Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 09:23, дипломная работа
Цель дипломного проекта: разработка мероприятий повышения эффективности деятельности предприятия.
При этом необходимо решить следующие задачи:
- исследование финансового состояния Переясловского почтамта;
- установление основных факторов, влияющих на изменение финансового состояния предприятия;
- изучить методы, приемы и способы экономического анализа, и показатели, определяющие финансовое состояние предприятия;
- прогноз основных тенденций изменения финансового состояния предприятия.
- разработать конкретные мероприятия, направленные на привлечение дополнительных финансовых ресурсов с целью укрепления финансового состояния предприятия.
Введение 7
1 Пути повышения эффективности 10
1.1 Теоретические основы повышения эффективности 10
1.2 Методы повышения эффективности 19
2 Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия 25
2.1 Выявление проблем финансово-хозяйственной деятельности 25
2.2 Определение показателей, влияющих на эффективность 37
3 Технико-экономическое обоснование путей повышения эффективности 45
3.1 Анализ выявленных недостатков финансово-хозяйственной деятельности 45
3.2 Техническое обоснование 63
3.3 Финансово-экономическое обоснование 66
4 Требования к повышению эффективности работы оператора почтовой связи 74
Заключение 79
Список использованных источников 81
Приложение А 83
Приложение Б 84
Приложение В 85
Приложение Г 86
Приложение Д 87
Приложение Е 88
Приложение Ж 89
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1
Выявление проблем финансово-
Основной методологической базой для исследования послужили данные финансовой и статистической отчетности Переясловского почтамта, статьи отечественных и зарубежных экономистов, материалы научных конференций. Законодательные акты, справочные материалы.
Переясловский
почтамт – государственное
Предприятие в своей деятельности руководствуется федеральным законом Российской Федерации от 24.10.1999г. «О почтовой связи» и Положением «О почтовой связи».
Предприятие выполняет работы, производит услуги с целью извлечения прибыли и удовлетворения общественных потребностей в услугах почтовой связи.
Основными задачами предприятия являются:
-
обеспечение бесперебойной
- обеспечение на обслуживаемой территории расширения сферы деятельности почтовой связи, совершенствование оказываемых и внедрение новых услуг почтовой связи;
-
определение основных
-
разработка перспективных и
В состав Переясловского почтамта входят 52 стационарных отделения связи, участок по обработке страховой почты, расположенный в районе им. Лазо, Бикинском и Вяземском районах. Общая численность персонала составляет 215 человек.
Вопросы
экономического характера возложены
на экономиста предприятия, который по
роду своей деятельности замыкается непосредственно
на начальника почтамта (рисунок 2.1). В
соответствии с должностной инструкцией
экономист предприятия разрабатывает
текущие и перспективные планы социально-экономического
развития структурных подразделений
Рисунок
2.1 - Финансово-экономическая
.
предприятия; производит экономический анализ производственно-финансовой деятельности предприятия.
Почта России активно развивает традиционные и новые услуги. Также большую долю в доходах национального почтового оператора занимают доходы от нетрадиционных услуг и коммерческой деятельности, в первую очередь – от розничной торговли в отделениях связи
Финансирование деятельности организаций федеральной службы почтовой связи осуществляется за счет:
-доходов, получаемых от
-средств федерального бюджета;
-средств, получаемых от иной разрешенной в законодательном порядке деятельности, а также от договорных услуг
Инвестиции в развитие
Решения по государственным инвестициям в развитие почтовой связи принимаются на основании федеральных программ развития почтовой связи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Федеральные программы в
Источником формирования имущества предприятия, в том числе и финансовых ресурсов, являются средства Федерального бюджета; доходы, получаемые от предоставления услуг почтовой связи, а также доходы от универсальных услуг, договорных услуг, дополнительных услуг; амортизационные отчисления; могут привлекаться кредиты банков и другие источники, не запрещенные законодательством.
Универсальные услуги – это прием, обработка, пересылка, вручение почтовых отправлений. Тарифы на универсальные услуги разрабатывает департамент почтовой связи, тарифы утверждаются министерством антимонопольной политики.
К договорным услугам относятся: выплата пенсий и пособий (на основании договора почтамта с соответствующим пенсионным фондом); реализация различных товаров (на основании лицензии); операции банков по приему вкладов, платы за кредиты, обналичиванию карточек; прием подписки, доставка (договор с издательством), прием платы за коммунальные услуги, услуги электрической связи. Тарифы на договорные услуги устанавливаются договором
К дополнительным услугам относятся: упаковка почтовых отправлений, реализация тары для пересылки почтовых отправлений, хранение, досылка и возврат, переадресовка периодических изданий, реализация индивидуальных абонентских ящиков, заполнение бланков за клиента. Тарифы на дополнительные услуги разрабатывают сами почтамты или Управление Федеральной Почтовой Связи (рисунок 2.2).
Затраты предприятия прогнозируются постатейно и в зависимости от статьи расходов. Внереализационные расходы (услуги банка, квотирование рабочих мест, отчисления УФПС) прогнозируются в соответствии договоров с банком, администрацией района, УФПС. Выплаты из фондов прогнозируются как произведение размера фонда на размер выплаты. Балансовая прибыль исчисляется как разница между доходами, затратами и внереализационными расходами, за минусом выплат из фондов. Товарооборот прогнозируется в зависимости от предполагаемого ассортимента и цены.
После составления прогноза в целом по почтамту, составляются планы-задания по доходам и товарообороту по всем структурным подразделениям. Далее составляется план-задание по внутреннему хозрасчету с разбивкой по структурным подразделениям, и доводятся каждому структурному подразделению отдельно.
О финансовом положении предприятия можно судить по его основным экономическим показателям (таблица 2.1).
Таблица 2.1 - Основные экономические показатели Переясловского почтамта
Показатели | 2003 год | 2004 год | Изменения |
Выручка от продажи товаров, работ, услуг, тыс. руб. | 11251 | 13890 | +2639 |
В т.ч. услуг связи | 9522 | 12178 | +2656 |
Себестоимость проданных товаров работ, услуг, тыс. руб. | 10719 | 13133 | +2414 |
В т.ч. услуг связи, тыс. руб. | 9221 | 11864 | +2643 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. | 532 | 757 | +225 |
В т.ч. прибыль от продаж услуг связи тыс. руб. | 303 | 314 | +11 |
Балансовая прибыль, тыс. руб. | 502 | 735 | +233 |
Чистая прибыль, тыс. руб. | 413 | 692 | +279 |
Рентабельность % | 56,3 | 75,6 | +19,3 |
Мы видим, что прибыль от продаж увеличилась на 225 тыс. руб., в т.ч. прибыль от услуг связи на 11 тыс. руб. На рост прибыли повлияло увеличение выручки от продаж на 2639 тыс. руб. В тоже время, рост себестоимости уменьшил размер прибыли на 2414 тыс. руб. В основном на размер прибыли повлиял рост себестоимости услуг почтовой связи, который выше общей себестоимости на 229 тыс. руб. Рост балансовой прибыли выше роста прибыли от продаж за счет увеличения операционных доходов. Рост чистой прибыли выше роста балансовой прибыли за счет снижения размеров налоговых платежей. Рентабельность предприятия увеличилась на 19,3%.
Не смотря на то, что общие финансовые результаты деятельности предприятия за отчетный год улучшилась, необходимо произвести анализ финансового состояния в целях выявления недостатков в управлении предприятием и разработке мероприятий по устранению последних. Рассмотрение финансового состояния предприятия продолжается с динамики и структуры пассива баланса Переясловского почтамта.
Финансовое состояние предприятия, его устойчивость во многом зависит от оптимальности структуры источников капитала (соотношения собственных и заемных средств) и от оптимальности структуры активов предприятия и в первую очередь от соотношения основного и оборотного капитала.
Таблица 2.2 - Структура источников Переясловского почтамта за 2004 год
Показатель | Сумма, тыс. руб. | Структура капитала (%) | ||||
На начало года | На конец года | Изменения | На начало года | На конец года | Изменения | |
Собственный капитал | 1435 | 2033 | +598 | 7,9 | 11,5 | +3,6 |
Заемный капитал | 16713 | 15690 | +1023 | 92,1 | 88,5 | -3,6 |
Итого | 18148 | 17723 | -425 | 100,0 | 100,0 | - |
На данном предприятии за 2004 год общая сумма собственного и заемного капитала уменьшилась на 425 тыс. руб. (рисунок 2.3).
При этом доля собственного капитала увеличилась, а заемного снизилась, что свидетельствует о снижении степени финансовой зависимости от кредиторов.
Проанализировав наличие капитала за последние два года, выяснили, что тенденция к снижению началась с 2003 года.
Однако
необходимо более детально изучить
состав собственного и заемного капитала,
выяснить причины изменения отдельных
его слагаемых (таблица 2.3).
Рисунок
2.3-Динамика и структура источников
Переясловского почтамта за 2004 год, тыс.
руб
Таблица
2.3 - Динамика структуры собственного и
заемного капитала Переясловского почтамта
Источники капитала | Наличие средств, тыс. руб. | Структура средств (%) | ||||
На начало года | На конец года | Изменения | На начало года | На конец года | Изменения | |
Добавочный капитал | 625 | 625 | - | 43,6 | 44,4 | +0,8 |
Нераспределенная прибыль | 810 | 1408 | +598 | 56,4 | 55,6 | -0,8 |
итого | 1435 | 2033 | +598 | 100,0 | 100,0 | - |
Краткосрочные обязательства в т.ч. | 16713 | 15690 | -1023 | 100,0 | 100,0 | - |
Кредиторская задолженность | 991 | 731 | -260 | 5,9 | 4,7 | -1,2 |
Расходы будущих периодов | 386 | 444 | +58 | 2,3 | 2,8 | +0,5 |
Прочие обязательства | 15336 | 14515 | -821 | 91,8 | 92,5 | +0,7 |
Итого | 16713 | 15690 | -1023 | 100,0 | 100,0 | - |