Контролинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 17:22, дипломная работа

Описание работы

Цель данной выпускной квалификационной работы – анализ функций и методов контроллинга, а также внедрение системы контроллинга на медицинском предприятии (на примере ООО «Дентал-Офф»).

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3-6
Сущность и виды контроллинга………………………………………...7
Сущность, функции и задачи контроллинга………………………...7-18
Методы и инструменты контроллинга………………………...……19-27
Оперативный и стратегический контроллинг……………………...27-33
Вопросы организации контроллинга в ООО «Детал-Офф»………34-37
Общеэкономическая характеристика ООО «Детал-Офф»………...37-40
Анализ финансового состояния ООО «Детал-Офф»………………40-58
Внедрение системы контроллинга в ООО «Детал-Офф»…............58-66
Предложения по внедрению системы контроллинга на примере ООО
«Детал-Офф»……………………………………………………………..67
Типичные ошибки при внедрении системы контроллинга………..67-70
Рекомендации по улучшению системы контроллинга на ООО «Дентал-Офф»……………………………………………………………...70-73
Заключение……………………………………………………………….74-78
Список используемой литературы……………………………………...79-80
Приложение 1…………………………………………………………….81-83
Приложение 2…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ ОБОЛИХИНА.docx

— 319.56 Кб (Скачать)

       Оперативность позволяет осуществлять более точный контроль в течение года и проводить анализ причин отклонений. Регулирование направлено на поддержание принятого решения. 

  1. Информационное сопровождение процесса планирования. Решение этой задачи связано с:
    • разработкой методик планирования;
    • представлением информации для составления планов;
    • установлением допустимых границ отклонений;
    • анализом причин и разработкой предложений для уменьшения отклонений;
    • учетом и контролем затрат и результатов;
    • разработкой инструментария для планирования, контроля и принятия управленческих решений;
    • стимулированием планирования.

       Реализация  всех трех задач  помогает эффективно функционировать предприятию и  его структурным единицам.

       Реализация  деятельности контроллинга основывается на четырех принципах: 

  1. Принцип движения и торможения. Для обеспечения длительного и устойчивого существования организации необходимы ее рост, развитие и, как следствие, стабильное получение прибыли. При этом цель «рост» означает увеличение производства и продажи изделий или расширение номенклатуры предоставляемых услуг, которые уже определены в плане организации. Цель «развитие» означает новые изделия, новые формы их применения, новый сервис, новые решения проблем клиентов, новые рынки и каналы сбыта, новые методы производства, новые организационные структуры и процедуры управления, т. е. для успешной деятельности предприятия и его движения вперед необходимы «инновации». Принцип движения и торможения в контроллинге создает объективные условия для постоянного выявления и внедрения нового, прогрессивного и эффективного в практику конкретной организации с учетом специфики и возможностей.
  2. Принцип своевременности. В условиях динамично развивающегося рынка руководству для принятия решений необходимы постоянно обновляемые данные как о внешней, так и внутренней среде, результаты их анализа. Поэтому контроллер постоянно наблюдает за окружающей средой. В интересах укрепления позиций организации контроллер обязан оперативно учитывать вновь возникающие шансы и риски, их возможное влияние на прибыль. Способность организации к своевременному реагированию на рыночные изменения зависит от временного интервала между возникновением нового шанса или риска и конкретным действием руководства, а также от затрат времени на изменение плана и внедрение новинки. Чем продолжительнее этот интервал и велики затраты времени, тем вероятнее потери прибыли.
  3. Принцип стратегического сознания. Информация, полученная от работников, имеет важное значение для проведения мероприятий, обеспечивающих устойчивое будущее фирмы. Руководители организации, ее подразделения и сотрудники на практике нередко принимают тактические решения, приносящие быстрый экономический эффект и реальные выгоды в текущем плане, но не соответствующие стратегическим задачам предприятия. Принцип стратегического сознания реализуется только тогда, когда любое решение и действие оценивается в первую очередь с позиций его соответствия стратегическим программам.
  4. Принцип документирования. Целью этого принципа является создание условий для проверки: соблюдались ли цели и задачи финансового контроллинга в действительности. В финансовом контроллинге информация представляется в виде письменных сообщений с предварительной оценкой их значимости. Письменная форма принуждает информатора к продуманному, полному и точному представлению положения дел. Документирование позволяет в любой момент установить посылающего и принимающего информацию, ее содержание и дату передачи. Необходимо также оценивать достоверность и полноту информации. Благодаря принципу документирования решения по оперативным вопросам принимаются с учетом стратегической позиции фирмы, стимулируя тем самым первоочередную реализацию стратегических целей. Принцип документирования является также инструментом для контроля за соблюдением других принципов контроллинга: движение и торможение, стратегическое сознание и своевременность.
 
 
 
 
 

       1.2 Методы и инструменты  контроллинга 

       Для успешного существования в условиях рыночной экономики предприятиям, осуществляющим предпринимательскую деятельность в любых отраслях народного хозяйства очень важно не только понимать современные рыночные механизмы, но и уметь правильно вырабатывать и применять стратегию и тактику существования на российском и мировом рынках. Необходимым элементом системы управления предприятием является контроллинг.

       Предприниматели должны активно использовать как  наработки российских специалистов в области управления отраслевыми рисками, так и перенимать полезный опыт зарубежных стран. Плохое понимание рыночных механизмов, неумение быстро сориентироваться в нестабильной ситуации привело многие предприятия к банкротству и краху.

       Контроллинг является механизмом, который, основываясь  на подробном анализе прогнозных, плановых и фактических показателей  деятельности предприятия, а также на анализе альтернативных путей развития предприятия дает подробную информацию специалистам, осуществляющим управление предприятием. Контроллинг не управляет, он только предвидит и дает необходимые рекомендации. В современной литературе специалиста по контроллингу образно сравнивают с лоцманом на корабле, который, опираясь на свой многолетний опыт и зная территорию и карту, предвидит возможные катастрофы, подводные мели и течения и помогает капитану управлять кораблем.

       Для изучения предмета контроллинга используются как общенаучные, так и специфические  приёмы исследования. К общим методам относятся анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, конкретизация и т. д.

       К числу специфических методов, применяемых  в контроллинге, относятся:

       1. АВС-анализ — используется для определения главных моментов в работе предприятия. При АВС-анализе задачи, которые выполняют функции всех уровней, подразделяют на три группы:

       а) А-задачи выполняются одним из руководителей, их нельзя делегировать, они важные и комплексные. Их решение способствует эффективной работе предприятия, а невыполнение вызывает ряд проблем (например, переговоры с оптовыми покупателями проводит сам предприниматель или руководитель предприятия). На выполнение А-задач требуется = 5% времени. Значимость А-задач с учетом их вкладов в достижение целей предприятия оценивается в 75%.

       б) В-задачи — это также важные задачи, но их можно делегировать компетентным сотрудникам. В-задачи — это категория средней важности; составляет 20% по затратам времени и 20% по значимости.

       в) С-задачи — это задачи ежедневные, рутинные. Их необходимо делегировать, чтобы больше времени уделять выполнению самых важных задач (например, административно-хозяйственные вопросы, работа с корреспонденцией и т.д.). С-задачи занимают = 75% времени и вносят вклад в получение доходов предприятия в размере 5%.

        2. Анализ величины в точке безубыточности. При этом методе наглядно представляются взаимосвязи между выручкой от продаж, затратами и прибылью.

       Все затраты предприятия, связанные  с производством и сбытом продукции, можно подразделить на переменные и постоянные.

       Переменные  затраты зависят от объема производства и продажи продукции.

       Постоянные  затраты не зависят от динамики объема производства и продажи продукции.

       Безубыточность  — такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытка. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие получало прибыль. Ее можно выразить в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию. Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж — Иго зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

       Расчёт  безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия основывается на следующем взаимодействии: затраты — объем продаж — прибыль. Для определения их уровня можно использовать графический и аналитический методы.

       На  графике по горизонтали показывается объем реализации продукции в  процентах от производственной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции); по вертикали — себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации (рис. 1).

       

       Рис.1 Анализ величины в точке безубыточности. 

       По  графику можно установить, при  каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет, а также точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции. Она получила название точки безубыточного объема реализации продукции, или порога рентабельности, или точки окупаемости затрат, ниже которой производство будет убыточным.

       Разность  между фактическим и безубыточным объемом продаж — это зона безопасности, которая показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность продаж равна нулю.

       Аналитический способ расчёта безубыточного объёма продаж и зоны безопасности предприятия  более удобен по сравнению с графическим, так как не нужно каждый раз чертить график, что довольно трудоёмко. Выведен ряд формул, с помощью которых можно рассчитать данные показатели. Для удобства используются следующие обозначения:

       Т – точка безубыточного объёма реализации продукции;

       Дм – маржинальный доход (общая сумма);

       Н – непропорциональные (постоянные) затраты;

       Рп – пропорциональные (переменные) затраты;

       В – выручка от реализации продукции;

       К – количество проданной продукции в натуральном выражении;

       ЗБ  – зона безопасности;

       Маржинальный  доход – сумма прибыли и  постоянных затрат; может быть определён  как разность между выручкой от реализации и переменными затратами:

       Дм = В - Рп

       Точка безубыточного объема продаж в денежном измерении:

       Т = В • Н/Дм.

       Безубыточный  объем реализации в натуральных  единицах:

       Т = К • Н/Дм.

         Для определения зоны безопасности  по стоимостным показателям аналитическим методом используется следующая формула:

       ЗБ = (В-Т) / В.

         Для одного вида продукции  зону безопасности можно найти  по количественным показателям:

       ЗБ = (К-Т)/К.

         Анализ величины в точке безубыточности  используется для:

  • определения целевой прибыли;
  • устранения уровня загрузки производственных мощностей;
  • выбора номенклатурных групп, которые приносят наибольшую прибыль предприятию;
  • для принятия решений об объемах выпуска отдельных видов продукции;
  • для устранения и контроля ценовой политики;
  • для принятия инвестиционных решений;
  • для определения критической выручки;
  • для определения финансовой устойчивости предприятия.

         3. Метод расчета сумм покрытия — при этом методе контроллинга с выручки от продаж вычитают сначала переменные, а затем постоянные затраты. Это позволяет определить, какая прибыль или какой производственный результат останется у предприятия при продаже изделия по рыночной цене. Прибыль возникает только тогда, когда сумма покрытия по всей продажной продукции больше величины постоянных затрат

       4. Метод расчета  инвестиций:

  1. цели инвестиционных расчетов:
  • определение выгодности отдельных инвестиционных проектов;
  • выбор объектов инвестирования из нескольких вариантов;
  • формирование инвестиционных программ;
  1. данные, необходимые для инвестиционных расчетов:
  • внутренние (переменные и постоянные издержки, доходы и расходы, рентабельность, ликвидность, наличие «узких» мест на предприятии, производительность, рыночная доля и т.д.)
  • внешние (конъюнктура рынка, технологический прогресс, законодательство, поведение конкурентов, динамика цен, состояние рынка труда и т.д.);
  1. методы инвестиционных расчетов.

       Оценка  отдельных инвестиционных объектов осуществляется статическими и динамическими методами.

       Статистические  методы:

       а)  метод сравнения по издержкам;

       б)  метод сравнения по прибыли;

       в)  метод расчета рентабельности;

       г)  метод расчета амортизации (срока  окупаемости).

       Динамические  методы:

       а)  метод расчета ценности капитала (метод аннуитетов);

       б)  метод расчета внутренней рентабельности.

       Обоснование инвестиционных программ возможно с  помощью классических методов и имитационных моделей.

       К классическим методам относятся  статические и динамические.

       К имитационным моделям относятся  инвестиционно-финансовые, инвестиционно-производственные и производственно-финансово-инвестиционные модели.

Информация о работе Контролинг