Государственное предпринимательство в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики.
Задачи: 1) изучить государственное предпринимательство как один из режимов функционирования госпроизводства;
2) изучить содержательные особенности государственного предпринимательства: субъекты, цели, среду;
3) изучить государственное предпринимательство в России.

Содержание

Введение 3
1.Государственное предпринимательство как один из режимов функционирования госпроизводства 5
1.1. Сущность государственного предпринимательства 5
1.2.Формы государственного предпринимательства 9
2.Содержательные особенности государственного предпринимательства: субъекты, цели, среда 14
2.1.Цели, среда государственного предпринимательства 14
2.2.Субъекты государственного предпринимательства 17
3.Государственное предпринимательство в России 21
3.1. Государственное предпринимательство в
современной экономике России 21
3.2.Предпосылки развития государственного
предпринимательства в России 25
Заключение 29
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Экономика. Курсовая работа. Тема 13. Государственное предпринимательство в России.docx

— 56.34 Кб (Скачать)

      Коммерческие  государственные предприятия могут  функционировать как в рамках публичного, так и частного права. Уровень экономической самостоятельности  вторых существенно выше, чем первых. Они имеют широкий спектр прав: от выбора поставщиков и покупателей  до ценообразования на свою продукцию. Ими финансируются собственные  текущие и капитальные затраты. Самофинансирование не означает полной независимости от кредитно-финансовых институтов. Не исключает оно и  использование в ряде случаев  бюджета в виде дотаций и субсидий. Но это - дополнительные ресурсы, привлекаемые на определенных условиях. Если ссудный  капитал - то возвратности и платности, если финансовая помощь государства, то целевая, охватывающая ограниченный круг объектов и носящая исключительно  временный характер.

      Ныне  в развитых странах апробируются различные пути развития этой формы  предпринимательства: расширяется  самостоятельность государственных  предприятий в определении размеров капвложений, привлечении инвестиционных ресурсов на внутренних рынках ссудного капитала и международных финансовых рынках; изменяются правила финансовых взаимоотношений государства и  предприятий (увеличиваются процентные ставки за хранение денежных средств  компаний на государственных банковских счетах); осуществляется перевод предприятий  с режима публичного права к регулированию  их деятельности нормами частного права.

      «Важным инструментом обеспечения самостоятельности госпредприятий являются контракты (соглашения), заключаемые предприятиями с правительством»4.

      Они предусматривают: среднесрочные задачи развития предприятия; задания по обеспечению  занятости, экономии энергетических ресурсов; механизм финансовых отношений с  государством (общий размер инвестиций, государственных дотаций, дивидендов, получаемых собственником). Контракты  позволяют государству четко  определить задачи каждого предприятия  в рамках общей стратегии развития национальной экономики, его финансовые взаимоотношения с правительственными организациями, исходя из твердо установленных  налогов, цен и тарифов на продукцию.

      Перспективной формой государственного предпринимательства  является интеграция государственного и частного капитала в рамках отдельной  компании. Такие смешанные предприятия  могут создаваться сразу, в результате частичной реприватизации государственных  корпораций (Великобритания), путем "филиализации", при которой смешанную форму  приобретают, как правило, дочерние и внучатые компании государственных  холдингов (Италия, Франция, Австрия, Испания, Швеция).

      Акционерные общества со смешанным капиталом  позволяют государству использовать частный капитал для достижения различных целей: обеспечения конкурентоспособности  предприятий, экономии бюджетных средств, используемых на дотирование слабых государственных фирм, расширения сферы действия инструментария менеджмента и др.

      Особенно  широко акционерные смешанные предприятия  распространены в Италии, Германии, Австрии, Франции, Испании. Крупнейшие их представители по своей отраслевой структуре представляют собой высоко диверсифицированные компании, организованные по однотипной схеме: головные финансовые холдинги руководят звеньями дочерних, чисто финансовых или финансово-промышленных холдингов, созданных по отраслевому принципу. Последние, в свою очередь, направляют деятельность основной массы внучатых, как правило, государственно-частных компаний, связанных между собой разветвленными системами участия. Показательным примером такого госхолдинга является итальянский концерн ИРИ - Институт промышленной реконструкции, который входит в первую двадцатку крупнейших монополистических объединений мира. Сфера его действия охватывает многие отрасли национальной экономики: черную металлургию, машиностроение, судостроение, электронику и связь, гражданское строительство, пищевую промышленность и др. Многоступенчатая акционерная структура позволяет государству при скромных вложениях собственного капитала (около 10 процентов) держать в руках колоссальный финансово-промышленный комплекс.

      Предпочтительные  сферы деятельности смешанных предприятий:

      - отрасли, нуждающиеся в крупных инвестициях (наукоемкое производство, производство, подлежащее конверсии, или ее уже осуществляющее);

      - важнейшие импортозаменяющие производства; отрасли, дающие основные валютные поступления; рыночная инфраструктура (предприятия, оказывающие разнообразные услуги: инжиниринговые, факторинговые, лизинговые и др.).

      Развитие  смешанного предпринимательства позволяет  существенно снизить трансакционные издержки, связанные с подключением частного бизнеса к среднесрочному и долгосрочному макроэкономическому  маневрированию (например, к выполнению общенациональных, региональных программ); обеспечивать известную "прозрачность" организационных связей государства  и частного бизнеса, а, следовательно, снижать в определенной степени риски совместно проводимых финансовых операций.

      Динамично развивающейся формой государственного предпринимательства является передача государственного имущества во временное  пользование частным юридическим  и физическим лицам. Современная  хозяйственная практика отличается разнообразием инструментов использования  такой формы. Один из них - передача объектов государственной собственности  в трастовое (доверительное) управление частным предпринимателям. Такое  управление не влечет перехода права  собственности на имущество от собственника к доверительному управляющему. В  соответствии с договором учредитель траста передает управляющему на определенный срок часть своего имущества, которое  используется последним в интересах  либо учредителя, либо указанного им третьего лица. Потребность в такой передаче может определяться неспособностью собственника эффективно использовать некоторые объекты принадлежащего ему имущества, желанием использовать для этого профессионалов. При  этом собственником определяются условия  и параметры хозяйственного использования  этих объектов, выполнение которых  необходимо для реализации интересов  государства (сохранение профиля деятельности, поддержание заданного числа  рабочих мест, обеспечение определенного  технического уровня производства, темпов обновления основного капитала и  др.), формируются механизмы эффективного контроля за состоянием государственного капитала.

      Другим  инструментом становится контрактная  система размещения государственного заказа. Она предполагает конкурентную борьбу между соискателями госзаказа. Предмет конкуренции - минимальная  стоимость исполнения контракта  при обеспечении качества и экологических  требований. Госзаказ содержит количественные и качественные показатели предоставляемых  государству товаров и услуг, финансовый план, регламентирующий состав прямых и косвенных расходов, плановую цену заказа, норму прибыли. В финансовый механизм госзаказа встроен принцип  "поощрения-санкции", связанный с выполнением содержащихся в договоре условий.

      Развитие  предпринимательского потенциала достигается  также применением механизма  франчайзинга, при котором частному предпринимателю предоставляется  привилегия на право пользования  государственной собственностью для  производства определенных товаров (услуг), заказчиком которых выступает государство. Соглашение о франчайзинге заключается  с теми, кто при соблюдении устанавливаемых  государством требований (к тарифам, объемам производства и др.) берут  на себя обязательство вести дело при наименьших размерах, выделяемых из бюджета средств или же при выплатах в него больших доходов.

      В этих случаях создаются, во-первых, условия для наращивания объемов продукции без привлечения дополнительных финансовых ресурсов от собственника. Финансирование эксплуатационных расходов, а также издержек по управлению, найму рабочей силы, новым разработкам и другим необходимым элементам производственной программы осуществляется, как правило, за счет частной фирмы. Во-вторых, повышается степень использования производственных мощностей госпредприятия, ускоряется оборот основного капитала. В-третьих, частный бизнес начинает "питать" государство не только налоговыми платежами, но и чистыми доходами (в виде процента от объема продаж).

      Параллельное  функционирование в рамках одного предприятия  различных по организации и уровню использования ресурсов хозяйственных  структур способно оказать существенное влияние на ценностные ориентации и  мотивы деятельности трудового коллектива. Для государства такая практика примечательна тем, что позволяет  апробировать механизм интеграции интересов  его и частного бизнеса, формирования общей ответственности за результаты предпринимательской деятельности, заинтересованности в устойчивых доходах. 

2.Содержательные  особенности государственного предпринимательства:  субъекты, цели, среда

2.1.Цели, среда государственного предпринимательства 
 
 

      На  протяжении ХХ столетия формировалась  и расширялась непосредственная предпринимательская деятельность государства, приобретал все больше значение государственный сектор в  экономике. В развитых странах на предприятиях, принадлежащих, государству производится от одной пятой до трети валового национального продукта.

      Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как:

      - обеспечение необходимых темпов роста,

      - сглаживание циклических колебаний,

      - поддержание занятости,

      - стимулирование научно-технического прогресса, и т.д.

      Данная  форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий  и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это, прежде всего отрасли экономической  инфраструктуры: энергетика, транспорт, связь.

      «Но не только это, государства осваивают программы по развитию атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса. Государственные инвестиции в экономику, в отдельных странах достигли огромных размеров: в Швеции - до 1/4, Италии и Великобритании - до 1/3, в Австрии и Франции - свыше 40 % общего объема капитальных вложений. Практически на средства государства ведутся фундаментальные научные исследования. Располагая финансами, государство выступает по отношению к частному сектору в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку»5.

      К проблемам, решаемым государственным  предпринимательством, относятся также:

      - предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры,

      - помощь жизненно важным науки и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве,

      - проведение региональной политики, создания в экономически отсталых районах промышленных предприятий,

      - увеличение числа рабочих мест,

      - охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий,

      - строительство очистных сооружений,

      - развитие фундаментальных научных исследований,

      - производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.

      Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени  хозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия наверняка  присутствуют как рыночные, так и  нерыночные, идущие от государства, мотивы. Политические мотивы переменчивы, они  зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной  и неясной обстановке, предсказать  которую намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру.

Информация о работе Государственное предпринимательство в России