Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 17:22, дипломная работа
Цель данной выпускной квалификационной работы – анализ функций и методов контроллинга, а также внедрение системы контроллинга на медицинском предприятии (на примере ООО «Дентал-Офф»).
Введение……………………………………………………………………..3-6
Сущность и виды контроллинга………………………………………...7
Сущность, функции и задачи контроллинга………………………...7-18
Методы и инструменты контроллинга………………………...……19-27
Оперативный и стратегический контроллинг……………………...27-33
Вопросы организации контроллинга в ООО «Детал-Офф»………34-37
Общеэкономическая характеристика ООО «Детал-Офф»………...37-40
Анализ финансового состояния ООО «Детал-Офф»………………40-58
Внедрение системы контроллинга в ООО «Детал-Офф»…............58-66
Предложения по внедрению системы контроллинга на примере ООО
«Детал-Офф»……………………………………………………………..67
Типичные ошибки при внедрении системы контроллинга………..67-70
Рекомендации по улучшению системы контроллинга на ООО «Дентал-Офф»……………………………………………………………...70-73
Заключение……………………………………………………………….74-78
Список используемой литературы……………………………………...79-80
Приложение 1…………………………………………………………….81-83
Приложение 2…………………………………………………
Инструменты контроллинга:
1. Системы отчетности. (IFRS). Основой организации эффективного процесса принятия управленческих решений является наличие достоверной информации о происходящем в компании. Информационное обеспечение в рамках контроллинга предполагает использование отчетности, базирующейся на принципах МСФО и аналогичных систем (US GAAP или любой иной признаваемый GAAP, ориентированный на интересы инвесторов), поскольку такая отчетность в наибольшей степени раскрывает экономическую сущность операций компании. На более детальном уровне используются необходимые дополнительные отчеты с той степенью детализации и в тех разрезах, которые востребованы пользователями внутри компании.
2. Система сбалансированных показателей (Balanced Scorecard – BSC). Усложнение контекста функционирования современных организаций привело к трансформации собственно расчетной составляющей внутри финансовой функции – по данным некоторых исследований в ней сохранилось менее 50 процентов чистых «финансов», остальное приходится на обеспечение действий, связанных со стратегическим подходом к добавлению ценности. BSC позволяет представить целостную картину финансового (главным образом – что было достигнуто в прошлом) и нефинансового (факторы будущих успехов) состояния организации. Соединяя воедино стратегические цели и финансовую перспективу компании, BSC увязывает их с рыночной ситуацией, определяющей значимые запросы клиентов к бизнес-процессам. Это дает возможность сформулировать требования к организации и сотрудникам (внутренняя перспектива). Таким образом, система сбалансированных показателей становится тем механизмом, который обеспечивает «подгонку» всего происходящего в компании к оптимуму.
3. Управление стоимостью компании. Создание стоимости для акционеров является приоритетной задачей финансовых директоров во всем мире. Модель оценки стоимости, базирующаяся на дисконтировании будущего свободного денежного потока компании, позволяет системно управлять ключевыми факторами создания стоимости. Данный метод в финансовом выражении демонстрирует влияние на стоимость таких важнейших нематериальных рычагов, как интеллектуальный капитал, знания, бренды, НИОКР, взаимоотношения с контрагентами и др. Контроллинг, ориентированный на стоимость, транслирует стратегию компании в соответствующее организационное поведение, которое задействует данные рычаги, интегрируя финансы, управление и мотивацию.
4. Процессно-ориентированное управление (Activity-based management) исходит из установки «управлять процессами и потоками, а не функциями и действиями». Метод, ориентированный на процессы, отвечающие за конечный продукт (или услугу), реализует приоритет создания ценности для клиента, что в конечном итоге составляет стоимость для акционеров компании. Ее максимизация возможна только в случае устранения расходов, не создающих ценность (по некоторым оценкам, такими являются до 60% накладных расходов компаний).
5. Процессно-ориентированная модель сфокусирована на управлении источниками затрат, исходя из необходимости тех или иных видов деятельности. Контроллинг процессов предполагает определение и выполнение именно той деятельности, которая должна привести к достижению стратегических целей компании.
6. «Новое бюджетирование» является логическим продолжением философии процессно-ориентированного управления. Традиционная природа бюджетирования, прижившаяся в российской модели управления, фактически оправдывает расходы и покрывает бесполезные затраты, тем самым окутывая организацию пеленой корпоративных интриг. Контроллинг же позволяет избежать подобных проблем, так как предполагает процессно-ориентированное бюджетирование с использованием сценарного планирования и распределением ресурсов в соответствии с реальными потребностями сотрудников. Воплощение данной стратегии подразумевает постоянный выбор из возможных вариантов действий, отражающих различные возможности с разными потребностями в средствах производства. Система контроллинга делает процесс распределения ресурсов более гибким и адаптивным, делегируя право принимать решения на исполнительский уровень.
Управление
рисками и изменениями является
еще одной необходимой
1.3
Оперативный и стратегический
контроллинг
В последнее время все чаще высказывается мысль, что «контроллинг – система управления достижениями конечных результатов деятельности предприятия».
Контроллинг позволяет установить контроль за достижением как стратегических, так и оперативных (тактических) целей предприятия. На фоне этого и формируются два направления контроллинга:
- оперативный контроллинг;
- стратегический контроллинг.
Стратегический контроллинг – важнейшая составляющая контроллинга управляющая внешней средой, стратегическим факторами успеха, альтернативными стратегиями, стратегическими целями.
Стратегический контроллинг направлен на реализацию долгосрочных стратегий и программ.
Цель стратегического контроллинга – формирование системы управления и планирования, которая позволила бы движение фирмы к намеченной стратегической цели своего развития. Стратегический контроллинг призван обеспечить эффективное существование фирмы на длительную перспективу, формирование и управление потенциалом успеха организации.
Установление
стратегических целей начинают с
анализа информации о внешних
и внутренних условиях работы предприятия.
На этапе стратегического
Стратегический контроллинг несет ответственность за обоснованность стратегических планов. Прежде чем осуществлять контроль за достижением какой-либо цели, необходимо установить, насколько обоснованно она выбрана и насколько реально ее достижение. Проверка стратегических планов включает в себя, как минимум, проверку на полноту планов, их взаимоувязку и отсутствие внутренних противоречий. По результатам проведенной поверки следует либо разработать систему контроля за выполнением плана, либо приступить к разработке альтернативных вариантов стратегического плана. Если выбранный вариант стратегического плана устраивает требованиям, то для разработки системы следящего контроля за достижением стратегических целей необходимо выбрать области контроля:
При
определении системы
Рис.
2 Направление анализа в стратегическом
контроллинге.
Анализ выбранных подконтрольных показателей включает в себя следующее:
Аналитическую информацию передают с определенной периодичностью руководству предприятия для принятия управленческих решений.
Оперативный контроллинг координирует процессы оперативного планирования, контроля, учета и отчетности на предприятии при поддержке современной информационной системы.
Основной задачей оперативного контроллинга является обеспечение методической, информационной и инструментальной поддержки менеджеров предприятия для достижения запланированного уровня прибыли, рентабельности и ликвидности в краткосрочном периоде.
Цель оперативного контроллинга – создание системы управления для достижения текущих целей предприятия, а также принятие современных решений по оптимизации соотношения «затраты» - «прибыль».
Он
несет ответственность за поддержание
и обоснование оперативных
Основные подконтрольные показатели:
Систему оперативного контроллинга используют для поддержания оперативных решений по недопущению кризисного состояния.
На практике существует тесная взаимосвязь оперативного и стратегического контроллинга (табл. 2).
Таблица 2
Взаимосвязь стратегического и оперативного контроллинга.
Признаки | Уровни | |
Стратегический контроллинг | Оперативный контроллинг | |
Ориентация бизнеса | Окружающая среда предприятия: адаптация | Предприятие: экономичность производственных процессов; экономическая эффективность |
Этапы планирования | Стратегическое планирование. Сильные/слабые стороны | Оперативное планирование, составление сметы и бюджета, управление показателями |
Размерность | Сильные/слабые стороны; шансы, риск | Выручка/расходы, выработка/издержки |
Масштабы цели | Обеспечение существования, потенциал успеха | Ликвидность, экономичность, кэш-фло, прибыль, рентабельность, экономическая эффективность |
Оперативный анализ ориентирован на прошлое и осуществляется благодаря сравнению основных заданных и фактических контрольных показателей (оборот, затраты, потребность в персонале).
Важнейшей задачей оперативного контроллинга является обеспечение существования предприятия.
Стратегический контроллинг отличается от оперативного по следующим позициям:
-
временной промежуток
- стратегический контроллинг работает с ориентировочными величинами;
-
стратегический контроллинг
-
в противоположность