Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 10:09, курсовая работа
Цель курсовой работы – провести анализ финансово-хозяйственной деятельности, выявить проблемы управления финансами и наметить пути их решения.
Основными задачами курсовой работы являются:
- теоретические основы анализа доходов и расходов бюджетных учреждений;
- анализ планирования доходов и расходов бюджетного учреждения;
- совершенствование системы планирования доходов и расходов бюджетного учреждения.
Введение 3
1 Теоретические основы анализа доходов и расходов бюджетных учреждений 7
1.1 Понятие доходов и расходов бюджетных учреждений. Нормативно-правовое регулирование доходов и расходов бюджетных учреждений 7
1.2 Анализ планирования доходов и расходов бюджетных учреждений (до 2010 года) 17
2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности Министерства образования РФ за 2010-2011 гг. 27
2.1 Краткая характеристика Министерства образования РФ 27
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности Министерства образования РФ 29
2.3 Разработка рекомендаций по оптимизации расходов бюджетного учреждения 39
Заключение 48
Список использованных источников и литературы 51
Рисунок 5 - Структура министерства образования и науки
Департамент бюджетного процесса, учёта и отчётности (далее
Департамент) является структурным подразделением Министерства образования и науки Российской Федерации.
Департамент составляет совместно со структурными подразделениями Министерства проект федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период по Министерству как главному распорядителю бюджетных средств и субъекту бюджетного планирования, организует работу по его рассмотрению в Министерстве финансов Российской Федерации, Министерстве экономического развития Российской Федерации и других федеральных органах государственной власти.
В соответствии со ст. 70 БК РФ бюджетные средства Министерства образования и науки расходуются по следующим направлениям (рис. 6).
Рисунок 6 - Направления расходования бюджетного финансирования в Министерстве образования и науки
По сути это укрупненная
экономическая классификация
Большинство плановых норм и нормативов (пожалуй, кроме сферы оплаты труда и денежных компенсаций и трансфертов) при составлении смет самостоятельно рассчитывались бюджетными учреждениями с учетом местных цен и тарифов.
Статьи бюджетной
Проанализируем бюджетную смету, утвержденную Министерством образования и науки.
Таблица 4 - Анализ бюджетной сметы 2009-2011 гг.
Наименование расходов |
2009 г., сумма, тыс.руб. |
2010 г., сумма, тыс.руб. |
2011г., сумма, тыс.руб. |
Темп роста 2011 г. к 2010 г., % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Расходы, всего |
7627730 |
7627730 |
8481359 |
111,19 |
Оплата труда, начисления на оплату труда |
6679410 |
6679410 |
7 115 359 |
106,53 |
Заработная плата |
4325230 |
4325230 |
4 578 210 |
105,85 |
Прочие выплаты |
83180,6 |
83180,6 |
117926,94 |
141,77 |
Начисления на оплату труда |
2270999,4 |
2270999,4 |
2 419 222 |
106,53 |
Услуги связи |
15000 |
15000 |
27 000 |
180,00 |
Транспортные услуги |
150000 |
150000 |
200 000 |
133,33 |
Коммунальные услуги |
95000 |
95000 |
125 000 |
131,58 |
Работы, услуги по содержанию имущества |
100000 |
100000 |
115 000 |
115,00 |
Прочие услуги |
425320 |
425320 |
703 000 |
165,29 |
Прочие расходы |
38000 |
38000 |
45 000 |
118,42 |
Поступление нефинансовых активов |
125000 |
125000 |
151 000 |
120,80 |
Увеличение стоимости основных средств |
125000 |
125000 |
151 000 |
120,80 |
Итак, как видно из таблицы, смета расходов на 2011 года больше 2010 года на 11,19%. Рассмотрим структуру расходов за 2010 и 2011 гг.
2009 год
2010 год
2011 год
Рисунок 7 - Структура расходов Министерства образования и науки за 2009-2011 гг., %
Анализируя рисунок 2.3 видно, что в 2010 и в 2011 году большую часть в смете расходов занимает оплата труда и начисления на оплату труда. В смете 2010 года они составили 87,56% из всех расходов Министерства, а в 2011 году они составили 83,89% всех расходов.
Итак, в данной подпункте была проанализирована смета расходов Министерства образования и науки, где было выявлено, что расходы, в соответствии со сметой, увеличились на 11,9%, в большей степени это произошло за счет повышения стоимости услуг связи, коммунальных и транспортных расходов, а также за счет роста затрат на оплату труда.
Рассмотрим структуру оплаты услуг в Министерства образования и науки за 2010-2011 гг.
Таблица 5 - Структура расходов оплат работ, услуг и прочих расходов за 2009-2011 гг.
Показатель |
2009 год, тыс.руб. |
2010 год, тыс.руб. |
2011 год, тыс.руб. |
Темп роста 2011 г. к 2010 г., % |
1. Оплата работ, услуг |
785320 |
785320 |
1170000 |
148,98 |
1.1 Услуги связи |
15000 |
15000 |
27000 |
180,00 |
1.2 Транспортные услуги |
150000 |
150000 |
200000 |
133,33 |
1.2.1 Расходы по оплате
проезда по служебным |
150000 |
150000 |
200000 |
133,33 |
1.3 Коммунальные услуги |
95000 |
95000 |
125000 |
131,58 |
1.3.1 Отопление и технологические нужды |
45140,0 |
45140,0 |
60665,4 |
134,36 |
1.3.2 Электроэнергия |
46210 |
46210 |
60581,43 |
131,1 |
1.3.3 Водоснабжение |
1874,2 |
1874,2 |
2160,18 |
115,3 |
1.3.4 Септик |
1775,8 |
1775,8 |
1416,8 |
79,8 |
1.4 Работы, услуги по содержанию имущества |
100000 |
100000 |
115000 |
115,00 |
1.5 Прочие услуги |
425320 |
425320 |
703 000 |
165,29 |
1.5.1 Расходы при оплате проживания в командировках |
289000 |
289000 |
424000 |
146,06 |
1.5.2 Расходы по закупкам |
136320 |
136320 |
279000 |
205,1 |
2. Прочие расходы |
38000 |
38000 |
45 000 |
118,42 |
2.1 Нотариальные услуги |
12400 |
12400 |
12000 |
96,7 |
2.2 Налог на имущество |
25600 |
25600 |
33000 |
128,9 |
3. Поступление нефинансовых активов |
125000 |
125000 |
151 000 |
120,80 |
3.1 Увеличение стоимости основных средств |
125000 |
125000 |
151 000 |
120,80 |
Анализ динамики и структуры расходов на оплату работ и услуг показала, что данная статья выросла на 48,98%. Рассмотрим, за счет чего это произошло.
Рисунок 9 - Изменение расходов по оплате работ и услуг в Министерстве образования и науки за 2009-2011 гг., тыс.руб.
Анализ расходов Министерства по оплате работ и услуг показал, что в большей степени выросли расходы по статье «прочие услуги». Данный показатель увеличился на 65,29%.
Изучим более детально статьи расходов по «прочим услугам». Наибольший прирост по исследуемой статье наблюдался в расходах на проживание в командировках, что вызвано увеличением количества проездов.
Состав прочих расходов Министерства состоит из уплаченных налогов, которые строго регламентированы налоговым кодексом и иными нормативно-правовыми актами, и пересмотру не подлежит.
В 2011 году поступили новые нефинансовые активы в Министерстве. Были приобретены новые компьютеры и прочая оргтехника.
В целом можно отметить, что большую часть расходов Министерства составляют расходы на оплату труда специалистов.
Можно предположить, что практически любое бюджетное учреждение может оказаться в ситуации, когда свою потребность в финансировании придется доказывать на конкретных цифрах и в условиях жесткой конкуренции. Таким образом, грамотное планирование может сыграть решающую роль в деятельности учреждения.
В ходе финансирования выделение бюджетных средств учреждению должно осуществляться своевременно непрерывно. Только при этом условии обеспечивается нормальная работа учреждения и соблюдение им расчетной дисциплины.
Анализ деятельности бюджетных учреждений проводится с целью установить, насколько эффективно используются средства бюджета, направляемые на финансирование конкретного учреждения, соответствуют ли качество и объем услуг, оказываемых населению или другим субъектам хозяйствования, затратам, которые несет государство по их оказанию.
Анализ финансирования предполагает
изучение обеспеченности учреждения бюджетными
средствами, а также полноты их
использования. Для этого плановое
финансирование сравнивается с фактическим,
и производится сравнение поступивших
сумм бюджетных средств с кассовыми
расходами учреждения, устанавливаются
факты недофинансирования. Их наличие
оказывает отрицательное
Проанализируем плановые показатели (в смете расходов) и фактические показатели (сколько было перечислено из бюджета фактически), подробно изучив отчет о финансовых результатах деятельности 2010-2011 гг.
Таблица 6 - Плановые показатели в смете расходов
Наименова-ние расходов |
2010 г., по смете, тыс.руб. |
2010 г., по факту, тыс.руб. |
Процент соблюде-ния/ несоблюде-ния сметы, % |
2011 г., по смете, тыс.руб. |
2011 г., по факту, тыс.руб. |
Процент соблюде-ния/ несоблюде-ния сметы, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Расходы, всего |
7627730 |
7675930 |
100 |
8481359 |
8846135,3 |
104,3 |
Оплата труда, начисления на оплату труда |
6679410 |
6679410 |
100 |
7115359 |
7327935,3 |
102,9 |
Заработная плата |
4325230 |
4325230 |
100 |
4578210 |
4654250 |
101,7 |
Начисления на оплату труда |
2270999,4 |
2270999,4 |
100 |
2419222 |
2541320 |
105,04 |
Оплата работ, услуг |
785320 |
826520 |
105,25 |
1170000 |
1315200 |
112,41 |
Услуги связи |
15000 |
18520 |
123,47 |
27 000 |
45200 |
167,41 |
Транспорт-ные услуги |
150000 |
156000 |
104 |
200 000 |
288000 |
144 |
Коммуналь-ные услуги |
95000 |
92000 |
96,84 |
125 000 |
132000 |
105,60 |
Прочие услуги |
425320 |
458000 |
107,68 |
703 000 |
725000 |
103,13 |
Прочие расходы |
38000 |
45000 |
118,42 |
45 000 |
52000 |
115,56 |
Поступление нефинансовых активов |
125000 |
125000 |
100 |
151 000 |
151000 |
100 |
Увеличение стоимости основных средств |
125000 |
151000 |
120,80 |
151 000 |
151000 |
100 |
Итак, как видно из таблицы6, фактически было перечислено значительно больше средств, чем изначально закладывалось в смете расходов. Видимо, Министерство недостаточно качественно производит расчеты, что приводит к фактическому увеличению расходов.
Рисунок 9 - Динамика расходов по смете и по факту за 2010-2011 гг.
В состав прочих услуг в Министерства вошли затраты на канцелярию, перевоз сотрудников. Данная статья расходов не была точно запланирована ни в 2010, ни в 2011 году, что характеризуется отсутствием точных данных по количеству планируемых перевозок сотрудников Министерства и невозможности 100% планирования расходов на канцелярию, заправку картриджей. Что и вызвало превышение расходов по прочим услугам в 2011 и 2010 году в сравнении со сметой.
Рисунок 10 - Сравнение расходов за 2010 год (план и факт), тыс.руб.
В 2010 году фактические и планируемые расходы не совпали по следующим статьям: прочие расходы, прочие услуги, по факту также превысил транспортные расходы, что было вызвано ростом стоимости бензина. Точно была спланирована заработная плата и начисления на оплату труда, поскольку данная статья затрат строго регламентирована законом.
Рисунок 11 - Сравнение расходов за 2011 год (план и факт), тыс.руб.
Рисунок 12 - Норматив выполнения/перевыполнения сметы в Министерстве образования и науки
Анализ нормативов выполнения плана сметы показал, что в 2011 году смета была значительно превышена. Так были сильно превышены расходы на услуги связи заработную плату и транспортные услуги. В этой связи, составляя план на будущий период необходимо учесть данные моменты.
Итак, анализируя бюджетные поступления по факту видно значительное превышение фактических показателей над плановыми. Следовательно, можно говорить о неточном составлении сметы расходов.
В целом системе сметного планирования присущи следующие недостатки.
1. Непрозрачность планирования
- показатели плана не
2. Затратный принцип -
при планировании
3. Отсутствие оперативного
механизма в обоснованном
Сама система сметного планирования, основанная на затратном принципе, создает трудности на пути совершенствования управления бюджетными финансами, что и определяет необходимость ее реформирования. Бюджетная политика меняется, что влечет изменения в порядке составления финансовых планов и смет.
Информация о работе Проблемы управления финансами и пути их решения