Финансовое состояние предприятия и его оценка

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:00, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы состоит в оценке и анализе финансового состояния предприятия и выявлении направлений, по которым необходимо вести работу по его улучшению.
Основными задачами, поставленными при написании выпускной квалификационной работы, являются:
– выявление экономической сущности, цели и задачи оценки финансового состояния предприятия;
– рассмотрение методов и методик оценки финансового состояния;
– изучение методик определения несостоятельности (банкротства);
– изучение технико-экономической характеристики ООО «Маркет-Сервис»;
– анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия;
– анализ финансовых результатов деятельности и деловой активности предприятия;
– разработать рекомендации по совершенствованию оценки финансового состояния ООО «Маркет-Сервис»;
– разработать мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия;
– определить экономическую эффективность предложенных мероприятий.
Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Маркет – Сервис».
Предмет исследования – оценка и анализ финансового состояния ООО «Маркет – Сервис».

Содержание

Введение
1. Теоретические основы оценки финансового состояния предприятия
1.1 Экономическая сущность, цели и задачи оценки финансового состояния предприятия
1.2 Методики оценки финансового состояния
1.3 Модели прогнозирования банкротства
2. Анализ оценки финансового состояния ООО «Маркет-сервис»
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия
2.3 Анализ финансовых результатов деятельности и деловой активности предприятия
3. Предложения по совершенствованию оценки финансового состояния ООО «Маркет-сервис»
3.1 Рекомендации по совершенствованию оценки финансового состояния ООО «Маркет-Сервис» с использованием математических методов
3.2 Мероприятия по улучшению финансового состояния ООО «Маркет-Сервис»
3.3 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий
Список источников

Работа содержит 1 файл

диплом джан.docx

— 280.00 Кб (Скачать)

Трендовый анализ является разновидностью горизонтального анализа, он используется в тех случаях, когда  сравнение показателей производится более чем за три года. При этом долгосрочные сравнения обычно проводятся с использованием индексов. Каждая позиция отчетности сравнивается с  рядом предыдущих периодов для определения  тренда. Тренд – основная тенденция  показателя. Расчет серии индексных  чисел требует выбора базисного  года для всех показателей.

Поскольку базисный год будет  выступать основой для всех сравнений, лучше всего выбрать год, который  в смысле предпринимательских условий  является самым нормальным или типичным. При использовании индексных  чисел процентные изменения могут  трактоваться только в сравнении  с базисным годом. Этот вид анализа  носит характер перспективного прогнозного  анализа, используется в тех случаях, когда необходимо составить прогноз  по отдельным финансовым показателям  или по финансовому состоянию  предприятия в целом.

Метод финансовых коэффициентов  основан на существовании определенных соотношений между отдельными статьями отчетности. Коэффициенты позволяют  определить круг сведений, который  важен для пользователей информации о финансовом состоянии предприятия  с точки зрения принятия решений. Большим преимуществом коэффициентов  является то, что они сглаживают негативное влияние инфляции, которая существенно искажает абсолютные показатели финансовой отчетности, тем самым, затрудняет их сопоставление в динамике.

Сравнительный анализ применяется  для проведения внутрихозяйственных  и межхозяйственных сравнений по отдельным финансовым показателям. Его цель заключается в выявлении  сходства и различий однородных объектов. С помощью сравнения устанавливаются  изменения в уровне экономических  показателей, изучаются тенденции  и закономерности их развития, измеряется влияние отдельных факторов, осуществляются расчеты для принятия решений, выявляются резервы и перспективы развития.

Факторный анализ применяется  для изучения и измерения воздействия  факторов на величину результативного  показателя. Факторный анализ может  быть прямым, когда результативный показатель расчленяется на составные  части, и обратным, когда отдельные  элементы соединяются в общий  результативный показатель.

Факторный анализ может быть одноступенчатым, когда для анализа  используются факторы только одного уровня и многоступенчатым, когда  производится детализация факторов на составные элементы для изучения их поведения.

Факторный анализ может быть ретроспективным, когда изучаются  причины изменения результативных показателей за прошлые периоды, и перспективным, когда исследуют  поведение факторов и их воздействие  на результативные показатели в будущем.

Факторный анализ может быть статическим, для изучения влияния  факторов на результативные показатели на определенную дату, и динамическим, когда причинно-следственные связи  изучаются в динамике.

Одним из важных инструментов финансового анализа является расчет потока денежных средств. Представленный в форме годового финансового  прогноза, он показывает ожидаемое  ежемесячное получение денежных средств и совершение ежемесячных  платежей в погашение долга. Такой  расчет позволяет оценить пик  потребности предприятия в дополнительных средствах и его способность  заработать достаточно денежных средств для погашения краткосрочной задолженности в течение операционного цикла [13, с. 369–381].

К специфическим методам  анализа можно отнести:

1) анализ текущих инвестиций, который позволяет оценить влияние  роста продаж на потребность  в финансировании и способность  предприятия увеличивать реализацию;

2) анализ устойчивого  роста, который помогает определить  способность предприятия расширять  продажи без изменения доли  заимствованных средств;

3) анализ чувствительности, который использует однотипные  сценарии для выявления наиболее  уязвимых мест предприятия;

4) отраслевой фактор, который  учитывает непостоянство потоков  наличности предприятия – заемщика  в сравнении с движением средств других предприятий данной отрасли.

Эти методы имеют большое  значение для углубления финансового  анализа и оценки потенциала роста  предприятия.

Использование всех методов  финансового анализа позволяет  более точно оценить финансовую ситуацию, сложившуюся на предприятии, спрогнозировать ее на перспективу  и принять более обоснованное управленческое решение [17, с. 44–45].

1.2 Методики оценки  финансового состояния

В последнее время заметно  возросло качество проведения анализа  финансового состояния предприятия. Уже не является редкостью грамотно подготовленная аналитическая записка, всесторонне характеризующая деятельность предприятия, определяющая основные его  проблемы и возможные способы  их решения. Большинство существующих в настоящее время методик  анализа деятельности предприятия, его финансового состояния повторяют  и дополняют друг друга, они могут  быть использованы комплексно или раздельно  в зависимости от конкретных целей  и задач анализа, информационной базы, имеющейся в распоряжении аналитика.

В начале 90-х годов широко использовалась методика, предлагаемая В.Ф. Палием. Однако на сегодняшний день эта методика не удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к анализу.

Во-первых, с 1992 года, существенно  изменилась информационная основа анализа, так как изменена форма баланса.

Во-вторых, нормативная база, заложенная в методике В.Ф. Палия, уже не удовлетворяет новым экономическим условиям и, прежде всего высоким темпам инфляции.

В-третьих, она слабо формализована  и в недостаточной степени  удобна для компьютерной обработки, имеет негибкий характер [8, с. 189–205].

В настоящее время широкое  распространение получили методики: Шеремета А.Д., Ковалева В.В., Сайфулина Р.С., Негашева Е.В., Савицкой Г.В, Ефимовой О.В. и другие. В целом они представляют собой дальнейшее развитие предыдущих методик:

1) имеют более формализованный,  алгоритмизированный, структурированный  характер и в большей степени  приспособлены к компьютеризации  всех расчетов;

2) в них применяется  несколько иная нормативная база  при оценке платежеспособности (ликвидности)  предприятия;

3) ориентирована на широкий круг пользователей;

4) частично применяется  зарубежный опыт оценки финансового  состояния;

5) используется модель  взаимосвязанных различных финансовых  коэффициентов, что позволяет  при наличии динамики различных  финансовых показателей (факторов) исследовать характер изменения  результирующего показателя;

6) более подробно рассмотрен  анализ балансовой прибыли, и  прибыли от реализации продукции;

7) кроме анализа финансового  состояния рассматривается методика  анализа деловой активности [24, с. 258–273].

Анализ финансового состояния  предприятия по данным бухгалтерской  отчетности может быть выполнен с  различной степенью детализации, которая  зависит от поставленных целей, а  также различных факторов информационного, временного, методического и технического обеспечения. Логика аналитической  работы предполагает проведение анализа  финансового состояния предприятия  в виде:

– экспресс – анализ финансового состояния;

– детализированный анализ финансового состояния.

Целью экспресс-анализа является наглядная и простая оценка финансового  благополучия и динамики развития хозяйствующего субъекта. В.В. Ковалев считает, что экспресс-анализ целесообразно выполнять в три этапа: подготовительный этап, предварительный обзор финансовой отчётности, экономическое чтение и анализ отчётности [10, с. 167–193].

Цель первого этапа  – принять решение о целесообразности анализа финансовой отчётности и  убедиться в её готовности к чтению. Здесь проводится визуальная и простейшая счётная проверка отчётности по формальным признакам и по существу: определяется наличие всех необходимых форм и  приложений, реквизитов и подписей, проверяется правильность и ясность  всех отчётных форм; проверяются валюта баланса и все промежуточные  итоги.

Цель второго этапа  – ознакомление с пояснительной  запиской к балансу. Это необходимо для того, чтобы оценить условия  работы в отчетном периоде, определить тенденции основных показателей  деятельности, а также качественные изменения в имущественном и  финансовом положении хозяйствующего субъекта.

Третий этап – основной в экспресс-анализе; его цель –  обобщённая оценка результатов хозяйственной  деятельности и финансового состояния  объекта. Такой анализ проводится с  той или иной степенью детализации  в интересах различных пользователей.

В.В. Ковалев предлагает проводить экспресс – анализ финансового состояния по выше изложенной методике. Экспресс-анализ может завершаться выводом о целесообразности или необходимости более углубленного и детального анализа финансовых результатов и финансового положения [10, с. 238–255].

Цель детализированного  анализа финансового состояния  – более подробная характеристика имущественного и финансового положения  хозяйствующего субъекта, результатов  его деятельности в истекающем отчётном периоде, а также возможностей развития субъекта на перспективу. Он конкретизирует, дополняет и расширяет отдельные  процедуры экспресс-анализа. При  этом степень детализации зависит  от желания аналитика.

В.В. Ковалев предлагает следующую программу углубленного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия:

1. Предварительный обзор  экономического и финансового  положения субъекта хозяйствования:

– характеристика общей направленности финансово-хозяйственной деятельности;

– выявление «больных» статей отчётности.

2. Оценка и анализ экономического  потенциала субъекта хозяйствования:

– оценка имущественного положения;

– построение аналитического баланса-нетто;

– вертикальный анализ баланса;

– горизонтальный анализ баланса;

– анализ качественных сдвигов в имущественном положении;

– оценка финансового положения;

– оценка ликвидности;

– оценка финансовой устойчивости.

3. Оценка и анализ результативности  финансово-хозяйственной деятельности  субъекта хозяйствования: оценка  основной деятельности [10, с. 372–390].

Методика проведения анализа  финансового состояния, предлагаемая Шереметом А.Д., Сайфулиным Р.С., Негашиным Е.В. предназначена для обеспечения управления финансовым состоянием предприятия и оценки финансовой устойчивости его деловых партнеров в условиях рыночной экономики.

Методика включает следующие  блоки анализа: общая оценка финансового  состояния и его изменения  за отчетный период, анализ финансовой устойчивости предприятия, анализ ликвидности  баланса, анализ деловой активности и платежеспособности предприятия. Показатели финансовой устойчивости и  деловой активности представлены в  приложении 7 и 8. Оценка финансового  состояния и его изменений  за период по сравнительному аналитическому балансу, а также анализ показателей  финансовой устойчивости составляют исходный пункт, из которого должен развиваться  заключительный блок анализа финансового  состояния [25, с. 73–96].

А.Д. Шеремет также предлагает проводить в рамках анализа финансового состояния предприятия комплексную рейтинговую оценку предприятий. Составными элементами методики комплексной сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния предприятия являются:

– сбор и аналитическая обработка исходной информации за оцениваемый период времени;

– обоснование системы показателей, используемых для рейтинговой оценки финансового состояния, рентабельности и деловой активности предприятия, расчет итогового показателя рейтинговой оценки;

– классификация (ранжирование) предприятия по рейтингу.

Исходные показатели для  рейтинговой оценки объединены в 4 группы (убыточные предприятия в данной системе не рассматриваются).

В первую очередь включены наиболее обобщенные и важные показатели оценки рентабельности хозяйственной  деятельности предприятия. В общем  случае показатели рентабельности предприятия  представляют собой отношение прибыли  к тем или иным средствам (имуществу) предприятия, участвующим в получении  прибыли. Здесь полагается, что наиболее важным для сравнительной оценки являются показатели рентабельности, исчисленные по отношению чистой прибыли ко всему имуществу или  к величине собственных средств предприятия.

Во вторую группу включены показатели оценки эффективности управления предприятием. Эффективность определяется отношением прибыли ко всему обороту (всей реализации) предприятия или  только к выручке от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную  стоимость.

Информация о работе Финансовое состояние предприятия и его оценка