Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:41, контрольная работа
Следовательно, общество в лице государства вынуждено культивировать и иные формы хозяйствования, которые обеспечивали бы не частные интересы получения прибыли любой ценой, а общественные потребности и интересы. Ясно, что эти последние могут быть осуществлены только в соответствующих обобществленных формах производства и государственного регулирования, основой осуществления которых является государственная собственность и соответственно государственное хозяйствования.
Введение …………………………………………………………………………… 2
1.Необходимость государственного хозяйствования, состав и структура государственного сектора экономики …………………………………………… 3
2.Особенности государственного регулирования государственного сектора экономики и его структурных звеньев …………………………………………... 9
Заключение ……………………………………………………………………….. 13
Задача …………………………………………………………………………… .. 14
Список использованных источников …………………………………………… 15
Введение ………………………………………………………
1.Необходимость
государственного
2.Особенности
государственного
Заключение …………………………………………………
Задача …………………………………………………………………………… .. 14
Список использованных
источников ……………………………………………
15
Тысячи лет производство подчинялось одной цели – созданию натуральных продуктов как главного условия обеспечения жизнедеятельности человека и общества. Господствовало так называемое «натуральное хозяйство». Товарный обмен и производство продуктов для продажи хотя и имели место, но носили вспомогательный характер, то есть не были основной хозяйственной жизнедеятельности и производителей и общества в целом. Предпринимательская деятельность – это особая форма хозяйствования имманентная капиталистическому, в своей основе рыночному, способу общественного производства. Получение максимально возможной прибыли – вот лейтмотив, квинтэссенция капиталистического или, или что то же, - предпринимательского способа хозяйствования.
Прибыль, будучи безграничной (в отличие от натуральных продуктов) целью хозяйствования и, соответственно, способом накопления средств, создает мощные стимулы к развитию общественного производства на основе рыночных механизмов. Но с другой стороны, она же подрывает экономическую и социальную общность людей, утверждая жестокий частный эгоизм, попирает права и интересы граждан и даже всего общества. Возникает серьезное социально-экономическое противоречие, которое исторически все углубляется по мере развития технического прогресса и обобществления производства, которые по своей природе не могут воспроизводиться частным (обособленным) предпринимательским способом.
Следовательно, общество
в лице государства вынуждено культивировать
и иные формы хозяйствования, которые
обеспечивали бы не частные интересы получения
прибыли любой ценой, а общественные потребности
и интересы. Ясно, что эти последние могут
быть осуществлены только в соответствующих
обобществленных формах производства
и государственного регулирования, основой
осуществления которых является государственная
собственность и соответственно государственное
хозяйствования.
1. Необходимость государственного
хозяйствования, состав
и структура
государственного сектора
экономики
Прежде всего, следует четко различать понятия «хозяйственная деятельность» и более узкое и конкретное - «предпринимательство». Последнее является хозяйственной деятельностью, но сказать обратное нельзя. Хозяйственная деятельность существовала всегда, начиная с исторического момента выделения человека из животного мира, то есть, с начала изготовления им необходимых продуктов в процессе труда и производства.
Иначе говоря, в современных исторических условиях нельзя игнорировать ни частное предпринимательство, ни государственное хозяйствование. Необходимо разумно находить их оптимальное сочетание, диктуемое объективными материальными условиями самого общественного воспроизводства. При этом, в одних случаях и государственное хозяйствование объективно может осуществляться на прибыльной, то есть предпринимательской основе, и других же - на бесприбыльной основе, прямо подчиняясь принципу удовлетворения общественных потребностей и интересов в конкретных изделиях, услугах. В последнем случае корректнее говорить о государственном хозяйствовании, но не о предпринимательстве».
Обоснование необходимости государственного регулирования, хозяйствования и предпринимательства вообще было дано во второй главе: все сферы производства и экономики, где проявляются «фиаско», «пробелы» рынка, являются зонами обязательного государственного регулирования, в том числе посредством государственного хозяйствования. Здесь поэтому коснемся лишь «фиаско рынка», имеющих прямое отношение к детерминированию собственно форм государственного хозяйствования:
В экономической литературе, как правило, такое разграничение государственного хозяйствования и предпринимательства, почему-то, не проводится. А все факты убыточности государственных предприятий однозначно истолковываются на радость либералам как факт неэффективности государственного управления и хозяйствования.
и обеспечения безопасной жизнедеятельности общества; в сфере экологической, ядерной, радиационной, фитосанитарной, санитарно-эпидемиологической и прочей общественной безопасности; при необходимости создания не отдельных производств, а целых отраслей, научно-технических и прочих комплексов (к примеру, ядерная энергетика и производство, тяжелое машиностроение, ракетно-космическая отрасль, оборонные объекты, комплексы вооружений и военной техники и т.д.); в сфере борьбы с чрезвычайными ситуациями, природными стихийными бедствиями, борьбы с терроризмом и обеспечения государственной безопасности и т.п.
Этого перечня вполне достаточно, чтобы понять, сколь велика и незаменима роль государства в экономической жизни любой развитой страны. Сухая статистика свидетельствует, что доля государственного сектора в производстве ВВП всех развитых стран в среднем составляет 20-30% (было и того больше), а в перераспределении ВВП колеблется в диапазоне 28-58% . В зависимости от конкретно-исторических условий она может быть выше или ниже, соответственно и госсектор, - расширяться или же сужаться.
Так, после второй мировой войны во многих европейских странах были национализированы целые отрасли - угольная, железнодорожный транспорт, электроэнергетика, частично - металлургия, машиностроение, химическая и др. Даже в 80-е «либеральные» годы почти вся черная металлургия Франции была национализирована только по причине ее убыточности и огромной задолженности государству. До мере восстановления прибыльности производства объекты вновь возвращаются в частные руки. Относительно отдельных стратегически или общественно значимых предприятий подобные процессы огосударствления и последующего разгосударствления являются общим правилом и потому никого не удивляют (в 2009 году самый громкий факт такого рода - национализация даже в США «Дженерал моторз»).
Вместе с тем, важно дифференцированно воспринимать и оценивать роль государства в экономике страны, что зависит преимущественно от объективных факторов. В одних случаях государству достаточно наладить эффективное регулирование частнопредпринимательской деятельности, в других - государство может решать острые и сложные социально-экономические проблемы на основе смешанного хозяйствования и иных форм так называемого «государственно-частного партнерства» (к примеру, санация ОАО «Автоваз»), в третьих - оно может разрешать острейшие национальные проблемы только путем максимального задействования своих огромных ресурсов, резервов и производственного потенциала. В последнем случае возможности и дееспособность государства непосредственно зависят от наличия и размеров эффективной государственной собственности, иных материальных и финансовых ресурсов, мощности и управляемости производственных предприятий и иных прямо контролируемых хозяйствующих структур.
Государство осуществляет крупномасштабные закупки и использование различной продукции, в том числе гражданского и военного назначения, для общенациональных нужд; формирует, пополняет и освежает государственные материальные резервы (этим постоянно занимается специальный государственный орган - ныне федеральное агентство «Росрезерв»); создает мобилизационные резервы и иные материальные резервы, обеспечивающие деятельность различных государственных органов, в частности, МЧС России, Минобороны России и др.; строит дорогостоящие объекты социальной, транспортной, производственной и иной инфраструктуры. Очевидно, что подобная деятельность не преследует цель - получение прибыли. Даже гигантские государственные корпорации создаются в России не ради получения прибыли. Поэтому указанные виды деятельности правомерно относить к сфере государственной хозяйственной деятельности, но не к сфере государственного предпринимательства. В противном случае некоторые госорганы управления и, прежде всего «Росрезерв», придется записать в предпринимательские структуры.
Что же конкретно представляет собой государственный сектор российской экономики в настоящее время?
В годы активной приватизации государственных предприятий понятие «государственный сектор», разумеется, не было популярным и потому, оставаясь долго в тени, не было юридически определено. Но поскольку этот вопрос никак нельзя было обойти в связи с принятием Федерального закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», постольку состав государственного сектора для практических нужд был установлен постановлением Правительства РФ от 4 января 1999 г. №1 за подписью Е.М.Примакова «О прогнозе развития государственного сектора экономики Российской Федерации».
Этим правовым актом к государственному сектору экономики отнесены: