Законодательство РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

ая цель дипломной работы – изучить обложение косвенными налогами хозяйствующие субъекты г. Астаны. Для этого были поставлены следующие задачи:
Изучить Налоговой Кодекс Республики Казахстан.
Изучить Указ Президента Республики Казахстан о создании свободной экономической зоны на территории г. Астаны.
Применить к действующему законодательству порядок обложения косвенными налогами хозяйствующие субъекты, зарегистрированные в г. Астане.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ
1.1 Взимание налогов - основная функция налоговых органов.
1.2 Косвенные налоги – основной источник поступления доходов
в бюджет
ГЛАВА 2. КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ, ВЗЫСКИВАЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ АСТАНЫ.
2.1. Астана – свободная экономическая зона.
2.2. Акцизы – косвенный налог
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА - ДОЛГ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Работа содержит 1 файл

Косвенные налоги в РК.doc

— 279.00 Кб (Скачать)

    Понятие справедливости в налогообложении  является предметом дискуссий на протяжении более чем двух столетий. Утверждения о приоритетности справедливости в принципах налогообложения совершают своеобразное движение по спирали: о  справедливости по А.Смиту, достаточности по А.Вагнеру, вновь к принципу справедливости в налоговых системах промышленно развитых стран конца XX века. Несмотря на различия в трактовках, все финансовые школы были едины в том, что "справедливость в обложении не есть нечто абсолютное, что понятие о ней" изменяется в зависимости от места и исторической эпохи.

    Идея  справедливости в налогообложении  нашла свое выражение в принципе общности и равномерности обложения, получившего свою окончательную формулировку как принцип справедливости с конкретизацией ее вертикального и горизонтального разреза в налоговой системе США.

    В единой взаимосвязи и взаимообусловленности  с принципом справедливости выступает принцип всеобщности обложения. Принцип всеобщности нельзя понимать в буквальном смысле слова, так как было признано необходимым освобождать от налогов малые доходы, включая утвержденный минимум средств существования.

    Сложный путь трансформации прошел принцип равномерности обложения как в финансовой науке, так и на практике: от принципа равномерного обложения - к пропорциональному, а от него - к прогрессивному принципу налогообложения. Благодаря развитию идеи равномерности обложения был установлен известный минимум дохода, который нужен для удовлетворения минимума человеческих потребностей - без чего нельзя существовать. Последний же должен подлежать к налогообложению. В таком контексте Принцип справедливости в обложении понимался как принцип всеобщности и равномерности.

    В XX веке были известны три способа  обложения: налог равный, пропорциональный и прогрессивный. Первый способ отличался  тем, что со всех плательщиков налог  брался поровну, и потому противоречил принципу равномерности: взимание с  плательщиков равной суммы заранее игнорирует имущественную налогоспособность. Пропорциональным назывался такой налог, в котором уплачивается одинаковая сумма с каждой квоты (единицы) обложения. Прогрессивным называется налог, в котором с увеличением квоты увеличивается и ставка налога.

    Эти критерии деления налогов действуют  и по настоящее время. В этой связи  равномерность обложения - это вопрос о распределении налогового бремени. Современная наука использует два  взгляда на проблему распределения  налогового бремени в экономике. Это принцип полученных благ и концепция платежеспособности. Концепция принципа полученных благ развивалась в рамках индивидуалистических теорий налога. В теории обмена основанием для определения высоты обложения служат услуги государства. Речь идет об установлении полного равенства между полученными от государства услугами и уплаченными налогами.

    По  теории равного обложения все  лица или все семьи должны быть обложены одинаковым налогом. Одинаково  пользуясь государственными услугами, все должны и платить одинаково, подобно тому, как все отбывают воинскую повинность. Несостоятельность данной теории заключается в том, что она не соответствует условиям XX и начала XXI веков с их значительным имущественным неравенством.

    Развитие  концепции платежеспособности, построенной с учетом имущественного положения плательщика, связано с вопросом об источнике налогов. Окончательное утверждение принципа платежеспособности стало возможным, когда в финансовой науке был признан в качестве объекта обложения чистый доход. Когда был определен в качестве источника налогов чистый доход, то перед наукой встал вопрос, какой принцип должен быть положен в основу его обложения - пропорциональный или прогрессивный. В налоговой практике использовались оба принципа. Однако в XX веке изменение экономических условий доказало целесообразность использования прогрессивного налогообложения, что нашло свое выражение в повсеместном введении подоходного прогрессивного налогообложения. Налоговая структура промышленно развитых стран в большей степени соответствует принципу платежеспособности, нежели принципу налогообложения получаемых благ. 

 

1.2 Косвенные  налоги  – основной источник  поступления 

доходов в бюджет 

      В Республике Казахстан  действуют   налоги и обязательные платежи  в бюджет, установленные налоговым Кодексом Республики Казахстан.  Налоги подразделяются на прямые и косвенные.  К косвенным налогам относятся  налог на добавленную стоимость акциз.

    Сумма  налогов  и других обязательных платежей в бюджет  поступают в соответствующие  доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном законом Республики Казахстан “О бюджетной системе” и законодательством  о республиканском  бюджете  на соответствующий год.

    Из  всех рассматриваемых до настоящего времени не устарели и не утратили своего значения четыре классических принципа налогообложения.:

    1. Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам.
    2. Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику.
    3. Принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом; которые в представляют наибольшие удобства для плательщика.
    4. Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.

    Перечисленные классические (фундаментальные) принципы в той или иной мере используются в  разных системах стран мирового сообщества.

    Наряду  с перечисленными классическими  выделяются принципы, характеризующие общность признаков, вытекающих непосредственно из исследования внутренних свойств системы налогообложения. Они определяют функционирование всех сфер общественной и экономической деятельности и в нашем исследовании выступают в качестве общих принципов налоговой системы. Общие принципы основаны на таких связях, которые позволяют определить место и роль отдельных группировок в структуре целого. На основе этих принципов создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому режиму и возможностям экономического базиса, сложившимся социальным условиям развития.

    В экономической литературе эти принципы классифицируются как организационно-экономические (правовые) или внутринациональные и характеризующиеся принципы построения налоговой системы в конкретных условиях общественно-политического и социально-экономического развития страны. В зависимости от характера проявления они дифференцируются на организационно-правовые и экономико-функциональные принципы.

    Предлагаемые  в экономической литературе принципы налогообложения относятся к  подсистеме внутринациональных принципов, на основании которых принимается  закон о налоговой системе  конкретной страны на определенный период времени. Эта система в целом определяет, какие фундаментальные (классические) принципы налогообложения в утверждение принципа платежеспособности стало возможным, когда в финансовой науке был признан в качестве объекта обложения чистый доход. Когда был определен в качестве источника налогов чистый доход, то перед наукой встал вопрос, какой принцип должен быть положен в основу его обложения - пропорциональный или прогрессивный. В налоговой практике использовались оба принципа. Однако в XX веке изменение экономических условий доказало целесообразность использования прогрессивного напогообложения, что нашло свое выражение в повсеместном введении подоходного прогрессивного налогообложения. Налоговая структура промышленно развитых стран в большей степени соответствует принципу платежеспособности, нежели принципу налогообложения получаемых благ. 
 

    

 

    Основными условиями выделения принципиальных установок (правил налогообложения) являются направленность и характер действия. В то же время из этой системы  выпадает группировка принципов, регулирующая действенность налоговой системы. Для государства важен не только количественный рост производства и накопления, но и экономическое и материальное содержание этой деятельности, то есть что производится, где и на каких условиях и т.д. Поэтому наряду со стимулированием деятельности хозяйствующих субъектов государство должно взять на себя функцию регулирования их деятельности. В этой регулирующей деятельности государства налоги служат орудием экономической политики, наряду с другими средствами - активной банковской политикой, таможенными пошлинами, регулированием деятельности акционерных компаний, корпораций, фирм. "Налоги были приравнены к одной из составляющих сил, определяющих ту равнодействующую, по которой совершается эволюция рыночной экономики и поэтому выяснение этой скрытой энергии, которой обладают налоги, приобретает большое значение и для понимания дальнейших этапов и форм эволюции капиталистического хозяйства".

    Использование налогов в качестве инструмента  воздействия на экономику дает нам основание для выделения функционально-управленческих принципов налогообложения, как самостоятельной системы.

    Совокупность  принципных установок, которые необходимо соблюдать при построении налоговой  системы, представлена на рисунке 1.

    Налоговая система, построенная и функционирующая на основе предложенных принципов, способна стать мощным стимулом экономики и призвана обеспечить реализацию следующих целей:

    • создание условий инвестированию сбережений корпораций и частных лиц - для формирования новых рабочих мест и борьбы с безработицей;
    • обеспечение конкурентоспособности продукции путем стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, новейших технологий и фундаментальных исследований; «проведение протекционистской политики, способствование отраслевому и территориальному переливу капитала;
    • стимулирование накопления капитала и сбережений, сдерживание личного потребления капитала;
    • обеспечение социальных потребностей всех слоев населения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ, ВЗЫСКИВАЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ  АСТАНЫ. 

2.1. Астана – свободная  экономическая зона. 

    Экономическое развитие отдельных регионов Республики Казахстан имеет весьма существенные различия в экономико – финансовых возможностях, ресурсном обеспечении, развитости производственной и социальной инфраструктуры. Эти факторы обуславливают выбор той или иной стратегии реформ, обеспечивающий экономический рост  с развитием приоритетных для данного региона секторов экономики и с учетом интересов республики в целом. Государство в определении целей и задач развития регионов играет активную роль, при этом основной целью преобразований является устранений  глубоких диспропорций в их развитии на основе имеющегося экономического  потенциала, освоения выпуска новых экспортоорентированных и импортортозамещающих  видов продукции, активного привлечения инвестиций, развитие малого и среднего предпринимательства.

          Одним из факторов подъема  экономики регионов, повышение использования  ресурсного потенциала, являются специальные  экономические зоны (СЭЗ), которые создаются в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 26 января 1996 года, имеющий силу Закона, «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан». Данный указ определяет общие правовые основы организации СЭЗ, регулирует их взаимоотношения с государственными органами РК и хозяйствующими субъектами, осуществляющих деятельность на их территориях. В рамках об

    щей экономической политики государства  с учетом внутри республиканской  специализации на территории Акмолинской, Костанайской и Кызылодинской областей в 1996 году образованы Акмолинская, Жардем – Атасуйская, Лисаковская и Кызылординская СЭВ.

          В литературе свободная  экономическая зона рассматривается  как «ограниченный район, часть  территории страны, в пределах которой  действует льготный режим хозяйствования и внешнеэкономической деятельности, предприятиям предоставлена  более широкая свобода экономических действий». В зависимости от профиля внешнеэкономической деятельности, характера предоставляемой свободы и хозяйственной специализации различают зоны свободной торговли, экспортно – промышленные, технологические и комплексные, классификация и характеристика свободных экономических зон характеризуется следующими данными: 

 
№ по порядку.
 
Наименование
 
Зоны  свободной торговли
 
Экспортно – промышленные зоны
 
Технологические зоны
 
Комплексные свободные зоны.
1. Период образования  166 г. до нашей  эры. 60 –е годы  ХХ века. 80 –е годы  ХХ века. 70 – 80 годы  ХХ века.
2. Термины Порто – франк, свободные порты, свободные гавани, свободные таможенные зоны. Экспорто –  импорто  замещающие зоны. Технопарки, технополисы, научно – внедренческие фирмы, банковские страховые компании. Свободно –  экономическая зона, зона свободного предпринимательства.
3.  Виды зон. Свободные таможенные; свободные порты; транзитные, торгово производственные. Экспорто –  импорто замещающие; экспортные; импортные. Технополисы; оффшорные; страховые банковские услуги; инновационные  центры. Свободного  предпринимательства.
4. Цель создания зон. Развитие торговли, транспорта. Развитие экспорта, привлечение отечественных и  иностранных инвестиций, интеграция в мировую экономику. Развитие высоких  и промышленных технологий.  Развитие  экономического потенциала региона.
5.  Льготы и  преференции. Освобождение  от таможенных пошлин и ввоза и вывоза товаров, снятие ограничений на торговлю. Особый таможенный режим, налоговые льготы для промышленных предприятий, выпускающих экспортную и импортозамещающую продукцию. Фискальные  и финансовые льготы.  Специальный  валютно – финансовый, правовой, таможенный и организационно – социальный режим.

Информация о работе Законодательство РК