Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:52, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики.
Задачи: 1) изучить государственное предпринимательство как один из режимов функционирования госпроизводства;
2) изучить содержательные особенности государственного предпринимательства: субъекты, цели, среду;
3) изучить государственное предпринимательство в России.
Введение 3
1.Государственное предпринимательство как один из режимов функционирования госпроизводства 5
1.1. Сущность государственного предпринимательства 5
1.2.Формы государственного предпринимательства 9
2.Содержательные особенности государственного предпринимательства: субъекты, цели, среда 14
2.1.Цели, среда государственного предпринимательства 14
2.2.Субъекты государственного предпринимательства 17
3.Государственное предпринимательство в России 21
3.1. Государственное предпринимательство в
современной экономике России 21
3.2.Предпосылки развития государственного
предпринимательства в России 25
Заключение 29
Список литературы
Родовой признак казенных предприятий - зависимость от бюджета (казны), так как основной, а зачастую единственный заказчик - государство. Отсюда - определяющим условием их нормальной жизнедеятельности выступают стабильность и полное финансовое обеспечение госзаказа. Поскольку влияние государства является существенным для финансовых результатов деятельности казенного предприятия, первое несет субсидиарную (дополнительную) ответственность по его обязательствам. Распространенным является вариант, при котором выполнение госзаказов не сопряжено с полной загрузкой производственных мощностей или осуществляется с меньшими затратами материальных и трудовых ресурсов. Появляется возможность получения предприятием дополнительного дохода за счет рыночного заказа, а, следовательно, осуществления им предпринимательской деятельности. Гражданский Кодекс предусмотрел такой вариант для казенных предприятий, включив в их компетенцию права: ценообразования на продукцию, ее сбыта, распоряжения частью полученных при этом доходов.
Сочетание
разных форм хозяйствования казенного
предприятия означает, что государство
как собственник должно применять
и разные формы управления "своим"
предприятием: прямое и косвенное. В
первом случае речь идет об установлении
показателей госзаказа, параметров
"входа" и "выхода" предприятия,
значения которых соответствуют
условиям и результатам его выполнения
(цена продукции, фонд заработной платы,
нормы амортизации и др.). Во втором
- прежде всего об определении нормативов
распределения между
В
отличие от казенных, унитарные предприятия,
использующие режим хозяйственного
ведения имеют иной уровень экономической
самостоятельности. Планирование, ценообразование,
разработка политики в области инвестиций
и доходов отнесены к их компетенции.
Собственник здесь определяет предмет
и цели деятельности, назначает руководителя,
осуществляет контроль за использованием
имущества, имеет право на получение
части прибыли. В оценке их предпринимательского
потенциала следует учитывать, что
это - предприятия, во-первых, крупные
и средние, поскольку мелкие - первой
"волной" приватизации переданы в
частную и смешанную
Очевидна
существенная роль государства в
обеспечении
3.2.Предпосылки
развития государственного предпринимательства
в России
Ограниченные
возможности бюджетного финансирования
в обозримой перспективе будут
определять обострение противоречия между
потребностями большинства
Государственная корпорация будет отличаться, прежде всего, тем, что в имущественном обороте она выступит как собственник имущества, которое государство внесет в ее уставный капитал. Главным отличием такой корпорации от других акционерных обществ с участием государства, станет способность последнего определять ее хозяйственную и управленческую стратегию.
Государственные
корпорации - объекты с делимой
на акции собственностью. Поэтому
государство сможет осуществлять динамичное
перераспределение долей по уровням
расположения собственника (федеральный,
субъекта федерации, областной), субъектам
(министерствам, ведомствам), осуществляющим
его полномочия в определенных сферах
народного хозяйства, исходя из задач
усиления межотраслевой и региональной
кооперации производства, его диверсификации,
большей ориентации на конкретные географические
или отраслевые рынки. Акцентируя внимание
на сравнительных преимуществах
государственных корпораций, обратим
внимание на потенциальные резервы
сокращения величины их трансакционных
издержек в случае, если государство
четко определит свои полномочия,
стратегию и экономическое
«Становление смешанного предпринимательства позволит обеспечить, во-первых, новый уровень экономической свободы бывших госпредприятий, во-вторых, создать условия для полноценного общественного контроля и регулирования условий и результатов их деятельности»8.
Оправданно
в базовых отраслях экономики, в
точках ее роста рассматривать участие
государства в деятельности таких
предприятий как
- макроэкономический интерес, отражающий потребность в решении задач стабилизации и пост кризисного развития экономики как целостной системы (в том числе формирования сложных диверсифицированных финансово-промышленных комплексов, способных успешно конкурировать на мировом рынке и др.);
- предпринимательский интерес, связанный с получением стабильного дохода;
- реформаторский интерес, реализуемый посредством институциональных (пост приватизационных) преобразований, инициирующих у других акционеров рыночную мотивацию.
Реализация
потребности в реструктуризации
производства и обновлении материально-технической
базы основного числа смешанных
предприятий сопряжена с
Актуальными
являются и другие задачи, в том
числе, осуществления эффективного
контроля за менеджментом, обеспечения
связи между концентрацией
Важное направление институциональных преобразований - существенное расширение перечня задач, входящих в компетенцию органов управления государственной собственностью. Таковыми должны стать:
- информационно-аналитические (проведение постоянного мониторинга предприятий, где имеется государственный капитал, выявление тенденций развития предприятий, сходных по отраслевой принадлежности, профилю деятельности и размерам, оценка факторов и условий, определяющих результаты их хозяйствования);
- нормативные (разработка принципов политики в сфере распределения доходов предприятий с доминирующей долей государства, критериев оценки деятельности госпредприятий разных типов, условий предоставления финансовой поддержки государства);
-
предпринимательские (продажа государственных
паев, покупка акций частных эмитентов,
совместное с частным капиталом финансирование
отдельных инвестиционных проектов и
др.).
Заключение
Государственное предпринимательство необходимо в условиях рыночной экономики для эффективного функционирования экономики страны.
Государственное
предпринимательство
Государственное предпринимательство является важной составляющей картины предпринимательского бизнеса во всех странах с рыночно ориентированной экономикой. В России, как и в других странах, где развиваются рыночные отношения, существует объективная необходимость государственного предпринимательства и существования государственного сектора экономики.
В России сильны традиции вмешательства в экономику органов государственной власти и управления, основанные на государственнических традициях российских чиновников, полагающих, как правило, что именно им и только им присуще правильное понимание закономерностей функционирования и развития всех аспектов национальной экономики, включая и национальное предпринимательство.
В России традиционно силен государственнический менталитет.
Неудачный эксперимент по огосударствлению экономики не следует воспринимать как доказательство принципиальной неэффективности государственного сектора экономики или неэффективность государственного предпринимательства как такового.
Говоря
о государственном
Список
литературы
Информация о работе Государственное предпринимательство в России