Теория организации: перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:13, реферат

Описание работы

этапы формирования организации, управленческая структура

Работа содержит 1 файл

теория организации.docx

— 193.54 Кб (Скачать)

7. Концепция жизненного цикла организации: тактика деятельности организации в условиях стагнации

Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и, в конце концов, прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые  организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни  организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться процветают, негибкие – исчезают. Какие-то организации  развиваются быстрей других и  делают свое дело лучше, чем другие. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу. Именно поэтому широко распространено понятие о жизненном цикле организации как о предсказуемых их изменениях с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть: существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.

Проектирование, развитие и поведение организации  может быть описано посредством  моделей, которые основываются на одной  из процессорных теорий – теорий жизненных  циклов. Не существует неизбежной линейной последовательности этапов в жизни  организаций.

Значение  моделей жизненных циклов определяется возможностью их использования для  анализа организаций в проектах управленческого консультирования. Модели помогают структурировать получаемую об организации информацию. Определения  этапа развития организаций позволяет  избежать ошибок при определении  их потенциала и планирования их дальнейшего  развития.

Жизненный цикл организации — совокупность стадий развития, которые проходит фирма за период своего существования.

Эта теория рассматривается в рамках менеджмента  и подразумевает прохождение  организацией нескольких этапов развития (аналогия с живыми существами):·  становление,·  рост,·  зрелость,·  смерть.

Но последний  этап не совсем применим к организации, так как не всякое искусственное  создание обязательно должно умереть.Жизненный  цикл имеет следующий вид:·  зарождение и становление,·  рост, когда фирма активно заполняет выбранный ею сегмент рынка,·  зрелость, когда фирма пытается сохранить имеющуюся долю рынка под своим контролем·  старость, когда фирма быстро теряет свою долю рынка и вытесняется конкурентами. В дальнейшем организация либо ликвидируется, либо вливается в более крупную, либо разбивается на более мелкие организации, которые в зависимости от ситуации могут оказаться на стадии роста или зрелости (реже — других стадиях).

Успешность  развития организации на этом этапе  зависит:• от того, насколько полно  понимают идеи лидера члены организации;•  от того, насколько члены организации  обогащают лидера идеями;• от готовности членов организации реализовывать  решения лидера;• от того, насколько  эффективно построена коллективная работа.

Главными  задачами организации являются: создание условий для экономического роста  и обеспечение высокого качества товаров и услуг .

Этап  спада — период, характеризующийся  резким падением сбыта и снижением  прибыли; организация ищет новые  возможности и пути удержания  рынков (высокая текучесть кадров, нарастание конфликтов, централизация. Стадию старости организации определяется как противоречие между ней и  окружающей средой, которое выражается или в появлении конкурентов, вытесняющих организацию с занятого рынка, или в исчезновении рынка. 

8. Структурный подход к организации; разделение труда

     Структура – это организационная характеристика системы, представляющая собой совокупность устойчивых системнообразующих связей и отношений, существующих между  подразделениями и работниками  организации, обеспечивающих стабильность и равновесие системы, взаимодействие, соподчиненность и пропорциональность между составляющими ее элементами. По своему содержанию и функциональному назначению связи и отношения, составляющие структуру организации, подразделяются на 3 группы:

     связи непосредственного взаимодействия;

     отношения соподчиненности, устанавливающие  иерархическую зависимость в  организации;

     соотношения, устанавливающие пропорциональность строения организации, т.е. обеспечивающие соответствие количественных и качественных параметров отдельных составляющих системы.

     Структура – устойчивая характеристика системы. Составляющие связи должны быть четкими, достаточно выраженными и сильными.

     На  действенность и эффективность  структуры влияют:

     действительные  взаимосвязи, возникающие между  людьми и их работой. Это отражается в схемах организационных структур и в должностных обязанностях;

     действующая политика руководства и методы, влияющие на человеческое поведение;

     полномочия  и функции работников организации  на различных уровнях управления (низший, средний, высший).

     При умелом сочетании указанны трех факторов может быть создана такая рациональная структура, при которой существует реальная и благоприятная возможность  достижения высокого уровня эффективности  производства.

     Структуры организаций отличаются друг от друга  сложностью (т.е. степенью разделения деятельности на различные функции), формализацией (т.е. степенью использования заранее  установленных правил и процедур), соотношением централизации и децентрализации (т.е. уровнями, на которых принимаются  управленческие решения).

     Структурный подход применяется в организациях для обеспечения основных элементов  деятельности и взаимосвязей между  ними. Он предполагает использование  разделения труда, охвата контролем, децентрализации  и департаментализации.

     Характеристики  структуры:

     1) формализация. Разделяют формальные  и неформальные организации. Формальная  организация – предварительно  спланированная структура полномочий  и функций, которая устанавливается  на основе сложившегося взаимодействия  между компонентами организации.  Формальная структура определяет  всю систему отношений и набор  функций, позволяющих осуществлять  целенаправленную деятельность. Формальная  организация характеризуется определенной  степенью стандартизации трудовых  функций в организации. Степень  формализации может меняться. Неформальные  организации, в которых взаимоотношения  не носят заранее спроектированного  и директивно установленного  характера, а возникают под  воздействием различных факторов, общий интерес группы, объективная  необходимость сотрудничать.

     2) разделение труда. Существует  вертикальное и горизонтальное  разделение труда. Вертикальное  разделение труда, это деление  организации на уровни управления. Чем больше ступеней существует  между высшим уровнем и оперативными  работниками, тем более сложной  является данная организация.  Горизонтальное разделение труда  отражает степень разделения  труда между отдельными единицами.  Чем больше в организации сфер, требующих специализированных знаний  и умений, тем более горизонтально  сложной она является. Горизонтальная  специализация направлена на  дифференциацию функций и охватывает: определенные работы; определенные  взаимосвязи между отдельными  видами работ.

     3) функционализации – это разнообразие  заданий, которые должны быть  выполнены, чтобы достичь целей  организации; охвате контролем  - это число подчиненных, которые  отчитываются перед одним руководителем.  Говоря о разделении труда  необходимо сказать о глубине  специализации. Т.е. многие работники  в течение длительного времени  выполняют ограниченное количество  работ – однообразных, имеющих  минимальный масштаб и глубину,  т.е. шаблонные работы. Обследования  показали, что существует небольшое  количество работников, которым  нравиться повторяемость труда.  Монотонность труда вызывает  утомляемость. Задача состоит в том, чтобы научиться преодолевать отрицательные последствия разделения труда. Это становится возможным на пути укрупнения технологических операций, чередованием работ и эффективным их планированием. Т.к. существует разделение труда, то возникает необходимость в контроле. Термин «охват контролем» означает размер команды, находящейся в подчинении одного руководителя. Сколько же должно быть подчиненных? Это зависит от ряда факторов:

     требуемый контакт. В различных  видах  производства, научно-исследовательских и других работах существует необходимость в частых контактах и высоком уровне координации между руководителем и подчиненными (совещания, консультации, конференции, личный контакт);

     уровень образования и подготовленность подчиненных являются основополагающим в установлении контроля на всех уровнях  управления. Общепринято, что управляющий  на более низких уровнях управления руководит большим количеством  подчиненных, поскольку работа на этих уровнях более специализирована;

     способность общения играет важную роль в налаживании  эффективного механизма разрешения проблем в различных рабочих  ситуациях, реальной и оперативной  координации деятельности подразделения  и работников. Чем более однородны  проблемы, которыми занимается руководитель, тем больше он может иметь подчиненных. Широкий охват контролем может  быть очень эффективен при использовании  высокообразованной рабочей силы, а  узкий охват контролем, когда  подчиненные не получили соответствующей  подготовки выполнения работы. С учетом рационального охвата контролем  и в интересах достижения эффективной  координации организация подразделяется на структурные блоки (департаменты, отделы, службы).

     Департаментализация бывает:

     функциональной - группировки работников в зависимости  от выполняемых функций (цели твоего только подразделения);

     территориальная - создание групп на базе отдельной  территории;

     производственная - группируются на базе продукции;

     проектная - группировка людей на временной  основе;

     смешанная, т.к. каждый  способ группировки имеет свои плюсы и свои минусы, то используется смешанная форма.

     Структура власти обеспечивает основу для определения  задач каждого звена и выработки  механизма контроля действий. Должность  является ключом к определению объема власти, проявляющейся в процессе принятия решений. Управление ходом  событий в организации осуществляется сверху вниз в соответствии с иерархией  власти. Разумеется, привлечение низовых  звеньев к принятию решений и  управлению является важным условием этого процесса.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     9. Миссия и цели организации, организационная стратегия

В современных  условиях предприятия широко используют преимущества планирования в конкурентной борьбе. Поэтому всякий, кто всерьез  намерен заниматься предпринимательской  деятельностью и получать прибыль, должен иметь документ, определяющий стратегию и тактику ведения  бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации производства и реализации продукции и услуг. Наличие детально разработанного плана позволяет  активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и  кредитные ресурсы.

Формирование  целей компании происходит из оценки потенциальных возможностей фирмы  и обеспеченности ее соответствующими ресурсами. В теории управления цели организации подразделяются на цели общие, разрабатываемые для фирмы  в целом, и цели специфические, разрабатываемые  по основным видам деятельности подразделений  фирмы для определения общей  стратегии и политики фирмы.

Видение организации - это образное представление  смысла деятельности и перспектив (будущего) организации. Оно объясняет и  демонстрирует всем сотрудникам  и общественности, что представляет собой организация, какой она  должна стать и к чему она стремится.

Информация о работе Теория организации: перспективы развития