Стратегическое планирование напредприятии ООО СМК «Элком»

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 09:45, курсовая работа

Описание работы

Группа компаний «ЭЛКОМ» - предприятие, осуществляющее деятельность в сфере проектирования и строительства различных инженерных систем гражданского и промышленного назначения. Организованная в 2004 году, в настоящее время строительно-монтажная компания «ЭЛКОМ» представляет собой динамично развивающуюся организацию с современной материально-технической базой и командой профессионалов. Задача фирмы – предоставление максимального комплекса услуг на различных стадиях проектирования, возведения и эксплуатации зданий и сооружений. При этом заказчик получает выгоду от работы с единым подрядчиком, заключающуюся во взаимосвязи инженерных систем, а компания от минимизации количества смежных подрядчиков, что способствует удешевлению проектов и повышению качества проектных решений и работ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…….31.Теоретические аспекты стратегического планирования деятельности предприятия………………………………………………………………...…….5
1.1.Сущность и структура стратегического планирования ………..……5
1.2.Типы стратегий …………………………………………………….…..12
2.Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия ООО СМК «Элком» за 2008-2010 гг…………………………………………………18
2.1.Сфера деятельности предприятия………………………………..…..18
2.2. Анализ экономических показателей...................................................19
2.3. Анализ деятельности управленческих кадров…………..…..…..…..27
3.Разработка стратегии развития предприятия ООО СМК «Элком»……..…30
3.1.Формулирование миссии предприятия ООО СМК «Элком»……....30
3.2.Анализ факторов внешней среды ………………………………...….31
3.3.Анализ факторов внутренней среды…………………………………36
3.4.Выбор стратегии развития ООО СМК «Элком»……………..….….40
Заключение…………………………………………………………………..….45
Библиографический список………………………………………………..…..47

Работа содержит 1 файл

Курсовая-Стратегический.doc

— 507.50 Кб (Скачать)

Содержание  

Введение…………………………………………………………………….…….31.Теоретические аспекты стратегического планирования деятельности предприятия………………………………………………………………...…….5

    1.1.Сущность и структура стратегического  планирования ………..……5

    1.2.Типы стратегий …………………………………………………….…..12

2.Краткая организационно-экономическая  характеристика предприятия ООО СМК «Элком» за 2008-2010 гг…………………………………………………18

     2.1.Сфера деятельности предприятия………………………………..…..18

    2.2. Анализ экономических показателей...................................................19

    2.3. Анализ деятельности управленческих  кадров…………..…..…..…..27

3.Разработка  стратегии развития предприятия ООО СМК «Элком»……..…30

     3.1.Формулирование миссии предприятия ООО СМК «Элком»……....30

     3.2.Анализ факторов внешней среды ………………………………...….31

     3.3.Анализ  факторов внутренней среды…………………………………36

     3.4.Выбор  стратегии развития ООО СМК «Элком»……………..….….40

Заключение…………………………………………………………………..….45

Библиографический список………………………………………………..…..47

 

      Введение

      Тема  данной курсовой работы – стратегическое планирование на предприятии ООО СМК «Элком».

      Группа  компаний «ЭЛКОМ» - предприятие, осуществляющее деятельность в сфере проектирования и строительства различных инженерных систем гражданского и промышленного назначения. Организованная в 2004 году, в настоящее время строительно-монтажная компания «ЭЛКОМ» представляет собой динамично развивающуюся организацию с современной материально-технической базой и командой профессионалов. Задача фирмы – предоставление максимального комплекса услуг на различных стадиях проектирования, возведения и эксплуатации зданий и сооружений. При этом заказчик получает выгоду от работы с единым подрядчиком, заключающуюся во взаимосвязи инженерных систем, а компания от минимизации количества смежных подрядчиков, что способствует удешевлению проектов и повышению качества проектных решений и работ.

      Каждая  организация для успешного функционирования и развития должна иметь свою стратегию. Стратегия  - это определение долгосрочных целей предприятия, программы действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей в условиях конкуренции. Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений.

      Актуальность  данной темы определяется тем, что современным предприятиям необходимы предварительный анализ деятельности самой организации и возможность предвидеть изменения внешней среды, так как это является обязательным условием для разработки действий по постановке целей и их достижения.

      Цель курсовой работы – разработать рекомендации по совершенствованию стратегического планирования в ООО СМК «Элком» на основе разработки стратегии развития предприятия. Цель обуславливает постановку задач:

  • Изучение теоретических аспектов стратегического планирования,
  • Изучение сферы деятельности предприятия,
  • Анализ основных экономических показателей,
  • Анализ факторов внешней и внутренней среды предприятия, SWOT анализ,
  • Формулирование стратегии предприятия.

      Объектом работы является система планирования в организации.

      Предмет исследования – стратегическое планирование в ООО СМК «Элком».

      При проведении исследования использовались методы анализа, метод SWOT анализа, факторный анализ.

 

1.Теоретические аспекты  стратегического  планирования деятельности  предприятия

1.1.Сущность  и структура стратегического   планирования

    Понятие «стратегия» вошло в число управленческих терминов в 50-е годы, когда проблема реакции на неожиданные изменения во внешней среде приобрела большое значение. Вначале смысл этого понятия был неясен. Словари не помогали, так как, следуя военному словоупотреблению, они все еще определяли стратегию как «науку и искусство развертывания войск для боя».

    Термин  «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60—70-х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Разработка идей стратегического управления нашла отражение в работах таких авторов, как Frankenhofs and Granger (1971), Ansoff (1972), Schendel and Hatten (1972), Irwin (1974) и др. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения.

    Можно указать на несколько конструктивных определений, которые были предложены авторитетными разработчиками теории стратегического управления. Шендел и Хаттен рассматривали его как «процесс определения и (установления) связи, организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям». По Хиггенсу, «стратегическое управление — это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением», Пирс и Робинсон определяют стратегическое управление «как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации». Существует еще целый ряд определений, которые делают упор на те или иные аспекты и особенности стратегического управления или же на его отличия от «обычного» управления.

    Будучи  функцией управления, стратегическое планирование является фундаментом, на котором строится вся система управленческих функций, или основой функциональной структуры системы управления. Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива предприятия по ее достижению.

    Стратегическое  планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей функционирования предприятия.

     Основные компоненты стратегического планирования: 

1. Определение миссии организации. Этот процесс состоит в установлении смысла существования фирмы, ее предназначения, роли и места в рыночной экономике. В зарубежной литературе этот термин принято называть корпоративной миссией или концепцией бизнеса. Он характеризует направление в бизнесе, на которое фирмы ориентируются, исходя из рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ.

2. Формулирование целей и задач. Для описания характера и уровня деловых притязаний, свойственных тому или иному виду бизнеса, применяются термины «цели» и «задачи». Цели и задачи должны отражать уровень обслуживания потребителей. Они должны создавать мотивацию людей, работающих в фирме. Целевая картина должна иметь, по крайней мере, четыре типа целей:  

 •  количественные цели; 

 •  качественные цели; 

 •  стратегические цели; 

 •  тактические цели и т.д. 

    Цели  для нижележащих уровней фирмы  рассматриваются как задачи.

3. Анализ и оценка внешней и внутренней среды. Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает как базу для определения миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегии поведения, позволяющей фирме осуществить свою миссию и достичь своих целей.

    Одной из ключевых ролей любого управления является поддержание баланса во взаимодействии организации со средой. Каждая организация вовлечена в три процесса:

•  получение ресурсов из внешней среды (вход);

•  превращение ресурсов в продукт (преобразование);

• передача продукта во внешнюю среду (выход).

    Управление  призвано обеспечивать баланс входа  и выхода. Как только в организации  нарушается этот баланс, она встает на путь умирания. Современный рынок  резко усилил значение процесса выхода в поддержании этого баланса. Это как раз и находит отражение в том, что в структуре стратегического управления первым блоком является блок анализа среды.

    Анализ  среды предполагает изучение трех ее составляющих:

•  макроокружения;

•  непосредственного окружения;

•  внутренней среды организации.

    Анализ  внешней среды (макро- и непосредственного  окружения) направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно поведет работу, и на то, какие осложнения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя отвратить негативные выпады, которые может преподнести ей окружение.

    Анализ  макроокружения включает изучение влияния  экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развития общества, инфраструктуры и т.п.

    Непосредственное  окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы.

    Анализ  внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать миссию, т.е. определить смысл и направления деятельности фирмы. Исключительно важно всегда помнить, что организация не только производит продукцию для окружения, но и обеспечивает возможность существования своим членам, давая им работу, предоставляя возможность участия в прибылях, обеспечивая их социальными гарантиями и т.п.

    Внутренняя  среда анализируется по следующим  направлениям:

•  кадровый потенциал;

•  организация управления;

•  финансы;

•  маркетинг;

•  организационная структура и т.п.

4. Разработка и анализ стратегических альтернатив, выбор стратегии

    Выработка стратегии  осуществляется  на высшем уровне управления и основана на решении вышеописанных задач.  На  этой стадии принятия  решения менеджеру  необходимо оценить альтернативные пути деятельности фирмы и выбрать оптимальные варианты для достижения поставленных целей. На основе  проведенного  анализа  в  процессе  разработки стратегии происходит формирование стратегического мышления путем обсуждения и согласования с управленческим линейным  аппаратом концепции  развития  фирмы  в целом,  рекомендация новых стратегий развития,  формулирование проектов целей, подготовка директив для долгосрочного планирования,  разработка стратегических планов и их контроль. Стратегический менеджмент предполагает, что фирма определяет свои ключевые позиции на  перспективу  в  зависимости  от приоритетности целей. Перед фирмой стоят четыре основные стратегические альтернативы: ограниченный рост,  рост,  сокращение и сочетание этих стратегий. Ограниченного роста придерживаются большинство  организации в развитых странах. Для него характерно установление целей от достигнутого,  скорректированных  объединений фирм в никак не связанных отраслях. Реже всего руководители выбирают стратегию сокращения.  В ней уровень  преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом. Для многих фирм сокращение может означать путь рационализации и  переориентации операций.  В этом случае возможны несколько вариантов:

Информация о работе Стратегическое планирование напредприятии ООО СМК «Элком»