Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:47, дипломная работа
Целью дипломной работы является выявление путей снижения себестоимости льнопродукции на примере ОАО «Сморгоньлен».
Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
- определить понятие себестоимости, ее классификацию;
- изучение затрат на производство льноволокна;
- проанализировать себестоимость продукции предприятия;
- рассмотрены основные направления по совершенствованию организации производства и снижению себестоимости продукции.
Преимущества данного
механизма взаимоотношений
-сокращение потерь качества льносырья за счет оптимизации сроков уборки, повышения уровня механизации уборочных работ;
-приоритетное направление инвестиций на формирование льноуборочных комплексов на льнозаводах;
-снятие противоречий между льносеющими хозяйствами и льнозаводами по оценке качества поставленной тресты, так как оценка готовности посевов к уборке может быть проведена заинтересованными сторонами на более объективном уровне;
-более четкое планирование схемы уборки и формирование оптимального соотношения ранее-, средне- и позднеспелых сортов льна с учетом климатических условий, исходя из оснащенности механизированных отрядов льнозаводов;
-снятие противоречий между льнозаводами и сельскохозяйственными организациями по выделению земельных участков под лен, которые существуют при действующей системе организации работы механизированных отрядов при льнозаводах на арендуемых землях.
Сложившаяся в настоящее
время ситуация в льняном подкомплексе
, в составе которого на стадии производства
готовой продукции функционирует только
одно предприятие – Оршанский льнокомбинат,
выступающий монополистом и диктующий
условия всем участникам , обуславливает
необходимость поиска наиболее эффективных
форм интеграции. Предпосылками для вертикальной
интеграции в льняном подкомплексе являются
органическая связь производственно-
Интегрированная структура изначально должна быть ориентирована на высокую конкурентоспособность производства и продукции посредством реализации мер и формирования единого инновационного цикла – «научные исследования – конструкторские разработки – производство-сбыт», регулируемого адекватным экономическим механизмом. При этом необходимо обосновывать приоритеты и механизмы создания и использования централизованных финансовых ресурсов структуры, обеспечивающие поддержку эффективных программных мероприятий, ориентированных на расширение емкости внутреннего рынка, преодоление сырьевой направленности и производство конечной продукции в виде готовых изделий.
Развитие льняного подкомплекса определяют тенденции и конъюнктура внутреннего и мирового рынков.
Емкость внутреннего рынка позволяет освоить потенциал отрасли лишь на 30 % , поэтому перспективы развития льноводства в Республике Беларусь в значительной мере определяются возможными объектами экспорта льнопродукции.
Мировой рынок льнопродукции географически сконцентрирован главным образом в Европе и определяется конъюнктурой в странах Европейского Союза ,где имеются объединения , которые защищают интересы производителей льна этих стран. Для так называемых новых независимых государств Восточной Европы рынок почти недоступен. Торговля европейских стран в основном осуществляется внутри Союза.
Для «отсечения» конкурирующих поставок из Восточной Европы совет Европейского Союза ввел систему принудительных контрактов между производителями и утвержденными компаниями по первичной переработке.
Вышеуказанные факторы, а также колебания моды не в пользу льняных тканей привели к возникновению некоторых трудностей в реализации трепаного льна, обычно имеющего хороший сбыт за рубежом.
Потребители западноевропейских стран и Российской Федерации готовы покупать белорусское волокно, но по цене, составляющей 80-90 % его себестоимости , что совершенно неприемлемо для действующих льнозаводов, пытающихся стабилизировать свое экономическое положение. Поэтому поиск путей выхода на мировой рынок и совершенствование работы по организации сбыта в отрасли являются задачами первостепенной важности.
Предпосылками увеличения объема поставок производимого отечественными предприятиями льноволокна на экспорт являются:
-снижение себестоимости производства льноволокна за счет внутренних резервов, устранения непроизводительных потерь и роста объемов производства.
-улучшения качества и потребительских свойств льняной продукции, обеспечения соответствия их международным стандартам.
-обновление материально- технической базы функционирующих предприятий по возделыванию и переработке льнокультур.
1.2 Специфика формирования себестоимости льнопродукции
В процессе производства и реализации продукции на предприятии используются материальные, трудовые, нематериальные (интеллектуальные и информационные) и финансовые ресурсы. Денежная оценка стоимости всех ресурсов, использованных в процессе производства и реализации продукции за период времени, определяет понятие «затраты». Затраты характеризуются: а) денежной оценкой ресурсов, обеспечивая принцип измерения различных их видов; б) целевой установкой (затраты связаны с производством и реализацией продукции в целом или с какой-то из стадий этого процесса); в) определенным периодом времени, т.е. должны быть отнесены на продукцию за данный период времени. Если затраты не вовлечены в производство и не списаны (не полностью списаны) на данную продукцию, то затраты превращаются в запасы сырья, материалов, незавершенное производство, запасы готовой продукции и т.д. Таким образом, затраты обладают свойством запасоемкости и в данном случае они относятся к активам предприятия.
Понятие «расходы» можно
рассматривать с позиций
Издержки — это совокупность различных видов затрат на производство и реализацию продукции в целом или ее отдельных частей. Издержки включают в себя затраты, а также социальные налоги, стоимость брака, гарантийного ремонта и др. При определенных условиях издержки и затраты могут совпадать. В бухгалтерском учете расходы предприятия подразделяются на расходы для ведения обычных видов производственной деятельности, операционные, внереализационные и чрезвычайные расходы. Расходы для ведения обычных видов производственной деятельности — это расходы, которые связаны с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных ресурсов, предназначенных для осуществления уставных видов деятельности предприятия, а также расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, коммерческие, управленческие расходы, расходы по оплате труда, амортизационные отчисления и др. При формировании расходов по обычным видам производственной деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:
-материальные затраты;
-затраты на оплату труда;
-отчисления на социальные нужды;
-амортизационные отчисления;
-прочие затраты.
Операционные расходы включают расходы, связанные со сдачей во временное пользование активов предприятия, с оплатой прав, возникающих из патентов на изобретения и других видов интеллектуальной собственности; расходы от участия в уставном капитале других предприятий и убытки от совместной деятельности; расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств, иных активов и продукции; проценты за предоставление пользования кредитов и займов; расходы по оплате услуг кредитных организаций.
Внереализационные расходы включают штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных предприятием убытков; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; суммы дебиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания; курсовую разницу; суммы уценки активов (за исключением необоротных).
Чрезвычайные расходы
связаны с форс-мажорными
По источникам осуществления
расходы предприятия можно
-на включаемые в себестоимость продукции;
-относимые на финансовые результаты (убытки от списания дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, и других долгов, не реальных для взыскания; убытки от хищений, виновники которых по решению суда не установлены и т.д.);
-осуществляемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения (затраты на содержание культурно-бытовых объектов, выплаты доходов по ценным бумагам предприятия, образование различных фондов и т.п.).
Издержки производства классифицируют по многим признакам. Выделяют следующие издержки: индивидуальные (на уровне субъекта хозяйствования) и общественные (на уровне национальной экономики); производства и обращения; экономические и бухгалтерские; явные (внешние) и неявные (имплицитные, внутренние); постоянные и переменные.
Кроме затрат, непосредственно
связанных с производством и
реализацией продукции, предприятие
несет издержки, обусловленные
Показателями, характеризующими размер и величину затрат на производство и реализацию продукции являются:
-себестоимость продукции;
-смета затрат на производство и реализацию продукции;
-затраты на 1 р. произведенной и реализованной продукции. Себестоимость продукции (работ, услуг) — это стоимостная оценка потребленных в процессе производства и реализации продукции экономических ресурсов и других затрат, например в форме налогов, сборов и обязательных отчислений, осуществляемых в соответствии с действующим законодательством. В организации и технологии производства себестоимость продукции определяется не приобретенными ресурсами, а ресурсами, которые использованы в процессе производства в соответствии с нормами их расходов. Себестоимость продукции включает текущие затраты предприятия, выраженные в денежной форме, на производство и реализацию продукции. Себестоимость как показатель указывает, сколько стоит производство продукции для себя — отсюда и термин «себестоимость».
Экономическое назначение себестоимости
— возместить предприятию затраты
на производство и реализацию продукции
и обеспечить простое воспроизводство
материальных и нематериальных ресурсов,
основных средств и рабочей силы.
Разница между доходом и
Структура себестоимости - это
процентное соотношение отдельных
элементов затрат. Структура себестоимости
бывает не только отраслевой, но и отдельных
предприятий. Это объясняется влиянием
на структуру себестоимости
Изучение структуры
Смета затрат на производство и реализацию продукции — это составленный на предприятии обобщающий сводный документ, в котором отражается общая сумма затрат на производство и реализацию всего объема и всех видов продукции. Смета затрат на производство формируется по статьям, включающим в себя одноэлементные, однородные расходы вне зависимости от места и цели их использования. Затраты на 1 р. произведенной и реализованной продукции (3) определяют уровень текущих затрат на 1 р. производства и реализации продукции. Эти затраты находятся по формуле
, (1)
где Сi — полная себестоимость единицы i-го вида продукции, р.;
Цi - цена реализации единицы i-го вида продукции, p.;
Vi -объем реализованной продукции i-го вида, натуральные единицы измерения.
Данный показатель применяется
при оценке экономической эффективности
использования текущих
Разность между единицей и уровнем затрат на 1 р. реализованной продукции (1-3) характеризует размер прибыли, полученной в среднем по предприятию с каждого рубля объема реализации.
Себестоимость является: основой
простого воспроизводства (формой возмещения
потребляемых средств производства
и заработной платы); денежной формой
учета затрат на потребленные элементы
производственного процесса; основой
выбора рационального способа
Классификация видов себестоимости осуществляется по следующим признакам.
1.По уровню и месту
формирования затрат различают
два вида себестоимости: