Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:57, реферат
Государственная поддержка предпринимательства представляет собой сознательное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития бизнеса, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях.
Государственная поддержка предпринимательства в России
Государственная поддержка предпринимательства представляет собой сознательное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития бизнеса, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях.
Цель государственной поддержки — создание благоприятных организационных и экономических условий для развития предпринимательской деятельности.
С точки зрения предпринимателя именно государство должно создавать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей (максимизации прибыли, эффективности инвестиций, минимизации риска, защиты собственности и личности и т.п.).
С точки зрения государства предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка (рост общественного благосостояния, поддержание занятости, укрепление национальной безопасности, экономическая помощь и т.п.).
В области
пересечения целей и интересов
государства и бизнеса может
осуществляться эффективная государственная
политика. Отсюда вытекает стратегия
и тактика государства по отношению
к предпринимательству.
Формирование
целостной системы
• законодательная
и нормативная база, определяющая
специфические условия
• правоприменительные механизмы, гарантирующие соблюдение законности и равноправие представителей малого бизнеса в отношениях с органами власти и другими хозяйствующими субъектами;
• обеспечение безопасности и защиты предпринимателей от криминальных действий;
• система специализированных
институтов, обеспечивающих разработку
и реализацию государственной политики
по поддержке предпринимательства
(органы государственной власти и
управления, общественные объединения
и организации
• государственные
программы, программы социально-
• ресурсное (производственные
площади, земельные участки, оборудование)
и финансовое обеспечение (в том
числе бюджетные ассигнования), необходимое
для реализации мер поддержки
бизнеса, наряду с созданием условий
и механизмов для привлечения
частных отечественных и
Структура органов власти и управления, обеспечивающих поддержку и взаимодействие с бизнесом, в различных регионах неодинакова. В системе исполнительной власти субъектов Федерации подобными вопросами занимается множество органов с различными функциями и полномочиями (управления, департаменты, отделы, министерства и т.д.). Создаются также разнообразные советы, координационные комитеты, рабочие группы по развитию предпринимательства при высших органах исполнительной власти субъектов Федерации. Тем не менее координация организаций, специализирующихся на поддержке малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях, еще далека от совершенства.
Таким образом,
организационный механизм предполагает
включение всей государственной
службы в работу по поддержке предпринимательства,
создание специальных органов для
этого, регулирование переходов
государственных служащих в предпринимательские
структуры и другие меры.
Одна из важных задач государства - создание экономических условий для развития предпринимательства. В настоящее время они крайне неблагоприятны: нет инвесторов, падает платежеспособный спрос, отсутствуют ресурсы и т.д. Поиск рынков сбыта продукции стал главным фактором выживания предприятий. В ходе приватизации не решена задача избавления бюджета от необходимости дотирования убыточных предприятий.
Приватизация имеет особое значение. Попытка ориентироваться только на негосударственные коммерческие организации и иностранных инвесторов как эффективных собственников бывших государственных предприятий не оправдала себя.
Особое значение
для предпринимательства имеет
Усугубляет положение чрезмерна
Государство регулирует
предпринимательскую
Большое влияние на результаты предпринимательской деятельности оказывают тарифы на продукцию и услуги естественных монополий. Ошибки в этой сфере обостряют многие проблемы в экономике. Из-за быстрых изменений экономической ситуации необходима постоянная корректировка тарифов (например, опережающий рост цен и тарифов для промышленных потребителей способствует углублению ценовых диспропорций в различных секторах экономики и сохраняет инфляционный потенциал. Из-за искажения в ценах и тарифах плохо используются материальные и финансовые ресурсы, становятся неэффективными
Развитию предпринимательства могут способствовать гарантии государства по займам и кредитам предприятий. Правительство РФ предполагает выдавать гарантии лишь тем, кто не имеет долгов перед бюджетом. Меняется и механизм предоставления гарантий. Их будут получать только победители инвестиционных конкурсов, проводимых Министерством экономики.
Таким образом, для развития предпринимательства применяется ряд экономических методов и рычагов, в том числе приватизация, конкуренция, налоги, акцизы, инвестиции, кредиты, государственный заказ, лицензии, тарифы, государственные гарантии и др. Однако эти методы пока не составляют системы и используются плохо, путем проб и ошибок, что резко снижает их эффективность.
Предстоит длительная
совместная работа государственных, властных
и участвующих в бизнесе
2. Современное состояние предпринимательской деятельности в России
2.1 Развитие предпринимательства и тенденции его становления в современных условиях
Базовым свойством
предпринимательства является экономическая
свобода хозяйствующего субъекта, то
есть наличие определенной совокупности
прав, гарантирующих автономное, самостоятельное
принятие решений по поиску и выбору
вида, формы и сферы активности,
методов ее осуществления, использование
продукта и дохода, приносимого данной
деятельностью. Показателем степени
экономической свободы
Для развития предпринимательства необходимой является конкурентная среда - наличие большого числа производителей - продавцов одинаковой по своему функциональному назначению или взаимозаменяемой продукции. Конкуренция, по общему признанию, является ключевым звеном в функционировании рынка и рыночной экономики в целом.
Под конкуренцией в рыночном хозяйстве понимается экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы собственников товаров и услуг за наиболее выгодные условия производства и реализации. Это предполагает отсутствие монопольного производства, препятствующего развитию конкуренции.
Роль конкуренции в формировании предпринимательства состоит в выявлении наиболее результативных, эффективных путей развития путем сравнения, отбора лучших способов деятельности. В условиях конкуренции происходит жесткая проверка идей и личных качеств предпринимателей, уровня их образованности, способности верно ориентироваться в окружающем мире. И на вершину поднимаются лишь те, кто умеет правильно понять и, верно оценить и удовлетворить общественные потребности. Таких оказывается немного.
Предпринимательство и конкуренция - это звенья одной цепи. Однако не следует особенно полагаться на естественность и независимость процессов формирования конкурентных отношений и развития предпринимательства. Об этом ярко свидетельствует хозяйственная практика развитых стран.
Новые отечественные негосударственные структуры, неготовые к открытой и честной конкуренции, болезненно реагируют на попытки правительства ограничить их монополистическое поведение. Известно, например, как негативно биржевые структуры, тяготеющие к установлению контроля над всей оптовой торговлей, встретили российские законодательные акты, направленные на предотвращение монополизации этого рынка. Поэтому демонополизация экономики была и остается постоянной заботой и обязанностью государства, одним из основных направлений его деятельности.
Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что страна пошла по азиатскому пути развития предпринимательства, когда между производителем и потребителем находятся десятки посредников. Между тем, общепризнанно, что через посредничество благополучия для населения не создать.
Для того чтобы предпринимательство получило стимулы развития, а товаропроизводители начали проявлять инициативу, необходимы определенные условия, определяющие собой как бы внешнюю среду нормального функционирования предпринимательства.
Государственная
политика приватизации оставила в стороне
решение многих задач, как переподготовка
хозяйственных руководителей и
воспитание современных промышленных
менеджеров. Государство не проводило
никаких заметных операций по адаптации
к условиям рынка даже предприятий
государственного сектора, отказываясь
играть какую-либо роль в рыночной реструктуризации
государственных предприятий и
в формировании полноценных субъектов
предпринимательской
Установка на то,
чтобы сократить рамки
Предпринимательство во внешнеэкономической области развивалось в нашей стране под воздействием еще ряда факторов, связанных со спецификой проведения реформ. Одна из таких специфических черт - одновременное существование в 1992 г заниженного обменного курса рубля, что позволяло экспортировать ресурсы даже по демпинговым ценам, и специального обменного курса для импортеров, что делало выгодным и импорт за счет его скрытого субсидирования из бюджета.
Наряду с этим характерной чертой российского предпринимательства на начальном этапе реформ была борьба за экспортные лицензии и квоты, получатели которых приобретали вместе с этим и возможность быстрого обогащения. Разница внутренних и мировых цен, а также благоприятный обменный курс создавали для этого все условия.
Особенность российских внешнеэкономических связей и в структуре экспорта товаров топливно-сырьевой группы в 1992-1995 гг., когда появились возможности игры на разнице внутренних и мировых цен и на валютном курсе, они оказались еще более выгодными для экспорта. Развернулась ожесточенная борьба за право участвовать в продвижении за рубеж нефти, нефтепродуктов, а также черных и цветных металлов и т.д.
Информация о работе Государственная поддержка предпринимательства в России