Конкурентоспособность продукции ОАО «Новый век»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:01, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование конкурентоспособности продукции ОАО «Новый век» с целью выработки мероприятий по её повышению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты конкурентоспособности товаров и методы ее оценки;
- определить конкурентоспособность продукции ОАО «Новый век»;
- разработать направления повышения конкурентоспособности продукции предприятия.

Работа содержит 1 файл

Диплом-Новый век.doc

— 795.50 Кб (Скачать)

     На  разных рынках вес каждого из этих критериев может быть разным, а потому оценивать конкурентоспособность нужно для каждого рынка отдельно.

     Однако  если в показателе конкурентоспособности  учесть все критерии потребителей конкретного  рынка, то он покажет лишь ожидаемую, а не реальную конкурентоспособность, ибо для успешной продажи товара необходимо, чтобы он появился на том рынке, на котором действительно нужен, в нужном количестве, в нужный момент времени; чтобы потребитель был подготовлен к появлению данного товара, а маркетинговая программа была бы неуязвимой для конкурентов. Все это зависит от эффективного выполнения трех маркетинговых функций: изучение рынка, управление разработкой и производством товара, управление сбытом и продвижением.

     Таким образом, концепция маркетинга приводит к более широкому понятию реальной конкурентоспособности товара, которое зависит не только от соотношения «качество - цена», не только от соответствия критериям потребителей, но и от конкурентоспособности всей маркетинговой деятельности фирмы, т.е. 

     K = f (критерии потребителей + конкурентоспособность маркетинга фирмы),                                                                                                     (1.3) 

     Правомерность данного вывода подтверждается также  проведенными исследованиями причин неудач новых товаров на рынках [25 c.42]. Исследования показали, что существует семь основных причин неудач новых товаров:

     1) недостаточные отличительные характеристики, которые заставили бы потребителей  перейти на новый товар;

     2) недостаточно четкое определение рынка или товара до начала его разработки;

     3) переоценка степени привлекательности  рынка;

     4) неэффективное продвижение товара  на рынок;

     5) низкое качество товара по  ключевым параметрам;

     6) неудачный выбор времени вывода  товара на рынок;

     7) отсутствие эффективной выкладки  товара в магазине (хорошего доступа к потребителю).

     Анализируя  указанные причины, видно, что в  основе их лежит недостаточно эффективное выполнение всех трех функций маркетинговой деятельности, а именно: исследование рынка (причины 1, 2, 3), управление разработкой и производством товара (1, 2, 5), управление сбытом и продвижением (причины 4, 6,7).

     Оценка  конкурентоспособности товара производится при осуществлении следующих мероприятий:

     - комплексное изучение требований рынка, прежде всего, на основе анализа динамики качества реализуемых на нем изделий;

     - выработка основных направлений создания и изготовления продукции, пользующейся спросом на рынке;

     - оценка перспектив продажи конкретных изделий и формирование структуры экспорта;

     - установление цен на продукцию, предназначенную для продажи;

     - подготовка рекламы [1, c. 232].

     Наиболее  часто при оценке конкурентоспособности  продукции применяются следующие методы.

     Критерием для определения конкурентоспособности  товара является его цена потребления, которая определяется по формуле 

     Цп = Цпр + Ип ,                                                      (1.4) 

     Где Цп - цена потребления;

          Цпр - цена приобретения;

          Ип – издержки потребителя этой продукции за весь нормативный срок ее службы [6, с.38]. 

      Для покупателя все расходы делятся  на две основные категории: постоянные затраты, которые осуществляются единовременно, то есть покупная цена изделия, расходы на установку, монтаж и пр.; переменные затраты, осуществляющиеся в процессе пользования изделием – эксплуатационные расходы (энергия, сырье, рабочая сила и т.п.), текущий ремонт и обслуживание и др.

      Величину  переменных затрат (Ипер) можно определить по формуле: 

      Ипер = (ЗП + Иремм + А + Ипр) Тн,                                          (1.5) 

      Где ЗП – годовой фонд заработной платы обслуживающего персонала с отчислениями на социальные нужды;

          Ирем – годовые затраты на текущий ремонт и обслуживание;

          Им – годовые расходы на топливо, энергию, горюче-смазочные и другие материалы, связанные с эксплуатацией техники;

          А – годовая величина амортизации;

          Ипр – прочие годовые издержки, связанные с эксплуатацией техники;

          Тн – нормативный срок службы.

     По  мере старения изделия сумма переменных затрат возрастает, и соответственно, увеличивается их доля в цене потребления.

     На  этой основе формируется удельная цена потребления, которая в определенный момент достигает своего минимума, то есть становится оптимальной. Период, за который достигается оптимальный уровень цены потребления при нормальной интенсивности эксплуатации, называется экономическим ресурсом изделия.

     С выработкой этого ресурса потребитель  должен прекратить пользоваться данным изделием и заменить его новым или провести капитальный ремонт, то есть восстановить в той или иной степени экономический ресурс.

     Рассматриваемый способ применяется, если сравниваемая техника одинакова по производительности и сроку службы. Если эти параметры  различаются, необходимо привести их в сопоставимый вид.

     Технические параметры при этом методе определения конкурентоспособности учитываются косвенно в стоимостных параметрах (продажной цене и цене потребления) [3, c.77].

     2. При определении конкурентоспособности  товара учитываются два критерия: себестоимость производства и реализации товара, а также уровень его качества.

     Более конкурентоспособным является тот  товар, у которого издержки на производство и реализацию являются минимальными, а уровень качества более высоким  по сравнению с товаром-конкурентом.

     При одинаковом уровне качества товаров-конкурентов  более конкурентоспособным является тот, у которого ниже себестоимость. В этих условиях предприятия должны обращать внимание не только на уровень качества выпускаемой продукции, но и на издержки ее производства и реализации.

     3. Сопоставление товаров-конкурентов с учетом их технического уровня и продажной цены.

     Согласно  этому методу, на первом этапе определяются количественные показатели уровня качества сравниваемого и базового образца (товара) по формуле: 

     КП = КПэ * КПт * КПн,                                                     (1.6) 

     Где КП – комплексный показатель уровня качества товара;

          КПэ – комплексный показатель эстетико-эргономического уровня;

          КПт – комплексный показатель технического уровня;

          КПн – комплексный показатель надежности. 

     На  втором этапе определяются показатели конкурентоспособности сравниваемого образца и товара, принятого за базу сравнения: 

      ;                                  (1.7) 

     Где Пкi, Пк.б. – показатель конкурентоспособности сравниваемого образца и товара эталона;

          КПi, КПб – комплексный показатель уровня качества сравниваемого образца и товара-эталона;

          Цi, Цб – предполагаемая или фактическая цена реализации рассматриваемого образца и товара-эталона. 

          Если Пкiк.б., то сравниваемый товар является более конкурентоспособным; если Пкi < Пк.б. – менее конкурентоспособным; если Пкi = Пп.б. – конкурентоспособность одинакова [3, c. 78].

     Наиболее  наглядное представление дает относительный  показатель конкурентоспособности (ОПК):

                                                            (1.8) 

     Если  ОПК ≥ 1, то показатель конкурентоспособности  рассматриваемого образца превышает  или равен показателю конкурентоспособности  базового.

     Недостаток  данного метода заключается в  том, что он учитывает только продажную цену сравниваемых товаров, а не их цену потребления, то есть этот метод не учитывает, насколько хороши эти товары в эксплуатации.

     4.Уровень конкурентоспособности определяется на основе сопоставления как технических, так и экономических параметров. При этом рассматриваются единичные, групповые и интегральные показатели.

     Единичный показатель характеризует конкурентоспособность  оцениваемого изделия при сравнении его с эталоном по одному конкретному показателю, например мощности, скорости, эстетичности и т.д.

     Единичный показатель (параметрический индекс) рассчитывается как процентное отношение (или индекс) величины параметра  оцениваемого изделия к величине аналогичного параметра эталона (базового образца): 

                                                                       (1.9) 

                                                                    (1.10) 

     где Иei – единичный параметрический индекс, определенный по i-му параметру (i = 1, 2, …, n);

          Пi, П – значение i-го параметра соответственно оцениваемого изделия и базового образца.

          При проведении расчетов конкурентоспособности из формулы (1.7) и (1.6) выбирают ту, при которой  увеличению относительного значения показателя соответствует повышение конкурентоспособности. Например, при определении относительного значения показателя для производительности изделия применяется формула (1.7), а для расхода электроэнергии – (1.6) [1, c.237].

     Групповой показатель характеризует группу однородных свойств изделия. Он определяется по совокупности единичных показателей как сводный параметрический индекс методом средней взвешенной величины: 

                                                          (1.11) 

     где  Иcq – сводный параметрический индекс, рассчитанный по q-й группе параметров;

            аi – вес i-го параметра;

            q – номер группы  параметров. 

     При расчете сводного параметрического индекса значительную проблему представляет выбор весовых коэффициентов, поскольку разные потребители оценивают различные параметры товара неоднозначно. Например, одни отдают предпочтение дизайну, другие – эргономическим характеристикам. Здесь не обойтись без субъективизма, который можно снизить за счет проведения тщательных маркетинговых исследований.

     Окончательную оценку конкурентоспособности дает интегральный индекс (Ии). Он представляется как отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления товара к суммарным затратам на приобретение и использование: 

      ,                                                    (1.12)

     где Э, Эб – суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления соответственно оцениваемого товара и эталона за срок службы;

Информация о работе Конкурентоспособность продукции ОАО «Новый век»