Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 10:48, дипломная работа
Целью написания данной работы является изучение методики аудита учета труда и заработной платы, разработка программы аудита и рекомендаций по совершенствованию учета и контроля труда и заработной платы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
определить основные понятия, цели, задачи и объекты аудита учета труда и заработной платы;
перечислить основные нормативные документы, регламентирующие учет труда и заработной платы, а также единого социального налога;
дать характеристику источников информации по аудиту расчетов;
изучить планирование аудита;
исследовать методику проведения аудит учета расчетов с персоналом по оплате труда;
провести аудит учета расчетов с персоналом по оплате труда на примере ООО «Ткачев»;
дать аудиторское заключение после проведения аудита учета расчетов с персоналом по оплате труда ООО «Ткачев».
Введение 3
Глава 1. Основы аудита 8
Понятие и основные задачи, решаемые в аудиторской
деятельности 8
Нормативно-законодательная база аудита расчетов с
подотчетными лицами 11
Глава 2. Планирование аудита 16
2.1. Получение информации о деятельности клиента 16
2.2. Обеспечение уровня существенности (материальности) 26
2.3. Аудиторский риск и его составляющие 35
2.4. Изучение системы бухгалтерского учета клиента 44
2.5. Изучение системы внутреннего контроля клиента 50
2.6. Аналитические процедуры 55
2.7. Аудиторская выборка 63
2.8. Типовые ошибки имеющие место при аудите учета расчетов с персоналом по оплате труда 71
2.9. Составление плана и программы проведения аудита учета расчетов с персоналом по оплате труда 73
Глава 3. Методика проведения аудита учета расчетов с персоналом по
оплате труда 79
3.1. Документация, на основании которой проводится аудит 79
3.2. Взаимосвязь документов и последовательность их заполнения 79
3.3. Методика проведения аудита учета расчетов с персоналом по оплате труда 93
3.4. Практический аудит 96
Заключение 106
Список используемой литературы
Отобранная совокупность носит более случайный характер, если исходная точка определяется путем использования генератора случайных чисел в компьютере или таблиц случайных чисел.
При систематическом отборе элементы отобранной совокупности внутри генеральной совокупности не должны быть структурированы таким образом, что интервалы выборки соответствовали какой-то конкретной особенности структуры генеральной совокупности.
3. Бессистемный отбор
При бессистемном отборе отобранная совокупность формируется не следуя какой-либо систематизации.
Несмотря на то, что систематизация не используется, аудитор тем не менее должен избегать какой-либо предвзятости или предсказуемости (например, не будет избегать каких-либо элементов, которые трудно обнаружить, или не будет всегда избирать или избегать избирать первые или последние бухгалтерские записи на данной странице) и постарается обеспечить, чтобы все статьи генеральной совокупности могли быть избраны.
Бессистемный отбор не применяется при использовании статистической выборки.
4. Отбор элементов для проверки блоками
Существует практика отбора элементов для проверки блоками, то есть выбор смежных элементов генеральной совокупности (например, первичных документов какого-либо раздела учета, относящихся к одному конкретному месяцу).
Аудитор должен оценить результаты проверки элементов в отобранной совокупности, чтобы определить, подтвердилась ли предварительная оценка соответствующей характеристики генеральной совокупности или оценка должна быть пересмотрена.
При тестировании средств внутреннего контроля неожиданно высокая доля ошибок в отобранной совокупности может привести к увеличению оцениваемого уровня риска средств внутреннего контроля, если не будут получены дополнительные аудиторские доказательства, обосновывающие первоначальную оценку.
При проверке по существу неожиданно высокое значение ошибки в отобранной совокупности может дать аудитору основания полагать, что остаток по счету бухгалтерского учета или группа однотипных операций являются существенно искаженными при отсутствии дополнительных аудиторских доказательств того, что такие существенные искажения не имеют места.
На выводы по результатам выборочной проверки влияет риск, связанный с использованием выборочного метода. Если лучшая оценка ошибки приближается к допустимой ошибке, аудитор оценивает риск того, что иная выборка привела бы к другой оценке ошибки, которая могла бы превысить допустимую. Если анализ результатов проверки отобранной совокупности показывает, что необходимо пересмотреть предварительную оценку соответствующей характеристики генеральной совокупности, то аудитор может: обратиться к руководству аудируемого лица с просьбой проанализировать выявленные ошибки, рекомендовать руководству аудируемого лица принять меры к обнаружению в данной области учета других ошибок, а также произвести необходимые корректировки;
видоизменить
запланированные аудиторские
рассмотреть влияние результатов проверки отобранной совокупности на выводы, содержащиеся в аудиторском заключении.
Аудиторская
выборка дает возможность аудитору
получить и оценить аудиторские
доказательства в отношении некоторых
характеристик элементов, отобранных
для того, чтобы сформировать или помочь
сформировать выводы, касающиеся генеральной
совокупности, из которой произведена
выборка. При разработке процедур аудита
аудиторская организация или индивидуальный
аудитор должны определить надлежащие
методы отбора элементов, подлежащих проверке
при сборе аудиторских доказательств
для достижения целей аудиторских тестов.
2.8.
Типовые ошибки имеющие
место при аудите учета
расчетов с персоналом
по оплате труда
Для аудитора очень важно знание наиболее распространенных ошибок и нарушений, встречающихся при расчетах по оплате труда. Наиболее характерные из них приведены в таблице 9.
Наряду
с проверкой аналитических и
синтетических данных расчетов по оплате
важное значение приобретает работа
по улучшению организации этого
участка учета. Для этой цели аудиторская
фирма может порекомендовать: автоматизировать
расчеты по оплате труда, использовать
унифицированные формы документов, уточнить
правильность выполнения расчетов, применять
наиболее рациональные системы ведения
аналитического учета по работающим и
др20.
Таблица 9. Типичные ошибки при аудите расчетов по оплате труда
Нарушения | |
1. Нарушения порядка выдачи подотчетных сумм | 1.1) Отсутствует
приказ руководителя, устанавливающий
порядок выдачи работникам 1.2). В
приказе о порядке выдачи 1.3) Выдача
денежных средств лицам, не
указанным в списке лиц, 1.4) Выдача денежных сумм из кассы под отчет лицам, не являющимся работниками предприятия; 1.5) Выдача денег под отчет лицам, не рассчитавшимся по ранее выданным авансам; 1.6) Списание
подотчетных сумм за счет 1.7) Несоответствие
фактического расхода 1.8) Допускается передача полученных под отчет наличных денег одним работником другому. |
2. Нарушения при оформлении командировочных расходов | 2.1) Отсутствие
приказов (распоряжений) о направлении
работников в командировку;
2.2) Отсутствие командировочных удостоверений с отметкой в месте пребывания в командировке; 2.3) Несоблюдение
установленных норм 2.4) Отсутствие приказов (распоряжений) об оплате суточных сверх установленных норм; 2.5) Отсутствие
аналитического учета |
3. Нарушения порядка налогообложения при оформлении командировочных расходов | 3.1). Нарушение
порядка удержания подоходного
налога и начисления фондов
социального страхования и 3.2) Некорректное выделение налога на добавочную стоимость в суммах командировочных расходов. |
4. Нарушения при приобретении материальных ценностей, оплате работ, услуг подотчетными лицами | 4.1) Выделение сумм
налога на добавленную стоимость расчетным
путем от стоимости материальных ценностей,
приобретенных за наличный расчет в розничной
торговой сети;
4.2) Списание
на затраты сумм налога на
добавленную стоимость от |
5. Нарушения порядка учета представительских расходов | 5.1) Несоответствие
фактического размера представительских
расходов утвержденной смете (или ее отсутствие);
5.2) Отсутствие
учета представительских |
6. Нарушения порядка ведения синтетического учета расчетов с подотчетными лицами | 6.1) Некорректное
составление бухгалтерских проводок по
операциям расчетов с подотчетными лицами;
6.2) Неправильное выведение остатков на конец отчетного периода; 6.3) Журнал-ордер № 7 ведется не по каждому подотчетному лицу и выданной сумме одновременно; 6.4) Несоответствие записей в авансовых отчетах и журнале-ордере № 7 или других регистрах. |
7. Нарушения в форме и реквизитах первичных документов |
Нарушения, связанные с неправильным оформлением авансовых отчетов, которые выражаются в том, что к авансовым отчетам не прилагаются либо прилагаются не имеющие всех обязательных реквизитов первичные оправдательные документы, подтверждающие произведенные за счет подотчетных сумм расходы.
При
этом пунктом 2 статьи 9 Федерального закона
«О бухгалтерском учете» установлено,
что первичные документы
Кроме того, в акте закупки материальных ценностей у физического лица должны быть приведены дополнительные сведения о продавце, такие как адрес его постоянного местожительства и паспортные данные.
При отсутствии первичных оправдательных документов, подтверждающих произведенные расходы за счет наличных денежных средства, выданных под отчет, либо при наличии документов с незаполненными в них обязательными реквизитами нет оснований для отражения операций по счетам бухгалтерского учета и, следовательно, эти суммы организация не имеет право включать в состав затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг).
Часто предприятия или магазины дают только чеки, но обязательно к кассовому чеку должны быть приложены товарные чеки с расшифровкой покупки. Несмотря на то, что унифицированного бланка этого документа нет, его составление обязательно.
Из
всего сказанного можно сделать
вывод, что аудитору необходимо ознакомиться
с предприятием, так как при
аудите расчетов с подотчетными лицами
используются различные методы, и
их выбирает аудитор. Также он самостоятельно
на основе собранных данных составляет
план и программу аудита расчетов с подотчетными
лицами.
2.9.
Составление плана и
программы проведения
аудита учета расчетов
с персоналом по оплате
труда
Теперь
имея всю необходимую информацию
составим общий план аудита расчетов
с персоналом по оплате труда в ООО
«Ткачев» (табл. 9).
Таблица
9. Общий план аудита
операций по оплате
труда в ООО «Ткачев»
Проверяемая организация | ООО «Ткачев» | |
Период аудита | с 06.02.07 по 21.02.07 | |
Количество человеко–часов | 76 | |
Руководитель аудиторской группы | Петрова Н.И. | |
Состав аудиторской группы | Петрова Н.И., Соловьев М.Б. | |
Планируемый аудиторский риск | 3% | |
Планируемый уровень существенности | 22 тыс. руб. (2%) | |
1 | 2 | 3 |
Планируемые виды работ | Период проведения | Исполнители |
1. Проверка
соблюдения положений |
06.02.-07.02.07 | Петрова Н.И. |
2. Аудит системы начислений заработной платы | 08.02-10.02.07 | Соловьев М.Б. |
3. Аудит
обоснованности льгот и |
13.02.-14.02.07 | Соловьев М.Б.
Петрова Н.И. |
4. Проверка ведения аналитического учета по работающим и сводных расчетов по оплате труда. | 14.02-16.02.07 | Соловьев М.Б. |
5. Аудит
расчетов по начислению |
17.02.07 | Петрова Н.И. |
6. Оформление результатов проверки | 20.02.-21.02.07 | Петрова Н.И. Соловьев М.Б. |
Руководитель аудиторской фирмы ______________ Новоселова Л.И.
Руководитель
аудиторской группы ______________ Петрова
Н.И.
Программа
аудита является развитием общего плана
аудита и представляет собой детальный
перечень содержания аудиторских процедур,
необходимых для практической реализации
плана аудита. Программа служит подробной
инструкцией и является средством контроля
качества работы (табл. 10).
Таблица
10. Программа аудита
расчетов по оплате
труда в ООО «Ткачев»
Проверяемая организация | ООО «Ткачев» | ||||||
Период аудита | с 06.02.07 по 21.02.07 | ||||||
Количество человеко–часов | 76 | ||||||
Руководитель аудиторской группы | Петрова Н.И. | ||||||
Состав аудиторской группы | Петрова Н.И., Соловьев М.Б. | ||||||
Планируемый аудиторский риск | 3% | ||||||
Планируемый уровень существенности | 22 тыс. руб. (2%) | ||||||
Перечень аудиторских процедур | Период проведения | Исполнители | Проверяемые документы | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
1. Проверка соблюдения положений законодательства о труде | |||||||
1.1.
Проверка правильности |
06.02.07 | Петрова Н.И. | Приказы, контракты, трудовые договора, личные карточки | ||||
1.2.
Проверка правильности |
06.02.07 | Петрова Н.И. | Тарификационный список, штатное расписание, наряды, алгоритмы расчетов, т.к. расчеты ведутся с помощью ПК, Правила внутреннего трудового распорядка в ООО «Ткачев» | ||||
1.3.
Проверка учета рабочего |
07.02.07 | Петрова Н.И | Табеля учета расчетов рабочего времени (ф. №Т-12), личные карточки (ф. №Т-2) | ||||
2. Аудит системы начислений заработной платы | |||||||
2.1.
Проверка обоснованности |
08.02.07 | Соловьев М.Б. | Положение по оплате труда, трудовые договора, личные карточки, расчетно – платежные ведомости, табели учета рабочего времени, штатное расписание | ||||
2.2.
Проверка обоснованности и |
09.02.07 | Соловьев М.Б. | Приказы по личному составу, лицевые счета, больничные листы | ||||
2.3 Проверка правильности расчета среднего заработка для различных целей | 10.02.07 | Соловьев М.Б. | Базу для расчета среднего заработка, т.к. расчет ведется при помощи ПК, расчетно–платежные ведомости, табели учета рабочего времени | ||||
3.
Аудит обоснованности | |||||||
3.1. Проверка право–мерности применения вычетов и льгот для исчисления налога на доходы физических лиц | 13.02.07 | Соловьев М.Б. | Документы, предоставленные сотрудником на использование налоговых социальных вычетов, форма 2-НДФЛ, налоговая карточка 1-НДФЛ | ||||
3.3. Проверка правильности удержаний по исполнительным листам | 13.02.07 | Петрова Н.И. | Наличие исполнительных листов, регистратор листов, правильность расчета листов в вкладном деле к исполнительному листу, облагаемую базу для удержания, лицевые счета | ||||
3.4. Проверка правильности определения совокупного дохода для целей налогообложения физических лиц | 14.02.07 | Соловьев М.Б. | Форма 2-НДФЛ, налоговая карточка 1-НДФЛ, облагаемую базу (какие виды начислений входят в облагаемую базу НДФЛ) | ||||
3.5.
Проверка правильности |
14.02.07 | Петрова Н.И | Авансовые отчеты и первичные документы к ним, кассовые документы (ПКО и РКО) | ||||
3.6. Проверка депонированных сумм по заработной плате | 14.02.07 | Петрова Н.И. | Книга аналитического учета депонированной заработной платы, касса | ||||
4.
Проверка ведения | |||||||
4.1. Проверка
ведения аналитического учета
расчетов по физическим лицам,
как состоящим, так и не |
14.02.07 | Петрова Н.И. | Лицевые счета, расчетно-платежные документы, налоговая карточка с совокупным годовым доходом на каждого сотрудника | ||||
4.2. Проверка
правильности отражения |
15.02.07 – 16.02.07 | Соловьев М.Б | Главная книга, журналы-ордера, карточка счета, оборотно – сальдовые ведомости, своды проводок и своды начислений и удержаний по заработной плате | ||||
5. Аудит расчетов по начислению налогов и платежей во внебюджетные фонды | |||||||
5.1. Проверка
правильности расчетов по |
17.02.07 | Петрова Н.И. | Индивидуальные карточки, налоговые ставки, облагаемая база по ЕСН, Главная книга, своды проводок | ||||
6. Оформление результатов проверки | |||||||
6.1. Оформление результатов проверки | 20.02. – 21.02.07 | Соловьев
М.Б
Петрова Н.И. |
Информация о работе Методика проведения аудита учета расчетов с персоналом по оплате труда