Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 09:23, дипломная работа
Цель дипломного проекта: разработка мероприятий повышения эффективности деятельности предприятия.
При этом необходимо решить следующие задачи:
- исследование финансового состояния Переясловского почтамта;
- установление основных факторов, влияющих на изменение финансового состояния предприятия;
- изучить методы, приемы и способы экономического анализа, и показатели, определяющие финансовое состояние предприятия;
- прогноз основных тенденций изменения финансового состояния предприятия.
- разработать конкретные мероприятия, направленные на привлечение дополнительных финансовых ресурсов с целью укрепления финансового состояния предприятия.
Введение 7
1 Пути повышения эффективности 10
1.1 Теоретические основы повышения эффективности 10
1.2 Методы повышения эффективности 19
2 Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия 25
2.1 Выявление проблем финансово-хозяйственной деятельности 25
2.2 Определение показателей, влияющих на эффективность 37
3 Технико-экономическое обоснование путей повышения эффективности 45
3.1 Анализ выявленных недостатков финансово-хозяйственной деятельности 45
3.2 Техническое обоснование 63
3.3 Финансово-экономическое обоснование 66
4 Требования к повышению эффективности работы оператора почтовой связи 74
Заключение 79
Список использованных источников 81
Приложение А 83
Приложение Б 84
Приложение В 85
Приложение Г 86
Приложение Д 87
Приложение Е 88
Приложение Ж 89
В отраслях инфраструктуры, к числу которых относится связь, вопросы эффективности принято рассматривать в двух аспектах. Первый из них отражает внутриотраслевую эффективность, то есть результативность деятельности отдельных хозяйствующих субъектов и всей их совокупности по использованию производственного потенциала, используемого производителями для создания соответствующих услуг. Он характеризуется показателями использования различных видов затрат и ресурсов.
Для инфраструктуры отраслей, обеспечивающих общие условия производства и жизнедеятельности общества, характерно появление большей части эффекта в сопряженных отраслях, у потребителей услуг, что обуславливает необходимость рассмотрения второго аспекта эффективности – внеотраслевой или народнохозяйственной. Этот эффект может быть как прямым, так и косвенным. Прямой эффект выражается вкладом отрасли в валовой внутренний продукт, национальный доход, налоговыми отчислениями в бюджеты всех уровней, а также во внебюджетные фонды, предназначенные для решения социальных задач общества.
Косвенный социально-экономический эффект применения и развития телекоммуникационного сектора значительно весомее прямого. При его оценке следует исходить из роли связи в жизни современного общества. В условиях рыночных отношений в повышении эффективности общественного производства и решении социальных задач существенно возрастает роль информации и связи как транспортной системы для ее передачи. Телекоммуникации обеспечивают оперативное управление общественными и производственными процессами, активизируют деловые контакты, координируют рыночные связи, расширяют возможности общения людей, создают чувство стабильности и безопасности. Использование средств связи повышает информированность и коммуникабельность общества, профессиональный, образовательный и культурный уровень людей, сокращает нерациональные поездки и транспортную усталость, экономит рабочее время и увеличивает фонд свободного времени. Косвенный эффект является как бы «диффузным», проникающим во все сферы производственной, общественной и личной жизни людей.
Наряду с оценкой прямого и косвенного социально-экономического эффекта, следует также учитывать ущерб, который может быть нанесен потребителям и обществу в целом от деятельности или недостаточного развития средств связи. Здесь речь идет о потерях рабочего времени связистов из-за профессиональных заболеваниях, компенсации затрат на оплату больничных листов по этой причине, ликвидации вредных воздействий средств связи на окружающую среду и так далее. Кроме того, из-за недостаточного развития телекоммуникаций потребители несут потери времени и денежных средств. Эквивалентные потенциальному эффекту, который они могли бы получить при требуемом уровне развития.
К системе показателей эффективности предъявляются следующие требования:
1) показатели должны охватывать процессы на всех стадиях жизненного цикла товара;
2) показатели должны формироваться на перспективу, минимум на 3-5 лет, на основе ретроспективного анализа деятельности предприятия;
3) показатели должны опираться на важнейшие показатели конкурентоспособности конкретных товаров и услуг на конкретных рынках за конкретный период;
4) важнейшие показатели должны быть выражены абсолютными, относительными и удельными величинами (например, прибыль, рентабельность);
5) показатели должны быть состыкованы со всеми разделами плана;
6) показатели должны отражать все аспекты финансовой деятельности предприятия (доходы, расходы, ликвидность средств и т.д.);
7) проектирование окончательных показателей должно осуществляться на основе многовариантных расчетов с определением риска и устойчивости финансовой деятельности, с использованием достаточного и качественного объема информации, характеризующей технические, организационные, экологические, экономические и социальные аспекты деятельности предприятия.
Деятельность любой фирмы целенаправленна, то есть предполагается, что будет получен определенный результат, зависящий от ресурсов, находящихся в распоряжение предприятия, степени учета факторов риска, состояния внешней и внутренней среды фирмы, условий во внешней среде [5].
Ресурсы предприятия |
| Учет риска |
| Влияние внешней среды |
| Влияние внутренней среды |
| ||||||
Результат деятельности предприятия |
Рисунок 1.1- Влияние различных факторов на результат деятельности предприятия
В результате влияния множества факторов социально-экономического и политического характера возникают проблемные ситуации, когда полученные результаты отличаются от ожидаемых.
В связи с этим возникает ряд вопросов, решение которых без анализа просто невозможно: причины сложившейся ситуации, выбор среди множества альтернатив, целесообразное использование ресурсов фирмы.
В качестве показателей эффективности функционирования предприятия применяют значения рентабельности продаж, капитала, активов, продукции, а также оборачиваемости капиталов, ликвидности. Каждый показатель выполняет свою роль. К единому интегральному показателю их привести довольно трудно. В связи с этим на стадии стратегического маркетинга предлагается прогнозировать и нормировать абсолютные и относительные значения использования важнейших ресурсов – основного и оборотного капитала, трудовых ресурсов. А на стадии тактического маркетинга должен рассчитываться интегральный коэффициент эффективности использования ресурсов на предприятии за анализируемый период
где а1, а2, а3 – весомость соответствующих видов ресурсов в себестоимости продукции;
Ктр, Косн, Коб – коэффициенты использования трудовых ресурсов, основного, оборотного капитала соответственно.
На эффективность и конкурентоспособность, прежде всего, оказывают влияние три фактора: себестоимость, качество товара, затраты потребителя. Ориентация любой деятельности на потребителя требует уточнения приоритетов:
- сначала нужно повышать качество товара, услуг;
-потом снижать затраты потребителя (прежде всего за счет высокого качества услуг, товара и условий их применения);
-в последнюю очередь нужно снижать себестоимость товара.
Чтобы одновременно повышать качество и снижать затраты, нужно применять современные научные подходы и методы (функционально-стоимостной анализ, прогнозирование, моделирование, оптимизация и другое) [6].
Для примера рассчитаем интегральный показатель эффективности использования ресурсов на Переясловском почтамте за 2004 год по формуле (1.1).
Таблица 1.2-Исходные данные для расчета
Показатель | Условное обозначение | Нормативное значение | Фактическое значение |
Выручка, тыс. руб. | V | 15450 | 13890 |
Балансовая прибыль, тыс. руб. | Пб | 910 | 735 |
Фонд оплаты труда, тыс. руб. | Фr | 7540 | 7361 |
Среднегодовая численность персонала, чел | Ч | 220 | 215 |
Среднегодовая стоимость нематериальных активов, тыс. руб. | Ан | 50 | 45 |
Средний остаток оборотного капитала, тыс. руб. | Оср | 990 | 1017 |
Себестоимость продукции, тыс. руб. | С | 15150 | 13133 |
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб. | Фср | 1001 | 1016 |
Доля материальных затрат в себестоимости | а3 | 0,27 | 0,27 |
Доля ФОТ в себестоимости | а1 | 0,63 | 0,61 |
Доля амортизации в себестоимости | а2 | 0,1 | 0,12 |
Выполним расчет на основе данных таблицы:
Птн = (Фr + Пб): Ч = (7540 + 910):220 = 38,5 (тыс. руб.)
Птф = (7361 + 735):215 = 37,65 (тыс. руб.)
Fн = V :(Фср + Ан) = 15450 :(1001 + 50) = 14,7 (тыс. руб.)
Fф = 13890 :(1017 + 45) = 13,08 (тыс. руб.)
Осн = V:Оср = 15450:990 = 15,6 (раз)
Осф = 13890:1017 = 13,65 (раз)
Ктр = 37,65:38,5 = 0,97
Косн = 13,08:14,7 = 0,88
Коб = 13,65:15,6 = 0,87
Jэн = 0,63 · Ктр + 0,1 · Косн + 0,27 · Коб → 1
Jэф = 0,61 · 0,97 + 0,12 · 0,88 + 0,27 · 0,87 = 0,59 + 0,11 + 0,23 = 0,93.
Расчеты показывают, что нормативы эффективности использования ресурсов, установленные на стадии стратегического маркетинга, не выполняются на 7%.
1.2 Методы повышения эффективности
Метод анализа хозяйственной деятельности предприятия – это системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными приемами системы показателей плана, учета, отчетности и других источников информации с целью повышения эффективности функционирования предприятия.
На практике при оценке деятельности предприятия применяются 6 основных методов: горизонтальный, вертикальный, трендовый, сравнительный, анализ относительных коэффициентов, факторный.
Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом.
Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.
Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденции динамики показателя. С помощью тренда ведут перспективный прогнозный анализ.
Анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности по отдельным показателям фирмы, определение взаимосвязи показателей.
Сравнительный анализ – это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям предприятия, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данного предприятия с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными. Сравнение – аналитический прием, позволяющий выявить взаимосвязь экономических явлений, их развитие и степень достижения эффективности в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда анализ дробят на составные части, так и обратным, когда составляют баланс отклонений и на стадии обобщения суммируют все выявленные отклонения, фактического показателя от базисного за счет отдельных факторов. Основными задачами факторного анализа является отбор факторов для анализа исследуемых показателей; классификация и систематизация их с целью обеспечения системного подхода; моделирование взаимосвязей между результативными и факторными показателями; расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя; работа с факторной моделью [1].
Одним из способов определения величины влияния отдельных факторов на прирост результативных показателей является способ цепных подстановок. Сущность этого способа заключается в последовательной замене плановой (базисной) величины каждого фактора величиной фактической. После каждой замены новый результат сравнивают с прежним. Метод цепных подстановок достаточно глубоко разработан в теории экономического анализа и широко применяется на практике. Метод применим в тех случаях, когда зависимость между факторами имеет строго функциональный характер.
Широкое применение при обработке информации в анализе хозяйственной деятельности находит и графическое отображение информации. Графики представляют собой масштабное изображение показателей, чисел с помощью геометрических знаков (линий, прямоугольников, кругов) или условно-художественных фигур. Они имеют большое иллюстративное значение. Благодаря ним изучаемый материал становится более доходчивым и понятным. Основные формы графиков – диаграммы. Велико и их аналитическое значение. В отличие от таблицы график дает обобщающий рисунок положения или развития изучаемого явления, позволяет зрительно заметить те закономерности, которые содержит числовая информация. На графике более выразительно проявляются тенденции и связи изучаемых показателей [4].
Финансовые результаты работы предприятия описываются системой показателей, которые рассчитаны во второй главе нашей работы.
Они включают:
1) абсолютные показатели прибыли:
- балансовая прибыль;
- прибыль от реализации продукции;
- чистая прибыль;
2) относительные показатели рентабельности:
- коэффициент рентабельности продукции;
- коэффициент рентабельности капитала;
3) коэффициенты платежеспособности:
- коэффициент автономии;
- коэффициент соотношения собственных и заемных средств;
4) коэффициенты деловой активности:
- коэффициент общей оборачиваемости средств;
- коэффициент оборачиваемости оборотных средств;
- коэффициент оборачиваемости собственных средств;
5) коэффициенты финансовой устойчивости:
- коэффициент обеспеченности собственными средствами;
- коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными оборот ными средствами;
- коэффициент маневренности;
6) коэффициенты ликвидности:
- коэффициент текущей ликвидности;
- коэффициент быстрой ликвидности.