Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:13, реферат
этапы формирования организации, управленческая структура
Школа человеческих отношений (1930 - 1950 гг.). Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности управления. Крупными авторитетами в развитии этой школы являются Мэри Фоллетт и Элтон Мэйо. М. Фоллетт была первой, кто определил менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Мэйо обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности груда, как считали представители классической школы. Силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия руководителя. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы.
Более поздние исследования, проведенные Абрахамом Маслоу и другими психологами, помогли понять причины этого явления. Поступки других людей мотивируются в основном не экономическими силами, а различными потребностями, которые лишь частично могут быть удовлетворены с помощью денег. И чем выше уровень развития общества, тем меньше роль денег в мотивации труда, меньше роль физиологических потребностей.
Исследование психологических аспектов человеческих отношений потребовало развития социологии и методов исследования поведения работника. И в 1950-е годы родилась школа поведенческих наук. К крупным исследователям этой школы относятся Крис Арджирис, Ренсис Лайкерт, Дуглас МакГрегор, Фредерик Герцберг и др. Они изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникаций в организациях, лидерства, изменения содержания работы и трудовой жизни.
Новый подход был призван в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе изменения концепции построения и управления фирмой. Основной целью этой школы является повышение эффективности фирмы за счет повышения эффективности использования человеческих ресурсов.
Школа менеджмента, основанная на концепции поведенческих наук, актуальна и в настоящее время. Только она должна быть дополнена рядом подходов: количественным, процессным, системным, ситуационным.
В основе количественного подхода лежит применение в управлении теории исследования операций, т.е. применение точных инженерных наук, математики, статистики, ЭВТ.
Процессный подход к управлению предполагаем рассмотрение управления как процесса непрерывно взаимосвязанных действий по планированию, организации, мотивации и контролю. Центральным элементом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на фирму в данное время. Ситуационное мышление требует знания набора типовых ситуаций, которые могут возникнуть на практике и которые надо решать.
XIX век будучи веком экстенсивной экономики, подготавливал будущий XX век интенсивного экономического роста на основе научно-технического прогресса путем освоения элементов интенсификации с помощью индустриализации экстенсивной экономики. Главным методом была форсированная индустриализация. Ее выражением выступал принцип преимущественного роста средств производства.
В условиях радикального изменения развития производительных сил технический прогресс не может быть сведен к повышению технической вооруженности труда каждого отдельного рабочего. В современных условиях HTP и перехода к интенсивному экономическому развитию HТП направлен не на индустриализацию труда, а на изменение технологического уровня отдельных отраслей, комплексов отраслей, всего народного хозяйства. Подобный уровень развития производительных сил вызывает к жизни стратегические формы хозяйствования, которые предполагают вовлечь в производительный процесс весь труд в целом. Если выразить этот круг задач обобщенно, то речь идет о демократизации сферы экономики.
В эпоху интенсивной экономики рынок обладает всеми субъектами и механизмами для саморегулирования, становится основным регулятором экономики. Здесь уже нельзя говорить об эксплуатации, так как масса прибавочной стоимости и ее норма зависят не только от количества труда, его распределения, корректируемых классовым и политическим равновесием, но и от НТП и интенсификации производства. Трудовые нагрузки в такой экономике нормируются всей совокупностью балансовых связей расширенного воспроизводства.
Главное состоит в том, что каждый субъект кооперации (общество, коллектив, индивид) охватывает все общественное производство в целом, выполняя здесь свой срез или фазу, а не его части или уровни. Общество, будучи социально-экономическим субъектом, регулирует общественный труд как целое. Производственный потенциал общества и вытекающий из него технологический уровень производства неразрывно связаны с организационными, экономическими и социальными факторами экономического роста. Это особенно характерно для высокотехнологичных отраслей. Здесь применение новейших технологий должно соответствовать, с одной стороны, требованиям синхронности действий больших групп работников, а с другой стороны, требованиям рынка, который в современных условиях все более акцентирует внимание на качество конечной продукции.
Для применения новых подходов необходимо усвоить ряд принципов, являющихся узловыми для современных взглядов на организационно-управленческую деятельность:
1.
Мыслить стратегически,
2. Добиваться того, чтобы способные люди захотели взять на себя необходимые обязанности, - создавать организацию, в которой люди знали бы, какая грандиозная цель стоит перед ней и лично перед ними, и были бы готовы ее достигнуть.
3.
Постоянно совершенствовать
3. Организация как социальная система: природа и сущность организации.
Слово
«организация» происходит от латинского
organize -- де-лать сообща, стройный вид, устраиваю
Мильнер Б.З. Теория организаций. - М.:
ИНФРА-М, 1999. С. 4.. Организация рассматрива-ется
как процесс и как явление.
Как процесс она представляет
собой совокупность действий, ведущих
к образованию и совер-
В конце XIX и в начале XX века в связи с увеличение объемов производства и комплексных проблем, возникающих в экономике, возникла потребность в обобщающем подходе рассмотрения и решения крупных, глобальных, взаимосвязанных проблем. Появилась потребность в специалистах «широкого профиля», обладающих знаниями в нескольких смежных областях, умеющих обобщать эти знания, использовать аналогии (общие законы или закономерности), формировать комплексные подходы, что на современном этапе невозможно без привлечения вычислительной техники и соответственно информационной моделей. Понятие системы, употреблявшееся как комплекс, общее, целое, превратилось в специальную общенаучную категорию.
В 30-е годы XX века в рамках философии возникло обобщающее направление, названное теорией систем. Л. фон Берталанфи, считающийся основоположником данного направления, сделал доклад на научном философском семинаре, используя понятия и термины философии. (Отметим, что сходные обобщающие были идеи изложены Богдановым А.А. еще в начале ХХ века).
Затем
термины уточнялись, развивались
концептуальные подходы по мере исследований
закономерностей
В 50-60 годы
при постановке и исследовании сложных
проблем проектирования в управления
довольно широкое распространение
получил термин системотехники предложенный
Темниковым Ф.Е., который затем стал
использоваться в приложениях системных
методов к техническим
Применительно к задачам управления в определенный период времени имел распространение термин кибернетика, введенный Н. Винером.
Л. фон
Берталанфи определял систему как
«комплекс взаимодействующих
Термины
«элементы» - «компоненты», «связи» - «отношения»
обычно используются как синонимы.
Однако, следует считать, «компоненты»
- понятие более общее, чем «элементы»,
т.е. оно может означать и элемент,
и подсистему или другое образование
из эле-ментов: относительна понятии
«связь» и «отношение»
В понятии
система объективное и
Система - это некоторая целостность, состоящая из нескольких взаимосвязанных частей или законов, каждый из которых вносит свой вклад в результат деятельности целого (системы) Франчук В.И. Основы построения организационных систем. - М.: Экономика, 1991. С. 6..
Существует достаточно много определений системы, но большинство исследователей сходится к тому, что отличительными характеристиками системы является структурность (наличие составляющих ее элементов и возможность разложения системы на составляющие) и процессность (или в некоторых, случаях цикличность, то есть возможность повторения процессов существования для сохранения системы). Как считают представители системного анализа, системные свойства присутствуют во всех явлениях. Наличие таких условий может быть проверено, если явление можно описать через следующую схему (Рис. 1): наличие составляющих, таких как вход, процесс и выход.
В любой
системы вход состоит тоже из составляющих
элементов, которые классифицируются
(делятся) в зависимости от их роли
в обеспечении процессов
Входы в системе делятся по содержанию на: материальные, информационные, энергетические или их сочетание (двух или трех).
Процесс - внутреннее содержание системы, которое изменяет свое состояние во времени, изменяя количество и взаимосвязь отдельных элементов.
Вход
может рассматриваться как
Стабильность
системы характеризуется
Информация о работе Теория организации: перспективы развития