Регулирование государственного хозяйствования и предпринимательства в современной экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:41, контрольная работа

Описание работы

Следовательно, общество в лице государства вынуждено культивировать и иные формы хозяйствования, которые обеспечивали бы не частные интересы получения прибыли любой ценой, а общественные потребности и интересы. Ясно, что эти последние могут быть осуществлены только в соответствующих обобществленных формах производства и государственного регулирования, основой осуществления которых является государственная собственность и соответственно государственное хозяйствования.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………… 2
1.Необходимость государственного хозяйствования, состав и структура государственного сектора экономики …………………………………………… 3
2.Особенности государственного регулирования государственного сектора экономики и его структурных звеньев …………………………………………... 9
Заключение ……………………………………………………………………….. 13
Задача …………………………………………………………………………… .. 14
Список использованных источников …………………………………………… 15

Работа содержит 1 файл

контр. раб..docx

— 36.03 Кб (Скачать)

                                                  Содержание. 
 

Введение …………………………………………………………………………… 2

1.Необходимость  государственного хозяйствования, состав и структура государственного  сектора экономики ……………………………………………  3

2.Особенности  государственного регулирования  государственного сектора экономики  и его структурных звеньев  …………………………………………... 9

Заключение ……………………………………………………………………….. 13

Задача …………………………………………………………………………… .. 14

Список использованных источников …………………………………………… 15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  Введение. 
 

        Тысячи лет производство подчинялось одной цели – созданию натуральных продуктов как главного условия обеспечения жизнедеятельности человека и общества. Господствовало так называемое «натуральное хозяйство». Товарный обмен и производство продуктов для продажи хотя и имели место, но носили вспомогательный характер, то есть не были основной хозяйственной жизнедеятельности и производителей и общества в целом. Предпринимательская деятельность – это особая форма хозяйствования имманентная капиталистическому, в своей основе рыночному, способу общественного производства. Получение максимально возможной прибыли – вот лейтмотив, квинтэссенция капиталистического или, или что то же, - предпринимательского способа хозяйствования.

      Прибыль, будучи безграничной (в отличие от натуральных продуктов) целью хозяйствования и, соответственно, способом накопления средств, создает мощные стимулы к развитию общественного производства на основе рыночных механизмов. Но с другой стороны, она же подрывает экономическую и социальную общность людей, утверждая жестокий частный эгоизм, попирает права и интересы граждан и даже всего общества. Возникает серьезное социально-экономическое противоречие, которое исторически все углубляется по мере развития технического прогресса и обобществления производства, которые по своей природе не могут воспроизводиться частным (обособленным) предпринимательским способом.

       Следовательно, общество в лице государства вынуждено культивировать и иные формы хозяйствования, которые обеспечивали бы не частные интересы получения прибыли любой ценой, а общественные потребности и интересы. Ясно, что эти последние могут быть осуществлены только в соответствующих обобществленных формах производства и государственного регулирования, основой осуществления которых является государственная собственность и соответственно государственное хозяйствования. 

            1. Необходимость государственного хозяйствования, состав и структура                              

                         государственного сектора экономики 

    Прежде всего, следует четко различать понятия «хозяйственная деятельность» и    более узкое и конкретное - «предпринимательство». Последнее является хозяйственной деятельностью, но сказать обратное нельзя. Хозяйственная деятельность существовала всегда, начиная с исторического момента выделения человека из животного мира, то есть, с начала изготовления им необходимых продуктов в процессе труда и производства.

     Иначе говоря, в современных исторических условиях нельзя игнорировать ни частное предпринимательство, ни государственное хозяйствование. Необходимо разумно находить их оптимальное сочетание, диктуемое  объективными материальными условиями самого общественного воспроизводства. При этом, в одних случаях и государственное хозяйствование объективно может осуществляться на прибыльной, то есть предпринимательской основе, и других же - на бесприбыльной основе, прямо подчиняясь принципу удовлетворения общественных потребностей и интересов в конкретных изделиях, услугах. В последнем случае корректнее говорить о государственном хозяйствовании, но не о предпринимательстве».

     Обоснование необходимости государственного регулирования, хозяйствования и предпринимательства вообще было дано во второй главе: все сферы производства и экономики, где проявляются «фиаско», «пробелы» рынка, являются зонами обязательного государственного регулирования, в том числе посредством государственного хозяйствования. Здесь поэтому коснемся лишь «фиаско рынка», имеющих прямое отношение к детерминированию собственно форм государственного хозяйствования:

  1. Невозможность удовлетворять основную часть многообразных социальных потребностей граждан (здравоохранение, образование, физическое и культурное воспитание, частично жилищно-коммунальные потребности, обеспечение обороны и безопасности граждан, охрана окружающей природной среды и др.) на рыночных условиях.
  2. Полное или частичное, продолжительное или временное отсутствие частных инвестиций и предпринимательства в следующих случаях и условиях: в убыточных или низкорентабельных производствах; капиталоемких и долгоокупаемых производствах; в новых наукоемких, высокозатратных и, как правило, высокорисковых отраслях и производствах; в сфере фундаментальных научных исследований и дорогостоящих НИОКР; в сфере создания инфраструктурных - производственных, транспортных, социальных, мобилизационных, защитных и других сооружений и объектов общего пользования, хранения материальных резервов

     В экономической литературе, как правило, такое разграничение государственного хозяйствования и предпринимательства, почему-то, не проводится. А все факты убыточности государственных предприятий однозначно истолковываются на радость либералам как факт неэффективности государственного управления и хозяйствования.

и обеспечения  безопасной жизнедеятельности общества; в сфере экологической, ядерной, радиационной, фитосанитарной, санитарно-эпидемиологической и прочей общественной безопасности; при необходимости создания не отдельных производств, а целых отраслей, научно-технических и прочих комплексов (к примеру, ядерная энергетика и производство, тяжелое машиностроение, ракетно-космическая отрасль, оборонные объекты, комплексы вооружений и военной техники и т.д.); в сфере борьбы с чрезвычайными ситуациями, природными стихийными бедствиями, борьбы с терроризмом и обеспечения государственной безопасности и т.п.

  1. Невозможность решения социально-экономических проблем отсталых регионов, особенно по причине неблагоприятных природно-климатических и географических условий.
  2. Полная индифферентность рыночной экономики и частного предпринимательства к решению «перспективных проблем», отсутствие инвестиций в отдаленное «будущее», в том числе в предотвращение неблагоприятного хода социально-экономических и экологических событий.
  3. Неэффективность рыночных механизмов и частного предпринимательства (без государственного вмешательства) в сферах хозяйственной деятельности, относимой к так называемым естественным монополиям, особенно на стадии их создания - газо-нефте-тепло-водо-трубопроводы, железные дороги, магистральные линии электропередач, электросвязь, космические телекоммуникации, почтовая связь, диспетчерские центры управления в данных и иных отраслях и др.
  4. Невозможность решать наиболее актуальные производственные, социально-экономические и научно-технические задачи в ускоренном и системном режиме в связи с особенностями политической, военной и кризисной социально-экономической обстановки (когда «время не терпит»).

    Этого перечня вполне достаточно, чтобы понять, сколь велика и незаменима роль государства в экономической жизни любой развитой страны. Сухая статистика свидетельствует, что доля государственного сектора в производстве ВВП всех развитых стран в среднем составляет 20-30% (было и того больше), а в перераспределении ВВП колеблется в диапазоне 28-58% . В зависимости от конкретно-исторических условий она может быть выше или ниже, соответственно и госсектор, - расширяться или же сужаться.

    Так, после второй мировой войны во многих европейских странах были национализированы целые отрасли - угольная, железнодорожный транспорт, электроэнергетика, частично - металлургия, машиностроение, химическая и др. Даже в 80-е «либеральные» годы почти вся черная металлургия Франции была национализирована только по причине ее убыточности и огромной задолженности государству. До мере восстановления прибыльности производства объекты вновь возвращаются в частные руки. Относительно отдельных стратегически или общественно значимых предприятий подобные процессы огосударствления и последующего разгосударствления являются общим правилом и потому никого  не удивляют (в 2009 году самый громкий факт такого рода - национализация даже в США «Дженерал моторз»).

    Вместе с тем, важно дифференцированно воспринимать и оценивать роль государства в экономике страны, что зависит преимущественно от объективных факторов. В одних случаях государству достаточно наладить эффективное регулирование частнопредпринимательской деятельности, в других - государство может решать острые и сложные социально-экономические проблемы на основе смешанного хозяйствования и иных форм так называемого «государственно-частного партнерства» (к примеру, санация ОАО «Автоваз»), в третьих - оно может разрешать острейшие национальные проблемы только путем максимального задействования своих огромных ресурсов, резервов и производственного потенциала. В последнем случае возможности и дееспособность государства непосредственно зависят от наличия и размеров эффективной государственной собственности, иных материальных и финансовых ресурсов, мощности и управляемости производственных предприятий и иных прямо контролируемых хозяйствующих структур.

    Государство осуществляет крупномасштабные закупки и использование различной продукции, в том числе гражданского и военного назначения, для общенациональных нужд; формирует, пополняет и освежает государственные материальные резервы (этим постоянно занимается специальный государственный орган - ныне федеральное агентство «Росрезерв»); создает мобилизационные резервы и иные материальные резервы, обеспечивающие деятельность различных государственных органов, в частности, МЧС России, Минобороны России и др.; строит дорогостоящие объекты социальной, транспортной, производственной и иной инфраструктуры. Очевидно, что подобная деятельность не преследует цель - получение прибыли. Даже гигантские государственные корпорации создаются в России не ради получения прибыли. Поэтому указанные виды деятельности правомерно относить к сфере государственной хозяйственной деятельности, но не к сфере государственного предпринимательства. В противном случае некоторые госорганы управления и, прежде всего «Росрезерв», придется записать в предпринимательские структуры.

    Что же конкретно представляет собой государственный сектор российской экономики в настоящее время?

    В годы активной приватизации государственных предприятий понятие «государственный сектор», разумеется, не было популярным и потому, оставаясь долго в тени, не было юридически определено. Но поскольку этот вопрос никак нельзя было обойти в связи с принятием Федерального закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», постольку состав государственного сектора для практических нужд был установлен постановлением Правительства РФ от 4 января 1999 г. №1 за подписью Е.М.Примакова «О прогнозе развития государственного сектора экономики Российской Федерации».

    Этим правовым актом к государственному сектору экономики отнесены:

  • государственные унитарные и казенные предприятия;
  • государственные учреждения;
  • хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50 % акций (долей) находятся в государственной собственности;
  • хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50 % акций (долей) находятся в собственности хозяйственных обществ, относящихся к государственному сектору экономики.
  • К данному перечню следует теперь добавить и качественно новые государственные хозяйственные структуры, которые реально начали формироваться с 2006 года - «государственные корпорации»1.
  • Указанным постановлением Правительства РФ было поручено роскомстату России отражать принадлежность организаций и предприятий к государственному сектору экономики в «Едином государственном регистре предприятий и организаций», а Минэкономразвития РФ разработать систему показателей, характеризующих деятельность государственного сектора экономики Российской Федерации. Конечно, отнесение к госсектору экономики контролируемых государством хозяйственных обществ относительно условно, поскольку они управляются реально на основе законодательства об акционерных обществах. Но возможность государства влиять на принятие ключевых решений в органах управления таких акционерных обществ, а также практика многих западных стран, позволили с оговорками включить и подобные хозяйственные структуры в состав государственного сектора экономики.
  • На данной методологической базе рассмотрим предметно, на фактическом материале, вопросы создания и управления государственными производственно-имущественными комплексами в разных организационных формах.

Информация о работе Регулирование государственного хозяйствования и предпринимательства в современной экономике России