Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 18:32, курсовая работа
Потребность в транспорте определяется объемом перевозок грузов для всех отраслей сельскохозяйственного производства, промышленных и обслуживающих производств, строительства и т.д. Состав грузов различный: ГСМ, удобрения и ядохимикаты, продукция животноводства и растениеводства, строительные материалы и т.д. Затраты на транспортные работы в различных отраслях как сельского хозяйства, так и промышленных производств достигают 40% и более всех издержек производства. В общем объеме транспортных работ основная доля падает на перевозки грузовым автотранспортом.
Введение
3
Теоретические аспекты анализа использования грузового автотранспорта
6
Экономико – финансовая характеристика организации ЧУП «Таль - Агро»
14
Анализ работы грузового автотранспорта.
28
Анализ наличия и состава грузового автотранспорта.
28
Анализ использования грузового автотранспорта.
32
Анализ затрат на содержание и эксплуатацию грузового автотранспорта.
36
Резервы увеличения грузооборота и снижения затрат на содержание и эксплуатацию грузового автотранспорта.
45
Заключение
49
Список использованной литературы
Из данных таблицы 3.3. видно, что наибольший удельный вес в структуре занимает дизельное топливо, на протяжении изучаемого периода наблюдается уменьшение количества грузовых автомобилей, используемых бензин. Возрастает количество машин, используемых дизельное топливо.
Следующим этапом анализа состава и структуры грузового автотранспорта будет анализ грузового автотранспорта по срокам службы.
Таблица 3.4. Состав и структура автотранспорта по времени пребывания в эксплуатации
Показатели |
2008 |
2009 |
2010 | |||
шт. |
% |
шт. |
% |
шт. |
% | |
Автомобильные транспортные средства, пребывающие с момента выпуска организацией-изготовителем, всего |
14 |
100 |
15 |
100 |
15 |
100 |
до 3-х лет |
- |
- |
1 |
7 |
1 |
6 |
свыше 5 лет до 8 лет |
5 |
36 |
5 |
33 |
4 |
27 |
свыше 8 лет до 10 лет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
свыше 10 лет до 13 лет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
свыше 13 лет |
9 |
64 |
9 |
60 |
10 |
67 |
Данные таблицы 3.4 свидетельствуют о том, что количество автомобильных транспортных средств сроком эксплуатации свыше 13 увеличилось, наименьший удельный вес занимают грузовые машины сроком эксплуатации до 3-х лет, следовательно, в ЧУП «Таль-Агро» необходимо обновлять парк грузовых автомобилей. Наибольший удельный вес в 2008 г. в структуре автотранспорта по времени пребывания в эксплуатации занимали машины свыше13 лет (64 %), в 2009 – 60% и 2010 гг. – свыше 13 лет 67%.
В таблице 3.5. рассмотрим обеспеченность автомобильных транспортных средств водителями.
Таблица 3.5. Обеспеченность автомобилей водителями
Показатели |
2008 |
2009 |
2010 |
2010 г. в % к 2008 |
Грузовые автомобили, всего |
14 |
15 |
15 |
107 |
Водители грузовых автомобилей, всего |
12 |
12 |
12 |
100 |
Приходится водителей на 100 грузовых автомобилей |
86 |
80 |
80 |
93 |
Из данных таблицы 3.5 видно, что за анализируемый период не наблюдается снижение численности водителей.
3.2. Анализ использования грузового автотранспорта
Сельскохозяйственные организации имеют большой парк грузовых автомобилей, с помощью которого перевозится основная часть грузов. От того, насколько эффективно он используется, зависит себестоимость перевозок.
Для оценки
работы грузового автотранспорта применяется
целая система частных и
Рассмотрим показатели объема выполненных работ грузовым автотранспортом в таблице 3.6.
Таблица 3.6. Динамика объема выполненных работ
грузовым автотранспортом
Показатели |
2008 |
2009 |
2010 |
2010 г. в % к 2008 |
Объем грузооборота, тыс. т км |
409,8 |
451,8 |
430,2 |
105,5 |
Объем перевезенных грузов, тыс. т |
23,2 |
44,0 |
25 |
107,7 |
По данным таблицы 3.6. видно, что за исследуемый период объем выполненных работ автотранспортом увеличился. Так, объем грузооборота возрос на 5,5 % или 20,4 тыс.т км, а объем перевезенных грузов – на 7,7 % или 1,8 тыс. т.
Анализ
использования грузового
Таблица 3.7. Показатели использования грузового автотранспорта
Показатели |
2008 |
2009 |
2010 |
2010 г. в % к 2008 |
Отработано одной машиной за год, дней |
164 |
168 |
176 |
107,3 |
Коэффициент технической готовности |
0,89 |
0,85 |
0,87 |
97,7 |
Коэффициент использования машин в работе |
0,6 |
0,61 |
0,62 |
103,3 |
Коэффициент использования рабочего времени |
0,70 |
0,69 |
0,66 |
94,3 |
Коэффициент использования пробега |
0,34 |
0,34 |
0,38 |
111,8 |
Средняя загруженность машины,т |
5,0 |
5,0 |
4,8 |
96,0 |
Коэффициент использования грузоподъемности машин |
1,0 |
1,1 |
1,0 |
100,0 |
Средняя техническая скорость движения, км/ч |
45,0 |
45,5 |
42,1 |
93,6 |
Среднее расстояние перевозки грузов, км |
17,6 |
10,3 |
17,2 |
97,7 |
Выработка на один автомобиле тонно-день нахождения в хозяйстве, т/км |
4,1 |
4,7 |
3,7 |
90,2 |
Из данных таблицы 3.7. следует, что количество отработанных одной машиной дней увеличилось, а коэффициент технической готовности машин уменьшился. Это объясняется снижением сверхплановых простоев машин из-за технической неисправности, длительного нахождения в ремонте.
Чтобы определить неиспользованные резервы увеличения объема грузооборота, необходимо провести факторный анализ этого показателя. известно, что объем грузооборота (V) зависит от среднегодового количества машин (М), количества отработанных дней в среднем одной машиной за год (Д), средней продолжительности рабочего дня(П), коэффициента использования рабочего времени (Кр), среднетехнической скорости движения (СК), коэффициента использования пробега (Кп), средней грузоподъемности машины (Т) и коэффициента использования грузоподъемности машин (Кгр).
Детерминированная модель факторной системы объема грузооборота имеет следующий вид:
V = М·Д·П·Кр·СК·Кп·Т·Кгр
Расчет влияния этих факторов на объем грузооборота можно выполнить с помощью одного из приемов детерминированного факторного анализа.
Таблица 3.8. Влияние факторов на изменение объема грузооборота в 2010 году по сравнению с 2008 годом
Показатели |
Изменение |
Изменение количества машин |
18,8 |
Изменение количества отработанных дней одним автомобилем за год |
22,4 |
Изменение продолжительности рабочего дня |
- |
Изменение коэффициента использования рабочего времени |
-21,4 |
Изменение скорости движения автомобиля |
-103,4 |
Изменение коэффициента использования пробега |
43,3 |
Изменение грузоподъемности машин |
61,7 |
Изменение коэффициента использования грузоподъемности |
-43,0 |
Изменение общее |
-21,6 |
Таким образом, из таблицы 3.8 следует, что среднегодовая выработка одного автомобиля в 2010 году по сравнению с 2008 годом уменьшилась на 21,6 тыс. т км, в том числе за счет уменьшения коэффициента использования рабочего времени, скорости движения автомобиля, коэффициента использования грузоподъемности машин.
3.3. Анализ затрат на содержание и эксплуатацию грузового
автотранспорта
Грузовой автотранспорт – основное средство перевозки грузов для обеспечения производственных нужд предприятий. Стоимость автоперевозок составляет значительный удельный вес в себестоимости продукции.
Основным обобщающим показателем эффективности использования грузового автотранспорта на современном этапе является себестоимость одного тонно-километра, которая характеризует экономичность выполнения работ и отражает производительность работы автотранспорта. От ее уровня во многом зависят финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных предприятий. Поэтому поиск резервов ее снижения имеет большое значение.
Исследование себестоимости услуг грузового автотранспорта проведем в таблице 3.9.
Таблица 3.9. Динамика себестоимости 1 т км грузового автотранспорта
Показатели |
2008 |
2009 |
2010 |
Коэффициент роста 2010 г. к 2008 |
Затраты на содержание и эксплуатацию 1 грузового автомобиля, тыс. руб. |
111473,1 |
128040 |
174611 |
1,6 |
Среднегодовая выработка 1 грузового автомобиля, тыс. т км |
16,4 |
18,8 |
17,2 |
1,1 |
Себестоимость 1 т км |
272,0 |
283,4 |
406,0 |
1,5 |
Результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что за данный период произошло увеличение затрат на содержание и эксплуатацию одного грузового автомобиля в 1,5 раза, среднегодовая выработка возросла в 1,1 раза. Как видим, эксплуатационные затраты растут более быстрыми темпами по сравнению со среднегодовой выработкой, что повлияло на увеличение себестоимости 1 тонно-километра в 1,4 раза. Следовательно, себестоимость тонно-километра в большей степени зависит от суммы затрат и чем экономнее будут использоваться средства на содержание и эксплуатацию грузовых автомобилей, тем ниже себестоимость перевозок при прочих равных условиях.
Затем необходимо
изучить причины изменения
Рассмотрим состав и структуру статей затрат на содержание и эксплуатацию одного грузового автомобиля в таблице 3.10.
Данные таблицы 3.10. показывают, что наибольший удельный вес в составе затрат на содержание и эксплуатацию одного грузового автомобиля в ЧУП «Таль-Агро» за 2010 год занимает статья «Работы и услуги» - 35,8 %, что на 2,8 п.п. выше, чем в 2009 году. При этом также необходимо отметить, что наблюдается увеличение по статье «Расходы на оплату труда» - 19,1 %, что на 2,2 п.п. выше, чем в 2009 году. Наименьший удельный вес занимает статья «Техническое обслуживание» – 1,2 %.
Таблица 3.10. Состав и структура статей затрат на содержание и эксплуатацию 1 грузового автомобиля
Статьи и элементы затрат |
2008 |
2009 |
2010 |
Коэффициенты роста | ||||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
2010/2009 |
2009/ 2008 | |
Расходы на оплату труда |
11481,7 |
10,3 |
15470 |
9,1 |
33296 |
19,1 |
2,2 |
1,3 |
Отчисления на социальные нужды |
8694,9 |
7,8 |
10030 |
5,9 |
9989 |
5,7 |
1,0 |
1,2 |
Сырье и материалы |
26084,7 |
23,4 |
51170 |
30,1 |
28180 |
16,1 |
0,6 |
1,9 |
Работы и слуги |
15271,8 |
13,7 |
22610 |
13,3 |
62442 |
35,8 |
2,8 |
1,5 |
Амортизация |
19842,2 |
17,8 |
29750 |
17,5 |
22075 |
12,6 |
0,7 |
1,5 |
Ремонт |
11035,8 |
9,9 |
18020 |
10,6 |
7201 |
4,1 |
0,4 |
1,6 |
Техническое облуживание |
8694,9 |
7,8 |
12070 |
7,1 |
2160 |
1,2 |
0,2 |
1,4 |
Затраты по организации производства и управлению |
10367 |
9,3 |
12070 |
6,4 |
2160 |
5,3 |
0,2 |
1,4 |
Всего |
111473,1 |
100 |
128040 |
100 |
174611 |
100 |
8,2 |
11,4 |