Методика проведения аудита учета расчетов с персоналом по оплате труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 10:48, дипломная работа

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение методики аудита учета труда и заработной платы, разработка программы аудита и рекомендаций по совершенствованию учета и контроля труда и заработной платы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
определить основные понятия, цели, задачи и объекты аудита учета труда и заработной платы;
перечислить основные нормативные документы, регламентирующие учет труда и заработной платы, а также единого социального налога;
дать характеристику источников информации по аудиту расчетов;
изучить планирование аудита;
исследовать методику проведения аудит учета расчетов с персоналом по оплате труда;
провести аудит учета расчетов с персоналом по оплате труда на примере ООО «Ткачев»;
дать аудиторское заключение после проведения аудита учета расчетов с персоналом по оплате труда ООО «Ткачев».

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основы аудита 8
Понятие и основные задачи, решаемые в аудиторской
деятельности 8
Нормативно-законодательная база аудита расчетов с
подотчетными лицами 11
Глава 2. Планирование аудита 16
2.1. Получение информации о деятельности клиента 16
2.2. Обеспечение уровня существенности (материальности) 26
2.3. Аудиторский риск и его составляющие 35
2.4. Изучение системы бухгалтерского учета клиента 44
2.5. Изучение системы внутреннего контроля клиента 50
2.6. Аналитические процедуры 55
2.7. Аудиторская выборка 63
2.8. Типовые ошибки имеющие место при аудите учета расчетов с персоналом по оплате труда 71
2.9. Составление плана и программы проведения аудита учета расчетов с персоналом по оплате труда 73
Глава 3. Методика проведения аудита учета расчетов с персоналом по
оплате труда 79
3.1. Документация, на основании которой проводится аудит 79
3.2. Взаимосвязь документов и последовательность их заполнения 79
3.3. Методика проведения аудита учета расчетов с персоналом по оплате труда 93
3.4. Практический аудит 96
Заключение 106
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Аудит расчетов с персоналом.doc

— 589.00 Кб (Скачать)

      - отмеченные в ходе аудита и  предполагаемые искажения в сумме  составляют величину, которая намного  больше уровня существенности;

      - отмеченные отклонения порядка  ведения учета и подготовки отчетности экономического субъекта от требований соответствующих нормативных документов по профессиональному суждению аудитора имеют существенный характер.

      3. Используя свое профессиональное суждение, аудитор обязан взять на себя ответственность и принять решение о том, сделать или нет в данной ситуации вывод о существенных нарушениях в проверяемой бухгалтерской отчетности либо сделать вывод о необходимости включения соответствующих оговорок в аудиторское заключение, если выполняется одно из следующих условий:

      - отмеченные в ходе аудита и  предполагаемые искажения бухгалтерской  отчетности больше либо меньше, но в целом близки по величине  значению уровня существенности;

      - имеются расхождения порядка  ведения учета и подготовки  отчетности экономического субъекта с требованиями соответствующих нормативных документов, но расхождения однозначно не могут быть признаны существенными.

      Для уточнения ситуации может потребоваться  проведение дополнительных аудиторских  процедур11.

      Аудитору  следует предложить руководству проверяемой организации сделать в установленном порядке исправительные проводки по устранению замеченных им нарушений. Если отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения бухгалтерской отчетности имеют существенный характер, несогласие руководства проверяемого предприятия с внесением исправлений может служить для аудитора основанием для подготовки по итогам проверки аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного.

      Для нахождения уровня существенности можно  использовать таблицу (табл.4).

Таблица 4. Определение уровня существенности. 

      Базовые показатели Значение   
базового  
показателя
Доля, 
%
Значение,    
применяемое   
для нахождения 
уровня     
существенности, 
тыс. руб.
1 2 3 4
Балансовая  прибыль предприятия    5  
Выручка (нетто) без НДС,        
акцизов и других платежей     
  2        
Валюта  баланса                   2        
Собственный капитал (итог       
разд.III баланса)             
  10        
Общие затраты предприятия        2        
 

      Уровень существенности рассчитывают следующим образом. По итогам финансового года в непроверяемом экономическом субъекте, подлежащем проверке, определяют финансовые показатели, перечисленные в гр. 1 табл. 4. Их значение может быть занесено в гр. 2 в тех денежных единицах, в которых подготовлена бухгалтерская отчетность (тыс. руб.). От этих показателей берутся процентные доли, приведенные в гр. 3 таблицы, и результат заносится в гр. 4. Допускается, что часть показателей включить в таблицу не удастся.

      Например, предприятие может не иметь прибыли  по итогам года либо может иметь небольшую прибыль, которая, по мнению аудитора, с учетом анализа показателей за предыдущие годы не характерна для данного предприятия. Предприятие может не иметь выручки от продаж, если это бесприбыльное, некоммерческое предприятие, либо организация, которая финансируется в основном не за счет выручки от реализации товаров, работ, услуг. В этих случаях в соответствующих графах таблицы ставят прочерк. Аудитор должен проанализировать числовые значения гр. 4.

      Значения, сильно отклоняющиеся в большую и/или меньшую сторону от остальных, он может отбросить. На базе оставшихся показателей рассчитывают среднюю величину, которую можно для удобства дальнейшей работы округлить, но так, чтобы после округления ее значение изменилось бы не более чем на 20% в ту или иную сторону от среднего значения. Данная величина и является единым показателем уровня существенности, который может использовать аудитор в своей работе.

      Процедура нахождения уровня существенности, все  арифметические расчеты, усреднения, округления и причины, на основании которых аудитор исключил какие-либо значения из расчетов, должны быть отражены в рабочей документации проверки. Конкретное значение уровня существенности должно быть одобрено по окончании этапа планирования аудита руководителем аудиторской проверки.

      Рассмотренный порядок имеет рекомендательный характер. Аудиторские организации  должны разработать собственный  порядок нахождения уровня существенности с учетом обязательных требований Правила (стандарта) "Существенность и аудиторский риск". Например, в отличие от предложенного порядка они могут:

      - изменить значения коэффициентов  в гр. 3;

      - вводить новые, исключать отдельные  показатели, менять финансовые показатели, приведенные в гр. 1;

      - менять порядок усреднения при  нахождении показателя;

      - принимать во внимание значения  финансовых показателей за предыдущие  годы и учитывать их динамику;

      - предусмотреть не один показатель  уровня существенности, а несколько  - для различных статей баланса;

  • самостоятельно разработать таблицу и ввести схему расчетов уровня существенности.

     Планируя  аудиторскую проверку необходимо установить существенность – максимально допустимый размер ошибочной суммы, которая  может быть показана в публикуемых  финансовых отчетах и рассматриваться  как несущественная, т.е. не вводящая пользователей в заблуждение.

     Определим уровень существенности на основании  данных 2005 года ООО «Ткачев» (табл. 5). 

Таблица 5. Определение уровня существенности

     Наименование  базового показателя Значение базового показателя,

тыс. руб.

Доля, % Значение для  нахождения уровня существенности, тыс.руб.
     1 2 3 4
1.Балансовая  прибыль (форма 2, стр.190) 49 5 2,45
2.Валовый  объем реализации без НДС (форма  2, стр.010) 2799 2 55,98
3.сумма  собственного капитала (форма 1, стр.490) 162 10 16,20
4.Валюта  баланса (форма 1, стр.300) 732 2 14,64
5.Общие  затраты организации (форма 2, стр.020) 2658 2 53,16
 

     Расчет  уровня существенности показателей  составляет:

         – средние арифметические показатели уровня существенности:

     (2,45 + 55,98 + 16,20 + 14,64 + 53,16) : 5 = 28,49 тыс. руб.

         – наименьшее значение от среднего отличается на:

     (28,49 – 2,45) : 28,49 · 100% = 91%

         – наибольшее значение от среднего отличается на:

     (55,98 – 28,49) : 28,49 · 100% = 96%

     Поскольку значение 55,98 тыс.руб. отличается от среднего значительно, а значение 2,45 тыс.руб. не так сильно, то аудиторы принимают решение отбросить при дальнейших расчетах наибольшее значение, а наименьшее оставить (2,45 тыс.руб.).

     – новая средняя арифметическая составит:

     (2,45 + 16,20 + 14,64 + 53,16) : 4 = 21,61 тыс.руб.

     Полученную  величину допустимо округлить до 22 тыс. руб. и использовать количественный показатель в качестве значения  материальности (существенности).

     Различие  между значениями уровня существенности до и после округления составляет:

     (22 – 21,61): 21,61 · 100% = 2%, что находится в пределах 20% (единого показателя уровня существенности, который может использовать аудитор в своей работе).

     Аудиторский риск – риск, который берет на себя аудитор, давая заключение о  полной достоверности данных внешней отчетности, в то время как возможны ошибки и пропуски, не попавшие в поле зрения аудитора.

     Теперь, используя формулу факторной  модели аудиторского риска, определим  чему равен приемлемый аудиторский  риск (ПАР).  

     Формула факторной модели

     ВР  · РК · РН = ПАР, где

     Будем считать что:

     внутрихозяйственный риск (ВР) - 60%

     риск  контроля (РК) – 50%

     риск  не обнаружения (РН) – 10%

     0,6 · 0,5 · 0,1 = 0,03 или 3%

     Так как аудиторский риск не высок, то аудитор может считать план приемлемым. 

2.3. Аудиторский риск и его составляющие 

    С точки зрения общего подхода аудиторский  риск представляет собой возможность  выдачи неверного (ложного) заключения после завершения всех аудиторских  процедур.

    Общий аудиторский риск (ОАР) – это вероятность формирования неверного мнения и как следствие составление ложного заключения об отсутствии существенных ошибок, в то время как они реально имеются12.

    Очевидно, что природа существенных ошибок связывает общий аудиторский  риск с двумя факторами:

    -  риск того, что существенные ошибки  будут иметь место вообще;

    - риск того, что какие-либо имевшие  место существенные ошибки   останутся необнаруженными.

    Условия влияния этих факторов предопределяют необходимость структурирования общего аудиторского риска.

    Таким образом, общий аудиторский риск состоит из внутреннего риска деятельности (бизнеса) клиента, риска контроля и риска необнаружения.

    Общий аудиторский риск на приемлемом уровне – это субъективно установленный  уровень риска, который  аудитор готов взять на себя в отношении того, что в финансовой отчетности клиента будут обнаружены погрешности после завершения аудита и предоставления положительного аудиторского заключения без оговорок.

    Риск  не может быть устранен полностью, поэтому  в аудиторской практике установлен приемлемый уровень риска – 5%, а следовательно, уровень доверия равняется 95%. Такое соотношение в специальной литературе иногда называют «магической цифрой аудиторского риска».

    Внутренний  риск (ВР) представляет собой совокупность возможных рисков, связанных с функционированием предприятия, а именно: характеризует уровень всех потенциальных ошибок в результате деятельности предприятия до проверки со стороны системы внутреннего контроля. Риск возникновения таких ошибок связан с влиянием как объективных, так и субъективных факторов.

    Объективные факторы — инфляционные процессы, конкуренция, изменение условий кредитования, налогообложения, сокращение рынка сбыта продукции и т.п. Недостаточно стабильная экономическая ситуация в стране предопределяет сложные экономические условия функционирования предприятий, поэтому эти факторы особенно должны учитывать аудиторы Украины, чтобы сконцентрировать внимание на объектах аудирования, связанных с потенциальными трудностями.

    Субъективные  факторы внутреннего риска следующие: сущность и содержание бизнеса клиента; степень сложности организационной структуры материнской фирмы и наличие значительной разветвленной сети дочерних предприятий; политика управления и хозяйствования, в том числе учетно-экономическая политика; система стимулирования труда персонала; наличие необычных и редких хозяйственных операций; степень обеспечения сохранности собственности; масштабы деятельности (объемы оборотов по счетам); применение компьютерной обработки учетно-экономической информации.

Информация о работе Методика проведения аудита учета расчетов с персоналом по оплате труда