Государственная поддержка предпринимательства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:57, реферат

Описание работы

Государственная поддержка предпринимательства представляет собой сознательное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития бизнеса, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях.

Работа содержит 1 файл

фин и кред.docx

— 31.88 Кб (Скачать)

Государственная поддержка предпринимательства  в России

Государственная поддержка предпринимательства представляет собой сознательное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития бизнеса, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях.  

Цель  государственной  поддержки — создание благоприятных организационных и экономических условий для развития предпринимательской деятельности.

С точки  зрения предпринимателя именно государство  должно создавать условия, в которых  он сможет эффективно достигать своих  целей (максимизации прибыли, эффективности  инвестиций, минимизации риска, защиты собственности и личности и т.п.).

С точки  зрения государства предприниматель  призван обеспечить реализацию целей  и интересов более высокого порядка (рост общественного благосостояния, поддержание занятости, укрепление национальной безопасности, экономическая  помощь и т.п.).

В области  пересечения целей и интересов  государства и бизнеса может  осуществляться эффективная государственная  политика. Отсюда вытекает стратегия  и тактика государства по отношению  к предпринимательству. 

  1. Организационные аспекты 
    поддержки предпринимательства

Формирование  целостной системы государственной  поддержки предпринимательства - сложный и длительный процесс, в основе которого лежат:

• законодательная  и нормативная база, определяющая специфические условия деятельности субъектов предпринимательства, регулирующая формы и методы его поддержки  и процедуры принятия решения;

• правоприменительные  механизмы, гарантирующие соблюдение законности и равноправие представителей малого бизнеса в отношениях с  органами власти и другими хозяйствующими субъектами;

• обеспечение  безопасности и защиты предпринимателей от криминальных действий;

• система специализированных институтов, обеспечивающих разработку и реализацию государственной политики по поддержке предпринимательства (органы государственной власти и  управления, общественные объединения  и организации предпринимателей, специализированные объекты инфраструктуры поддержки предпринимательства, создаваемые  при участии государственного и  частного капитала - фонды, кредитные  и страховые учреждения, технологические  парки, бизнес- инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультативные, информационные, лизинговые, обслуживающие структуры и т.д.);

• государственные  программы, программы социально-экономического развития регионов, определяющие реструктуризацию промышленности и конверсию предприятий  ВПК, инвестиции в отраслевое и региональное развитие, поставки для государственных  нужд, формы занятости, миграционные потоки и т.д.;

• ресурсное (производственные площади, земельные участки, оборудование) и финансовое обеспечение (в том  числе бюджетные ассигнования), необходимое  для реализации мер поддержки  бизнеса, наряду с созданием условий  и механизмов для привлечения  частных отечественных и иностранных  инвестиций, а также радикальным  усовершенствованием налоговой  системы.

Структура органов власти и  управления, обеспечивающих поддержку и взаимодействие  с бизнесом, в различных регионах неодинакова. В системе исполнительной власти субъектов Федерации подобными вопросами занимается множество органов с различными функциями и полномочиями (управления, департаменты, отделы, министерства и т.д.). Создаются также разнообразные советы, координационные комитеты, рабочие группы по развитию предпринимательства при высших органах исполнительной власти субъектов Федерации. Тем не менее координация организаций, специализирующихся на поддержке малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях, еще далека от совершенства.

Таким образом, организационный механизм предполагает включение всей государственной  службы в работу по поддержке предпринимательства, создание специальных органов для  этого, регулирование переходов  государственных служащих в предпринимательские  структуры и другие меры. 
 
 

    1.   Экономические методы влияния 
      на предпринимательство

Одна из важных задач государства - создание экономических условий для развития предпринимательства. В настоящее время они крайне неблагоприятны: нет инвесторов, падает платежеспособный спрос, отсутствуют ресурсы и т.д. Поиск рынков сбыта продукции стал главным фактором выживания предприятий. В ходе приватизации не решена задача избавления бюджета от необходимости дотирования убыточных предприятий.

Приватизация имеет особое значение. Попытка ориентироваться только на негосударственные коммерческие организации и иностранных инвесторов как эффективных собственников бывших государственных предприятий не оправдала себя.

Особое значение для предпринимательства имеет налоговая политика государства, которая призвана способствовать увеличению производства товаров и услуг и формированию на этой основе централизованных фондов финансовых ресурсов, прежде всего государственного бюджета. При переходе к рыночной экономике налоговая политика должна стимулировать эффективные формы хозяйствования, создавать условия для привлечения  иностранных инвестиций и кредитных ресурсов, повышения уровня производства и его рентабельности. Обычно налогообложение выполняет стимулирующую, перераспределительную и контрольную функции.

Усугубляет положение чрезмерная жесткость финансовой политики. Предприниматели с трудом обеспечивают на предприятиях нормальные объемы оборотных средств. В результате в экономике продолжается "бегство от расчета деньгами": предприятия компенсируют нехватку денег бартером и эмиссией их заменителей - векселей. Незначительный рост уровня жизни затрудняет переориентацию на спрос населения.

Государство регулирует предпринимательскую деятельность во многом путем выдачи лицензий. Лицензирование позволяет обеспечить защиту жизненно важных интересов кадров в сфере производства, обучения, медицинского и бытового обслуживания и др. В то же время оно крайне забюрократизировано, что может нанести ущерб развитию конструктивного предпринимательства.

Большое влияние  на результаты предпринимательской  деятельности оказывают тарифы на продукцию и услуги естественных монополий. Ошибки в этой сфере обостряют многие проблемы в экономике. Из-за быстрых изменений экономической ситуации необходима постоянная корректировка тарифов (например, опережающий рост цен и тарифов для промышленных потребителей способствует углублению ценовых диспропорций в различных секторах экономики и сохраняет инфляционный потенциал. Из-за искажения в ценах и тарифах плохо используются материальные и финансовые ресурсы, становятся неэффективными

Развитию предпринимательства  могут способствовать гарантии государства по займам и кредитам предприятий. Правительство РФ предполагает выдавать гарантии лишь тем, кто не имеет долгов перед бюджетом. Меняется и механизм предоставления гарантий. Их будут получать только победители инвестиционных конкурсов, проводимых Министерством экономики.

Таким образом, для развития предпринимательства  применяется ряд экономических методов и рычагов, в том числе приватизация, конкуренция, налоги, акцизы, инвестиции, кредиты, государственный заказ, лицензии, тарифы, государственные гарантии и др. Однако эти методы пока не составляют системы и используются плохо, путем проб и ошибок, что резко снижает их эффективность.

Предстоит длительная совместная работа государственных, властных и участвующих в бизнесе структур, чтобы предпринимательство стало  импульсом подъема отечественной  экономики.

2. Современное состояние предпринимательской деятельности в России

2.1 Развитие предпринимательства и тенденции его становления в современных условиях

Базовым свойством  предпринимательства является экономическая  свобода хозяйствующего субъекта, то есть наличие определенной совокупности прав, гарантирующих автономное, самостоятельное  принятие решений по поиску и выбору вида, формы и сферы активности, методов ее осуществления, использование  продукта и дохода, приносимого данной деятельностью. Показателем степени  экономической свободы предпринимательства  является число вновь появляющихся (в течение какого-то определенного  временного периода) самостоятельных (независимых) предприятий.

Для развития предпринимательства  необходимой является конкурентная среда - наличие большого числа производителей - продавцов одинаковой по своему функциональному назначению или взаимозаменяемой продукции. Конкуренция, по общему признанию, является ключевым звеном в функционировании рынка и рыночной экономики в целом.

Под конкуренцией в рыночном хозяйстве понимается экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы собственников товаров и услуг за наиболее выгодные условия производства и реализации. Это предполагает отсутствие монопольного производства, препятствующего развитию конкуренции.

Роль конкуренции  в формировании предпринимательства  состоит в выявлении наиболее результативных, эффективных путей  развития путем сравнения, отбора лучших способов деятельности. В условиях конкуренции происходит жесткая  проверка идей и личных качеств предпринимателей, уровня их образованности, способности верно ориентироваться в окружающем мире. И на вершину поднимаются лишь те, кто умеет правильно понять и, верно оценить и удовлетворить общественные потребности. Таких оказывается немного.

Предпринимательство и конкуренция - это звенья одной  цепи. Однако не следует особенно полагаться на естественность и независимость  процессов формирования конкурентных отношений и развития предпринимательства. Об этом ярко свидетельствует хозяйственная  практика развитых стран.

Новые отечественные  негосударственные структуры, неготовые  к открытой и честной конкуренции, болезненно реагируют на попытки  правительства ограничить их монополистическое  поведение. Известно, например, как  негативно биржевые структуры, тяготеющие к установлению контроля над всей оптовой торговлей, встретили российские законодательные акты, направленные на предотвращение монополизации этого  рынка. Поэтому демонополизация  экономики была и остается постоянной заботой и обязанностью государства, одним из основных направлений его  деятельности.

Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что  страна пошла по азиатскому пути развития предпринимательства, когда между  производителем и потребителем находятся  десятки посредников. Между тем, общепризнанно, что через посредничество благополучия для населения не создать.

Для того чтобы  предпринимательство получило стимулы  развития, а товаропроизводители  начали проявлять инициативу, необходимы определенные условия, определяющие собой  как бы внешнюю среду нормального  функционирования предпринимательства.

Государственная политика приватизации оставила в стороне  решение многих задач, как переподготовка хозяйственных руководителей и  воспитание современных промышленных менеджеров. Государство не проводило  никаких заметных операций по адаптации  к условиям рынка даже предприятий  государственного сектора, отказываясь  играть какую-либо роль в рыночной реструктуризации государственных предприятий и  в формировании полноценных субъектов  предпринимательской деятельности.

Установка на то, чтобы сократить рамки государственного сектора, во многом определяется стремлением  «реформаторов» вообще не заниматься судьбой производства. Впрочем, это  свое стремление продемонстрировали и  применительно к предприятиям, остающимся в государственной собственности.

Предпринимательство во внешнеэкономической области  развивалось в нашей стране под  воздействием еще ряда факторов, связанных  со спецификой проведения реформ. Одна из таких специфических черт - одновременное  существование в 1992 г заниженного  обменного курса рубля, что позволяло  экспортировать ресурсы даже по демпинговым  ценам, и специального обменного  курса для импортеров, что делало выгодным и импорт за счет его скрытого субсидирования из бюджета.

Наряду с этим характерной чертой российского  предпринимательства на начальном  этапе реформ была борьба за экспортные лицензии и квоты, получатели которых  приобретали вместе с этим и возможность  быстрого обогащения. Разница внутренних и мировых цен, а также благоприятный  обменный курс создавали для этого  все условия.

Особенность российских внешнеэкономических связей и в  структуре экспорта товаров топливно-сырьевой группы в 1992-1995 гг., когда появились  возможности игры на разнице внутренних и мировых цен и на валютном курсе, они оказались еще более  выгодными для экспорта. Развернулась ожесточенная борьба за право участвовать  в продвижении за рубеж нефти, нефтепродуктов, а также черных и  цветных металлов и т.д.

Информация о работе Государственная поддержка предпринимательства в России