Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:13, реферат
этапы формирования организации, управленческая структура
1. Теория организации, ее предмет, место в системе научных знаний, направления развития. Общество состоит из множества организаций, с которыми связаны все аспекты и проявления человеческой жизнедеятельности. Теория организации – наука, изучающая принципы, законы и закономерности возникновения организации как явления, ее эволюции, механизмы функционирования, взаимодействия ее частей и элементов между собой, а также с внешней средой для достижения намеченных и/или проектирования новых целей. Овладение знаниями об этом позволяет обоснованно и профессионально подходить к формированию протекающих в организациях процессов, к определению курса действий и руководству его реализацией в интересах достижения поставленных целей. Предмет теории организации составляют организационные отношения людей в процессе совместной деятельности и закономерности их развития.
Организацией
как объектом исследования занимаются
менеджмент, экономика, социология, психология,
политология и другие науки. Каждая
из этих дисциплин рассматривает
лишь часть процессов, происходящих
в организации. Так, менеджмент рассматривает
вопросы, связанные с элементами
организации и процесса управления,
коммуникациями, с организацией взаимодействия
и полномочий, построения организаций.
Экономика изучает элементы организации
и оплаты труда; организации производства;
экономические законы развития, в
том числе пропорционального
и планомерного развития, соответствия
производственных отношений характеру
производительных сил. Психология изучает
психическое отражение
Таким образом, теория организации – одна из серии управленческих наук, основой которой служит теория управления
Теория организации, обособившись,
сохраняет связь с
Связь теории организации
с другими науками
Развитие каждой науки характеризуется двумя процессами: дифференциацией и интеграцией знаний. Дифференциация – это поиск своей ниши (своего предмета и объекта исследования) для проведения углубленных исследований. Интеграция основана на стремлении исследовать проблему с разных сторон, формировать приоритеты влияния той или иной процедуры на ситуацию в целом. Ученые, занимающиеся теорией организации, обсуждают перспективность трех путей ее развития:
Схема развития теории
организации
Определенной
трудностью для развития теории организации
является проблема количественного
измерения организационных
Из числа
эффективных методов
Развитие теории организации включает три конкретных этапа, которые в свою очередь могут быть поделены на соответствующие подэтапы:
1) сбор и обработка информации:
2) создание теорий и методик:
3) апробация теорий и методик:
Перечисленные
этапы выполняются циклически друг
за другом, совершенствуя на каждом
очередном витке знания в области
теории организации.
2. Организация как объект управления. Эволюция взглядов на организацию.
Начало систематической разработке вопросов организации положила группа известных американских инженеров. В нее входили: Фредерик Уинслоу Тейлор, Лоуренс Ганнт, Френк Банкер Гилберт, Харрингтон Эмерсон и другие. Эта группа основала целый этап, движение в науке, быстро ведущее к созданию законченного искусства управления производством, в котором организация производства выступала в качестве главной составляющей элемента управления. Конструктивный этап этого движения длился 30 лет, с 1882 по 1912 гг.
За это время можно выделить ряд шагов, в результате которых постепенно сформировалась область деятельности, получившая название «школа научного управления производством»:
1) инженеры, ставшие владельцами и руководителями фирм, начали требовать, чтобы их коллеги инженеры уделяли больше внимания финансовым аспектам хозяйственной деятельности предприятия:
2) инженеры начали интересоваться поощрительными системами заработной платы, что отчасти объясняется неудачными результатами сделанных ранее попыток применить систему «участия в прибылях»;
3)
происходило сближение между
инженерами и работниками
4) инженеры стали уделять больше внимания конторской работе, связанной с управлением производством;
5)
работа Ф. Тейлора «Управление
производственными участками» (1903 г.)
пробудила интерес к
6)
Ф. Гилберт (независимо от
7)
Л. Ганнт подчеркивал важность
функций управления и требовал
уделять в работе
8)
Х. Эмерсон и Э. Джонс
9) первые специалисты в области психологии труда, в частности Гюго Мюнстерберг, Уолтер Дилл Скотт и Лилиан Моллер Гилбрет, впервые показали возможности и эффективность применения в промышленной деятельности пой наиболее молодой из прикладных наук.
Первым человеком, который осознал взаимосвязь между этими разнообразными начинаниями и попытался слить их в единой концепции в разработанном им комплексе идей под названием «управление производством», был Ф. Тейлор.
В несколько более узкой области, охватываемой понятием «организация труда», Тейлор также открыл много нового. Так, он впервые сформулировал необходимость оптимального сочетания трех элементов для достижения максимальной выработки:
1) определенного задания, установленного на основе изучения работы (в результате которого выявлена наилучшая последовательность операций):
2) определенной нормы времени, установленной по данным хронометража или по нормативам;
3) определенного метода работы, разработанного путем тщательных экспериментов и зафиксированного в инструкционной карте.
Сочетание
этих трех элементов по-прежнему остается
важнейшим условием высокой производительности
труда. Хотя сами методы повышения производительности
труда развиты и
Современный менеджмент появился в конце прошлого века. Тогда в 1881 году американец Джозеф Вартон разработал курс менеджмента для преподавания в колледже.
В 1916 году французский ученый Анри Файоль поставил вопрос о преподавании менеджмента в учебных заведениях. Файоль 30 лет руководил горнодобывающей компанией. Он выделил 6 основных видов деятельности предприятия техническая, коммерческая, финансовая, защитная, бухгалтерская, административная ответственность.
В 20-е годы XX века А.К. Гастев выдвинул концепцию «узкой базы», «узкого места», с «расшивки» которых нужно начинать совершенствование управления.
Среди
ученых-управленцев следует
На основе анализа эволюции взглядов на управленческую деятельность можно выделить следующие школы менеджмента.
Классическая, или административная, школа менеджмента, действовавшая в основном в 1920 - 1950 гг. Ее авторами являются Тейлор, Гилберт, Файоль и др. С возникновением административной школы специалисты начали постепенно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом. Приверженцы классической школы не очень заботились о социальных аспектах управления. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Наибольший вклад в разработку классической школы менеджмента внес французский ученый Анри Файоль. Еще в 1923 году он говорил, что «управлять» - это значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать. А. Файоль разработал также 14 принципов управления.
Информация о работе Теория организации: перспективы развития