услуги по государственному управлению, поддержанию правопорядка в обществе и т.п.
Вопрос об оправданности его существования был и остается предметом острых теоретической полемики и политической борьбы.
Введение…………………………………………………………………………………………………...3
1. Масштабы и формы организации……………………………………………………………………..5
2. Юридические формы государственных предприятий……………………………………………….6
3. Причины существования государственного предпринимательства……………………………….12
4. Проблемы низкой эффективности……………………………………………………………………21
5. Механизмы обеспечения эффективного функционирования………………………………………26
6. Предложения по реформированию экономической системы в РБ………………………………...32
6.1 Реформирование промышленности на этапе перехода к рынку……………………………...32
6.2 Основные направления реформирования предприятий легкой промышленности……...…33
6.3 Проблемы акционирования белорусских предприятий……………………………………...36
6.4 Рынок ценных бумаг и приватизация………………………………………………………...40
7. Результаты преобразования предприятий легкой промышленности и его влияние на экономику РБ………………………………………………………………………………………………………….44
Заключение……………………………………………………………………………………………….49
Литература………………………………………………………………………………………………..50
В 2001 году был отменен мараторий на продажу акций, приобретенными физическими лицами в процессе льготной приватизации.
Существование в стране значительных льгот и определенных гарантий для предприятий с иностранными инвестициями явилось причиной популярности оффшорного бизнеса. Нельзя не отметить положительную сторону этого процесса. Таким образом, все же в республику поступают определенные инвестиции. С другой стороны, предприятия с иностранными инвестициями имеют значительные преимущества по сравнению с предприятиями без таковых, что автоматически делают последних неконкурентоспособными. Не случайно законодательства России, Украины, Польши и других стран не предусматривают специальных льгот для предприятий с иностранными инвестициями.
Одна из стратегических ошибок при проведении приватизации – отставание темпов реформирования от темпов начисления приватизационных чеков. А на очереди, как известно, переоценка основных фондов, которая повлечет за собой индексацию чеков. Предполагается, что его номинальная стоимость увеличится ориентировочно в 3 раза. Сейчас номинал оценивается в 1200 ВYВ.
И тем не менее, в 2001 году госказна должна получить от приватизации 10 млрд. BYB. Амбиции Нацбанка гораздо серьезнее – 250 млн. USD. Но если правительство останется в стороне, планам не суждено будет сбыться. Мингосимущество не обладает соответствующими полномочиями и форсировать процесс не может.
А на многих предприятиях Легпрома интерес к реформированию сведен к нулю. Разгосударствление, по существу, пока является сменой вывесок.
Так, например, Оршанский льнокомбинат должен был поменять свой статус согласно указу А.Г.Лукашенко от 14.02.95 «Об акционировании льноперерабатывающих предприятий». В соответствие с этим документом, на базе льноперерабатывающих предприятий Беларуси намечалось создать холдинг. Однако с тех пор на предприятии ничего не изменилось. А поскольку до 1 июля 2001 г. все предприятия обязаны привести свой статус в соответствие с гражданским кодексом, Оршанский льнокомбинат преобразован в РУП. И это при том, что указ об акционировании предприятия никто не отменял. Даже оказавшись в патовой ситуации, льнокомбинат так и не пошел на акционирование. Наработанная в условиях аренды коллективная доля оказалась достаточно весомой - 30%. Тем не менее, невзирая даже на такой стимул, акционироваться коллектив не захотел.
Пример Оршанского льнокомбината – ярчайшее доказательство того, что в стране не существует политики реформирования отечественных предприятий. Получается, что предприятиям акционироваться не нужно, поскольку видимый эффект от изменения статуса в сегодняшней ситуации ничтожен. Кроме того, из этого процесса полностью исключен основной двигатель приватизации – управленческое звено, которое могло бы инициировать процесс и в перспективе стать собственником предприятия.
6.4 Рынок ценных бумаг и приватизация
Сейчас большинство предприятий находится в собственности государства, оно же держит в своих руках 70-80% акций некоторых АО. Возможность продавать принадлежащие государству ценные бумаги предприятий появилась благодаря Указу «О продаже за иностранную валюту принадлежащих государству акций открытых акционерных обещств», который был подписан весной 1999 г. Документ появился вовремя, ибо в государстве наблюдался острый дефицит валюты. В условиях множественности курсов у инвесторов действительно появился шанс купить акции белорусских предприятий. Перечень подготовленных тогда акций предприятий включал 107 акционерных обществ. Однако правительство не разрешило тогда Комитету по распоряжению акциями объявить старт.
Несмотря на всю потенциальную привлекательность открывающихся возможностей, шансы вряд ли будут использованы в связи с огромным объемом работ, которые требуется осуществить. В экономике Беларуси отсутствует целый ряд элементов, которые должны быть созданы для обеспечения нормального функционирования рынка капитала. Однако дело не только в общеэкономической ситуации. Очень большое значение имеет и создание некоторых специфических для рынка ценных бумаг институтов и стимулов для инвестирования средств в ценные бумаги.
Успешное осуществление отдельных проектов на белорусском фондовом рынке в прошлом году обеспечивалось дополнительными условиями, которые позволили решать некоторые финансовые проблемы, непосредственное отношение к ценным бумагам не имеющие. То же самое справедливо и для современного рынка ценных бумаг западных стран. Там существуют различные программы заинтересованности менеджеров в росте курса акций, льготы для инвесторов, и т. д. Если эти программы убрать, мировой финансовый рынок рухнет.
Подобные программы должны быть созданы и в Беларуси, но в ближайшем будущем сделать это вряд ли удасться, поэтому роль ценных бумаг в предотвращении надвигающегося финансового кризиса, по-видимому, будет минимальной. Однако можно надеяться, что поиск мер по спасению финансового рынка Беларуси в конце 2001 года приведет к тому, что правительство РБ обратит внимание на возможности, предоставляемые ценными бумагами, и при следующей попытке повысить зарплату оно предпримет меры, направленные на развитие рынка ценных бумаг.
Несмотря на желание Мингосимущества форсировать обмен чеков, из-за медленных темпов акционирования процесс фактически затормозился. Между тем, летом 1999 года правительство Беларуси приняло постановление, которое обязывает Мингосимущество и республиканские органы государственного управления, а также облисполкомы и Мингорисполком обеспечить до 30 июня 2001 года разгосударствление и приватизацию государственных объектов в объемах, достаточных для реализации неиспользованных ИПЧ «Имущество». Пока же это имущество хватит только на 60% неотоваренных чеков.
Обмен сертификатов на акции через отделения «Беларусьбанка» по-прежнему остается единственным способом вложения чеков, поскольку специнвестфонды, созданные для аккумулирования ИПЧ, практически ушли с этого рынка. Во всех отделениях АСБ «Беларусьбанк» будут обмениваться акции ОАО «Бобруйсктрикотаж», «Калинковичское хлебоприемное предприятие», «Осиповичский комбинат хлебопродуктов», «Слуцкий комбинат хлебопродуктов» и т. д.
В 2000 году на белорусском рынке ценных бумаг произошло много важных событий, которые несколько улучшили ситуацию. На Белорусской валютно-фондовой бирже завершена подготовка к продаже акций приватизируемых предприятий и проведен первый аукцион, на бирже сконцентрированы все операции с акциями, завершено формирование вексельного законодательства, начала работать клиринговая система расчетов по сделкам с ценными бумагами.
2000 год стал для Белорусской валютно-фондовой биржи годом начала проведения реальных операций с негосударственными ценными бумагами, создания и внедрения организованной системы для корпоративного рынка ценных бумаг, начала реализации госпакетов акций приватизированных предприятий за иностранную валюту и аукционной продажи векселей.
Однако эти изменения в основном затронули инфраструктуру рынка и законодательство, в то время как достижений, связанных с размещением и выпуском ценных бумаг, было не так много.
С 1 декабря 2000 г. все сделки с акциями АО открытого типа должны заключаться только после выставления заявок на Белорусской валютно-фондовой бирже в течении 7 дней. Поэтому любой человек, в принципе, может вмешаться в ход сделки и предложить более высокую цену за интересующие его акции.
В связи с неизбежными процессами приватизации, которые, скорее всего, начнутся в Беларуси под давлением российских компаний, вновь оживет интерес к профессиональным посредникам чекового рынка – специализированным инвестфондам (СИФ).
Между тем сами участники рынка ценных бумаг отмечают, что белорусские СИФы в нынешних условиях уже не вызывают интереса у россиян. Из 46 СИФов, появившихся 7 лет назад, на рынке осталось чуть более десятка. Многие из оставшихся «в живых» тоже готовы «выйти из игры».
Положение о СИФах, аккумулирующие именные приватизационные чеки «Имущество», белорусское правительство утвердило 1 февраля 1994 г. Однако затем массовая приватизация начала сворачиваться. Чековые аукционы, которые сегодня время от времени бессистемно проходят в Беларуси, не выглядят элементом продуманной политики проведения массовой приватизации. Мингосимущество всегда с определенной долей скепсиса относилось к СИФам. СИФам запрещено свободно покупать на рынке чеки, только согласно квоте. Единственная возможность вложения чеков – покупка акций на чековых аукционах, которых надо ждать.
За годы проведения на Беларуси массовой приватизации гражданам Беларуси было начислено 427 млн. ИПЧ «Имущество». По состоянию на 1 января 2001 года на руках у белорусов остаются 222 млн. чеков. Причем выданные чеки обеспечены приватизируемым государственным имуществом лишь на 60%. Сейчас в отделениях ОАО «Беларусьбанк» предложено для обмена небольшое количество акций, что в идеальном варианте позволит погасить лишь 45 млн. чеков.
Очень сомнительно, что в течение 2002-2004 г. будут погашены неотоваренные ваучеры деньгами, потому как сумма эта неподъемна для белорусского бюджета. Денежная компенсация по чекам с учетом произведенной по состоянию на 1,01,2001 переоценки ОФ может составить 550 млрд – 650 млрд БРБ.
7. Результаты преобразования предприятий легкой промышленности и его влияние на экономику РБ
Началом коренного преобразования экономики можно считать 1988 год. С 1 января начала развиваться модель государственного социалистического акционерного общества, в соответствии с которым государственные предприятия выпускали акции трудовых коллективов и акции предприятий. Предприятия оставались государственными, выпускали ценные бумаги с целью привлечения дополнительных средств и решения социальных проблем. Акции среди работников распространялись, как правило, в ограниченном количестве, их владелец мог получать дивиденты. В данной организационной форме акция не предоставляла возможности управления его владельцу, акции предприятий не изменяли его правовую природу, еще раз подтверждая тезис о том, что акционирование возможно лишь при наличии акционерного общества.
Последующее развитие экономической реформы привело к тому, что в 90-е годы законодательство СССР вновь вернулось к классической акционерной форме хозяйствующих субъектов. На первоначальном этапе акционерные общества учреждались на основе отдельных постановлений правительства. Однако быстро меняющиеся общественные отношения потребовали организации акционерных обществ не от случая к случаю, а по частной инициативе лиц, желающих осуществлять хозяйственную деятельность с использованием данной формы.
19 июня 1990 года СМ СССР принял постановление №590 «Об учреждении положения об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и Положения о ценных бумагах», возвратившее конструкцию «акционерное общество» в систему гражданского права СССР, а само акционерное общество – в экономическую жизнь государства.
Участники акционерного общества обладали по отношению к акционерному обществу личными и имущественными правами, а также другими правами (например, преимущественное право на продукцию или услуги произведенные в акционерном обществе).
После распада СССР, 9 декабря 1992 года в Республике Беларусь был принят Закон «Об акционерном обществе, обществе с ограниченной ответственностью и обществе с дополнительной ответственностью», с внесенными изменениями в 1994, 1995, 1998 годах. Данный закон по объему нормативного регулирования и видам общественных отношений, регламентируемых его положениями, сопоставим с Положением «Об учреждении положения об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и Положения о ценных бумагах» 1990 года, однако значительно уступает Положению об акционерном обществе 1927 года и большинству акционерных законодательств мира, в том числе и России.
Закон не регулирует детальным образом ни один вопрос акционерной жизни, абсолютно не затрагивает проблем экономической зависимости, юридической самостоятельности акционерного общества (групп акционерных обществ), вопросы размещения акций, приобретения контроля над акционерным обществом, в частности, путем совершения крупных сделок с акциями, раскрытия обществом информации о себе перед публикой и другое.
Особенности, предусмотренные рассматриваемым Законом в отношении акционерного общества перед обществом с ограниченной ответственностью и обществом с дополнительной ответственностью незначительны. Закон также классифицирует акционерные общества на открытые акционерные общества и закрытые акционерные общества, что отличает его от законодательства ряда государств мира, в том числе и России,
В дополнение к указанному закону на территории Республики Беларусь акционерные отношения регламентируются также Законом Республики Беларусь от 12 марта 1992 года «О ценных бумагах и фондовых биржах», который регулирует вопросы обращения акций.
При этом до 1996 года, когда в этот закон не были внесены значительные изменения, Закон «Об акционерном обществе, обществе с ограниченной ответственностью и обществе с дополнительной ответственностью» и Закон «О ценных бумагах и фондовых биржах» не совпадали концепциями, так как Закон «Об акционерном обществе, обществе с ограниченной ответственностью и обществе с дополнительной ответственностью» базировался на подходе, принятом в континентальной системе права, а Закон «О ценных бумагах и фондовых биржах» - на англо-саксонской традиции.
Кроме того, наиболее важным базовым отличием указанных законов было то, что Закон «Об акционерном обществе, обществе с ограниченной ответственностью и обществе с дополнительной ответственностью» регламентирует лишь открытую подписку на акции при создании общества и «не знаком» с открытой продажей акций на этапе образования общества, Закон же «О ценных бумагах и фондовых биржах» регулировал лишь открытую продажу акций при создании акционерного общества.