Методика проведения аудита учета расчетов с персоналом по оплате труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 10:48, дипломная работа

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение методики аудита учета труда и заработной платы, разработка программы аудита и рекомендаций по совершенствованию учета и контроля труда и заработной платы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
определить основные понятия, цели, задачи и объекты аудита учета труда и заработной платы;
перечислить основные нормативные документы, регламентирующие учет труда и заработной платы, а также единого социального налога;
дать характеристику источников информации по аудиту расчетов;
изучить планирование аудита;
исследовать методику проведения аудит учета расчетов с персоналом по оплате труда;
провести аудит учета расчетов с персоналом по оплате труда на примере ООО «Ткачев»;
дать аудиторское заключение после проведения аудита учета расчетов с персоналом по оплате труда ООО «Ткачев».

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основы аудита 8
Понятие и основные задачи, решаемые в аудиторской
деятельности 8
Нормативно-законодательная база аудита расчетов с
подотчетными лицами 11
Глава 2. Планирование аудита 16
2.1. Получение информации о деятельности клиента 16
2.2. Обеспечение уровня существенности (материальности) 26
2.3. Аудиторский риск и его составляющие 35
2.4. Изучение системы бухгалтерского учета клиента 44
2.5. Изучение системы внутреннего контроля клиента 50
2.6. Аналитические процедуры 55
2.7. Аудиторская выборка 63
2.8. Типовые ошибки имеющие место при аудите учета расчетов с персоналом по оплате труда 71
2.9. Составление плана и программы проведения аудита учета расчетов с персоналом по оплате труда 73
Глава 3. Методика проведения аудита учета расчетов с персоналом по
оплате труда 79
3.1. Документация, на основании которой проводится аудит 79
3.2. Взаимосвязь документов и последовательность их заполнения 79
3.3. Методика проведения аудита учета расчетов с персоналом по оплате труда 93
3.4. Практический аудит 96
Заключение 106
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Аудит расчетов с персоналом.doc

— 589.00 Кб (Скачать)

2.4. Изучение системы  бухгалтерского учета  клиента 

     При проведении аудиторской проверки аудитор должен разобраться в системе организации бухгалтерского учета, которая применяется заказчиком (клиентом), изучить и оценить те средства контроля, на основе которых он собирается сделать аналитические процедуры. При этом аудитор должен знать, что система организации бухгалтерского учета в аудите — это совокупность конкретных форм и методов ведения бухгалтерского учета, обеспечивающих возможность для данного заказчика (клиента) учитывать свое имущество, обязательства и хозяйственные операции в денежном выражении путем сплошного, непрерывного. документального и взаимосвязанного их отражения в учетных регистрах на основании первичных документов14.

     Одновременно  аудитор должен ознакомиться с системой внутреннего контроля в аудите. При  этом надо иметь ввиду, что система внутреннего контроля в аудите  – это совокупность организованной структуры, методик и процедур, принятых руководством заказчика (клиента) в качестве средств для эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая в том числе включает организованные внутри данного заказчика (клиента)надзор и проверку:

    • соблюдения требований законодательства;
    • точности и полноты документации бухгалтерского учета;
    • своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
    • предотвращения ошибок и искажений;
    • исполнения приказов и распоряжений руководства;
    • обеспечения сохранности имущества заказчика (клиента).

     В ходе аудиторской проверки аудитор  должен убедиться в том, что система  организации бухгалтерского учета  достаточно отражает хозяйственную  деятельность заказчика (клиента).

     Основные  требования, предъявляемые к изучению и оценке системы организации  бухгалтерского учета. Знакомство с  системой организации бухгалтерского учета включает в себя изучение, анализ и оценку сведений о следующих  сторонах хозяйственной деятельности заказчика (клиента):

    • учетную политику и основные принципы ведения организации бухгалтерского учета;
    • организационную структуру бухгалтерии;
    • распределение должностных обязанностей работников бухгалтерии;
    • организацию подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции;
    • порядок отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета, формах и методах обобщения данных таких регистров;
    • порядок подготовки периодической бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета;
    • степень автоматизации ведения бухгалтерского учета и подготовки отчетности;
    • сложные участки организации бухгалтерского учета, где риск возникновения ошибок или искажений бухгалтерской отчетности особенно высок;
    • средства контроля, предусмотренные на отдельных участках системы бухгалтерского учета.

     Аудитор в ходе аудиторской проверки обязан проверить соответствие организации  системы бухгалтерского учета заказчика (клиента) нормативным документам15.

     При этом аудитор должен знать, что система организации бухгалтерского учета заказчика (клиента) может считаться эффективной, если в ходе отражения хозяйственных операций выполняются следующие требования:

    • хозяйственные операции отражаются в учете в тех отчетных периодах, к которым они относятся;
    • хозяйственные операции в учете отражены в суммах, соответствующих первичным документам;
    • хозяйственные операции правильно и в соответствии с нормативными документами и учетной политикой отражены на счетах бухгалтерского учета;
    • организация бухгалтерского учета в полной мере соответствует всем требованиям, предъявляемым к ней.

     Основные  требования, предъявляемые к изучению и оценке системы внутреннего  контроля. При проведении аудиторской  проверки аудитору надо принимать к  сведению, что система внутреннего контроля заказчика (клиента) должна включать в себя: систему организации бухгалтерского учета; контрольную среду; отдельные средства контроля.

     Контрольная среда характеризует отношение, осведомленность и практические действия руководства (учредителей) заказчика (клиента), направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля. Она включает в себя:

    • стиль и основные принципы управления данным субъектам;
    • организационную структуру субъекта;
    • распределение обязанностей и ответственности сотрудников;
    • кадровую политику;
    • поря док под готовки бухгалтерской отчетности для пользователей;
    • систему внутреннего контроля данного субъекта;
    • соответствие хозяйственной деятельности субъекта требованиям законодательства РФ.

     Руководство заказчика (клиента) несет ответственность за разработку и эффективное функционирование системы внутреннего контроля. В соответствии с учредительными документами или правилами внутреннего трудового распорядка заказчика (клиента) может быть назначен ревизор, создана ревизионная комиссия или служба внутреннего аудита.

     Функционирование  системы внутреннего контроля зависит  от сотрудников, которым поручена контрольная  работа.

     Аудитор должен убедиться в том, что средства контроля заказчика (клиента) достигают  следующих целей:

    • хозяйственные операции выполняются с разрешения руководства заказчика (клиента);
    • все хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете в суммах, соответствующих первичным документам, на счетах бухгалтерского учета, в соответствии с принятой учетной политикой и обеспечивают возможность подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
    • соответствие отраженного в бухгалтерском учете и фактически имеющегося в наличии имущества определяется руководством заказчика (клиента) с установленной периодичностью и в случае расхождений принимаются меры в соответствии с законодательством РФ.

     Аудитор также должен убедиться в том, что у заказчика (клиента) применяются  следующие процедуры внутреннего  контроля;

    • арифметическая проверка правильности бухгалтерских записей;
    • проведение сверок расчетов;
    • проверка правильности осуществления документооборота и наличия разрешительных записей руководства;
    • проведение в соответствии с установленным порядком инвентаризаций имущества и обязательств;
    • использование для целей контроля информации из внешних источников;
    • проведение анализа производственной и финансово-хозяйственной деятельности, выяснение причин отклонений фактических данных от планируемых показателей.
 

     В ООО «Ткачев» структура бухгалтерии состоит из отделов:

  • расчетная группа, работник которой на основании первичных документов выполняет все расчеты по заработной плате и удержания из нее, осуществляет контроль за использованием фонда оплаты труда, ведет учет расчетов по отчислениям во внебюджетные фонды;
  • гл. бухгалтер осуществляет учет остальных операций, ведет Главную книгу и составляет бухгалтерскую отчетность;
  • материальная группа, работник которой ведет учет приобретенных материальных ценностей, расчетов с поставщиками материалов, поступления и расходования материалов в разрезе мест их хранения и использования;
  • экономист ведет учет денежных средств и расчетов с дебиторами и кредиторами, юридическими и физическими лицами.

     Аппарат бухгалтерии имеет непосредственное отношение ко всем  подразделениям организации. Он получает от них те или иные данные, необходимые для осуществления учета.

     Ответственность за организацию бухгалтерского учета  на предприятии, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации. Главный  бухгалтер, возглавляющий бухгалтерскую службу, действует в соответствии с законом «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Он подчиняется руководителю предприятия и несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер подписывает денежные документы и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства. К финансовым и кредитным обязательствам относятся документы, оформляющие финансовые вложения, договора займа, кредитные договора.

     На  предприятии используется автоматизированная система бухгалтерского учета и  отчетности, в том числе заработной платы и кадров – соответственно «1С: Предприятие 7.7» и «1С: Зарплата + Кадры».

     Большое внимание в организации уделяется  грамотному учету и анализу оплаты труда – одному из основных объектов бухгалтерского учета.

     Для успешной деятельности ООО «Ткачев», повышения  уровня рентабельности, сохранения и приумножения его активов необходим отлаженный механизм управления, важнейшим элементом которого выступает повседневный внутрихозяйственный контроль.

     Система контроля должна быть экономически оправданной, то есть затраты на ее функционирование должны быть меньше потерь предприятия из-за ее отсутствия. Если система внутрихозяйственного контроля будет эффективно функционировать, это позволит сократить расходы на проведения внешнего аудита.

     В ООО «Ткачев» контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организации осуществляется ревизором, избираемым общим собранием участников сроком на один год. Ревизор проводит проверки по поручению общего собрания, по требованию участника (участников), по собственной инициативе. Ревизор составляет заключение по годовым отчетам и балансам. Без заключения ревизора общее собрание не вправе утверждать баланс. Должностные лица обязаны по требованию ревизора предоставлять все необходимые бухгалтерские и иные документы, а также личные объяснения.

     Наличие в системе внутреннего контроля ООО «Ткачев» ревизора представляется недостаточным. Эффективней была бы специальная внутренняя аудиторская служба, созданная на правах отдела в составе 2-3 человек. Ведь основными задачами ревизии являются осуществление контроля за выполнением требований документов, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность, установление полноты, своевременности и достоверности отражения хозяйственных и финансовых операций.

     Круг  задач, стоящий перед внутренним аудитом шире. Помимо контроля, службы внутреннего аудита должны вести работу по таким направлениям, как анализ финансово-бухгалтерской отчетности и предоставление информации руководству для принятия управленческих решений, эффективное взаимодействие с внешними аудиторами, предупреждение санкций со стороны налоговых и иных органов. Помимо этого, внутренний аудит направлен в первую очередь на оказание помощи проверяемому подразделению, а ревизия – на выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных.

     Эффективное функционирование службы внутреннего  аудита позволит в некоторых случаях избежать необходимости проведения инициативных внешних аудиторских проверок с вытекающей отсюда экономией средств на оплату услуг привлеченных аудиторов. 

2.5. Изучение системы внутреннего контроля клиента 

     Свою  работу аудиторы начинают с ознакомления с проверяемой организацией, для чего изучают учредительные документы, вид деятельности, учетную политику. Большую помощь при этом оказывают беседы с руководителем и специалистами ООО «Ткачев», проведение экспресс-аудита путем устного тестирования. Необходимо ознакомиться с отчетностью, ее основными показателями с тем, чтобы выявить масштабы деятельности организации результаты ее работы за исследуемый период.

     Основной  целью аудитора при проверке является определение сильных сторон контроля, чтобы убедиться, что существенные ошибки отсутствуют.

     При определении эффективности систем внутреннего контроля приобретают  многие факторы:

  1. круг работников, участвующих в формировании информации на предприятии, и наличие у них ответственности за порученное дело;
  2. наличие упорядоченных взаимоотношений между ними по ведению дел и формированию информации;
  3. наличие технических средств контроля;
  4. наличие технологии контроля;
  5. контролируемые параметры.

Информация о работе Методика проведения аудита учета расчетов с персоналом по оплате труда