Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 10:09, курсовая работа
Цель курсовой работы – провести анализ финансово-хозяйственной деятельности, выявить проблемы управления финансами и наметить пути их решения.
Основными задачами курсовой работы являются:
- теоретические основы анализа доходов и расходов бюджетных учреждений;
- анализ планирования доходов и расходов бюджетного учреждения;
- совершенствование системы планирования доходов и расходов бюджетного учреждения.
Введение 3
1 Теоретические основы анализа доходов и расходов бюджетных учреждений 7
1.1 Понятие доходов и расходов бюджетных учреждений. Нормативно-правовое регулирование доходов и расходов бюджетных учреждений 7
1.2 Анализ планирования доходов и расходов бюджетных учреждений (до 2010 года) 17
2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности Министерства образования РФ за 2010-2011 гг. 27
2.1 Краткая характеристика Министерства образования РФ 27
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности Министерства образования РФ 29
2.3 Разработка рекомендаций по оптимизации расходов бюджетного учреждения 39
Заключение 48
Список использованных источников и литературы 51
Порядок составления, утверждения
и ведения бюджетных смет и
смет от приносящей доход деятельности
устанавливался главным распорядителем
средств бюджета, в ведении которого
находятся бюджетные
Смета по деятельности, осуществляемой
за счет средств бюджета, стала называться
бюджетной сметой с 2008 г. в связи
с изменениями в части
Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет установлены Приказом N 112н. Указанные Требования распространялись на бюджетные учреждения, а также на органы государственной, муниципальной власти и органы управления государственными внебюджетными фондами. Минфин России издал Приказ от 30 июля 2010 г. N 84н «О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 20 ноября 2007 г. N 112н». Изменения вступили в силу с 1 января 2011 г. и до 1 июля 2012 г. будут применяться к государственным (муниципальным) учреждениям, в отношении которых не принято решение о предоставлении им субсидий, то есть к казенным учреждениям.
Составлением сметы является установление объема и распределения направлений расходования средств бюджета на основании доведенных до учреждения лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения на период одного финансового года7.
Порядок составления, утверждения
и ведения сметы по приносящей
доход деятельности утверждается главным
распорядителем бюджетных средств
и, как правило, содержит объемы поступления
средств от приносящей доход деятельности
с указанием источников образования
по кодам классификации доходов
бюджета и направлений
Таким образом, как правило, внебюджетная смета содержит следующие разделы.
I. Остаток средств на
начало текущего финансового
года - показывается остаток средств
по приносящей доход
II. Доходы по кодам классификации
доходов бюджетной
III. Расходы в разрезе
КОСГУ бюджетной классификации
РФ - отражаются суммы средств
от приносящей доход
Расходы по смете должны
соответствовать направлениям использования
средств от приносящей доход деятельности,
указанным в Разрешении на осуществление
приносящей доход деятельности (Приложение
5 к Приказу N 88н), оформленном учреждению
или обособленному
В целях осуществления операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, наряду со сметой главный распорядитель (распорядитель), получатель бюджетных средств представляет в орган Федерального казначейства по месту его обслуживания Сведения о сметных назначениях по форме, утвержденной Приказом N 88н.
Как говорилось выше, единого нормативно-правового акта, обязывающего все государственные учреждения вести сметы доходов и расходов по средствам, поступающим в доход бюджета от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям, нет. Почему же у некоторых отраслевых министерств возникла необходимость в их ведении?
В соответствии со ст. 42 Бюджетного
кодекса доходы, получаемые бюджетными
учреждениями в виде арендной платы,
относятся к доходам от использования
имущества, находящегося в государственной
или муниципальной
Таким образом, принцип расходования средств от приносящей доход деятельности и арендных доходов различен. Как указывалось выше, доходы от сдачи в аренду имущества могут быть направлены только на содержание и развитие материально-технической базы, в то время как ограничения по направлению расходования средств от приносящей доход деятельности законодательно не установлены.
Кроме того, в соответствии с п. 2.1 Порядка учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного Приказом Минфина России от 19 сентября 2008 г. N 98н "О Порядке учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета" (далее - Порядок N 98н), основанием для постановки на учет бюджетных обязательств по государственным контрактам и иным договорам являются Сведения о принятом бюджетном обязательстве (Приложение 1 к Порядку N 98н). При этом Сведения об обязательстве подлежат проверке уполномоченным работником органа Федерального казначейства на наличие в числе прочего источника исполнения бюджетного обязательства по видам средств для исполнения обязательств: средства федерального бюджета, средства дополнительного источника бюджетного финансирования за счет арендных платежей, средства от приносящей доход деятельности и по каждому коду классификации расходов федерального бюджета (п. 2.3 Порядка N 98н).
Таким образом, средства, полученные за счет арендных платежей, обособлены в общей структуре источников исполнения бюджетного обязательства, что служит косвенным доказательством необходимости ведения смет доходов и расходов по средствам, поступающим в доход бюджета от сдачи в аренду имущества.
Форма сметы доходов и
расходов по средствам, поступающим
в доход бюджета от сдачи в
аренду имущества, находящегося в федеральной
собственности и переданного
в оперативное управление бюджетным
учреждениям, утверждается распорядительным
актом главного распорядителя и
представляет собой, как правило, таблицу,
имеющую два раздела: доходы и
расходы. В доходной части сметы
указываются источники
Как говорилось выше, доходы от сдачи имущества в аренду в соответствии с Законом N 63-ФЗ должны направляться на содержание и развитие материально-технической базы учреждений. Соответственно, можно было бы предположить, что в расходной части сметы доходов и расходов по средствам, поступающим в доход бюджета от сдачи в аренду имущества, должны быть указаны два кода КОСГУ - 310 «Увеличение стоимости основных средств» и 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». Однако развитие материально-технической базы может осуществляться как путем закупки основных средств и материальных запасов с отражением указанных расходов по соответствующим КОСГУ, определенных Указаниями N 150н, так и силами самого учреждения. Например, учреждение силами своих работников может построить, модернизировать или реконструировать какие-либо объекты, а также привлекать для этих целей сторонние организации. В этом случае в смету могут быть включены и иные коды КОСГУ - 210 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда», 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» и другие.
Так, например, в форме, утвержденной Приказом N 2363, в расходной части сметы предусмотрены такие статьи расходов, как 210 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда», 220 «Оплата работ, услуг», 240 «Безвозмездные перечисления организациям», 290 «Прочие расходы», 300 «Поступления нефинансовых активов».
Бюджетное учреждение составляет проект сметы доходов и расходов по средствам, поступающим в доход бюджета от сдачи в аренду имущества, затем руководитель учреждения представляет проект сметы главному распорядителю на утверждение, а главный распорядитель доводит до бюджетных учреждений утвержденные им сметы.
В ходе исполнения бюджета
возникают ситуации, когда по тем
или иным причинам необходимо внести
изменения в сметы учреждений.
При этом внесение изменений в
бюджетную смету производится только
в пределах доведенных учреждению в
установленном порядке объемов
соответствующих лимитов
Главные распорядители (распорядители) в пределах своих полномочий имеют право перемещать бюджетные ассигнования и изменять лимиты бюджетных обязательств между получателями, а также инициировать внесение изменений в сводную бюджетную роспись в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и правовыми актами субъекта РФ.
Показатели уведомления
о лимитах бюджетных
Изменения в смету должны
быть внесены в течение 10 дней со
дня получения уведомления об
изменении бюджетных
Рисунок 3 - Внесение изменений в смету бюджетного учреждения до 2011 года
Утверждение изменений, внесенных
в смету, осуществляется руководителем
главного распорядителя средств
бюджета, утвердившего смету учреждения
(руководителем распорядителя
Показатели сметного планирования подвергаются проверке практически на каждом этапе:
- на этапе составления
- получателем бюджетных средств;
- в процессе исполнения
и внесения изменений - получателем
бюджетных средств, главным
- последующий контроль
осуществляют финансовые и
При этом могут быть выявлены следующие нарушения (рис. 4).
Рисунок 4 - Структура нарушений при реализации порядка составленияи ведения смет
Недостатки по форме сметы сводятся в основном к отсутствию обязательных реквизитов, отсутствию расшифровки подписи и даты утверждения сметы. Указанные замечания не влекут за собой возникновения финансовых обязательств получателя бюджетных средств по уплате штрафных санкций, однако связаны с нарушением норм ряда нормативно-правовых актов.
Основа любого планирования - четкое финансовое обоснование, то есть расчеты. Приказом N 112н установлена обязанность учреждения прилагать обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы. При этом с 1 января 2011 г. они стали неотъемлемой ее частью. Однако нередки случаи, когда такие расчеты отсутствуют, а планирование осуществлено путем индексации расходов предыдущего финансового года. Кроме того, имеют место фактические, арифметические и иные ошибки и неточности в расчетах.
Так, например, при планировании ассигнований бюджетными учреждениями применяются тарифы, отличные от установленных нормативно-правовыми актами для бюджетных групп потребителей. Такая ситуация является неправомерной, а средства признаются излишне запланированными.
Итак, с 2012 года координально изменилась система финансирования бюджетных учреждений, которым и является Министерство образования и науки. Рассмотрим в следующей главе, каким образом в данном учреждении осуществлялся механизм планирования доходов и расходов.
2 Анализ финансово-
2.1
Краткая характеристика
Минобрнауки России является
федеральным органом
Информация о работе Проблемы управления финансами и пути их решения